СУББОТА, 24 ИЮНЯ 2017 ГОДА

Зарплаты депутатов в Казахстане: цивилизованный мир нам не указ?

Автор: Женис Байхожа 4612 24-04-2017, 08:00

Какую зарплату должны получать депутаты парламента РК? После недавнего сообщения о повышении их окладов, начиная с марта с.г., то ли на 30, то ли на 50 процентов, эта тема активно обсуждается и в СМИ, и в соцсетях. Кстати, в других странах она тоже становится предметом острых дискуссий. А кое-где даже поводом для массовых протестов.

 

В чью пользу сравнение?

 Абсолютные цифры зарплат народных избранников мало о чем говорят. В каждой отдельно взятой стране есть свои традиции и условия, поэтому стричь всех под одну гребенку было бы неправильно. Где-то и 15 тысяч (в переводе на доллары) в месяц, выплачиваемые парламентариям, воспринимаются обществом более чем спокойно, а где-то даже 3-4 тысячи вызывают активное народное недовольство. Все зависит от экономической ситуации в конкретной стране, от социального самочувствия местных жителей. 

Существуют исследования, в которых зарплаты депутатов сопоставляются с размером национального ВВП на душу населения, в результате чего выводится некий коэффициент. Например, четыре года назад британское издание  The Economist подсчитало, что в ведущих европейских странах, за исключением Италии, этот коэффициент  к тому моменту составлял от 1,3 до 2,6, а в Канаде, Австралии и США – от 2,9 до 3,3.  Тогда как в государствах БРИКС он колебался от 6,4 и 7,2 (в России и Индии) до 13-15 (в ЮАР и Бразилии). В большинстве же африканских стран коэффициент был еще выше и доходил до 60-70. Скажем, в Нигерии местные парламентарии имели более высокие зарплаты, чем даже американские конгрессмены, – при том, что в первой ВВП на душу населения в 20 раз меньше, чем в США. Такие диспропорции вряд ли можно считать нормальными.

В то время казахстанские мажилисмены, по словам Серика Сейдуманова, Глеба Щегельского и некоторых их коллег,  получали на руки примерно по 500 тысяч тенге. Нехитрые арифметические расчеты (плюсуем подоходный налог и отчисления в ЕНПФ, затем делим сумму на тогдашний валютный курс) дают искомую цифру – 3.944 доллара в месяц, или 47.328 долларов в год. А национальный ВВП на душу населения в 2012-м был равен 12.120 долларам. Значит, соотношение составило 3,9. Меньше, чем в государствах БРИКС, не говоря уже об Африке, но больше, чем на Западе.  

Если же учитывать недавнее увеличение зарплат,  то упомянутый коэффициент вырастет с прежних 3,9 до 4,3 (при 30-процентном повышении окладов и курсе 312 тенге за доллар) или до 5,0 (при 50-процентном повышении). Сами парламентарии от ответов на вопросы о том, насколько выросли их доходы, всячески увиливают, из чего можно сделать вывод, что, скорее всего, 30 процентами дело не ограничилось.  Кстати, в нормальных обществах из зарплат народных избранников не делают секретов.   

Объясняется повышение коэффициента просто: да, несмотря на увеличение жалованья, наши депутаты получают в долларах меньше, чем четыре года назад (от 2.500 до 2.885 против прежних 3.944), но в еще большей степени вследствие девальвации национальной валюты упал исчисляемый в тех же «зеленых» показатель ВВП на душу населения. Имеют ли отношение к столь печальному обстоятельству наши мажилисмены и сенаторы? Попробуйте ответить на этот вопрос сами.

 

Все дальше от Европы…

Впрочем, более понятным и наглядным для большинства из нас является разрыв между доходами парламентариев и среднестатистической зарплатой по стране. Чтобы читателям было проще ориентироваться, мы составили таблицу. В ней приведены данные по состоянию на 2013 год, которые, скорее всего, актуальны и сегодня,  – за прошедшее с тех пор время в той же Европе, США, Канаде и т.д. вряд ли произошли серьезные изменения. Применительно же к нашей стране взяты цифры как за 2013-й, так и на сегодняшний день – это позволяет проследить динамику с учетом двух последних девальваций. В крайней правой колонке указаны величины КРЗ – коэффициента разрыва в зарплатах депутатов, с одной стороны, и всех остальных граждан (в среднем), с другой. 

 

 

Соотношение между зарплатами депутатов и средними зарплатами работающих в отдельных странах мира

 

 

Средняя зарплата депутатов

Средняя зарплата по стране

КРЗ 

Испания

3.658

2.352

1,6

Франция

7.080

2.886

2,5

Швеция

8.275

3.023

2,7

Великобритания

8.783

3.065

2,9

Норвегия

11.500

3.678

3,1

Индия

933

295

3,2

Германия

9.958

2.720

3,7

США

15.000

3.623

4,1

Канада

13.000

2.724

4,7

ЮАР

8.667

1.838

4,7

Япония

12.475

2.522

4,9

Сингапур

13.000

2.616

4,9

Россия

7.820

980

7,9

Бразилия

13.133

778

16,8

Кения

6.208

140

44,3

Гана

3.900

76

51,3

Нигерия

15.792

195

80,9

Казахстан (2013)

3.944

753

5,2

Казахстан (2017,  рост 30%)

2.500

438

5,7

Казахстан (2017,  рост 50%)

2.885

438

6,6

 

 

Вспоминается недавний комментарий министра информации и коммуникаций РК Даурена Абаева: «Есть общемировая практика, когда средняя зарплата депутата в три-четыре раза выше средней зарплаты по стране. Так обстоит дело практически во всех европейских странах, так теперь будет обстоять дело и в Казахстане».

Теперь посмотрим, что мы имеем в реальности. Как видно из таблицы, в 2013-м КРЗ в Казахстане составлял 5,2, а в большинстве европейских стран – от 1,6 до 3,7. После недавнего повышения зарплат нашим депутатам этот разрыв еще больше увеличился. Сейчас среднемесячный оклад парламентариев, в зависимости от того, на сколько им прибавили жалованье, составляет от 780  (минимальная величина) до 900 тысяч (будем считать ее максимальной) тенге. А средняя зарплата по стране, согласно данным Комитета по статистике Министерства национальной экономике за январь с.г., составила 136,8 тысячи тенге. Соответственно в первом случае КРЗ будет равен 5,7, во втором – 6,6. Иначе говоря, на сегодня в Казахстане этот коэффициент вдвое превышает среднеевропейский. Он также выше, чем в США, Японии, Сингапуре, ряде стран-членов БРИКС – Индии, ЮАР… На фоне многих африканских государств (Нигерия, Гана, Кения и другие) мы, конечно, смотримся неплохо, но вряд ли они могут служить для нас примером и ориентиром.  

Тут необходимо учесть еще одно обстоятельство. В Казахстане действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц – 10 процентов, и она распространяется на всех, в том числе и на депутатов. Тогда как в европейских и других развитых странах применяется прогрессивная шкала: чем выше доходы человека, тем больший процент налогов (максимальные ставки могут доходить до 50-70 процентов) ему приходится платить. То есть там парламентарии отдают в бюджет со своих зарплат в процентном отношении больше, чем среднестатистический гражданин, поскольку первые имеют более высокие зарплаты. Значит, фактическая разница в показателе КРЗ между этими странами, с одной стороны, и Казахстаном, с другой, еще больше увеличится.  

Было бы интересно сравнить и с ситуацией у наших соседей по ЦА, но там, как и у нас, сведения на сей счет засекречены. Впрочем, кое-какая информация просачивается в прессу. Например, как сообщает «Центральноазиатский портал» со ссылкой на одного из депутатов Жогорку Кенеша, зарплата парламентария в Кыргызстане составляет 33-35 тысяч сомов, или 480-510 долларов. В Узбекистане депутат Олий Мажлиса, согласно данным того же издания, получает 2,9 миллиона сумов, или 450 долларов по курсу черного рынка. Если учесть, что в первой из названных стран средняя зарплата равна 165,1, во второй – 224,5 доллара, то выходит, что КРЗ в Кыргызстане близок к 3,5, а в Узбекистане – к цифре 2. Тоже значительно меньше, чем у нас.

 

И ответственность, и стимул

В конце прошлого года представители партии «Справедливая Россия» (фракция в Госдуме РФ) подготовили законопроект, предусматривающий привязку депутатских зарплат к среднемесячной зарплате по стране. Причем они предлагали установить коэффициент 1. То есть парламентарии, согласно законопроекту, должны были получать ровно столько же, сколько среднестатистический россиянин. С аналогичной инициативой в Верховной Раде Украины выступил руководитель фракции «Оппозиционный блок» Юрий Бойко. Понятно, что это были больше популистские акции, рассчитанные на публику.  

Но сама идея, если посмотреть на нее в практической плоскости и отбросить популизм, выглядит любопытной. Действительно, можно было бы привязать зарплаты депутатов к важнейшим показателям, характеризующим уровень социального благосостояния граждан. А это либо среднемесячная зарплата по стране, либо размер минимальной заработной платы (МЗП), либо, как предложил совсем недавно политолог и член КНПК Султанбек Султангалиев, месячный расчетный показатель (МРП), который берется за основу при исчислении различных социальных выплат. Заодно следовало бы распространить подобный принцип оплаты труда на всех гражданских (учителя, медики и т.д.) и государственных служащих, установив для каждой из категорий соответствующие коэффициенты.  

Какой здесь резон? А такой, что, если появится подобная взаимозависимость, то депутаты и чиновники смогут увеличивать себе зарплаты только при условии роста основных социальных показателей и в целом повышения уровня жизни казахстанцев. Если же население станет жить хуже, то и «слугам народа» придется умерить свои аппетиты. Это будет своего рода их материальная ответственность за то, что происходит в стране. В конце концов, должны же они как-то отвечать перед своим главным работодателем – казахстанским обществом. А еще это станет стимулом: чем больше от них будет пользы (выражаемой не в количестве рассмотренных законопроектов и принятых госпрограмм, а в росте реальных доходов населения), тем на большее денежное вознаграждение за свой труд они смогут рассчитывать.

Интересно, какой будет реакция депутатов, если, например, товарищи того же Султанбека Султангалиева по КНПК, заседающие в мажилисе, выдвинут подобную инициативу?  

…И в заключение цитата: «В столице Кении прошел массовый протест против законопроекта, предусматривающего повышение зарплаты депутатов парламента, передает Associated Press. В акции приняли участие несколько тысяч человек, которые выражали свое недовольство законопроектом, предлагающим повысить заработную плату депутатов до 10 тысяч долларов в месяц. На площади находились также свинья с поросятами, которых активисты кормили разлитой свиной же кровью. Это, по их словам, символизировало жадность парламентариев…».

Подпишитесь на еженедельную рассылку

Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты

Ваш email:
Конфиденциальность гарантирована
Комментарии:
Добавить комментарии


    Введите имя:


    Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера


опубликовал 24 апреля 2017 10:26
Средняя зарплата в Казахстане не соотвествует действительности. Нет такой зарплаты, если ни у самих депутатов.

опубликовал 24 апреля 2017 11:57
Г.Карагузова в прошлом году по поводу расселения депутатов нового созыва .У них могут быть секреты от народа .поэтому нельзя .чтобы снимали посуточно квартиры

опубликовал 27 апреля 2017 19:04
Средняя зп в Казахстане 60-80 тыс тенге.

опубликовал 27 апреля 2017 19:07
Такая средняя зп получается каким образом? Народ ест капусту, а депутат или, допустим, министр, мясо.В среднем все едят голубцы.




Выбор главного редактора
Фото и видео
Лучшие материалы