Кому выгодно затягивать возвращение останков казахских героев?
В течение всей уходящей недели казахстанцы то и дело советовали главе правительства начать думать своей головой, а не гоняться за чужой. Его последний пас, поданный российскому премьеру Дмитрию Медведеву, мягко говоря, не удался. Информационный казус, случившийся с обещанием Карима Масимова поднять перед Медведевым вопрос о возвращении на родину останков лидеров национального освободительного движения прошлого столетия Кейки батыра и Кенесары хана, обернулся еще одной волной общественного раздражения и даже стал поводом для написания петиции с требованием отставки казахстанского премьера.
«Хотели как лучше, а получилось как всегда» – известное выражение Виктора Черномырдина отлично подходит для описания всплеска активности главы правительства. Как это ни парадоксально, но то, что должно было сближать Карима Масимова с народом, напротив, создает еще большую пропасть между ними. Даже положительное решение вопроса о передаче Казахстану для захоронения черепа Кейки батыра, в чем была немалая его заслуга, прошло почти незаметно на фоне информационной путаницы, которую создали российские и местные СМИ по итогам встречи двух премьеров в Сочи.
А ведь поначалу, когда Масимов только опубликовал твит с обещанием обсудить с Дмитрием Медведевым вопрос возврата обеих реликвий, достаточно большое количество интернет-пользователей поддержало его инициативу и не скупилось на похвалу. Каково же было их разочарование, когда из стенограммы состоявшихся переговоров, опубликованной на сайте правительства РФ, стало известно, что премьеры во время беседы даже не заикнулись о хане Кене, обсудив лишь передачу черепа Кейки батыра.
Самое интересное, что официальный сайт казахстанского правительства утверждает обратное: «Карим Масимов, как и обещал, в ходе встречи с Дмитрием Медведевым поднял вопрос о возвращении останков лидеров национального освободительного движения прошлого столетия Кенесары хана и Кейки батыра. Дмитрий Медведев пообещал разобраться и дать необходимые поручения для решения этого вопроса».
Расхождения в информации российских и казахстанских СМИ бывали и раньше, причем довольно часто. Но, когда речь идет об официальных переговорах, да еще и глав правительств, подобные ошибки в принципе исключены. Тем не менее дезинформация имела место, вопрос лишь в том, чья пресс-служба допустила оплошность и было ли это сделано намеренно. Если содержание столь важной беседы исказили россияне, то почему казахстанская сторона никак не отреагировала, хотя бы в том же Твиттере? Непонятно и молчание самого Масимова, который по логике, сказав «А», должен был произнести и «Б». Но странно не только это.
Возможно, если бы глава казахстанского кабмина систематически занимался вопросами возврата реликвий на родину, никакого ажиотажа в обществе и не возникло. Но Масимов, который в общей сложности уже семь лет руководит правительством, впервые публично заинтересовался судьбой этих реликвий, что как минимум наводит на мысль о том, что Карим Кажимканович играет в странную игру. По крайней мере, доподлинно известно, что еще три года назад к нему через правительственный блог с просьбой оказать содействие в решении этого вопроса обращались представители общественного движения «Вернем хана Кене». Но тогда сколько-нибудь значимой реакции со стороны казахстанского премьера так и не последовало. Что же случилось сейчас?
Затянувшаяся пауза Масимова лишь подтверждает выводы некоторых экспертов о том, что анонсированные планы казахстанского премьера о возврате головы Кенесары Касымова скорее популистский шаг, имеющий целью несколько поправить имидж главы правительства в глазах казахской общественности. Но, возможно, Масимов таким образом хотел сделать «подарок». Всему народу или отдельным его представителям – не суть важно. Тем более что приближается круглая дата, на которую уже наносится налет сакральности, – 25-летие независимости Казахстана.
И такой расклад выглядит более чем реальным, особенно на фоне оценок Масимову, данных политологами. Вкратце они сводятся к тому, что глава нашего правительства не просто осторожный человек, а суперосторожный, который, прежде чем отрезать, семь раз отмерит. Даже высказываются подозрения, что, прежде чем вынести на публику свою просьбу в адрес Медведева, Масимов прошел тайные коридоры согласований и получил одобрение Первопрестольной. Насколько соответствует такой вариант развития событий действительности, судить не беремся.
С другой стороны, не исключено, что вспомнить о хранящихся в музеях и запасниках наших соседей реликвиях премьера заставили совсем другие обстоятельства и все мы стали свидетелями банального политического торга. На кону может быть все что угодно, учитывая, каким обоюдоострым недовольством с каждым днем обрастают как двусторонние отношения между Казахстаном и Россией, так и в рамках ЕАЭС. Хотя, надо признать, такая вероятность повсеместно отметается.
Россияне заявляют, что черепа хана Кене у них нет и никогда не было. Да и многие наши ученые сомневаются в самом наличии предмета торга, заявляя, что хан Кенесары не был обезглавлен и что его голова никогда не передавалась российскому генерал-губернатору. А если бы она и хранилась где-нибудь на территории РФ, то братская страна давно бы отдала нам то, что для нас имеет особую ценность.
Но, во-первых, у подобных утверждений тоже нет документального обоснования, а во-вторых, есть сомнения, что россияне с радостью бы расстались с «чужими, ненужными им костями». Стоит лишь вспомнить двадцатилетнюю эпопею с возвращением на Алтай мумии местной «принцессы». Поэтому исключать то, что череп Кене действительно находится на территории России, вряд ли стоит. Впрочем, будем опираться только на факты.
Если разобраться, то сегодня нет сомнений лишь в одном – в том, что хану Кене кыргызы отсекли голову (впрочем, и эту версию некоторые ученые опровергают). А вот обстоятельства этой казни, место гибели, дальнейшая судьба останков и их нынешнее местонахождение продолжают порождать массу споров среди экспертов. Согласно самой распространенной версии, голова степного владыки в качестве трофея была передана российским властям, а позже затерялась в музейных архивах. Причем и свидетели отыскивались, которые собственными глазами видели череп (в том числе и приспособленный под пепельницу).
Основываясь на этих заявлениях, казахстанская сторона неоднократно снаряжала экспедиции, писала письма и обращения российскому руководству, было даже создано движение «Вернем хана Кене». Но все эти поиски заканчивались разочарованием, а на многочисленные просьбы к российской стороне был один ответ – «не найдено». И если прежде доминировали негативные настроения в отношении Кремля, который, мол, намеренно отказывался передавать Казахстану его культурные и исторические ценности (якобы из политических соображений), то со временем эти подозрения сошли на нет. Все прекрасно понимают, что, найди россияне череп Кенесары хана, у них не было бы объективных причин скрывать сей факт.
Что касается головы Кейки батыра, то ее местонахождение давно известно. На днях замдиректора Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Ефим Резван еще раз подтвердил, что она действительно хранится в фондах Кунсткамеры и при соответствующем указе российских властей не будет никаких оснований откладывать ее передачу на историческую родину. В этой связи нелогичным скорее выглядит бездействие казахстанских властей, которые топчутся на месте, вместо того чтобы разрешить все технические нюансы. Особенно если вспомнить, насколько принципиальным этот вопрос был в год празднования 550-летия Казахского ханства.
Кстати, еще в мае этого года министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы во всеуслышание заявил, причем как о свершившемся факте, что Россия уже согласилась вернуть важный для страны артефакт – останки Кейки батыра – и остается решить лишь технические моменты по доставке его в Казахстан. Но, как выясняется, глава культурного ведомства бросил этот вопрос на полпути. Иначе зачем Кариму Масимову понадобилось снова поднимать его на встрече с Дмитрием Медведевым? Во всяком случае, выглядело так, будто стороны обсуждали эту тему впервые…
Складывается ощущение, что казахстанским властям очень выгодно затягивать вопрос о возвращении останков казахских ханов, чтобы при каждом удобном случае зарабатывать на этой многострадальной теме дополнительные очки. Ведь кто, как не они, понимают, какое важное и даже сакральное значение эти реликвии имеют для казахов, в особенности голова последнего хана Кенесары Касымова, являющего собой символ свободы и независимости страны, яркий пример патриотизма и служения отчизне.
Как бы то ни было, «обещание» Карима Масимова вызвало обратную реакцию в обществе и даже стало одним из поводов к написанию гражданскими активистами петиции об его отставке. «Пытаться набирать политические очки, играя на национальных чувствах и манипулируя останками исторических героев, не красит премьер-министра… Это не впервые, когда выявляется несоответствие слов и действий Карима Масимова. На его месте любой порядочный чиновник подал бы в отставку и официально принес бы извинения за провалы в работе правительства», – пишут авторы обращения, опубликованного на интернет-ресурсе change.org (позже этот документ переместился на сайт secure.avaaz.org, так как предыдущий был заблокирован по невыясненным обстоятельствам).
Любопытно, что отставку Кариму Масимову эксперты предсказывают уже второй год подряд. Последний прогноз ориентирован на осень 2016-го. Так, например, в недавнем рейтинге управленческой элиты, составленном социологическим фондом «Стратегия» на основе экспертного опроса, его позиции повысились (4 место; показатель авторитетности один из самых высоких – 5,12 балла). Однако, несмотря на сохранившееся влияние и авторитет, эксперты отмечают, что Масимов и его правительство не смогли ничего противопоставить кризисным явлениям в экономике, ограничившись традиционным засовыванием рук в госбюджет, Национальный фонд и пенсионные сбережения.
Таким образом, как полагают опрошенные, Масимов «достиг карьерного пика», поэтому прогнозируется «с большой долей вероятности», что «уже в четвертом квартале у Казахстана будет новый премьер».
Прокомментировать ситуацию со странными играми, зачинателем или рядовым участником которых стал Карим Масимов, мы попросили наших постоянных экспертов.
Айдос Сарым, политолог:
– Голову Кенесары мы, скорее всего, никогда не найдем. Просить то, что не имеет научных и музейных следов, неэтично. И этот вопрос попросту официально не поднимался. Оставим всю конспирологию на этот счет. Напомню, только на моей памяти несколько официалов делали запросы о Кенесары, в том числе Мухтар Кул-Мухаммед. Официально и неофициально. Это не дало никаких результатов. Вернем Кейки батыра – уже хорошо. Кстати, в «Кунсткамере» есть и масса других казахских черепов. Для преодоления колониального синдрома можно требовать возврата их всех.
Что же касается Карима Масимова, то, заявляя о Кенесары, премьер играет в популизм. Он либо хочет лично набрать очки перед казахами, либо желает увести общество от реальных проблем. Не видел сильно радующихся заявлению Масимова казахов в соцсетях. Что уже говорит о взрослении казахского социума. Для людей важнее социально-экономические темы. Людям интереснее вопросы сегодняшней жизни, реальной повестки: земля, язык, бюджет, коррупция, средства Нацфонда и ЕНПФ и др. Так что теперь Масимов просто обязан привезти черепа, иначе он будет выглядеть как балабол.
Мурат Телибеков, глава Союза мусульман Казахстана:
– Написал на днях притчу об этом:
Эта история произошла в давние времена на бескрайних советских просторах. Люди были малообразованные, времена смутные, и проблемы их занимали весьма причудливые. Встретились однажды два председателя колхоза. Назовем их Карим Премудрый и Дмитрий Долгоногий. Обнялись по-дружески, выпили по чарке вина и начали задушевный разговор:
Карим: Как дела, Дима? Давно не виделись.
Дмитрий: Спасибо. Рад видеть тебя! С чем пожаловал?
Карим: Слушай, брат, тут мои колхозники взбунтовались, просят голову вернуть.
Дмитрий (удивленно): Не понял… Что за голова?!
Карим: Да вот, говорят, что в прошлых веках наш сородич Аманбай батыр был пленен на землях твоего колхоза. Там ему отрубили голову и возвращать не желают по сей день.
Дмитрий: Кто не хочет? Почему не хочет?
Карим: Не знаю. Народ говорит, что, дескать, где-то в хранилищах колхозного музея лежит эта голова. Сделали из нее пепельницу, плевательницу…
Дмитрий: Не может быть! Где хранят?! В каком музее?!
Карим: Не знаю. Но якобы упорно отдавать не хотят.
Дмитрий: Отдадим непременно! Зачем нам этот череп? Ну сам посуди.
Карим: Буду тебе очень благодарен! Покоя мне не дают земляки, плешь проели, стенают днем и ночью.
Дмитрий: А вам-то он зачем? Что с ним будете делать?
Карим: Колхозники говорят, что земля не плодоносит, скот не размножается, дети болеют… И все из-за черепа. Скелет не укомплектован. А человек был святой.
Дмитрий: Не понимаю… Послушай, может быть, тебе семенами помочь? Есть у нас отборные сорта. Могу подарить новую технологию орошения земель, послать специалистов, удобрения, медикаменты … Хочешь, льготный кредит выделю?
Карим: Чего я только не предлагал нашим колхозникам – не хотят! Уперлись! Говорят: «Не нужны технологии и удобрения! Череп нужен!!!»
Дмитрий: О господи! Ну дай им какой-нибудь череп, пусть успокоятся.
Карим: Нет, они хотят, чтобы все торжественно и официально было. Чтобы ты, как председатель колхоза, лично вручил.
Дмитрий: Нет проблем. Сколько вам надо черепов?
Карим: Ну, пару штук хватит. Кроме Аманбай батыра, есть еще Сарсенбай батыр.
Дмитрий: Могу целую дюжину прислать. У нас здесь столько заброшенных кладбищ…
Карим: Много не надо. Пару штук хватит. А то народ обидится.
Дмитрий: Послушай, Кеша, а как они убедятся в том, что это действительно черепа тех батыров?
Карим: И вправду… (Озадаченно почесал затылок.) Что-то я не подумал об этом.
Дмитрий: Может быть, сертификат приложить?
Карим: Прекрасная идея! Пару сертификатов, гербовую печать, музейную бирку приклей и сделай надписи на черепах: «Аманбай батыр» и «Сарсенбай батыр». Вот тогда ни у кого не будет сомнений. На том и порешили два председателя. Ударили по рукам и разъехались по своим колхозам.