СУББОТА, 27 АВГУСТА 2016 ГОДА

Восемь граней Нурсултана. Грань 8

Автор: Азамат Нурымов 443 19-08-2016, 00:10

Надо помнить о прошлом – о том лучшем  и славном, что осталось у нас в невозвратном теперь уже и недостижимом далеке, где хранят номада аруахи. Но куда важнее умение смотреть в будущее, ловить его зов и, быть может, внутренним зрением предощущать реалии еще не наступившей жизни. Это тоже талант, доступный не каждому. Талант и великое счастье – почувствовать себя зодчим грядущих дней. Увидеть неясные контуры бытия, таящиеся за горизонтом, предчувствовать их и сделать все возможное, чтобы они – хотя бы отчасти! – стали реальностью нашего дня.

На изломе времен

Моисей сорок лет водил свой народ по пустыне, прежде чем позволить своим подопечным переступить порог Земли Обетованной. Ему было важно, чтобы ушли из жизни те, кто был рожден и жил в рабстве, чтобы выросло поколение, рабства не знавшее, поколение свободных людей. Ибо лишь человек с крылатым сердцем имеет право строить новую страну, имеет право на будущее.

В наши дни подобный эксперимент едва ли возможен. Эпохи уплотнились, категория времени стала иной. На такую роскошь, как сорокалетнее блуждание вместе с народом по пустыням, даже очень суровым, правитель ни одной страны, ни одного народа рассчитывать не может. И страна, и народ, и правитель безнадежно отстанут от парохода современности, и, чтобы догнать его, понадобятся уже не сорок лет, а много больше. Нет, но блуждать, конечно, так или иначе придется (история не мостит народам легких путей!), однако неопределенность тут исключена.

В подобных блужданиях нужны четкие ориентиры, предельно ясные установки и сроки. В отличие от Моисея, державшего народ в неведении относительно своих планов, правитель новейшей формации, тем более нашей, послесоветской выделки, будет как раз всячески апеллировать к народному сознанию, искать у него поддержки, памятуя чеканный слоган незабвенного Никиты Сергеевича Хрущева: «Наши цели ясны, задачи определены. За работу, мырзалар, то бишь, товарищи!»

Вообще у нашего лидера связь с народом нерасторжима, как у Антея с матерью-землей. Как с той вершиной в предгорьях Заилийского Алатау, куда он поднялся в четырнадцать лет. Вершиной, быть может, не самой крупной, быть может, безвестной, но с ее высоты ему как бы открылось далекое будущее, к которому он будет стремиться, в которое он будет верить. И незримая ниточка (Какое там ниточка? Суровая нить!) связывает его по сию пору с той первой вершиной, за которой последовали вершины иного свойства. Вершины не просто труднодоступные, а порой не доступные вовсе простому смертному. Потому как не каждый отмечен особым призванием, не каждому аруахи даруют жажду высоты, осеняют жесткой ответственностью не только за свою судьбу, но и за судьбы других, близких и дальних, и очень далеких, судьбы которых зависят от его деяний и в будущность которых он верит, как в самого себя.

И еще в самом начале начал, в 1992-м, когда рублевая зона трещала по швам, когда народ почти поголовно «челночил», пытаясь выжить, когда важно было сегодня, сейчас раздобыть кусок хлеба, когда завтрашний день был сокрыт густой завесой неизвестности и попытки нарисовать себе наше желанное завтра выглядели просто маниловщиной… Но вот смотрите: у него голова шла кругом от неотложных проблем, казавшихся почти неразрешимыми, а он нашел и время, и силы собрать волю в кулак, внимательно глянуть вокруг, осознать неотступные реалии и понять, что день грядущий нам готовит.

И что должны мы делать, чтобы, вопреки всему, строить будущее, достойное нас, наших детей и наших внуков. И посреди всеобщего смятения появился документ, вызывающий даже некоторую оторопь своей смелостью: «Концепция становления и развития Казахстана как суверенного государства» – некая зона ясности в тревожной эпохе перемен. Это была первая попытка осмыслить путь развития в неразберихе тех лет, и ее уверенно можно назвать первым трехлетним общегосударственным планом.

C обретением независимости требовалось решить целый ряд первостепенных задач. В первую очередь необходимо было состояться как государство. А это означало, что надо было создать государственные институты власти, добиться признания на международной арене, вступить в различные международные организации. Сейчас, оглядываясь назад, можно определенно сказать, что этот план выполнил свое предназначение, являясь в большей мере стратегией выживания. Именно она определила, кто мы и кем мы станем в ближайшем и отдаленном будущем.

Выживать или жить?

«Мы отказались от строительства «светлого будущего» по туманным… проектам марк­сизма-ленинизма», – сказано в Концепции. Но это не означает, что отсутствует перспектива. Без четкой цели не могут существовать ни человек, ни властные структуры, ни общество. Людей, живущих без осознанного идеала, высокой мечты, неизбежно захватывает стихия мелких, обывательских интересов, сиюминутной материальной выгоды. И, как следствие, наступает общественная деградация. Вот почему столь необходима сегодня четкая и конкретная концепция развития казахстанского общества, дающая каждому возможность увидеть азимуты нашего движения, обрести уверенность в предсказуемости событий, в достижении конечного результата».

Мы не будем вникать во все частности этого документа. Они были крайне важны в тот момент. И гражданин молодой суверенной республики вглядывался в этот текст с некоторой робостью и недоверием. Но, что крайне важно, там четко прослеживались и ясное понимание целей, и пути их решения. И ощущалась воля человека, подписавшего этот документ, определившего параметры движения вперед, – и читающий Концепцию как бы подпадал под воздействие этой воли и проникался ею.

Неотложные проблемы…

А что может быть неотложнее и важнее вот этого, чтобы народ увидел свет в конце тоннеля и потянулся к нему? Ощутите неповторимость момента: концепция была опубликована в мае, но лишь месяц спустя, в июне 1992-го, были утверждены государственный флаг, герб, гимн Республики Казахстан. Государственные символы, являющиеся отражением истории, культуры, демонстрирующие неповторимую самобытность страны и служащие выражением самосознания ее граждан.

Много позже в своей книге «Казахстанский путь» он напишет о том, в каких сложных условиях приходилось принимать решения, которые должны были быть максимально выверенными и точными: «Необходимо было осмыслить суть происходящих радикальных перемен, предвидеть тенденции дальнейшего развития, выбрать наиболее эффективную стратегию преобразований, отвечающую интересам миллионов людей. Причем сделать это в кратчайшие сроки. История не отводила времени на длительные исследования и размышления. Мир менялся с нарастающим темпом. А нам нужно было адаптировать не только экономическую систему, но и общее государственное устройство, начиная с самих его основ, и даже мышление каждого казахстанца. И при этом мы, можно сказать, были в положении «догоняющего» весь мир».

Нам крайне важно здесь, что человек, который встал во главе страны, когда у нее не было даже государственных символов, верил в ее будущее, видел это будущее и сумел заразить этим будущим своих сограждан. Тут ведь существует некая цепная реакция: у людей, занятых созидательным делом, с неизбежностью зарождается новая энергия, идет всплеск неведомых сил. Вот что пишет об этом Куаныш Султанов, известный казахстанский политик: «…Мы были окрылены, наши мысли наполнялись энтузиазмом. Каждый день приравнивался к месяцу, а месяц к году, мы работали споро, с особенным воодушевлением, с чувством самостоятельности…»

По сингапурским лекалам

Обратимся вновь к книге Валерия Михайлова и Таира Мансурова.

«По признанию Сергея Терещенко, возглавлявшего в первые годы правительство республики, – пишут они, – построить из социалистического государства капиталистическое было очень непросто. Мало того, что не имелось никакого опыта и приходилось всему учиться заново, но и учение и созидание проходили в условиях жесточайшего кризиса, охватившего все страны Содружества. «В те трудные годы, когда у нас не было денег, когда мы не знали, что делать, люди просто поверили президенту, как человеку, как лидеру, и пошли за ним, – свидетельствовал он (С.Терещенко. – Ред.) – И те реформы, которые мы проводили, увенчались успехом».

Молодая независимая республика перенимала лучшее, что накопил мировой экономический опыт, но и учитывала при этом собственные традиции.

