Мифы и правда о казахстанских уйгурах
Когда мы готовили этот материал к публикации, то столкнулись с рядом проблем. Как оказалось, в Казахстане мало узких специалистов по уйгурскому этносу. А те, что есть, отказались от интервью, сославшись на занятость. И только единицы открыто признались, что внутри страны не приветствуется публичное обсуждение этой острой темы. Но как бы то ни было, нам удалось поговорить с неравнодушными людьми и обрисовать общую картину, тем более что мы не ставили перед собой цель нарушать межнациональный баланс, наша задача была выяснить, каково самочувствие уйгуров в современном Казахстане, какие они испытывают трудности и какое влияние оказывают на общественно-политическую жизнь в стране.
Турганжан Розахунов, председатель Ассоциации общественных объединений "ИНАЯТ":
"Кому выгодно обычную бытовую ссору возводить в ранг национального вопроса?"
- Турганжан Имирович, как ощущают себя представители уйгурского этноса в современном Казахстане? Каково отношение к ним со стороны титульной нации?
- Сегодня в Казахстане насчитывается 300 тысяч уйгуров. В основном они компактно проживают в Алматинской области: в Уйгурском, Панфиловском, Талгарском, Энбекшиказахском районах, в городе Алматы, небольшая часть в Шымкенте, Таразе и Астане.
Абсолютно не принижая другие народы (все мы в Казахстане равны), хочу сказать, что уйгуры очень близки с казахами. Вместе мы прошли войны, революцию, голодомор, послевоенные годы. Уйгуры в основном занимались земледелием, а казахи - скотоводством. Если первые давали хлеб, овощи, фрукты, то вторые делились мясом и молоком.
И что бы кто ни говорил, на протяжении всех этих лет между нами не было серьезных конфликтов. Мы, наоборот, помогали друг другу. А если даже и возникали какие-то бытовые ссоры, то мы всегда подчеркивали, что нам абсолютно нечего делить: у наших языков один тюркский корень, у нас похожие традиции и обычаи, у нас одна религия. Мы давно уже породнились, я имею в виду многочисленные интернациональные семьи, а также то, что у каждого уйгура есть десятки друзей-казахов. Мы не чувствуем дискомфорта, это наш дом, наша Родина, и никто нас не ущемляет.
- К сожалению, были чиликские события 2006 года, которые оставили след в общественном сознании казахстанцев. Также известно, что в январе этого года произошел инцидент в Чундже с участием казахов и уйгуров, правда, его не стали предавать огласке, поэтому о его масштабах ничего неизвестно. На ваш взгляд, каков характер всех этих конфликтов, и насколько серьезными могут быть их последствия?
- Не отрицаю, такие инциденты были. Но давайте задумаемся на минуту, почему говорят именно о них. Возьмите любой отчет о происшествиях в Казахстане: кореец подрался с русским, татарин побил белоруса, узбек поругался с казахом… Все нормально реагируют, никто не поднимает шума. Но стоит только столкнуться уйгуру с казахом, причем на бытовом уровне (соседи что-то не поделили), это моментально получает общественный резонанс. Почему?
Я считаю, что в этом заинтересованы определенные силы, им выгодно обычную бытовую ссору возводить в ранг нацио¬нального вопроса. Да, иногда конфликт двух человек перерастает в групповую драку, но разве так делают только уйгуры и только в Уйгурском районе? Такое сплошь и рядом. Люди всегда зовут на помощь родственников и друзей.
Когда случилась драка в Чилике, мы, конечно, выезжали на место, чтобы выяснить ситуацию. Тогда сами казахи, а не местные уйгуры, вставали и говорили: "не вмешивайтесь в наши дела, мы всю жизнь прожили в Чилике, мы с уйгурами дружны". Но их никто не слышал, активно потекли слухи, доводы, версии, и этот поток невозможно было остановить.
Что касается последних событий в Чундже, то, уверяю вас, и там не надо искать дьявола. Просто пришел новый аким, произошла какая-то ротация, кого-то обидели, образовалась кучка людей, которая стала возмущаться. Все! Не было никакой драки. К счастью, в этот раз СМИ не стали раздувать из мухи слона. И хочу им за это сказать спасибо.
- Конечно, многое зависит от руководителя, от его умения общаться с простыми людьми, слышать их, договариваться…
- В советское время колхозами и совхозами, где проживало много уйгуров, руководили тоже уйгуры. Их назначали для того, чтобы они находили общий язык с местным населением. Мы знаем таких известных уйгурских руководителей, как И.Белалов, он был депутатом Верховного совета СССР, А.Саттаров, один из видных руководителей совхоза в Енбекшиказахском районе, М.Насыров, кавалер трех орденов Ленина, он был директором крупного колхоза в Уйгурском районе.
