О том, как живется чеченцам в Казахстане
Сегодня в нашей постоянной рубрике "Честно о диаспорах" речь пойдет о живущих в Казахстане чеченцах - очень гордом и свободолюбивом народе, непокорный нрав которого воспели многие писатели и поэты. Несмотря на пережитую насильную депортацию, они остались дружными и сплоченными, сохранили свою самобытность, обычаи, традиции и национальную культуру. Сегодня эта диаспора, по данным последней переписи, насчитывает около 32-х тысяч человек. В основном чеченцы заняты в торговле и предпринимательстве. Они компактно проживают в деревнях и пригородах во всех областях республики.
Адам Бойсаев, представитель чеченской диаспоры:
"Во мне сразу включается чеченский менталитет"
О том, как чувствуют себя чеченцы в современном Казахстане, какие испытывают трудности и каким видят свое будущее здесь, мы поговорим с одним из видных представителей диаспоры Адамом Бойсаевым.
- Если в 1940-х мы, чеченцы, были высланы на территорию Казахской Республики в принудительном порядке, то сегодня мы проживаем здесь по милости Аллаха и собственной воле, - говорит он. - Будучи полноправными гражданами этой страны, наши отцы и деды, как и все остальные, поднимали ее экономику и строили ее будущее. В трудное время делились всем, чем могли. Бесспорно, ключевую роль в адаптации как чеченцев, так и представителей других национальностей на территории Казахстана сыграл менталитет казахского народа.
Что касается нашего нынешнего самочувствия, то могу сказать следующее: мы - одна семья, один народ, есть среди нас и плохие, и хорошие. Все недостатки нам нужно искать в самих себе. Ссоры бывают всегда, но нельзя позволять и допускать, чтобы они перерастали в массовые беспорядки. У казахов есть хорошая пословица, которая в переводе на русский звучит так: "Мост, возведенный всем миром, может разрушить один человек". Есть Конституция и законы. Перед ними мы все равны. Нельзя забывать, что там, где нет единства, нет будущего.
Все мы являемся свидетелями политического кризиса и нестабильности во многих странах, а теперь и в братской Украине. Нам нужно работать над воспитанием подрастающего поколения в духе казахстанского патриотизма. Нам не нужна западная культура и идеология. Благодаря нашему президенту, его мудрой и дальновидной политике за время независимости мы добились многого. Мне приходилось бывать в соседних странах, и есть с чем сравнивать. Я думаю, что мы живем хорошо. И мы должны сохранить и улучшить то, что имеем.
- Кого из представителей чеченской диаспоры вы назвали бы наиболее влиятельными?
- Влиятельными людьми среди чеченцев в Казахстане я не вижу никого, кроме старейшин и главы Вайнахского духовенства Шейха Мухамад Хусейн Хаджи Алсабекова. Думаю, это не только мое субъективное мнение.
- А как вы оцениваете сегодняшнее отношение к чеченцам со стороны титульной нации, и наоборот?
- Хочу поделиться с вами одной историей, которая наполняет мою душу и радует сердце, являясь примером духовного богатства и благородства. Как вы знаете, во времена СССР чеченцы приезжали из Чечни на заработки в Казахстан, где строили скотоводческие комплексы (кошары). Весной 1977-го выехал из Чечни и Япон Султаханов. Но в тот же год он скончался на станции Ушбиик и был похоронен на местном кладбище, вблизи казахских могил.
Его семья и дети оставались в Чечне. Всю свою жизнь Руслан, сын Япона, мечтал поехать в далекий Казахстан и найти могилу отца. Даже когда в Чечне шла война и на улицах велся массированный огонь из тяжелой артиллерии, он, проезжая мимо на своем автомобиле "Нива", ни на минуту не переставал молить Всевышнего о том, чтобы тот позволил ему выжить и преклонить свое колено у могилы отца. Но только в мае 2012-го Руслан смог приехать в Алматы к Вахе Асхабову, с которым они дальше направились на станцию Ушбиик.
Попав в село, они стали искать местных чеченцев, однако таковых там не оказалось. Возле одного дома они заметили большое скопление людей и решили попросить у них помощи. Оказалось, что это были похороны. Хоронили женщину. Мужчины прошли к аксакалам, выразили соболезнование и стали ждать. Через какое-то время к ним подошел уважаемый в селе человек - Махаббат Мухаметханулы Насыров.
Он поинтересовался, что же привело их в эти края. Внимательно выслушав историю Руслана, он тут же вызвался провести его к могиле отца. Ваха и Руслан, конечно, поблагодарили его, сказав, что подождут, пока пройдут похороны. На что Махаббат-ага ответил: "Могилу своей сестры я найду, а вот помочь найти могилу отца для сына, который проделал путь не в одну тысячу верст и многое пережил, - это мой долг, потому что он похоронен на моей земле, на земле моих предков".
Вот поступок, который вызывает уважение, в котором есть честь, достоинство, духовное величие и благородство. Пользуясь случаем, хочу передать слова благодарности Руслана Султаханова из Чеченской республики Махаббату Мухаметанулы и в его лице всем казахам, которые чтут и свято соблюдают традиции и обычаи предков. Дай Аллах мира и чистого неба над головой.