Президент находил время, чтобы учиться самому, как перестраивать страну с одной модели экономики на другую с максимальной быстротой и эффективностью и с минимальными потерями. В 1993 году он пригласил в Казахстан создателя сингапурского экономического чуда Ли Куан Ю. «Я был постоянно рядом с ним целую неделю, – вспоминал позже Нурсултан Назарбаев. – Иногда мы беседовали по пять-шесть часов, я слушал его, делал записи. У меня было несколько американ­ских советников, и я прислушивался к тому, что они говорили. У меня работал представитель МВФ. Я обучался. Я как бы заново получил образование, пришлось сесть и читать книги по рыночной экономике, финансам, прослушал новый университетский курс, изучал банковскую систему, экономику, политику, демократию, свободу слова, потому что я получал образование совсем в других условиях»…

Если весь смысл кризисного периода от начала до середины 1990-х годов состоял лишь в том, чтобы любой ценой выжить, сохранить республику как самостоятельное государство, добиться стабилизации в экономике и жизни, то теперь казахстанский народ ясно определил свои приоритеты и уверенно двинулся вперед к достижению намеченных ориентиров».

Неотложных проблем не убавилось. Но посреди сверхзанятости опять-таки крайне важно, осмыслив текущую ситуацию, наметить новые ориентиры. В октябре 1997 года Нурсултан Абишевич, выступая с Посланием народу Казахстана, изложил свой стратегический план, названный «Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Он, в част­ности, сказал:

«Программа «Казахстан-2030» является моим видением будущего нашего общества и миссии нашего государства. Это не догма, не закон, которому все должны строго следовать. Но без цели жить невозможно, иначе сама жизнь потеряет смысл. Поэтому «Казахстан-2030» стала нашим видением будущего, ориентиром нашего бытия»...

Этим словам предшествовали два эпиграфа. Вслед за эпически-торжественным стихом из Вергилия «Новый век наступает, другое рождается время» шла казахская пословица: «Ничто не дальше вчерашнего дня, ничто не ближе завтрашнего». «Мы должны ежедневно помнить, что помимо задач нынешнего периода на нашем поколении лежит огромная ответственность… отцов и матерей, дедушек и бабушек перед своими детьми и внуками.

Какими мы хотим видеть своих детей и внуков в том далеком будущем, когда они достигнут нашего возраста?

Будут ли они жить в достатке, будут ли сытыми, здоровыми и образованными?

Будут ли жить в хорошем и свободном обществе?

Будут ли они жить в мире?

Будут ли они спокойны за свою безопасность и безопасность своих детей, смогут ли свободно ходить по улицам и не беспокоиться за свое имущество?

Оставим ли мы им в наследство сильное государство и дружеские отношения с нашими соседями, близкими и далекими?

Мы должны ответить на эти простые, но важные вопросы уже сегодня».

И главный вывод: «Многие предрекали, что мы потерпим неудачу. Но… мы выстояли, мы вышли из глубин хаоса и беспорядка. Сейчас мы переходим в стадию стабилизации».

А дорогу осилит идущий

При этом автор Программы прекрасно осознает, что «найдется великое множество скептиков, которые… воспримут нашу миссию и стратегию как пустословие… Казахская народная пословица гласит: «К быстро идущему пыль не пристает». Поэтому время нас рассудит, а дорогу осилит идущий».

Как пишут Михайлов и Мансуров, «скептики, конечно же, нашлись – в большом количестве и сразу по обнародовании этой стратегии развития будущего Казахстана.

Известный российский историк Рой Медведев отмечал в своей книге «Нурсултан Назарбаев. Казахстанский прорыв в Евразийский проект» (2008), что мысли, высказанные президентом республики в его Послании народу с планом «Казахстан-2030», которое «во многих отношениях является уникальным документом», не получили в странах Содружества должного освещения. «Этот документ не привлек там внимания или даже был сознательно проигнорирован». Да и в самом Казахстане, по наблюдениям историка, далеко не все сразу оценили масштабность стратегических замыслов своего президента.

Однако шли годы, и таких скептиков становилось все меньше и меньше.

Постепенно и руководители ведущих стран мира, и международные эксперты, и общественность разных стран признали, что реформы в Казахстане проходят с успехом.

В этом смысле характерно высказывание французского историка Эллен Каррер д'Анкосс, которая на вопрос «В чем секрет феномена лидерства, политического влияния Н.А.Назарбаева?» ответила, что президент Казахстана руководствуется народным прагматизмом, а это, как показывают прошедшие годы, лучшее средство обуздания кризисов и испытаний. «То, что спокойно и деловито предпринимает Назарбаев, вызывает на Западе сперва недоверие и непонимание, а затем – плохо скрываемое удивление. Порой даже не без зависти. Про него говорят по обе стороны Атлантики: волюнтарист. И при этом не уточняют, что только благодаря воле Нурсултана Назарбаева на огромном пространстве между двумя гигантами – Россией и Китаем – возникла держава, которая развивается в своем, только ей свойственном ритме и которая, как мне кажется, является прекрасным прообразом сосуществования и дальнейшего взаимного проникновения двух мощнейших цивилизаций: Европы и Азии. У этой мощной страны… есть свой умудренный годами, но полный энергии лидер – Нурсултан Назарбаев, евразиец на пути в Европу».

