Деньги «ЕНПФ» для выставки в Астане: а был ли мальчик?
Неожиданно вспыхнувший информационный ажиотаж вокруг сообщений о возможном использовании пенсионных накоплений казахстанцев для финансирования строительства объектов на территории выставки «ЭКСПО-2017» столь же быстро сошел на нет, оставив больше вопросов, чем ответов, о том, как развиваться дальше отечественной «пенсионке».
«Слона», похоже, все и не заметили
Начнем с того, что формально оснований для обвинений в нарушении действующего законодательства в схеме привлечения пенсионных активов «ЕНПФ» для проектов реального сектора в данном случае не имеется. Согласно решению Совета по управлению Национальным фондом от 20 февраля текущего года пенсионные активы «ЕНПФ» должны инвестироваться лишь по четырем направлениям – в государственные ценные бумаги РК для финансирования дефицита республиканского бюджета, покупку иностранной валюты для инвестирования за рубежом на финансовых рынках, обусловленные финансовые инструменты банков второго уровня с последующим финансированием малого и среднего бизнеса, а также в обусловленные долговые ценные бумаги субъектов квазигосударственного сектора.
А «Банк развития Казахстана» - главный фигурант разгоревшегося скандала – как раз и является представителем последнего сектора. Поэтому «БРК» на законном основании может выпускать свои облигации, размещая их на Казахстанской фондовой бирже (KASE), а Нацбанк в качестве инвестиционного управляющего пенсионными активами «ЕНПФ» столь же законно может их приобретать. Занимает же «БРК» через свои облигации весьма приличные суммы – к примеру, 3 августа на KASE им было размещено 85 млн. таких ценных бумаг с купонной ставкой 14,00% годовых на общую сумму в 85 млрд. тенге.
Участвовал в торгах лишь один покупатель, который и выкупил все эти облигации. Кто именно выступил в этой роли, биржевики не раскрывают, ссылаясь на коммерческую тайну, но и так понятно, что столь большими суммами сейчас может оперировать на внутреннем рынке лишь Нацбанк от имени «ЕНПФ». К тому же термин «обусловленные» заведомо означает, что привлеченные средства пойдут на строго определенные цели, поэтому другим участникам биржевого рынка здесь изначально ничего не «светит».
Ранее 1 августа по такой же схеме «БРК» привлек 17,5 млрд. тенге, а 28 июля – 15 млрд. тенге, получив в общей сложности от «ЕНПФ» 117,5 млрд. тенге. О том, как будут использоваться эти средства, «БРК» пояснил агентству «Интерфакс-Казахстан», из-за информационного сообщения которого на эту тему и разгорелся сыр-бор. Кстати, сейчас по ссылке на эту информацию выдается сообщение «Запрашиваемая новость не найдена», из чего следует, что она удалена с ленты агентства. Удивляет и то, что шум поднялся из-за наименьшей суммы в инвестиционном пакете «БРК», - 15 млрд. тенге – предназначенных для финансирования строительства объектов на территории выставки «ЭКСПО-2017».
Между тем 17,5 млрд. тенге предназначаются для лизингового финансирования вагонов отечественного производства через «дочку» госбанка - АО «БРК-Лизинг». Львиная же часть пенсионных накоплений – 85 млрд. тенге – пойдут через межбанковское кредитование на пополнение оборотного капитала субъектов частного бизнеса в обрабатывающей промышленности. А, как известно, дела в обрабатывающей промышленности сейчас складываются не лучшим образом вопреки надеждам на девальвацию тенге и господдержку. К примеру, в июле по сравнению с июнем объем производства в этой отрасли обвалился на 14,1%. Почему этот «слон» остался практически незамеченным в информационном пространстве и не стал предметом жарких дебатов экспертов и общественности, остается риторическим вопросом.
Добавим также, что «БРК» инвестирует полученные от «ЕНПФ» средства не по своему усмотрению, а в соответствии с решениями правительства. Так, на цели финансирования строительства и вагонов деньги пойдут согласно плану дополнительных оперативных антикризисных мер на этот год. А оставшаяся часть, то есть упомянутые уже 85 млрд. тенге, будет распределяться по плану дополнительных мер по стимулированию экономического роста и обеспечению занятости в 2016-2017 годах, утвержденного правительством Казахстана в июне 2016 года.
Бюджет и банки - в пенсионном приоритете
Тем не менее, именно вокруг 15 млрд. тенге, подлежащих инвестированию в строительство объектов на территории «ЭКСПО-2017», и разгорелись страсти. Между тем, если бы национальная компания «Астана ЭКСПО-2017», относящаяся к квазигосударственному сектору, и в самом деле нуждалась в заемных средствах, решив привлечь их через выпуск облигаций, то и такая бы сделка соответствовала требованиям Инвестиционной декларации «ЕНПФ». Другое дело – частные компании, реализующие инвестиционные проекты на территории выставки, - им прямой путь к пенсионным накоплениям казахстанцев теперь закрыт.