Среди знакомых и уважаемых мною представителей, как вы говорите, титульной нации я чувствую себя так же, как и в своей семье. Слава Аллаху, у меня большая семья. А вот незнакомые люди - для меня потенциальная угроза. Не все, конечно.
- Почему?
- Среди этих людей есть те, кого жизнь, быть может, обделила чем-то или он сам по себе настроен агрессивно. Он может оскорбить меня, мое достоинство, и я, естественно, буду вынужден ответить за себя. И мы все знаем, как обычные ссоры перерастают в массовые драки или беспорядки, в которых страдают ни в чем не повинные люди. Нельзя допускать, чтобы это происходило. Ведь, как следствие, это может вызвать массовый отток представителей нетитульной нации за границу.
Разве для этого мы и наши предки столько лет жили и живем на этой земле?! Допустим, русские уедут в Россию, турки в Турцию, кавказцы на Кавказ, хотя большинство из них родились здесь, их родные покоятся в казахской земле.
Надо помнить об этом. Мы - гости в этом бренном мире. Наша земля - это два метра под могилой, и ничего больше. Нам нужно слушать старших. Учить и знать, как минимум, три языка - казахский, русский и английский. Об этом постоянно говорит глава нашего государства. Мало родиться казахом или чеченцем, нужно им быть. А значит знать родную речь, свято чтить обычаи и традиции своих предков.
Что может объединить нас всех? Это язык. У меня, например, всегда вызывает двойное уважение казах или русский, говорящий на чеченском языке. Во мне сразу включается чеченский менталитет. Уверен, так же чувствуют себя представители других национальностей.
Как гласит известная пословица, "нет плохой нации, есть плохие люди". Считаю, что нужно запретить СМИ, особенно в криминальных сводках, озвучивать национальность того или иного подозреваемого или преступника. Если эти люди, какой бы национальности или вероисповедания они ни были, преступили закон, то достаточно озвучить их Ф.И.О. и гражданственную принадлежность.
Нуртай Мустафаев, этнополитолог, руководитель аналитического центра "Наше Дело":
"Никакой неприязни и враждебности между казахами и чеченцами нет"
- Вы многие годы работаете над изучением межэтнических конфликтов в Казахстане. Расскажите о причинах и характере противоречий, которые возникали на протяжении двух последних десятилетий между казахами и чеченцами.
- Вопреки утверждениям официальных кругов, в преддверии распада Союза и в постсоветский период в Казахстане имели место локальные межэтнические конфликты. Но они были мелкими, в отличие от масштабных конфликтов 1990 и 2010 годов в Кыргызстане, конфликтов в Закавказье и на Северном Кавказе, трансформировавшихся де-факто в межгосударственные войны (Армения - Азербайджан), в две локальные войны в пределах Российской Федерации (Чечня).
Анализ локальных этноконфликтов 1989-2013 годов в Казахстане показывает, что 80% их происходили между казахами и чеченцами. Самые громкие из них - Новоузеньский (16 июня - 24 июля 1989-го), в селе Казансу (август 1989-го), Узунагачский (27 июля - конец августа 1990-го), Восточно-Казахстанский (15 октября - ноябрь 1992-го), в поселках Маловодное и Казатком (17-19 марта 2007-го). Последний такой конфликт случился 19-20 августа 2013-го в поселке Шенгельды Алматинской области. И практически все они носили этносоциальный характер.
Сразу отмечу, что лично я не вижу между нашими народами какой-то непримиримой вражды, неприязни. Вполне нормальные, ровные отношения. Скорее, дело в экономическом, социальном неравенстве этих этнических групп.
- В чем проявляется это неравенство?
- Большинство казахстанских чеченцев и ингушей были депортированы в Казахстан в 1944-м. Основным родом деятельности для значительной их части стала сфера торговли, услуг, снабжения - это даже в 1960-1980-е годы в условиях относительно невысокой поляризации населения по уровню доходов обеспечивало им более высокие заработки по сравнению с местным, преимущественно казахским населением, занятым в здравоохранении, просвещении, производственной сфере.
С началом развития кооперативов (1987-1988 годы) социальное, имущественное расслоение по этническому признаку резко возросло.
Особенно это неравенство было заметно на селе, где уровень доходов населения в несколько раз ниже, чем в городах. То есть если городские чеченцы занимаются в основном бизнесом (кафе, рестораны, автостоянки) и, скажем так, не бросаются в глаза, то сельские чеченцы, как правило, зарабатывают на жизнь животноводством и земледелием. Зачастую это крупные хозяйства, и понятно, что на работу к себе они берут местных жителей, преимущественно казахов.
К примеру, в селе Казансу Талдыкорганской области, где в августе 1989-го произошли межэтнические столкновения, проживало 18 чеченских семей. Их материальное благосостояние было значительно выше, чем у остального местного населения. Каждая из чеченских семей, будучи занятой преимущественно в сфере торговли и услуг, содержала более 70 овец. Среди казахов такое количество овец в личной собственности имел только один человек. А, например, чеченец О.Джанхотов вместе с шестью сыновьями владел отарой в 1 246 овец.
Причинами случившегося тогда конфликта стали нарастающее социальное неравенство этнических групп, недовольство местного казахского населения своим экономическим положением в условиях начавшихся рыночных реформ, слабая адаптированность его к новым экономическим отношениям (кооперативы и т.д.) и, соответственно, психологический дискомфорт. Протест у местного населения, воспринявшего за 70 лет советской власти коллективистские идеи, "социалистические нормы" социальной справедливости, вызывала также практика найма чеченцами "бичей" из числа казахов.
- Но ведь фермерские хозяйства на селе имеют не только чеченцы…
- Разумеется. Те же курды, ингуши, корейцы, узбеки в сельских районах в разы богаче казахов. Это характерно для всех диаспор, которые живут вне своей исторической родины. Они более консолидированы и рассчитывают только на свои силы, не ждут помощи от государства. Это называется этническая солидарность.
Многие этнологи отмечают, что в развивающихся странах экономическая власть в огромной степени сконцентрирована в руках "рыночно-доминирующего" этнического меньшинства. В модернизирумых обществах этнические меньшинства зачастую характеризуются более быстрым "вхождением" их в рыночную экономику. К слову, это стало основанием для введения в оборот Д.Л.Дороховым, Е.В.Палютиной, В.И.Дятловым и рядом других российских этносоциологов понятия "торговые меньшинства".
- То есть это именно тот случай, когда сила не в количестве, а в качестве. Но только ли неравенство в доходах может стать поводом для межэтнического конфликта? Тем более что, по вашим же словам, представители чеченской диаспоры не одиноки в своем стремлении хорошо зарабатывать...
- При оценке казахско-чеченских и многих других межэтнических конфликтов в Казахстане следует иметь в виду одно упускаемое всеми комментаторами измерение неравенства. Не неравенства в обладании традиционно оцениваемыми теоретиками-политологами ресурсами (властными, экономическими, образовательными, информационными), а оружием. И это неравенство в повседневной жизни гораздо важнее, чем информационное неравенство между теми или иными социальными группами, которое пытается выправить правительство Казахстана. Это неравенство этнических групп Казахстана в оружии, обладании им.
В отличие от США, где право на владение оружием гарантируется всем гражданам Конституцией этого признанного в мире демократического государства, в Казахстане граждане не имеют такого права. То есть формально такого общегражданского права в нашей стране нет. Однако казахстанские реалии совершенно иные. И это факт. В числе прочих "фактор неравенства в оружии" - далеко не из последних.
Возьмем, к примеру, межэтнический конфликт в поселках Маловодное и Казатком Энбекшиказахского района Алматинской области 17-19 марта 2007 года. Он получил широкий резонанс в Казахстане, России, субъектах РФ - Чечне и Ингушетии. Да, основными причинами случившегося стали бедность, безработица на селе, "обезземеливание", пауперизация значительной части сельского населения, все более выраженное в последние годы экономическое, социальное неравенство этнических групп. Но немаловажную роль сыграло и наличие оружия у одной из сторон конфликта.
Напомню, поводом стала драка, произошедшая 17 марта в бильярдной "Ботагоз" в поселке Маловодное между казахами и чеченцем Мухамадом Махмахановым. В тот же вечер двоюродный брат Мухамада - Тахир, по официальной версии следствия, сбил на джипе, а затем ранил в ногу из неустановленного оружия Бекжана Салимбаева, одного из участников драки.
Назавтра, 18 марта, группа из трехсот человек приехала на автомобилях в соседний с Маловодным поселок Казатком к дому Махмахановых с требованием выдать Тахира. Четверо братьев Тахира вышли вооруженными навстречу толпе и открыли огонь из ружей. Около десяти человек получили ранения, двое впоследствии скончались. Позже выяснилось, что дом Махмахановых был битком забит оружием, целый арсенал… Кстати, в октябре 1992 года в пос. Овечий Ключ близ Усть-Каменогорска у жителей также было изъято огромное количество оружия.
Мы знаем, что иметь при себе оружие, будь то кинжал или винтовка, - это национальная традиция некоторых кавказских народов, в том числе чеченцев и ингушей. Можно даже сказать, элемент их национального костюма. Они всегда вооружены. Поэтому и отношение к ним со стороны местной полиции такое придирчивое. Неравенство в оружии, как и любое другое неравенство, само по себе - источник конфликта. Особенно когда в нем участвуют молодые и горячие.
Вдобавок у чеченской и у казахской молодежи культ борьбы, бокса, других видов единоборств, что проявляется в характере (силовом) разрешения бытовых конфликтов в кафе, на улице и т.д. Поэтому когда они сталкиваются, получается вот такая взрывоопасная, гремучая смесь...
А с применением холодного, травматического либо огнестрельного оружия острота конфликта и его масштабы резко возрастают. Я думаю, что у граждан Казахстана должно быть право на оружие. Впрочем, это тема для отдельной статьи.
А в остальном, как я уже сказал в начале интервью, никакой неприязни и враждебности между казахами и чеченцами нет.