4530 20-06-2017, 07:50

«Казахские» виды спорта: решение МОК – серьезный повод задуматься

Спортивные функционеры Казахстана и особенно президент Национального олимпийского комитета РК Тимур Кулибаев, отныне отвечающий за спорт высших достижений в стране, вряд ли обрадовались недавнему решению МОК о внесении изменений в соревновательную программу следующих летних Игр. Ведь количество дисциплин, в которых наши атлеты имеют шансы на завоевание медалей Олимпиады, сократилось.

Щелчок по олимпийским амбициям Казахстана

Под секвестр в той или иной форме попали практически все виды спорта, которые в Казахстане принято считать «ударными», то есть приносящими нашей стране львиную долю олимпийских наград. Конечно, сокращения не смертельные, но все же…

Начнем с тяжелой атлетики, которая в последнее время стала для Казахстана основным поставщиком медалей крупнейших международных соревнований. Если в Рио-де-Жанейро разыгрывалось 15 комплектов наград, то в Токио будет 14. Решено убрать одну весовую категорию у мужчин, и в этом смысле наступит полное гендерное равенство – 7+7. Кроме того, будет сложнее отобраться на Олимпиаду, ведь общее количество штангистов-участников Игр сократится с 260 (156+104) до 196 (98+98). Поскольку МОК всегда ратовал за как можно более широкую географию представительства спортсменов (чем больше стран, тем для него лучше), то ужесточение квот может ударить, прежде всего, по ведущим тяжелоатлетическим державам, к коим относится и Казахстан.

В еще большей степени пострадал мужской любительский бокс. В Токио он недосчитается двух комплектов наград, которые решено передать женскому, – здесь МОК тоже верен своему курсу на гендерное равенство. Таким образом, мужчины разыграют медали в 8 весовых категориях (вместо 10 в Лондоне), а женщины –  в 5 (вместо 3-х). Для Казахстана это плохо. Ведь наш  мужской любительский бокс более конкурентоспособен на мировом уровне, нежели женский. Конечно, кто-то может возразить, выдвинув в качестве аргумента итоги последнего ЧМ среди женщин, но он проходил в Астане, а в этом виде спорта страна-хозяйка всегда пользуется особой благосклонностью судей и организаторов. Кстати, на двух последних Олимпиадах чемпионками становились исключительно представительницы западных держав – США, Великобритании, Франции… Там женский любительский бокс в фаворе, в отличие от мужского (в котором погоду делают страны Азии, Латинской Америки и Восточной Европы). Причина,  видимо, в феминистских тенденциях, которые на Западе выражены куда сильнее, чем на Востоке.   

В спортивной борьбе останется столько же комплектов наград, сколько и на последней Олимпиаде, – 18 (по шесть в вольной, греко-римской и женской). Но количество участников уменьшится – с 344-х до 288. То есть если в Рио в каждой весовой категории выступало в среднем 17 спортсменов, то в Токио будет лишь 14. Соответственно станет сложнее пройти отбор на Игры. Напомню, что в предыдущем олимпийском цикле казахстанские борцы завоевали 12 лицензий из 18 возможных. Теперь, в связи с сокращением общей квоты, они могут получить еще меньше.   

Из единоборств только дзюдо выиграло от изменений, внесенных в программу Олимпиады. И это не случайно: оно пользуется большей популярностью в мире, нежели те же любительский бокс и борьба, причем одинаково во всех частях света, и выгоднее смотрится на их фоне в плане интереса со стороны телевизионщиков, что в современных условиях тоже крайне важно. Если прежде на летних Играх дзюдоисты разыгрывали 14 комплектов наград,  то теперь будут на одну больше – 15. Добавлено смешанное командное первенство.  Однако в нем Казахстану сложно рассчитывать на медаль, поскольку у нас явно недостаточно спортсменов высокого уровня, особенно в женском дзюдо. По общему числу  завоеванных медалей наша сборная на ОИ и ЧМ ни разу не пробивалась хотя бы в «топ-6».  

Количество дзюдоистов, которые будут допущены к участию в ОИ, осталось прежним – 386. Но произошло перераспределение лицензий по тому же гендерному принципу: если в Рио мужчин было больше, чем женщин (231 и 155 соответственно), то теперь их численность уравняли (по 193). Это опять же плохо для Казахстана: в мужском дзюдо у нас больше конкурентоспособных спортсменов, чем в женском…

Бокс и стрельба из лука: какой из них для нас более «традиционный»? 

Как пелось в старой песенке, «кто-то теряет, кто-то находит…». Причем в нашем случае «нашедших» больше, чем «потерявших» - ведь если в Рио разыгрывалось в общей сложности 306 комплектов наград, то в Токио будет 324. Нет смысла называть все виды спорта, которые выиграли от изменений, внесенных в программу ОИ. Но на двух из них хотелось бы остановиться подробнее.   

