СРЕДА, 19 АПРЕЛЯ 2017 ГОДА

Чем слабее тенге, тем лучше государству?

Автор: Тулеген Аскаров 918 25-08-2016, 07:15

Судя по тому, что сейчас антикризисная тематика звучит у официальной Астаны не столь тревожно, как раньше, власти Казахстана уверены в том, что за счет свободного плавания обменного курса тенге им удастся и впредь сохранять баланс в государственных финансах.

С другой стороны, все выглядит так, что далось это достижение большой ценой, и напоминает оно больше Пиррову победу, сулящую еще не одно тяжелое испытание отечественному бизнесу и населению очередными девальвациями национальной валюты во времена низких цен на нефть.

И рыбку съесть, и долговую статистику не испортить

В первую очередь аналитики указывают на быстрый рост государственного долга Казахстана. Так, свое решение понизить суверенный рейтинг нашей страны минувшей весной эксперты международного агентства «Fitch Ratings» аргументировали помимо прочих негативных факторов и резким ростом отношения госдолга к ВВП – с 13,9% в 2014 году до 22,1% в прошлом. По их мнению, помимо резкой девальвации тенге этому способствовало и увеличение внешних заимствований правительства для поддержания приемлемого уровня дефицита бюджета.

Из данных Министерства финансов следует, что на 1 июля текущего года государственный долг Казахстана достиг 10 трлн. 633,2 млрд. тенге с ростом к той же дате прошлого года в 1,9 раза. Но в долларовом эквиваленте этот показатель увеличился за год в гораздо меньшей степени – всего лишь на 2,4% до $31 млрд. 378,3 млрд. Из общей величины долг правительства составил 9 трлн. 76,5 млрд. тенге или $26 млрд. 784,7 млн. При этом в тенговом выражении произошел рост этого показателя в 1,6 раза, тогда как в долларовом эквиваленте сложилось значительное снижение – на 12,4%.

Государственный и гарантированный государством долг, долг по поручительствам государства (по состоянию на 1 июля 2016 года)

Источник: Министерство финансов РК.

Источником этого удивительного явления для кризисных времен стал внутренний долг Кабмина, занимаемый в казахстанской валюте. Его величина в годовом выражении выросла незначительно – на 3,1% до 4 трлн. 396,4 млрд. тенге, зато в пересчете на долларовый эквивалент благодаря девальвации тенге размер внутреннего долга упал в 1,8 раза до $12 млрд. 973,7 млн., в абсолютном выражении – почти на $10 млрд.!

Такое умелое владение девальвационной арифметикой позволило правительству заметно увеличить объем своего внешнего долга – в 1,8 раза до $13 млрд. 811 млн. (в абсолютном выражении – на $6,1 млрд.), что в тенговом эквиваленте составило на 1 июля 4 трлн. 680,1 млрд. тенге с приростом на 12,6%. И пока это комфортная ситуация для правительства.

К тому же на внутреннем рынке оно занимает деньги у «ЕНПФ», для которого есть ограничение в инвестиционной декларации по вложениям в государственные ценные бумаги. Но в итоге получается, что у Кабмина есть прямой стимул и впредь девальвировать тенге, так как это позволяет сохранять вполне благостную картину в макроэкономической отчетности для МВФ, Всемирного банка и других международных финансовых организаций, которая ведется в американской валюте.

Кстати, долг Всемирному банку вырос за год почти на треть (точнее, 33,7%) до $4 млрд. 32,9 млн., Азиатскому банку развития (вдвое до $2 млрд. 104,3 млн.), Европейскому банку реконструкции и развития (6,3% до $183,3 млн.), что, естественно, сулит этой группе инвесторов вполне приличные вознаграждения. Свой кусок пирога получили и частные инвесторы за счет роста внешних обязательств Казахстана по еврооблигациям в 2,6 раза до $6,5 млрд. А долг перед Японским агентством международного сотрудничества увеличился за год на 12,5% до $601,5 млн.

Примечательно, что при этом снизился внешний долг правительства перед исламскими кредиторами вопреки четкому указанию главы государства на развитие этого направления финансирования в нашей стране. К примеру, долг Исламскому банку развития уменьшился по сравнению с 1 июля прошлого года на 7,3% до $162,1 млн., Саудовскому фонду развития – 32% до $1,7 млн., Кувейтскому фонду арабского экономического развития – 10,7% до $6,7 млн., Фонду развития Абу-Даби – 15,7% до $5,9 млн. В принципе, оно и понятно – ведь у богатых исламских государств сейчас нелегкая финансовая ситуация из-за падения цен на нефть.

Добавим к общей картине еще резкий рост долга Нацбанка (он весь внутренний) с нулевых значений на 1 июля прошлого года до 1 трлн. 552,4 млрд. тенге или $4 млрд. 581,2 млн. Это явление объясняется так называемым структурным профицитом тенговой ликвидности, хлынувшей на рынок по линии программ господдержки экономики и от дедолларизации банковских вкладов. Если бы Нацбанк не стерилизовал эти «лишние» деньги, для которых у банков просто не хватает качественных заемщиков, то они пошли бы на валютный рынок, вызвав там девальвацию тенге.

У государственной долговой статистики есть еще три составляющие. Одна из них – это долг местных исполнительных органов РК. В тенговом эквиваленте здесь сложился рост на 40,4% до 348,8 млрд. тенге, тогда как в долларовом произошло снижение на 22,8% до $1 млрд. 29,4 млн. Вторая – гарантированный государством долг, составивший на 1 июля 232,5 млрд. тенге и $686,1 млн. с увеличением соответственно в 2,2 раза и 23,2%. И, наконец, гораздо меньшие суммы приходились на долг по поручительствам государства – 39,1 млрд. тенге и $115,5 млн.

С такими «помощниками» можно и нефтяников спасать

Однако за счет одной девальвации в нынешних сложных условиях власти Казахстана вряд ли бы смогли продержаться так долго, не допуская задержку выплат пенсий, пособий и зарплат бюджетникам, не будь у них двух мощных опор для финансового маневра – Национального фонда и «ЕНПФ».

По Нацфонду девальвационная арифметика также дала свои благие плоды, но только в тенговом эквиваленте. В долларовом же выражении согласно годовому отчету Нацбанка в прошлом году активы фонда снизились на 12,6% до $63,4 млрд. при инвестиционном убытке в минус $1,7 млрд. и отрицательной доходности в минус 2,44% годовых – это наихудший результат за все время существования этой виртуальной структуры.

Тем не менее, в руководстве Минфина или Нацбанке никого за это не наказали, а глава государства спокойно утвердил годовой отчет центрального банка. Это и не удивительно – ведь в отчетности Минфина по формированию и использованию Нацфонда в тенговом эквиваленте деньги последнего выросли в 1,6 раза до 25 трлн. 754,3 млрд. тенге, а в абсолютном выражении – на 9 трлн. 325,0 млрд. тенге!

Для сравнения: в уточненном республиканском бюджете на текущий год поступления определены в объеме 7 трлн. 364,1 млрд. тенге с увеличением на 420,9 млрд. тенге, расходы - 8 трлн. 266,8 млрд. тенге с приростом 600,2 млрд. тенге. Таким образом, за прошлый год правительство получило только от Нацфонда дополнительных средств больше, чем весь республиканский бюджет!

Произошло это весьма приятнейшее для казны явление за счет курсовой разницы от девальвации тенге, составившей по инвалютным активам Нацфонда 10 трлн. 162,6 млрд. тенге. Вместе с поступлениями в него без учета инвестиционного дохода в 1 трлн. 631,0 млрд. тенге общая сумма прибытка в 11 трлн. 793,6 млрд. тенге с лихвой перекрыла убыток по итогам доверительного управления (673,8 млрд. тенге) и расходы от управления (15,9 млрд. тенге).