Как бы то ни было, известный финансист, экс-глава KASE Азамат Джолдасбеков предположил в социальной сети Facebook: «Поскольку покупательского бума на астанинскую недвижимость в обозримое время не предвидится, то можно достаточно уверенно предсказывать, что 15,0 млрд. тенге рано или поздно окажутся в портфеле неработающих кредитов (NPL), что может быть использовано как обоснование для реструктуризации обязательств БРК перед ЕНПФ». Другие эксперты дали более выдержанную оценку, подчеркнув, что все же риски по инвестированию пенсионных накоплений как эмитент облигаций берет на себя «БРК». А у последнего кредитные рейтинги одни из самых высоких среди компаний квазигосударственного и банковского секторов Казахстана, к тому же его материнской структурой является национальный управляющий холдинг «Байтерек».
Глава «ЕНПФ» Руслан Ерденаев через СМИ вполне справедливо напомнил, что в соответствии с Инвестиционной декларацией пенсионные накопления направляются Нацбанком в квазигосударственные компании на развитие отечественной экономики. Доля облигаций «БРК», приобретенных в портфель «ЕНПФ» в текущем году, относительно невелика – 3,3% от общего его объема, а сумма в 15 млрд. тенге составляет примерно 0,2% от суммарного объема пенсионных активов. Но в целом, как видно из данных «ЕНПФ», по доле в его инвестиционном портфеле облигации компаний квазигосударственного сектора идут на третьем месте с 10,66% по состоянию на 1 июля. В абсолютном выражении в них было вложено пенсионных накоплений на 663,2 млрд. тенге по текущей стоимости с увеличением за июнь почти на 5%.
Но на самом деле квазигосударственный сектор не является приоритетным для инвестиций «ЕНПФ». Наибольшая часть пенсионных активов - 44,1% - вложена в государственные ценные бумаги РК, которые выпускают Министерство финансов от имени правительства и Нацбанк. По ним июньский прирост составил 8,4% до 2 трлн. 742,6 млрд. тенге. Столь значительная величина означает, что без подпитки из «ЕНПФ» правительству было бы очень сложно поддерживать дефицит бюджета на запланированном уровне. А Нацбанк приобретает от имени «ЕНПФ» свои ценные бумаги – ноты – с тем, чтобы инвестировать в них избыток тенговой ликвидности, стерилизуемый им у банков второго уровня.
Кстати, значительная поддержка из «ЕНПФ» направляется и в банковский сектор. На облигации банков второго уровня в инвестиционном портфеле «ЕНПФ» по итогам первого полугодия приходилось 24,4%, в абсолютном выражении – 1 трлн. 516,4 млрд. тенге со снижением за июнь почти на 1%. Кроме того, «ЕНПФ» размещает пенсионные накопления и на банковских депозитах. На эти инвестиции приходится около 7% от портфеля государственного монстра, в абсолютном выражении на депозитах им было размещено 429,1 млрд. тенге с приростом в июне на 11%.
Структура инвестиционного портфеля «ЕНПФ»
Естественно, что такая поддержка правительству, банкам и квазигосударственным компаниям оказывается небескорыстно. Так, средневзвешенная доходность к погашению казахстанских ГЦБ в портфеле «ЕНПФ» составила по итогам первого полугодия 12,5% годовых. При этом краткосрочные ноты Нацбанка в объеме 507,7 млрд. тенге были приобретены за первый месяц лета со средневзвешенной доходностью 13,5% годовых, еврооблигации Минфина (почти 123 млрд. тенге) – 4,2% годовых. По облигациям квазигосударственных компаний средневзвешенная доходность к погашению составила 8,6%, а по приобретенным в июне бумагам – 14,5% годовых.
По облигациям банков второго уровня этот показатель составил 9,6% годовых, по средствам на вкладам в них – 10,6%. В целом же только за июнь Нацбанк заработал для вкладчиков «ЕНПФ» начисленный инвестиционный доход почти в 60 млрд. тенге, основная часть которого – 51 млрд. тенге - пришлась на начисленное вознаграждение по ценным бумагам, размещенным вкладам и операциям обратного репо.
В заключение добавим, что деньги «ЕНПФ» поступают в реальный сектор экономики и по другим направлениям. Как сообщил на днях вице-министр национальной экономики Марат Кусаинов, 30 млрд. тенге из «ЕНПФ» пойдут вместе с 15 млрд. тенге из Национального фонда на предэкспортное и экспортное финансирование отечественных компаний, включая ТОО «Шымкентмай», АО «Масло-Дел», ТОО «Евраз Каспиан Сталь», ТОО «RG Brands» и другие. Эти деньги планируется освоить до 1 ноября текущего года.
Подпишитесь на еженедельную рассылку
Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты