ПЯТНИЦА, 2 ИЮНЯ 2017 ГОДА

Служебный пасьянс

25-06-2010, 09:08

Вопрос о соотношении количества и качества в той или иной области нашего бытия поднимается нередко. Актуален он и в сфере государственных услуг и сводится к тому, насколько сопоставима численность чиновников с коэффициентом их полезного действия. Если подходить к этому вопросу с арифметической точки зрения, то можно прийти к выводу: госслужащих в Казахстане не больше, чем в других странах. Но соль не в этом. Важнее то, что многочисленные попытки улучшить качество предоставление государственных услуг пока мало что дали.

 Что имеем

До конца 2009 года в Казахстане действовал мораторий на проведение конкурсов на занятие вакантных административных государственных должностей. Штатная численность служащих центральных и местных государственных органов была существенно сокращена - примерно на 9 тысяч (здесь и далее по тексту приводятся данные Института политических решений, презентованы в мае 2010 г. на дискуссии "Некачество государственных услуг" - авт.). И к началу 2010 года она составляла по республике 102 747 человек, в том числе политических государственных служащих насчитывалось 3 061.

Согласно результатам последней переписи, общая численность населения страны достигла 16 миллионов человек. Таким образом, соотношение количества госслужащих ко всему населению составляет 0,64%. Для сравнения: например, на Украине этот показатель также равен 0,6%, в России и Польше - чуть больше 0,8%; в развитых странах он и того выше: во Франции - 4,2%, в Дании - 6,8%; в Швеции - 9,2%; в США - 10,2%. При этом во Франции к госслужащим также относятся пожарные и полицейские. И даже без их учета доля "чистых" государственных служащих превышает 2,5% от общей численности населения.

Необходимость оптимизации и кризис потребовали от правительств стран сокращения расходов на содержание госорганов. Текущие расходы госорганов в прошлом году правительство Казахстана сократило на 321 миллиард тенге, или на 9%. В России расходы на содержание федеральных органов власти в том же 2009-м были урезаны на 30%, в 2010-м - на 15%. Произошло сокращение административных и государственных расходов и в Европе: Испания уменьшила их на 1,5 миллиарда евро, Франция - на 2,1 миллиарда евро, Германия - на 1,8 миллиарда евро.

Казахстанские госслужащие не относятся к категории высокооплачиваемых работников. По уровню доходов они уступают не только занятым в частном секторе казахстанской экономики, но и своим зарубежным коллегам из развитых стран, где минимальная заработная плата работников госсектора колеблется в пределах 5-10 долларов в час. А, скажем, в той же Франции этот показатель равен примерно 10,3 доллара. Австралийскому служащему сегодня нельзя платить менее 10,5 доллара в час. В Канаде и Польше зарплата госслужащих в 2-2,5 раза, а в Сингапуре - в 4 раза выше, чем в среднем по всей экономике. По подсчетам специалистов, если равняться на приведенную статистику, то ежемесячная зарплата казахстанского госслужащего должна быть не меньше 800 долларов. Между тем, у нас зарплата сотрудника Центра обслуживания населения (ЦОН) колеблется в пределах 15-22 тысяч тенге.

Что же касается качества государственных услуг, то его может характеризовать такой показатель, как степень оперативности предоставления информации и документов, затребованных рядовыми гражданами от госорганов. Так вот, в странах Европейского Союза пребывание в очереди для получения документов не должно превышать 40 минут. Госслужба Сингапура бьется за то, чтобы уменьшить этот срок до 15 минут. По данным Академии государственного управления при президенте РК, в Казахстане этот показатель колеблется от двух с половиной часов до двух с половиной месяцев, а то и больше.

 

Между тем

Согласно Закону "О государственной службе", в Казахстане к госслужащим (они делятся на две категории - политические и административные) относятся работники госорганов. В 2007 году в Трудовом кодексе появилось такое понятие, как гражданский служащий. Перечень должностей гражданской службы определен правительственным постановлением в том же году. Кроме того, в стране немало структур, существующих на бюджетные средства, со стопроцентным участием государства, но их работников к госслужащим никто не причисляет. Хотя следовало бы. В силу этих и некоторых других причин организатор и первый председатель Агентства РК по делам государственной службы Алихан Байменов считает какие-либо сравнительные выкладки некорректными.

- Круг людей, относящихся к госслужащим, имеет страновую специфику. В английском языке существуют понятия public servants и civil servants. В одних странах они тождественны, в других между ними есть большие различия. Например, в США под понятие "государственный служащий" подпадают все работники, получающие заработную плату из бюджета. В том числе из федерального бюджета - более 20 миллионов человек, включая работников коммунальных служб, правоохранительной системы и так далее. Поэтому и кажется, что там много госслужащих. Если у нас тоже учитывать эти категории работников, то в сумме численность "государевых людей" приблизится к миллиону, а это те же 6-7 процентов от общей численности населения. У нас традиционно к госслужащим относят только работников госорганов, хотя государственные функции исполняет гораздо более широкий круг людей - например, педагоги, врачи, работники культуры и науки. Поэтому три года назад по инициативе партии "Ак жол" в Трудовом кодексе появилось понятие "гражданский служащий", и с тех пор под него подпадают вышеперечисленные категории работников.

Сравнительный анализ (численность госслужащих, бюджетные расходы на их содержание и эффективность работы) должен основываться на корректной базе. Понять, много или мало в стране госслужащих, можно только с помощью регулярно проводимого функционального анализа. В Казахстане из-за отсутствия органа, в целом ответственного за административную реформу, уже несколько лет не проводятся серьезные исследования. А это необходимо для анализа эффективности госуправления, особенно с учетом изменений функций государства. В последние годы наблюдается тенденция к расширению участия государства в экономике, что само по себе ведет к привлечению дополнительных человеческих ресурсов в госуправление. Принятие закона, наделяющего какой-либо госорган новыми полномочиями, ведет к выделению правительством штатных единиц, в том числе тех, которые формально не являются госсужащими.

Если подсчитать количество организаций со стопроцентным государственным участием, то можно увидеть и масштабы неэффективно расходуемых средств. Речь идет об огромной армии квазигосслужащих. Это работники госхолдингов, нацкомпаний, ТОО со стопроцентным государственным участием. Они распоряжаются госактивами, получая огромные зарплаты, непрозрачные для налогоплательщиков. Поскольку они управляют и распоряжаются народной собственностью, то так же, как у госслужащих, их штаты и зарплаты должны публично регламентироваться, а сами работники - подпадать под категорию гражданских служащих. Тогда мы увидим истинные размеры административных расходов.

Вероника Лим

Подпишитесь на еженедельную рассылку

Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты

Ваш email:
Конфиденциальность гарантирована
Комментарии:
Добавить комментарии


    Введите имя:


    Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера





Выбор главного редактора
Фото и видео
Лучшие материалы