В итоге у Минфина в отчетности по Нацфонду за прошлый год значится совокупный доход в 10 трлн. 146,7 млрд. тенге. Это позволило правительству помочь тем же нефтяникам, снизив для них ставку экспортной пошлины на «черное золото» вдвое – с $40 до $20 за тонну! Свою долю в этом пироге получили и банкиры вместе с другими отечественными производителями, так как объем целевого трансферта из Нацфонда на реализацию антикризисных мер в рамках программы «Нұрлы жол» и других направлений поддержки экономики увеличился на 240,5 млрд. тенге.

У «ЕНПФ» в отличие от Нацфонда основная часть пенсионных активов инвестирована в тенговые инструменты, доля которых составила в его инвестиционном портфеле, которым управляет Нацбанк, по состоянию на 1 августа 80,49%. В долларовые же инструменты было вложено 18,80%, а в абсолютном выражении – 1 трлн. 200,6 млрд. тенге или порядка $3,5 млрд., что, естественно, не сравнимо с потенциалом выигрыша по деньгам Нацфонда при девальвации тенге. Тем не менее, существенная прибавка в годовом выражении произошла и здесь.

В прошлом году на начало августа инвестиции «ЕНПФ» в долларовые инструменты оценивались в 521,5 млрд. тенге, что составляло по тогдашнему курсу $2,8 млрд. Получается, что в долларовом выражении эта часть портфеля «ЕНПФ» увеличилась примерно на четверть, тогда как в тенговом – в 2,3 раза!

Структура пенсионных активов «ЕНПФ», находящихся в управлении Национальным банком РК, в разрезе валют

Источник: «ЕНПФ».

А в целом по текущей стоимости инвестиционный портфель «ЕНПФ» вырос за год более чем на четверть (28% или 1 трлн. 397,5 млрд. тенге) до 6 трлн. 387,7 млрд. тенге. Как видно, эта сумма вполне сравнима с размерами республиканского бюджета, и правительство активно использует пенсионные накопления для своих финансов маневров. Во-первых, за их счет финансируется добрая часть бюджетных расходов, так как на инвестиции «ЕНПФ» в государственные ценные бумаги РК приходилось на 1 августа текущего года 44,2% его портфеля. Помимо помощи казне, «ЕНПФ» помогал и Нацбанку избавляться от избыточной тенговой ликвидности, - к примеру, за июль из пенсионных накоплений было приобретено ценных бумаг последнего (краткосрочных дисконтных нот) на 533,8 млрд. тенге.

О том, что средства «ЕНПФ» расходуются даже на поддержку строительства торгово-развлекательного центра «Мега» на территории «ЭКСПО-2017», в последние дни стало известно всем, вызвав возмущение общественности. Однако на самом деле после подпитки бюджета и помощи Нацбанку для «ЕНПФ», владеет которым правительство, вторым по значимости приоритетом является поддержка банковского сектора.

В облигации банков второго уровня было вложено 23,57% инвестиционного портфеля «ЕНПФ» (в абсолютном выражении – 1 трлн. 505,3 млрд. тенге), а на банковских депозитах было размещено еще 6,51% или 415,9 млрд. тенге. В сумме, как нетрудно подсчитать, набирается 1 трлн. 921,2 млрд. тенге. Для сравнения: так называемым квазигосударственным организациям РК, в число которых входит и «Банк развития Казахстана», финансирующий строительство упомянутого ТРЦ,  досталось 11,18% инвестированных пенсионных накоплений.

 

Подпишитесь на еженедельную рассылку

Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты

Ваш email:
Конфиденциальность гарантирована
Комментарии:
Добавить комментарии


    Введите имя:


    Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера





Выбор главного редактора
Фото и видео
Лучшие материалы
    
$ 337.37
378.29