Первый – стрельба из лука: здесь к четырем дисциплинам, уже имевшим статус олимпийских (личное и командное первенство как у мужчин, так и у женщин), добавилось смешанное командное первенство. Второй – фехтование, где теперь вместо 10 комплектов наград будут разыгрываться 12. До сего дня было так: 6 комплектов оспаривалось в личных турнирах и 4 – в командных. В последнем случае практиковалось чередование: на ОИ-2008 не было командного первенства в мужской рапире и женской шпаге; на ОИ-2012 – в мужской шпаге и женской сабле; на ОИ-2016 – в мужской сабле и женской рапире. Теперь таких «изъятий» не будет, и олимпийская программа фехтовальщиков станет максимально полной.  

Почему я делаю акцент именно на стрельбе из лука и фехтовании? Существующий в Казахстане перекос в сторону единоборств и тяжелой атлетики (часто в ущерб другим видам спорта) обычно объясняют,  во-первых, их вкладом в нашу медальную копилку на ОИ, а во-вторых, тем, что они, мол, в наибольшей степени соответствуют традициям и менталитету казахов, которые всегда почитали палуанов и силачей. Относительно первого аргумента можно сказать следующее: в  том же любительском боксе и тяжелой атлетике Казахстан является одним из мировых лидеров по финансовым вложениям, и в том числе этим объясняются наши в них успехи. Что касается второго аргумента: а разве стрельба из лука не является исконно казахским видом спорта, причем даже в большей степени, чем бокс? Да и фехтование (пусть используемое сегодня оружие отличается от того, что было в прежние века) нашему народу тоже далеко не чуждо. И если бы в Казахстане эти виды спорта финансировали не по остаточному принципу, что мы видим сейчас, а как приоритетные, то, возможно, наши лучники и фехтовальщики тоже имели бы серьезные успехи на международном уровне. 

Впрочем, уже сегодня им есть чем похвастать. Например, мужская сборная по стрельбе из лука показала сенсационные результаты на старте нынешнего сезона: два этапа Кубка мира – два выхода в финал командного первенства! В первом случае она в поединке за «золото» выиграла у корейцев, победителей четырех из пяти последних Олимпиад (2000, 2004, 2008, 2016), а во втором заняла второе место, уступив только итальянцам – триумфаторам ОИ-2012. Благодаря этим достижениям наша сборная поднялась на 3-ю позицию (!) в мировом рейтинге. Если же говорить о «казахском содержании», которым обычно сильно озабочена определенная часть моих соплеменников, то трое из четырех участников этих битв – представители титульного этноса. Да и в женской сборной РК большинство составляют казашки.

В фехтовании наши соотечественники тоже время от времени преподносят сенсации. Например, в начале прошлого года на решающем этапе Кубка мира (последний раунд отбора на ОИ-2016) мужчины-шпажисты стали серебряными призерами в командном первенстве,  выиграв по ходу турнира у нескольких сильных сборных. По итогам олимпийской квалификации они заняли 8-е место (именно восемь команд получали путевки в Рио, а при таком их количестве совсем недалеко и до медалей ОИ), но в силу вступил принцип перераспределения по географическому принципу, и 8-я командная лицензия досталась американскому континенту. А буквально на днях один из той дружины, Руслан Курбанов, стал чемпионом Азии в соперничестве с тремя очень сильными корейцами, один из которых – действующий олимпийский чемпион, второй – бронзовый медалист ОИ-2012, а третий – серебряный призер предпоследнего ЧМ. И с «казахским» содержанием в фехтовании все нормально: почти половина наших участников на этом чемпионате Азии – потомки кочевников.

Диверсификация назрела…

Изменения, которые МОК то и дело вносит в программу Игр, нельзя рассматривать как спонтанные. Они четко указывают на тот тренд, который характерен для современного мирового олимпийского движения и который, скорее всего, получит продолжение в последующем. Иначе говоря, в зависимости от того, какие виды спорта выигрывают от подобных изменений, а какие, напротив, несут потери, можно судить о степени благосклонности (или неблагосклонности) к ним со стороны МОК и о их дальнейших олимпийских перспективах.  

Да, можно не соглашаться с позицией МОК. Например, с тем, что он искусственно форсирует гендерный процесс в тех видах спорта, занятия которыми могут иметь опасные последствия для женского организма, – тяжелой атлетике, боксе… Или с тем, что при перекройке олимпийской программы он отдает явное предпочтение видам и дисциплинам, которые интересны, прежде всего, странам Запада. Что, впрочем, имеет чисто прагматическое объяснение: именно эти страны обеспечивают основную часть поступлений от телетрансляций и рекламы – главной статьи доходов МОК.

В общем, мы можем не соглашаться, но повлиять – вряд ли. Поэтому нам в Казахстане следует адекватно и своевременно реагировать на подобные сигналы из Международного олимпийского комитета, осуществлять диверсификацию спорта в стране. Мы должны вспомнить, что до начала 1990-х спортивную славу Казахстану приносили не только боксеры и борцы, но и легкоатлеты, гимнасты, пловцы, прыгуны в воду, велосипедисты, баскетболисты, волейболисты… Или возьмите те же фехтование, стрельбу из лука. Впрочем, о том, что Казахстан сильно рискует, делая слишком очевидный крен в сторону единоборств и тяжелой атлетики,  я уже писал после прошлогодней Олимпиады, поэтому не стану повторяться…

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии