ПЯТНИЦА, 12 АВГУСТА 2016 ГОДА

Восемь граней Нурсултана. Грань 6-я

Автор: Азамат Нурымов 1015 5-08-2016, 00:05

Непопулярный нынче Ленин тем не менее не мог не запомниться нам одним из своих заветов. Он наставлял молодых однопартийцев: умейте мечтать, умейте предвидеть, умейте моделировать будущее. Правда, как мы помним из мифов Древней Греции, участь прорицательницы Кассандры была незавидной. Она, конечно, предугадывала будущее во всей его полноте, но ей никто не верил. Впрочем, случай, о котором мы ведем речь, особый: тут важно, чтобы в предвидение поверил тот, кому оно открылось. И не только поверил, но и настоял на своем, сумел свое предвидение претворить в жизнь.

Возвысить степь, не унижая горы

Идея о переносе столицы из Алматы в какой-нибудь другой город возникла в конце 1993 года. Принадлежала она президенту страны и, мягко говоря, не вызвала поначалу особого энтузиазма - даже среди его близкого окружения. Вроде как не время для таких кардинальных перемен, экономическая ситуация не та, есть приоритеты куда важнее.

- По природе и по своему характеру я не умею скрывать свое мнение, - вспоминает Имангали Тасмагамбетов. - И вот однажды я высказал президенту свои сомнения по поводу переноса столицы. И тогда он по-свойски объяснил мне свой замысел.

- Ты брось эти штучки, - сказал президент. - По-твоему, что - мы должны глядеть на такую огромную территорию с какой-то самой южной ее окраины? Да мы так можем потерять ее вовсе! Столица должна быть в центре страны. Мир должен знать, кто ее хозяин. Для главы государства все регионы должны быть под рукой, должны быть доступными в равной степени. И демографические перекосы надо выправлять, а то у нас на юге густо, на севере пусто. И потом: это же элементарно - экономикой эффективнее руководить из центра страны. Вы хотя бы это понимаете?

И он как бы сжал в ладони все бразды правления:

- Акмола находится на скрещении дорог. С юга, с севера. С востока и запада. Перенеся столицу в Акмолу, мы улучшим связь со всеми областями.

И, как бы подводя итог под сказанным, уже почти вполголоса:

- Это нужно не мне, это нужно будущим поколениям.

В общем-то все это вроде бы азбучные истины, но отчего-то их держали на задворках, и лишь один человек сказал об этом во всеуслышание, заставил вдуматься, усвоить, осознать. И если в декабре 1993-го идея о переносе столицы казалась несвоевременной и не совсем уместной, то уже через полгода с ней как бы свыклись, она была востребована. А 6 июля 1994-го эта инициатива уже на официальном уровне прозвучала в выступлении Нурсултана Назарбаева на сессии Верховного совета республики. Депутаты поддержали его идею. Далее события развивались следующим образом: 15 сентября 1995-го глава государства издал Указ о переносе столицы в Акмолу, 28 сентября того же года правительство образовало комиссию по передислокации в нее государственных учреждений.

А дальше…

Чтобы не было недомолвок

А дальше сошлемся на энциклопедию "Астана":

"Действительно, для переноса столицы на новое место были веские основания. Во-первых, перемещение столицы на север было продиктовано геополитическими причинами. Глава государства Н.А.Назарбаев в книге "В сердце Евразии" отметил: "Этим актом Казахстан мог бы подчеркнуть свою открытость к равноправному сотрудничеству с Севером и Югом, Востоком и Западом". К тому же центр страны должен быть примерно равноудален от границ республики.

Во-вторых, необходимость переноса столицы была обусловлена задачами индустриально-инновационного развития страны.

В-третьих, Алматы уже исчерпал территориальный ресурс своего развития. Город больше не мог развиваться вширь, так как практически со всех сторон окружен горами. Он проектировался на 400 тысяч жителей, а численность населения к этому времени превысила 1 миллион человек. К тому же появились проблемы с водоснабжением южного мегаполиса.

В-четвертых, в Алматы заметно ухудшилась экологическая ситуация. Город плохо проветривался. А Акмола имела более выгодную в экологическом отношении позицию: чистый, продуваемый город, расположенный на равнинной местности.

В-пятых, Акмола имела удобные транспортные коммуникации, находилась на пересечении воздушных трасс, железнодорожных и автомобильных магистралей и т. д.

