Зарплаты депутатов в Казахстане: цивилизованный мир нам не указ?
Какую зарплату должны получать депутаты парламента РК? После недавнего сообщения о повышении их окладов, начиная с марта с.г., то ли на 30, то ли на 50 процентов, эта тема активно обсуждается и в СМИ, и в соцсетях. Кстати, в других странах она тоже становится предметом острых дискуссий. А кое-где даже поводом для массовых протестов.
В чью пользу сравнение?
Абсолютные цифры зарплат народных избранников мало о чем говорят. В каждой отдельно взятой стране есть свои традиции и условия, поэтому стричь всех под одну гребенку было бы неправильно. Где-то и 15 тысяч (в переводе на доллары) в месяц, выплачиваемые парламентариям, воспринимаются обществом более чем спокойно, а где-то даже 3-4 тысячи вызывают активное народное недовольство. Все зависит от экономической ситуации в конкретной стране, от социального самочувствия местных жителей.
Существуют исследования, в которых зарплаты депутатов сопоставляются с размером национального ВВП на душу населения, в результате чего выводится некий коэффициент. Например, четыре года назад британское издание The Economist подсчитало, что в ведущих европейских странах, за исключением Италии, этот коэффициент к тому моменту составлял от 1,3 до 2,6, а в Канаде, Австралии и США – от 2,9 до 3,3. Тогда как в государствах БРИКС он колебался от 6,4 и 7,2 (в России и Индии) до 13-15 (в ЮАР и Бразилии). В большинстве же африканских стран коэффициент был еще выше и доходил до 60-70. Скажем, в Нигерии местные парламентарии имели более высокие зарплаты, чем даже американские конгрессмены, – при том, что в первой ВВП на душу населения в 20 раз меньше, чем в США. Такие диспропорции вряд ли можно считать нормальными.
В то время казахстанские мажилисмены, по словам Серика Сейдуманова, Глеба Щегельского и некоторых их коллег, получали на руки примерно по 500 тысяч тенге. Нехитрые арифметические расчеты (плюсуем подоходный налог и отчисления в ЕНПФ, затем делим сумму на тогдашний валютный курс) дают искомую цифру – 3.944 доллара в месяц, или 47.328 долларов в год. А национальный ВВП на душу населения в 2012-м был равен 12.120 долларам. Значит, соотношение составило 3,9. Меньше, чем в государствах БРИКС, не говоря уже об Африке, но больше, чем на Западе.
Если же учитывать недавнее увеличение зарплат, то упомянутый коэффициент вырастет с прежних 3,9 до 4,3 (при 30-процентном повышении окладов и курсе 312 тенге за доллар) или до 5,0 (при 50-процентном повышении). Сами парламентарии от ответов на вопросы о том, насколько выросли их доходы, всячески увиливают, из чего можно сделать вывод, что, скорее всего, 30 процентами дело не ограничилось. Кстати, в нормальных обществах из зарплат народных избранников не делают секретов.
Объясняется повышение коэффициента просто: да, несмотря на увеличение жалованья, наши депутаты получают в долларах меньше, чем четыре года назад (от 2.500 до 2.885 против прежних 3.944), но в еще большей степени вследствие девальвации национальной валюты упал исчисляемый в тех же «зеленых» показатель ВВП на душу населения. Имеют ли отношение к столь печальному обстоятельству наши мажилисмены и сенаторы? Попробуйте ответить на этот вопрос сами.
Все дальше от Европы…
Впрочем, более понятным и наглядным для большинства из нас является разрыв между доходами парламентариев и среднестатистической зарплатой по стране. Чтобы читателям было проще ориентироваться, мы составили таблицу. В ней приведены данные по состоянию на 2013 год, которые, скорее всего, актуальны и сегодня, – за прошедшее с тех пор время в той же Европе, США, Канаде и т.д. вряд ли произошли серьезные изменения. Применительно же к нашей стране взяты цифры как за 2013-й, так и на сегодняшний день – это позволяет проследить динамику с учетом двух последних девальваций. В крайней правой колонке указаны величины КРЗ – коэффициента разрыва в зарплатах депутатов, с одной стороны, и всех остальных граждан (в среднем), с другой.
Соотношение между зарплатами депутатов и средними зарплатами работающих в отдельных странах мира
|
Средняя зарплата депутатов |
Средняя зарплата по стране |
КРЗ |
Испания |
3.658 |
2.352 |
1,6 |
Франция |
7.080 |
2.886 |
2,5 |
Швеция |
8.275 |
3.023 |
2,7 |
Великобритания |
8.783 |
3.065 |
2,9 |
Норвегия |
11.500 |
3.678 |
3,1 |
Индия |
933 |
295 |
3,2 |
Германия |
9.958 |
2.720 |
3,7 |
США |
15.000 |
3.623 |
4,1 |
Канада |
13.000 |
2.724 |
4,7 |
ЮАР |
8.667 |
1.838 |
4,7 |
Япония |
12.475 |
2.522 |
4,9 |
Сингапур |
13.000 |
2.616 |
4,9 |
Россия |
7.820 |
980 |
7,9 |
Бразилия |
13.133 |
778 |
16,8 |
Кения |
6.208 |
140 |
44,3 |
Гана |
3.900 |
76 |
51,3 |
Нигерия |
15.792 |
195 |
80,9 |
Казахстан (2013) |
3.944 |
753 |
5,2 |
Казахстан (2017, рост 30%) |
2.500 |
438 |
5,7 |
Казахстан (2017, рост 50%) |
2.885 |
438 |
6,6 |
Вспоминается недавний комментарий министра информации и коммуникаций РК Даурена Абаева: «Есть общемировая практика, когда средняя зарплата депутата в три-четыре раза выше средней зарплаты по стране. Так обстоит дело практически во всех европейских странах, так теперь будет обстоять дело и в Казахстане».
Теперь посмотрим, что мы имеем в реальности. Как видно из таблицы, в 2013-м КРЗ в Казахстане составлял 5,2, а в большинстве европейских стран – от 1,6 до 3,7. После недавнего повышения зарплат нашим депутатам этот разрыв еще больше увеличился. Сейчас среднемесячный оклад парламентариев, в зависимости от того, на сколько им прибавили жалованье, составляет от 780 (минимальная величина) до 900 тысяч (будем считать ее максимальной) тенге. А средняя зарплата по стране, согласно данным Комитета по статистике Министерства национальной экономике за январь с.г., составила 136,8 тысячи тенге. Соответственно в первом случае КРЗ будет равен 5,7, во втором – 6,6. Иначе говоря, на сегодня в Казахстане этот коэффициент вдвое превышает среднеевропейский. Он также выше, чем в США, Японии, Сингапуре, ряде стран-членов БРИКС – Индии, ЮАР… На фоне многих африканских государств (Нигерия, Гана, Кения и другие) мы, конечно, смотримся неплохо, но вряд ли они могут служить для нас примером и ориентиром.
Тут необходимо учесть еще одно обстоятельство. В Казахстане действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц – 10 процентов, и она распространяется на всех, в том числе и на депутатов. Тогда как в европейских и других развитых странах применяется прогрессивная шкала: чем выше доходы человека, тем больший процент налогов (максимальные ставки могут доходить до 50-70 процентов) ему приходится платить. То есть там парламентарии отдают в бюджет со своих зарплат в процентном отношении больше, чем среднестатистический гражданин, поскольку первые имеют более высокие зарплаты. Значит, фактическая разница в показателе КРЗ между этими странами, с одной стороны, и Казахстаном, с другой, еще больше увеличится.
Было бы интересно сравнить и с ситуацией у наших соседей по ЦА, но там, как и у нас, сведения на сей счет засекречены. Впрочем, кое-какая информация просачивается в прессу. Например, как сообщает «Центральноазиатский портал» со ссылкой на одного из депутатов Жогорку Кенеша, зарплата парламентария в Кыргызстане составляет 33-35 тысяч сомов, или 480-510 долларов. В Узбекистане депутат Олий Мажлиса, согласно данным того же издания, получает 2,9 миллиона сумов, или 450 долларов по курсу черного рынка. Если учесть, что в первой из названных стран средняя зарплата равна 165,1, во второй – 224,5 доллара, то выходит, что КРЗ в Кыргызстане близок к 3,5, а в Узбекистане – к цифре 2. Тоже значительно меньше, чем у нас.
И ответственность, и стимул
В конце прошлого года представители партии «Справедливая Россия» (фракция в Госдуме РФ) подготовили законопроект, предусматривающий привязку депутатских зарплат к среднемесячной зарплате по стране. Причем они предлагали установить коэффициент 1. То есть парламентарии, согласно законопроекту, должны были получать ровно столько же, сколько среднестатистический россиянин. С аналогичной инициативой в Верховной Раде Украины выступил руководитель фракции «Оппозиционный блок» Юрий Бойко. Понятно, что это были больше популистские акции, рассчитанные на публику.
Но сама идея, если посмотреть на нее в практической плоскости и отбросить популизм, выглядит любопытной. Действительно, можно было бы привязать зарплаты депутатов к важнейшим показателям, характеризующим уровень социального благосостояния граждан. А это либо среднемесячная зарплата по стране, либо размер минимальной заработной платы (МЗП), либо, как предложил совсем недавно политолог и член КНПК Султанбек Султангалиев, месячный расчетный показатель (МРП), который берется за основу при исчислении различных социальных выплат. Заодно следовало бы распространить подобный принцип оплаты труда на всех гражданских (учителя, медики и т.д.) и государственных служащих, установив для каждой из категорий соответствующие коэффициенты.
Какой здесь резон? А такой, что, если появится подобная взаимозависимость, то депутаты и чиновники смогут увеличивать себе зарплаты только при условии роста основных социальных показателей и в целом повышения уровня жизни казахстанцев. Если же население станет жить хуже, то и «слугам народа» придется умерить свои аппетиты. Это будет своего рода их материальная ответственность за то, что происходит в стране. В конце концов, должны же они как-то отвечать перед своим главным работодателем – казахстанским обществом. А еще это станет стимулом: чем больше от них будет пользы (выражаемой не в количестве рассмотренных законопроектов и принятых госпрограмм, а в росте реальных доходов населения), тем на большее денежное вознаграждение за свой труд они смогут рассчитывать.
Интересно, какой будет реакция депутатов, если, например, товарищи того же Султанбека Султангалиева по КНПК, заседающие в мажилисе, выдвинут подобную инициативу?
…И в заключение цитата: «В столице Кении прошел массовый протест против законопроекта, предусматривающего повышение зарплаты депутатов парламента, передает Associated Press. В акции приняли участие несколько тысяч человек, которые выражали свое недовольство законопроектом, предлагающим повысить заработную плату депутатов до 10 тысяч долларов в месяц. На площади находились также свинья с поросятами, которых активисты кормили разлитой свиной же кровью. Это, по их словам, символизировало жадность парламентариев…».
Подпишитесь на еженедельную рассылку
Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты