Канат Бозумбаев как тормоз «зеленой экономики» Казахстана
Все меньше времени остается до начала ЭКСПО в Астане, а казахстанский министр энергетики Канат Бозумбаев не то что не кует и не мелет, а самым натуральным образом тормозит многочисленные «зеленые» инициативы. Все, что ему удалось сделать в этом направлении – отпугнуть как отечественных, так и иностранных инвесторов, имеющих отношение к альтернативным источникам энергии, да отодвинуть за горизонт переход страны к низкоуглеродному развитию, на принятии концепции которого он сам и настаивает.
Склонность тонуть имеют даже самые совершенные суда. Эту аксиому сегодня доказывает и министр энергетики Канат Бозумбаев. Возведенный общественным мнением в ранг «сильного управленца» (за достаточно успешную работу в регионах), сейчас он фактически разбазаривает этот имидж. Порой складывается ощущение, что аким Бозумбаев и министр Бозумбаев – два совершенно разных человека с набором противоположных качеств. Прежний Бозумбаев никогда бы не позволил себе подставляться так, как делает это Бозумбаев сегодняшний.
Три месяца назад на первом казахстанском саммите по возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) министр Бозумбаев расхаживал гоголем и с гордо поднятой головой вещал с высокой трибуны о том, что он собирается сделать для поддержки и более активного развития отрасли. А замахнулся Канат Алдабергенович ни много ни мало на разработку национальной стратегии. Что вполне объяснимо: стратегия – это не просто большие, а очень большие деньги, плюс время, которое можно продлевать под разными благовидными и не очень предлогами. Пока суд да дело, на этой актуальной теме можно собрать неплохой урожай политических и карьерных дивидендов. А там, как говорится, либо падишах умрет, либо ишак сдохнет. Рутинная же работа над улучшением состояния дел в сфере альтернативной энергетики в рамках существующих законодательных и нормативно-правовых актов министру, похоже, не столь интересна. Впрочем, обо всем по порядку.
Казахстан поставил перед собой очередную амбициозную задачу – к 2050 году генерировать пятьдесят процентов электроэнергии за счет альтернативных и возобновляемых источников. Чтобы было понятно, о чем идет речь: сегодня их удельный вес не превышает одного процента. Эксперты, выстраивая логические схемы и жонглируя цифрами, наперебой спорят, свершится такое чудо или нет. Но причем тут, спрашивается, логика, если у руля ведомства, отвечающего за государственную политику в данной сфере, стоят те, кому всегда виднее и кто не боится вытоптать нынешние скудные «посадки» в огороде альтернативной энергетики в надежде сорвать большой куш?
Пристраиваясь и сзади, и сбоку к международному опыту, равняясь то на Европу, то на ОАЭ, министр Бозумбаев витает в эмпиреях. А реальная ситуация такова, что мы находимся в самом низу «турнирной таблицы». Согласно данным Всемирного банка, опубликованным весной текущего года, Казахстан имеет самый низкий среди стран Центральной Азии процент получения электроэнергии за счет использования возобновляемых источников энергии. Впереди нас с большим отрывом движутся Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан. Причем последний занимает в мировом рейтинге шестое место, и нам вряд ли в ближайшей перспективе удастся догнать его.
Чтобы хотя бы начать подъем, мы должны сделать главное – дать стимулы участникам рынка. Но в руках у Каната Бозумбаева только кнут. На это обращает внимание и наш собеседник, который пожелал остаться неизвестным и которого на звонок в редакцию спровоцировала предыдущая публикация в САМ о деятельности министра энергетики.
- Главная проблема заключается в льготном «зеленом» тарифе. Вокруг него сложилась непонятная ситуация, что привело альтернативную энергетику к настоящему застою, - говорит он. - В 2009 году был принят закон «О поддержке использования возобновляемых источников энергии», предусматривавший введение преференциальных фиксированных тарифов на электроэнергию для объектов ВИЭ сроком на 15 лет, которые к тому же подлежат ежегодной индексации с учетом инфляции.
Схема такая: электроэнергию у объектов ВИЭ по фиксированному тарифу выкупает расчетно-финансовый центр, который, в свою очередь, покрывает свои расходы за счет так называемых «условных потребителей» - энергопроизводящих организаций, использующих уголь, газ, нефтепродукты и ядерное топливо. Это стало реальным стимулом. Хотя чиновники затянули время, и Минэкологии разработало механизм тарифа только в 2013-м, уже в следующем году были утверждены 280 проектов в области альтернативной энергетики. Пять из них сработали. В апреле текущего года в закон были внесены изменения.
Появилась норма о том, что «утвержденные фиксированные тарифы в зависимости от структуры финансирования проекта и экономической обоснованности подлежат ежегодной индексации с учетом изменения обменного курса национальной валюты к иностранным валютам в порядке, определяемом правительством Республики Казахстан». В июле эта поправка вступила в действие. Сегодня на дворе уже конец августа, а никакой информации об индексации нет и в помине. Есть только слухи, что Министерство энергетики собирается кардинально поменять правила игры и принять новое положение о тарифе. Если так, то это растянется как минимум на весь 2017 год. Следовательно, столько же времени те, кто производит электроэнергию за счет возобновляемых источников, будут находиться в подвешенном состоянии. И это в лучшем случае. Многие могут сойти с дистанции, не дождавшись новшеств.