Акмола как новая столица практически отвечала всем 32 параметрам международных стандартов: социально-экономические показатели, климат, ландшафт, сейсмические условия, окружающая среда, инженерная и транспортная инфраструктура, строительный комплекс, трудовые ресурсы и т. д. К моменту принятия решения о переносе столицы в Акмоле проживало 290 тысяч человек. Успех проводимых реформ в новом независимом Казахстане теперь во многом зависел от решения вопроса, связанного с переносом столицы. Новый Казахстан было необходимо строить в новой столице.

20 октября 1997 года в жизни независимого Казахстана произошло важное историческое событие: Указом главы государства столицей страны стала Акмола. 8 ноября 1997 года в столицу были перевезены атрибуты государственной власти - флаг, герб и президентский штандарт. На совместном заседании обеих палат парламента Н.А. Назарбаев отметил: "Сегодня мы, высшие органы власти Республики Казахстан, торжественно заявляем, что с 10 декабря 1997 года Акмола является столицей нашего государства". Столица была перенесена на север на более чем 1000 километров".

А вот что говорят десятилетия спустя зарубежные эксперты. Наталья Харитонова, Информационно-аналитический центр МГУ им. Ломоносова: "Перенос казахстанской столицы из Алматы в Астану был оправдан с политической, экономической и геополитической точек зрения. Те преобразования, которые начал претворять в жизнь президент Н.Назарбаев, требовали нового формата административного центра… Как политический и "имиджевый" проект Астана себя оправдает, в этом сомнений нет".

Юрий Солозобов, газета "Трибуна": "Если в Астане за считанные месяцы строятся целые кварталы, то почему политическое строительство должно отставать от общих темпов развития страны? Поэтому думаю, что перенос столицы из Алматы в Астану полностью оправдал и себя и создал основу для прогрессивного "рывка" Казахстана в государственном развитии".

Михаил Виноградов, руководитель Центра политической конъюнктуры РФ: "Касательно переноса столицы я хотел бы добавить, что Алматы не утратил своей привлекательности, напротив, преобразился в качестве финансового центра, сняв с себя "административное" бремя города-столицы".

Изгнание "Сатаны"

Он увлекается теннисом. Но есть подозрение, что его тайная страсть - шахматы. Ведь именно эта игра развивает в человеке умение просчитывать на несколько ходов вперед.

А мы вернемся к одной из судьбоносных для Казахстана тем - выходу его из клуба ядерных держав. Мы уже писали о том, что после обретения суверенитета Казахстан занимал четвертое место в мире по ядерному потенциалу. На территории республики располагались две дивизии, обслуживавшие ракетные комплексы "Сатана" - такое прозвище этой баллистической межконтинентальной ядерной ракете дал Пентагон. Но суверенному Казахстану было не по пути со всесильной "Сатаной", наша страна не хотела быть пугалом для всей планеты.

Однако обратимся к первоисточнику. В своей книге "Эпицентр мира" Нурсултан Назарбаев пишет: "Сейчас даже трудно себе представить, какую деструктивную роль в системе региональной и глобальной безопасности сыграло бы казахстанское ядерное оружие, если бы мы приняли решение о сохранении ядерного статуса. В те дни, когда принималось историческое решение о безъядерном Казахстане, рассматривались и анализировались самые разные варианты дестабилизирующих факторов ядерного потенциала Казахстана. Во-первых, наличие ядерного статуса является достаточным условием для нарастания конфликтного потенциала в Евразии, особенно в центральной ее части. Обладание ядерным оружием неизбежно провоцировало бы нас проводить урегулирование только и только с позиции силы. Особенно в переговорных процессах с непосредственно соприкасающимися с Казахстаном государствами. Тем самым, само по себе наличие атомного оружия и соответствующих средств доставки обостряли бы любой вопрос и любую проблему, с которой Казахстан сталкивался бы в процессе международной политики и взаимоотношений.

Во-вторых, обладание ядерным оружием не может являться стимулом для развития процесса внешней интеграции. В условиях, когда мы потенциально могли время от времени демонстрировать ядерные мускулы, ни о какой цивилизованной интеграции в мировое сообщество не могло быть и речи.

В-третьих, обладание неизбежно ведет к новому качеству. Само собой разумеется, что наша страна являлась бы фигурантом и мишенью всех стратегических планов ядерных и неядерных держав в качестве вероятного противника и источника постоянной военной угрозы. Нетрудно догадаться, что в этом случае на нашу территорию, на наши города были бы постоянно нацелены несущие боевую вахту ракеты с ядерными боеголовками держав, для которых мы являлись бы вероятным противником.

Это неизбежно приводит к тому, что обладание ядерным оружием не сдерживает, а многократно увеличивает риск тотального и необратимого применения оружия массового поражения против страны, имеющей ядерный арсенал. Несомненно, ядерная угроза - самая глобальная и опасная угроза не столько для независимости и суверенности того или иного государства, сколько для самого его существования".

Да, надо было заранее предвидеть все эти "во-первых", "во-вторых" и "в-третьих". Но если вдуматься глубже, то отказаться от ядерного оружия - еще не значит избавиться от него. Понадобятся годы и годы, понадобятся невероятные усилия, чтобы очистить страну от ядерной скверны. И это тоже надо было предвидеть заранее.

Боевую гранату обезвредить непросто. А тут в арсенале-загашнике у Казахстана было 100 баллистических ракет, 1200 ядерных боеголовок - самое страшное оружие, которое может достичь и разрушить любое место на планете.

И далее по книге: "Решением Верховного Совета нашей республики мы первыми из стран СНГ ратифицировали Договор о нераспространении ядерного оружия, который был подписан годом ранее, 30 декабря 1991 года…

22 мая 1992 года Казахстан в качестве одной из равноправных сторон Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-1) подписал Лиссабонский протокол о нераспространении и постепенном демонтаже и вывозе ракетно-ядерного оружия, взяв на себя обязательство освободиться от ядерного оружия и объявив свою территорию безъядерной зоной…

28 марта 1994 года я встретился с Борисом Ельциным, чтобы подписать Соглашение о выводе всех находящихся в Казахстане ядерных боеголовок в Россию в течение 14 месяцев и демонтаже всех шахтных пусковых установок для ракет СС-18 в течение ближайших трех лет. В соглашении было оговорено, что Казахстану возмещается стоимость ядерных материалов, содержащихся в ядерных боеголовках"...

Что там, за горизонтом?..

А между тем экономика Казахстана переживала не лучшие времена, уподобившись Тришкину кафтану из басни Крылова. К тому же у наших доморощенных "ястребов" было недреманное око. И вот в это самое время тогдашний глава Ливии Муаммар Каддафи… Но предоставим слово Касым-Жомарту Токаеву. Вот что он сказал в ходе первых "Назарбаевских чтений": "В начале 1992 года в МИД по дипломатическим каналам поступило письмо на имя Президента Казахстана от лидера Ливийской революции Муаммара Каддафи, предлагавшего сохранить на территории страны ядерные арсеналы в качестве первой мусульманской, как он писал, атомной бомбы и обещавшего выделить многомиллиардную помощь на ее содержание".

Нетрудно догадаться, что это решило бы с лихвой на многие десятилетия вперед финансовые проблемы молодой суверенной республики. По мнению Токаева, было бы "желательно" придать огласке содержание письма, хранящегося в архивах, чтобы "современники и будущее поколение политиков и ученых могли лучше понимать динамику того сложного времени".

"Для любого безответственного политика столь щедрые посулы богатого государства могли бы показаться крайне привлекательными, но настоящий государственный деятель отличается от обычного политика тем, что мыслит не сиюминутными конъюнктурными категориями, а руководствуется соображениями стратегического порядка". То есть видит на много шагов вперед.

Это умение видеть на много шагов вперед просматривается во всех инициативах Нурсултана Назарбаева. Очень наглядно оно проявилось, к примеру, в истории с выборами президента республики. Он уже был выбран (назначен!) на эту должность Верховным советом Казахстана, до окончания срока президентства оставалось еще три года. А он вдруг стал настаивать на плебисците. Перебор? Едва ли. Скорее предвидение грядущих бурь, когда понадобится повышенный запас прочности.

Для полной ясности обратимся к источнику, находившемуся в эпицентре событий. Махмуд Касымбеков, неустанный помощник Елбасы, заведующий канцелярией президента РК:

"Вообще-то, институт президентства в Казахстане был учрежден еще в апреле 1990 года. Если кто помнит, тогда Верховный Совет Казахской ССР избрал Нурсултана Назарбаева Президентом республики, что сыграло свою позитивную роль, став в условиях глубочайшего кризиса, охватившего страну Советов, ответом на вызовы, связанные с потребностью в эффективной структуре государственной власти, способной консолидировать и мобилизовать общество.

Но статус президента был отягощен рядом ограничений. Так, Декларация "О государственном суверенитете Казахской ССР", принятая 25 октября 1990-го, зафиксировала важнейший принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, но провозглашенный главой государства Президент получил в свои руки только распорядительно-исполнительную власть, тогда как Верховный Совет - более широкие полномочия в виде прерогативы законодательной власти, включая и право переизбирать Президента.

Однако главным камнем преткновения было то, что Президент был избран Верховным Советом (то есть выборщиками), а не народом. Это обстоятельство служило почвой для многочисленных упреков в недемократичности и нелегитимности президентства Назарбаева, а главное - связывало руки в деле обуздания разрушительных тенденций и энергичного проведения реформ.

Остро чувствуя ситуацию, Нурсултан Абишевич уже с весны 1991-го начал настойчиво продвигать идею плебисцита - и это несмотря на то, что до истечения срока его полномочий оставалось более трех лет.

28 июня 1991-го (в этот день в печати был опубликован и начал обсуждаться проект договора о Союзе Суверенных Советских Республик) на сессии Верховного Совета Назарбаев предложил депутатам рассмотреть вопрос о проведении прямых президентских выборов, тем самым приглашая парламентариев к открытому разговору. Депутаты вопрос обсудили, но ответили вежливым отказом: дескать, доверие к Президенту среди членов Верховного Совета и граждан республики столь высоко, что необходимости в прямых президент­ских выборах нет.

"Не было бы счастья, да несчастье помогло", - гласит поговорка. Августовский путч ГКЧП 1991 года, приведший к цепи не менее драматичных событий (срыв подписания нового Союзного договора, запрет деятельности Коммунистической партии, перевод под юрисдикцию Казахстана находящихся на территории республики стратегических объектов и ресурсов СССР, последний съезд Компартии Казахстана и т.д.), поставил вопрос ребром.

16 октября 1991-го Верховный Совет вернулся к вопросу о президентских выборах и на этот раз принял по нему положительное решение".

Итак, 1 декабря 1991 состоялись первые всенародные выборы президента республики, в ходе которых Нурсултан Назарбаев получил поддержку 98,7 процента избирателей, а английское информационное агентство Рейтер представило этот результат для публикации в Книге рекордов Гиннесса.

P.S. О диктате здравого смысла

Необходимость этих выборов стала ясна четыре года спустя, когда Верховный Совет "взбунтовался". Назарбаев предвидел этот "бунт" заранее, и властью, которая дана была ему народом, сумел этот "бунт" подавить.

- Министр иностранных дел Израиля Шимон Перес рассказал мне как-то такую историю, - вспоминает Нурсултан Абишевич. - Когда первый президент Израиля в послевоенный период приехал с визитом в Америку и рассказывал о том, как трудно образовалось государство, как сложно работать, президент США  спросил у него: у вас ведь всего один миллион человек населения, и вам уже трудно? А в Америке проживают 150 миллионов человек, представляете, как трудно мне? На что израильский президент ответил: у вас 150 миллионов американцев, а у меня миллион президентов… Мы с вами до 1995 года тоже пережили этот период, когда было 360 депутатов, считай, что 360 президентов… В Киргизии этот сценарий повторяется один к одному. Нам это нужно?..

Как говорил генерал де Голль, власть политических партий привела к краху Францию. Во время мировой войны Франция, обладавшая мощнейшей армией в Европе, капитулировала перед Германией из-за того, что депутаты парламента целый месяц не могли прийти к согласию. Некому было взять на себя ответственность.

И здесь мы ставим точку, прежде чем перейти к грани 7-й.

Переходите по ссылкам и читайте материалы:

"Восемь граней Нурсултана. Грань 1-я"

"Восемь граней Нурсултана. Грань 2-я"

"Восемь граней Нурсултана. Грань 3-я"

"Восемь граней Нурсултана. Грань 4-я"

"Восемь граней Нурсултана. Грань 5-я"

Комментарии:
Добавить комментарии


    Введите имя:


    Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера





Астана: 22 °C
Алматы: 25 °C
    
$ 344.46
383.94