Сегодня у нас с этим перекос. Есть только два акима в Алматинской области уйгурской национальности: это Таиржан Насыров - аким села Чулукай Панфиловского района и Махаметжан Султанияров - аким с. Ташкенсаз Енбекшиказахского района. Конечно, это очень неудобный вопрос, его всегда замалчивают. Но мы же не требуем, чтобы во всех районах, где много уйгуров, ставили акимов-уйгуров. Нет, это не так. Мы просто хотим, чтобы при расстановке кадров учитывался этнический состав местного населения, и в акиматах сидели хотя бы по одному специалисту-уйгуру, которые бы представляли наши интересы.
- С какими трудностями сталкиваются казахстанские уйгуры в повседневной жизни?
- Трудностей, конечно, достаточно, как и у всех, но я хотел бы затронуть те проблемы, с которыми непосредственно работает наша организация. Начну, пожалуй, с образования. В Казахстане на данный момент действуют 63 школы с уйгурским языком обучения. Из них 12 - чисто уйгурские, 51 - смешанные: казахско-уйгурские, русско-уйгурские. Это немало, соответственно и работы у нас больше. К примеру, несколько лет назад выяснилось, что во многих школах не хватает учебников. Куда мы только ни обращались, куда только ни писали, но оказалось, что мы не одни такие, что во всех школах дефицит учебников.
Сейчас мы эту проблему решаем за счет спонсоров, особенно следим за тем, чтобы были обеспечены учебниками сельские ребята. В этом году, можно сказать, жалоб не было. Но, конечно, здесь в первую очередь нужна поддержка со стороны государства.
Второй вопрос - это изучение государственного языка. Вы знаете, уйгуры и их дети владеют казахским как своим родным, особенно те, кто живет в сельской местности. В связи с этим казахский язык необходимо преподавать в уйгурских школах по программе казахских школ, а не русских.
Лет десять назад в Министерстве образования работал человек, который курировал уйгурские школы. Сейчас он уже на пенсии. Его место так никто и не занял. Пусть это нескромно, но мы писали в это ведомство письмо с просьбой назначить куратора, однако до сих пор вопрос не решен. Нам объяснили это тем, что идет оптимизация, сокращения. Но неужели у министерства не найдется средств, чтобы заполнить одну штатную единицу? Зато скольких трудностей можно было бы избежать.
Возьмем, к примеру, ЕНТ. Наши дети учатся 11 лет на уйгурском языке, а ЕНТ сдают на русском или на казахском. Вы можете представить себе, насколько это сложно. Когда мы поднимаем этот вопрос, нам говорят - они должны знать русский или казахский. Так они их знают, и что? Ведь вся школьная программа велась на уйгурском. Это то же самое, как если бы человек учился на английском языке, а тестирование сдавал на русском. Отсюда и низкая поступаемость в вузы среди уйгурских детей, и дальнейшее отсутствие роста. Мы стараемся всячески помочь, ищем программы, дополнительно учителей, но этого мало для решения проблемы. Изначально наши ребята поставлены в неравные условия.
Родители понимают это и отдают своих детей в школы с русским и казахским языками обучения, хотя, конечно, хотели бы отвести их в уйгурскую школу… Мы подсчитали, что в наших школах количество учеников сократилось на 50%: если в 2005 году было 31 тыс. учеников, то на сегодняшний день всего 15 тысяч. Это нас очень тревожит.
- Что вы предлагаете?
- Нужно разработать и внедрить тесты на уйгурском языке. Это несложно организовать, главное, чтобы решение было принято на нужном уровне. Пройдя ЕНТ, дальше ребята учились бы в вузах на казахском и русском языках, смогли бы получить профессию и найти достойную работу...
Также я хотел бы затронуть вопросы культуры. Раньше на телеканале "Казахстан" у нас была передача на уйгурском языке под названием "Алатау", она вещала ежедневно в течение часа. Затем ее сократили до часа в неделю, затем до получаса, затем до 15 минут, а потом и вовсе закрыли. Ситуация повторилась и с уйгурским радио, которое вещало пять раз в неделю по часу.
Сначала эфир сократили до одного часа в неделю, затем до получаса, сейчас программа длится всего 15 минут. Такими темпами, чувствую, и ее скоро закроют. Естественно, нам звонят люди с жалобами, в основном старшего поколения. Мы поднимали этот вопрос многократно, но каждый раз он "затухал". Но и это еще не все. Раньше наша газета "Уйгур авази" выходила пять раз в неделю, сейчас ее выпускают один раз в неделю. Хотя в нынешних реалиях, когда печатные СМИ уходят в Интернет, наверное, этого достаточно. Кстати, не лучшие времена переживает ныне и Центр уйгуроведения, оставшийся от Института уйгуроведения.
Раньше в Алматинском музыкальном колледже им. Чайковского учились более 25 уйгурских детей. Но в последние годы эта цифра сократилась до 4-х. Мы были вынуждены обратиться к вице-спикеру парламента РК г-же Назарбаевой. Пользуясь случаем, я хотел бы выразить признательность Дариге Нурсултановне. Благодаря ей нам увеличили до 10-ти количество грантов. Конечно, мы могли бы отправлять детей учиться в Китай, Узбекистан, но зачем, если у нас есть свои хорошие вузы? Понимаете, завтра эти 10 детей смогут обучить игре на уйгурских инструментах других детей. Это ценные кадры. Уйгурским школам их не хватает.
Есть и другие проблемы.
- Например?
- Так, в горах Уйгурского района, около села Кетмень, есть пещера. Является неоспоримым историческим фактом, что в ней от маньчжурских захватчиков скрывалась бесстрашная дочь уйгурского народа Назугум. Позже ее схватили, и она была казнена. Это очень красивое место, рядом речка. Туда приезжают люди из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, Китая, Турции. Они считают эту пещеру святыней.
Около четырех лет назад я сам съездил туда и был сильно разочарован. Пещера превратилась в жалкое зрелище, везде валяется мусор, никто не следит за порядком. Естественно, мы решили заняться этим вопросом. Собрали средства на благоустройство территории: хотели поставить беседки, указатели, таблички, проложить дорогу, пригласили скульптора, он уже сделал чертежи памятника Назугум, чтобы людям было приятно находиться там. Оставалось только получить разрешение, но его мы не можем добиться по сей день.
Куда только ни писали, с кем только ни говорили. Обратились, конечно, и к Дариге Нурсултановне. Письмо подписали от имени общественности 13 заслуженных людей, академиков, ученых, профессоров, докторов наук. Она оказала нам огромное содействие и пошло движение, но когда дело дошло до области, все затормозилось. Так уж выходит, что большие начинания у нас разбиваются о чиновничий бюрократизм.
Между тем об этой девушке снят фильм на "Узбекфильме", написан роман известным уйгурским писателем Турганом Тохтамовым, народный артист СССР, профессор Куддус Кужамьяров написал оперу "Назугум". История народной героини и ее обустроенное последнее пристанище могли бы привлечь в Уйгурский район тысячи туристов, это был бы неплохой дополнительный источник дохода для области.
Иногда доходит до смешного. Чтобы привезти в сельскую школу, к примеру, известного спортсмена или деятеля искусств на один день, нужно написать 5-6 писем в различные инстанции…
- Расскажите о наиболее известных представителях уйгурского этноса.
- Нам есть чем гордиться: у нас три Героя Советского Союза, семь Героев Социалистического Труда, один человек - "Халык Кахарманы", десятки академиков, профессоров, докторов наук, шесть народных артистов СССР и КазССР, десятки заслуженных артистов РК, сотни известных врачей, преподавателей, бизнесменов, спортсменов.
Среди крупных предпринимателей можно назвать таких, как Дильмурат Кузиев, его брат Закир Кузиев, Ахметжан Шардинов, Эльмира Курбанова, Карим Худайбердиев, Рушидин Кичиков, Герс Исламов, Билал Ушуров. Сегодня они вносят достойный вклад в экономику Казахстана. Все уйгуры, проживающие на этой земле, законопослушные граждане и активные налогоплательщики.
- Каким вы видите будущее уйгуров в Казахстане?
- Здесь прожили несколько поколений уйгуров. Наши отцы и деды участвовали в Великой Октябрьской революции и установлении Советской власти в Казахстане, воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Сегодня Казахстан - это наша Родина. Мы здесь жили, живем и будем жить. О том, чтобы куда-то переезжать, даже разговора нет и не будет!
Айткали Исенгулов, общественный деятель, генерал:
"Никакой несправедливости по отношению к уйгурской нации нет"
- Казахстан - это большая и многонациональная семья. В этом, конечно, множество плюсов, но есть и свои риски. Чтобы избежать их, мы должны учитывать горький исторический опыт других стран.
Вспомните, к примеру, историю судетов. Когда-то чешский король пригласил на пустующие земли немецкие племена. Они там селились, развивались, размножались. Все вроде было мирно и спокойно. Но в 1930-е годы к власти в Германии пришел фашизм, и у этого немецкого меньшинства вдруг проснулось "чувство национальной гордости". А если говорить прямо, то попросту нацизм. Они начали постоянно требовать отделения, особых условий и т.д. Все это привело к позорному Мюнхенскому соглашению и практически стало причиной оккупации всей Чехословакии.
Что-то похожее произошло в Косово. Опасаясь массовых репрессий со стороны Энвера Ходжи и Мехмета Шеху, многие демократично настроенные албанцы бежали в социалистическую Югославию и поселились на границе с Албанией. Доля албанского населения в Косово стремительно росла и в один прекрасный день стала преобладающей. Вместе с этим участились случаи проявления нетерпимого отношения с их стороны к сербам. Этим противостоянием воспользовались США и европейские страны, которые попытались раздробить Югославию. В результате на карте появилось новое независимое государство - Косово.
Таких примеров и в наши дни предостаточно. Можно вспомнить, как Абхазия и Южная Осетия отделились от Грузии, как Приднестровье добилось своего выхода из состава Молдавии, как Россия забрала у Украины Крым и Донбасс, как требуют проведения референдума о независимости автономное сообщество Страна Басков и Каталония в Испании и т.д.
А теперь посмотрим на нашу республику, в которой проживают 130 народов. Я не спорю, все они благодарны Казахстану, который их приютил, уважают и любят казахов за их скромность и гостеприимство. Если рассматривать в целом, то межэтническая ситуация в стране достаточно спокойная и ровная. Но ведь ничто не мешает нам подстраховаться на будущее?!
Учитывая, что речь сегодня идет об уйгурской диаспоре, я бы хотел остановиться на Уйгурском районе (на юго-востоке Алматинской области Казахстана с административным центром с. Чунджа). Он меня очень беспокоит. Сразу отмечу, что ничего не имею против его жителей - уйгуров. Наоборот, считаю их очень трудолюбивыми и предприимчивыми. Это наши братья, у нас общие тюркские корни, общая религия. Вся проблема в названии района. Почему уйгурский? Давайте тогда создадим отдельный "русский район" в СКО, "узбекский район" в ЮКО… Почему, к примеру, у нас нет "казахского района"? Да, у нас есть Енбекшиказахский район, но он переводится как "казахские труженики"…
Ведь никто не даст гарантии, что местные жители завтра не попросят автономии, не потребуют провести референдум? Была же когда-то попытка создать немецкую автономную область на территории Казахской ССР, пусть и неудачная. А сегодня большую роль и влияние может сыграть Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, который находится рядом.
Вспомните массовую драку между уйгурами и казахами в Чилике в 2006 году, когда первые якобы (по версии отдельных СМИ) выкрикивали лозунги "государство - ваше, а земля - наша". Вы знаете, какой огромный общественный резонанс это имело. Позже было еще несколько инцидентов, и все они, как правило, начинались с обычных бытовых "разборок", а заканчивались чуть ли не "межнациональными конфликтами". Хотя ни в коем случае нельзя было подогревать ситуацию.
Все это, конечно, вызывает серьезную тревогу, и в первую очередь за судьбу самой уйгурской нации...
Моя позиция заключается в том, что все народы в стране должны быть одинаковы и иметь равные права. Нельзя выпячивать конкретную диаспору и тем более создавать административно-территориальные деления с национальными названиями. Завтра это может обернуться не в пользу Казахстана. А мы не можем рисковать нашей территорией, нашей землей.
В истории нашей республики уже был правитель-уйгур, что обернулось трагедией для страны. В частности, он передал Узбекистану три района Казахстана, и практически все казахи были выбиты из системы управления….
Кое-кто считает, что в Казахстане к уйгурам не самое лучшее отношение. Но это не так. Никакой несправедливости по отношению к уйгурской нации нет, никакой дискриминации. Сегодня они активно представлены во всех сферах жизнедеятельности. Взять хотя бы Алматы: сколько уйгуров сидят на госслужбе, сколько среди них судей, работников правоохранительных органов, бизнесменов. А сколько межэтнических браков...
Еще раз повторюсь: мы братья, нас очень многое связывает, и мы будем жить вместе.