Опасения нашего собеседника небезосновательны. Министр Бозумбаев не скрывает своего желания «поставить на место» «жирующих» альтернативщиков. Об этом ярко свидетельствует озвученная им в конце мая инициатива. До конца текущего года Министерство энергетики планирует создать карту дислокации действующих и потенциальных возобновляемых источников энергии и впоследствии, взяв ее за основу, проводить аукционы на размещение новых объектов в наиболее интересных регионах. Данная мера, по словам Бозумбаева, «позволит значительно снизить влияние закупок электроэнергии у ВИЭ, которые имеют привязку к изменениям валютного курса, на тариф для конечных потребителей».
Идею эту министр сопроводил многоговорящим спичем: «Общество и экономика не должны платить чрезмерно высокую цену за развитие ВИЭ, общество и экономика должны платить справедливую честную цену за развитие ВИЭ. Ситуация сегодня такова, что допустим, существует некий специальный тариф для ВИЭ «Astana Solar» - 71 тенге за кВт. Это нормально? Я считаю, что 71 тенге - это чрезмерная цена! Когда мы сравниваем с Дубаем: там 3 цента (около 10 тенге по действующему курсу), а у нас 71 тенге – вы можете понять разницу. Вот разница в развитии ВИЭ в Казахстане и в Дубае. Поэтому мы все поставим твердо на две ноги».
Но пока, увы, получается, что министр ставит все с ног на голову. Тыча в нос альтернативщикам Арабскими Эмиратами в плане ценообразования на энергию, получаемую от возобновляемых источников, Канат Алдабергенович почему-то забывает продолжить цепочку необходимых в этом случае сравнений уровней и стабильности финансовой системы, доступа к дешевым кредитам и степени государственной поддержки. У нас одна только последняя девальвация поставила на прикол весь сектор, вдвое увеличив себестоимость производства электроэнергии за счет ВИЭ.
Ведь значительная часть таких объектов работает на оборудовании, закупленном на заемные средства за рубежом, а потому имеет жесткую привязку к курсу доллара. Так что пытаясь загнать их в стойло конкурентоспособности, министр Бозумбаев фактически ломает и без того хлипкий хребет альтернативщиков и тех, кто занят в сопутствующих секторах. И пока что счет в его пользу.
Взять хотя бы упомянутое министром ТОО «Astana Solar» - дочернее предприятие «Казатомпрома», производящее солнечные батареи. Проект этот успешный и востребованный. Завод стоимостью 5 миллиардов тенге открывал сам глава государства. Но, как говорит наш собеседник, «сегодня дела у компании идут не лучшим образом: из-за неопределенности с фиксированным тарифом закупать у нее пластины энергопроизводящие организации не хотят».
Между тем, эксперты в один голос утверждают: «Надо понимать, что без поддержки со стороны государства данную отрасль не поставить на ноги. Нужно следовать примеру развитых стран, где предпринимались подобные шаги по поддержке: США, Германия, Япония, Дания, Швеция, Великобритания…». Но министр Бозумбаев грезит аукционами, благодаря которым придет богатый дядя и сам все сделает, тогда как ведомству, курирующему эту сферу, останется лишь рапортовать об успехах наверх, а его руководству - вешать на грудь ордена за старательность. Но так не бывает, тем более что богатые дяди умеют считать деньги получше нашего министра.
К слову сказать, Казахстан даже не входит в составляемый компанией Ernst & Young рейтинг стран по индексу привлекательности для инвестиций в возобновляемую энергетику и наличия возможностей использования ВИЭ. Впрочем, как утверждает наш собеседник, это еще ни о чем не говорит: «Интерес со стороны инвесторов, в том числе и иностранных, к развитию альтернативной энергетики в Казахстане есть. И интерес серьезный. Но их приходу препятствует само Минэнерго. По моей информации, существует негласная договоренность не одобрять инвестиционные заявки до утверждения нового тарифа».
О том, насколько подобный расклад соответствуют действительности, судить трудно. Хотя, как показывает практика, в последнее время Национальное агентство по экспорту и инвестициям только декларирует заключение меморандумов в области ВИЭ. Перехода от слов к делу что-то не видно. Не исключено, что причиной тому является в том числе и неопределенность с тарифом.
В общем и целом, совершенно непонятно, куда способны завести эксперименты Каната Бозумбаева накануне ЭКСПО. Например, Китай на предстоящей выставке будет рассказывать о вложенных за последние годы в сферу альтернативной энергетики 200 миллиардах долларов госсредств. Европа собирается презентовать новые технологии, Азия и Африка - удивлять долей потребления энергии, произведенной при помощи ВИЭ. Что будем делать мы? Скрывать то, что нерасторопный министр, погнавшись за журавлем, раздавил всех синиц в своих руках?
Продолжение следует...