Алматинские полицейские требуют отставки своего начальника?
Сразу несколько редакций получили анонимное письмо от якобы сотрудников полиции Алматы. В нем авторы (или автор) обвиняют начальника ДВД г.Алматы генерал-майора Серика Кудебаева в некомпетентности, безответственности и подтасовке улик по громкому делу стрелка Руслана Кулекбаева. В связи с этим они просят президента Назарбаева направить в ДВД независимую комиссию для проведения объективного расследования деятельности генерала. Материал публикуется с разрешения редакции «Радиоточка».
Обычно мы не рассматриваем анонимки и из морально-этических соображений не публикуем выдержки из них на сайте. Но на этот раз «Радиоточка» сделала исключение, так как наше внимание привлекло три обстоятельства. Во-первых, адресат. Открытое письмо-обращение предназначалось президенту РК. Во-вторых, оно имело прямое отношение к резонансному июльскому теракту в Алматы. И, в-третьих, там упоминались имена главы МВД, руководителя ДВД южной столицы и начальника УВД Алмалинского района города. Поэтому мы заинтересовались содержимым трёхстраничной анонимки.
Сразу оговоримся, что мы не ставим своей целью дискредитировать реноме генерала Кудебаева и подрывать доверие населения к полиции. Поэтому целенаправленно опускаем критическую оценку личных и деловых качеств Серика Мырзакуловича, данных ему автором письма. Пусть это останется на совести анонима.
Мы лишь хотим озвучить неофициальную версию теракта, которая, возможно, объяснит, почему главный подозреваемый Руслан Кулекбаев смог в одиночку натворить столько бед. По-другому никак не получается, так как МВД и Генпрокуратура не хотят ничего комментировать, ссылаясь на тайну следствия. Мы уже отправляли им официальные запросы, но получили отказ. Поэтому редакция вынуждена обращаться к другим источникам информации в надежде привлечь внимание руководства алматинского ДВД к интересующей общественность теме.
Фактор внезапности
Главный вопрос, который волнует журналистов и блогеров: почему полицейские УВД Алмалинского района не смогли быстро обезвредить налётчика Кулекбаева? Ведь в здании находились оперативники, чьей прямой обязанностью является нейтрализация преступников! Они-то уж точно могли бы скрутить Кулекбаева на месте и предотвратить дальнейшую бойню. В крайнем случае дежурный УВД мог по рации или по телефону вызвать для подкрепления отряд спецназа. СОБРовцы сидят по соседству – в здании ДВД, в 500 метрах от УВД. Но этого ничего не произошло. Почему? Автор письма объясняет это так.
«Горько сознавать, что наши коллеги погибли в результате того, что они, как и весь личный состав ДВД, не были своевременно информированы и ориентированы на задержание преступника, который после совершения накануне первого тяжкого преступления – убийства женщины – мог спокойно передвигаться по городу, поскольку не были разосланы ориентировки, не были приняты меры к своевременному задержанию. Дежурная часть ДВД и Алмалинского РУВД не объявили личному составу о нападении на РУВД, а руководство Алмалинского РУВД не только проявило трусость, но и с целью сокрытия своего преступного бездействия в последующем исказило все факты и хронологию события».
Фото с сайта motor.kz
Второй вопрос связан с хронологией теракта. Многим с трудом верится, что Кулекбаеву хватило 24 минуты для совершения своей «акции возмездия» слугам Закона. Журналисты КТК провели эксперимент, проехав по маршруту, по которому якобы ехал Кулекбаев. У них на это ушло 22 минуты. Но это без стрельбы и по практически пустому городу. Но по алматинскому трафику и со стрельбой – это сомнительно, как минимум. Поэтому закономерен вопрос: сколько времени длилось нападение на УВД?
Автор письма отвечает так: «Фактически Кулекбаев Р. совершил нападение намного раньше того времени, которое прозвучало в отчётах нашего министра МВД. Обстреляв вначале в торце здания ветерана полиции Сатымкулова К., Кулекбаев затем зашёл в пост охраны и обстрелял постового Рахматуллаева М. Завладев оружием постового, обстрелял и ранил стажёра-полицейского и только потом спокойно зашёл в здание РУВД, фактически захватив его».
Непрофессионализм полиции?
Третий вопрос на засыпку: как смог один человек захватить целое управление полиции? Этот феномен не могут объяснить ни прокуроры, ни сотрудники межведомственной следственно-оперативной группы, ведущие досудебное расследование уголовного дела Кулекбаева. Правда, можно вспомнить по аналогии таразского стрелка Максата Кариева по кличке Терминатор. В ноябре 2011 года он тоже в одиночку расстрелял пятеро полисменов и двоих гражданских лиц. Но тогда террорист погиб при задержании, поэтому никто не знает наверняка – как он смог справиться с полисменами, которые превосходили его по численности и были лучше экипированы?
Многие ответы по делу Кулекбева можно было бы получить, просмотрев хотя бы копию записи с камер внешнего наблюдения, установленных по периметру УВД. Но не тут-то было. Спецпрокуроры, в чьём ведении сейчас находится его дело, не разрешают журналистам ознакомиться с видеозаписью.
А вот автор письма объясняет всё так:
«В настоящее время руководство ДВД по указанию начальника генерала Кудебаева С. М. вместо того, чтобы провести тщательный анализ и дать объективную оценку чрезвычайному происшествию, фальсифицируют факт нападения, уничтожают видеозаписи, укрывают вещественные доказательства, чтобы увести от ответственности начальника ДВД и Алмалинского РУВД. Последний в спешном порядке написал рапорт об освобождении от занимаемой должности по собственному желанию и теперь ожидает назначения на другую должность».
И, наконец, четвёртый вопрос, волнующий не только журналистов: почему генералов Касымова и Кудебаева не было на похоронах девяти полицейских? Например, когда в Алматинской области хоронили погибшего 18 июля старшего лейтенанта Азамата Азимжанова, на его похоронах присутствовал директор Пограничной службы КНБ РК, генерал-майор Дархан Дильманов. Он нашёл время в своем плотном графике, чтобы попрощаться с подчинённым.
А вот полицейские генералы этого не сделали, пишет автор анонимки. «У нашего генерала даже не нашлось времени прийти на похороны погибших коллег, принять участие в гражданской панихиде во Дворце спорта, высказать слова соболезнования родным и близким, не нашлось времени навестить раненых в больнице. Прискорбно, что и министр Касымов К. Н. также не смог навестить ни раненых, ни близких и родных погибших коллег со словами участия и соболезнования, поскольку торопился уехать в отпуск. Это при том, что весь личный состав МВД в условиях «жёлтого» уровня опасности находится на усиленном режиме несения службы».
В поисках истины
После ознакомления с текстом анонимного письма мы проделали всю работу, предусмотренную в таких случаях. Первым делом постарались выйти на связь с загадочным отправителем – некимАзатом Тараковым, чтобы взять у него подробные комментарии. Но он, как мы и предполагали, не отозвался. Логично предположить, что почтовый адрес одноразовый.
Вторым нашим шагом стало обращение в ДВД. Выяснилось, что генерал Кудебаев находится в отпуске, его обязанности временно исполняет первый заместитель, полковник Канат Таймерденов. Пришлось адресовать свои вопросы ему. Канат Даниярович ознакомился с текстом письма и затем посоветовал нам обратиться в МВД. Мол, это прерогатива Астаны – давать комментарии, сам он не уполномочен. И то верно, не может ведь подчинённый, пускай и первый зам, давать оценку работе своего шефа! Неэтично это, да и генерал не поймёт...
Мы последовали совету полковника. Отправили официальный запрос на имя министра внутренних дел. Ответ ждали 2 дня. В выходные получили письмо за подписью директора департамента государственного языка и информации МВД РК Алмаса Садубаева.
Цитируем его дословно:
«Рассмотрев ваш запрос касательно анонимного письма личного состава ДВД г.Алматы, направленного вами на наш адрес, сообщаем, что в соответствии со ст.5 Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» данное обращение не подлежит рассмотрению».
От редакции
«Радиоточка» всё же рассчитывает получить официальный комментарий генерала Кудебаева, чтобы расставить все точки над «i». Ведь на кону стоит не только его, но и имидж всех алматинских полицейских. Что касается автора письма, то он вызывает у нас противоречивые чувства. С одной стороны, он описал события 18 июня 2016 года и дал нам пищу для размышлений, что приветствуется в журналистской среде. С другой стороны, анонимы никогда не пользовались ни уважением, ни доверием в обществе. Особенно странна анонимность от офицеров, которых общество наняло для защиты своих интересов. Здесь же речь идёт как раз о вопросах безопасности почти двух миллионов жителей Алматы.