Вообще в постсоветскую эпоху Нурсултан Назарбаев оказался перед сложной дилеммой: либо проводить курс реформ постепенно, либо двигаться решительно и быстро, чтобы сохранить высокую динамику преобразований. Глава государства избрал второй путь. Эта стратегия полностью себя оправдала.

Вот мнение известного российского академика, экономиста В.И.Клушина: «Наличие дара у Н.А.Назарбаева опережать в своих ощущениях ход времени, особое умение предвидеть тенденции социально-политического и экономического развития способствуют тому, что общество и политические институты своевременно делают правильный выбор. Это главное примечательное качество Нурсултана Абишевича как политического руководителя, авторитетнейшего государственного деятеля… Выдвинутая им идея о формировании на базе активных совместных усилий прежде всего России и Казахстана союза нового типа – Евразийского союза – обрела воистину прорывной стратегический смысл, и, можно не сомневаться, она еще займет свое достойное место в геополитических конструкциях будущего, обеспечивая партнерство цивилизаций».

И, завершая этот пассаж, отметим, что, исходя из сказанного, представляется вполне естественным официальное присвоение ему статуса «Лидер нации».

А 14 декабря 2012 года президент Нурсултан Назарбаев в своем ежегодном Послании народу Казахстана представил новый долгосрочный стратегический проект – «Казахстан-2050». В нем планируется совершить очередной глобальный прорыв: к середине XXI столетия войти уже в число тридцати самых развитых государств мира.

Здравствуй, племя младое!..

В одной из его книг приведен любопытнейший эпизод. Группа мальчишек объявилась у ворот Ак-Орды. Нурсултан Абишевич наблюдал из окна: они что-то горячо обсуждали, и он попросил охрану не мешать им. Наконец они отхлынули от ворот, но один из них завернул в исписанный лист бумаги камень, чтобы придать листу инерционную динамику, и кинул свое послание через ограду. Не имея возможности передать письмо президенту из рук в руки и не доверяя почте, он решил проблему таким простым способом. Я не смею нарушать тайну переписки, но там были слова, идущие из тайников взрослеющей души, пишет президент. Там были откровения человека, которому завтра мы препоручим судьбу нашей страны. И главе государства было крайне важно узнать из первоисточника, из первых рук, о чем думает подросток, чем и как он дышит. Для президента, для всех нас крайне важен диалог с теми, кто придет нам на смену.

На исходе труднейшего 1993 года, когда всем нам небо казалось с овчинку, по инициативе президента была разработана и принята программа «Болашак». Впервые в истории государств постсоветского пространства талантливой молодежи была предоставлена возможность получать образование за рубежом. И уже вскоре группа казахстанских студентов была направлена на обучение в зарубежные вузы.

«В трудную эпоху первых лет Независимости не каждому было дано увидеть наше достойное будущее. Я отправил первых стипендиатов для того, чтобы они получили новые знания и смогли вести нашу страну вперед, – вспоминает Нурсултан Абишевич. – На тот момент в стране не было специалистов по переходу к новой, рыночной экономике. Независимому Казахстану были остро необходимы профессиональные кадры, имеющие качественное образование международного уровня».

На сегодняшний день «Болашак» дал Казахстану более восьми тысяч высококлассных специалистов. Они успешно работают в промышленном и аграрном секторах, в сфере образования, в области информационных технологий и коммуникаций. Расчет президента и здесь оказался ювелирно точен…

Переходите по ссылкам и читайте материалы:

"Восемь граней Нурсултана. Грань 1-я"

"Восемь граней Нурсултана. Грань 2-я"

"Восемь граней Нурсултана. Грань 3-я"

"Восемь граней Нурсултана. Грань 4-я"

"Восемь граней Нурсултана. Грань 5-я"

"Восемь граней Нурсултана. Грань 6-я"

"Восемь граней Нурсултана. Грань 7-я"

Комментарии:
Добавить комментарии


    Введите имя:


    Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера





Астана: 14 °C
Алматы: 15 °C
    
$ 338.73
382.46