176712 19-07-2020, 15:34

Адвокаты акима Гульшары Абдыкаликовой: в бой пошли старики…

Имевшая довольно шумный резонанс история с участием акима Кызылординской области и жительницы поселка Жанакорган, высказавшей крайнее недовольство закрытием проезда по одной из улиц во время пребывания Гульшары Абдыкаликовой в этом населенном пункте, вчера получила продолжение. В защиту акима с удивительной синхронностью выступили несколько ветеранов, в том числе бывший кызылординский градоначальник и сенатор.  

Скандал на дороге

Напомню суть конфликта.

После критики, которой многие кызылординские пользователи соцсетей и отдельные СМИ, в том числе наше, подвергли главу региона, после резких слов, прозвучавших 8 июля в адрес акимов из уст главы государства, Гульшара Абдыкаликова, похоже, вспомнила, что именно она несет главную ответственность за то, что происходит в вверенной ей области. А ситуация с распространением коронавирусной инфекции и заболеваемостью пневмонией, с обеспеченностью больниц койко-местами, медицинским персоналом, лекарствами, кислородом и т.д. там сложилась крайне тяжелая.

16 июля глава региона поехала с рабочей поездкой в южные районы области. Перед посещением ею инфекционной больницы в райцентре Жанакорган полиция перекрыла дорогу, ведущую в лечебное учреждение. В это же время туда на «маршрутке» пыталась добраться жительница поселка Сандугаш Турлыбекова. Свою эмоциональную перепалку со стражем порядка по имени Шынгыс, которого она убеждала открыть дорогу и пропустить машину, женщина записала на камеру сотового телефона. Тем не менее, после долгих и безрезультатных уговоров ей пришлось преодолеть неблизкий путь пешком.

Впрочем, Сандугаш оказалась из числа людей с обостренным чувством справедливости, неготовых прощать обиду. Дождавшись, когда аким области выйдет из больницы, она предъявила претензии уже ей.  Вот какой диалог (опять же записанный на видеокамеру и позже выложенный в Интернет) состоялся между двумя женщинами: «Это вы поручили перекрыть дорогу?» - «Нет» - «Но нам сказали, что это сделали в связи с вашим приездом, и нам пришлось идти до больницы пешком. Или вы дочь хана, чтобы из-за вас перекрывали дороги?» - «Я не давала такого поручения. Откройте дороги (Последняя фраза была адресована сопровождавшим)».

Если бы Гульшара Наушаевна не отнекивалась на ходу, спеша к своему джипу, а остановилась, поговорила с Сандугаш, расспросила ее о житье-бытье, а затем, подозвав акима района и местного полицейского начальника, сделала им внушение – глядишь, обиженная женщина растаяла бы, и конфликт был бы исчерпан. А заодно глава региона показала бы себя руководителем, готовым и умеющим разговаривать с народом. Но, похоже, в современном Казахстане большие чиновники на подобное не способны.

В итоге Абдыкаликова чуть позже была вынуждена, по сути, оправдываться. И заодно дать обещание разобраться. В конце концов, виновным (стрелочником) в инциденте был назначен тот самый полицейский по имени Шынгыс - ему начальник Жанакорганского РОП объявил выговор. Правда, после поднявшейся в соцсетях волны возмущения и саркастических замечаний (мол, в нашей стране простой участковый может самовольно перекрывать дороги) начальник уже областного департамента полиции отменил приказ своего подчиненного. А вопрос, кто же все-таки дал команду «никого к больнице не пущать», так и остался без ответа.

С больной головы на здоровую

Впрочем, у нас даже самые громкие ЧП обычно не только остаются без последствий в виде наказания виновных и извлечения уроков на будущее (как это случилось, например, с февральскими погромами в Кордайском районе), но и быстро забываются. А тут всего-то скандал местного масштаба – он и вовсе через пару дней стал уходить на периферию общественного внимания, больше занятого борьбой с опасным вирусом. 

Однако кому-то, видимо, не терпелось заработать очки в глазах главы региона путем организации ее публичной защиты. И во вчерашнем (18 июля) номере газеты «Кызылординские вести», учредителем которой является областной акимат, появилась публикация под названием «Повышать нравственные ориентиры», как бы мимоходом осуждающая Сандугаш Турлыбекову и выгораживающая Гульшару Абдыкаликову. Она представляет собой, так сказать, мнение бывшего акима города Кызылорды и бывшего многолетнего депутата сената парламента РК Бакбергена Досманбетова. Не стану гадать, была ли это его личная инициатива или же она исходила сверху (как человек, не понаслышке знающий тамошнюю «пропагандистскую кухню», склоняюсь ко второму варианту), но в любом случае налицо топорная работа – даже раньше, в советские времена, это делали тоньше и гораздо профессиональнее. 

Оказывается, случай в Жанакоргане навел экс-сенатора на «мысли о том, что в последнее время в обществе наблюдается негативная тенденция, направленная на забвение национальных обычаев и традиций, отход от заветов предков, общепринятых норм этики и морали», а также на размышления по поводу того, что «сейчас воспитание девочек, будущих хранительниц семейного очага, ответственных за воспитание нового поколения граждан страны, отошло от традиций предков, ориентированных на нравственные и семейные ценности».

Иначе говоря, Досманбетов пытается убедить читателей в том, что именно недостаточное воспитание, но никак не нарушение гражданских прав жительницы Жанакоргана (а, по сути, это и произошло), стало глубинной причиной конфликта. Такая вот попытка перевернуть все с ног на голову. Да, возможно, у женщины сдали нервы, допускаю даже, что она вообще несдержанный человек, но по сути-то она права. И сказанное ею, пусть в слишком запальчивой форме, – это «глас народа», доказательство чему и многочисленные комментарии в соцсетях. А если бывший городской аким и бывший сенатор за долгие годы пребывания в кабинетах власти растерял способность улавливать настроения «широких масс», то это, как говорится, его личная проблема. И потом, какие «национальные традиции» и «общепринятые нормы» он имеет в виду? Традиции чинопочитания? Нормы, гласящие, что «начальник всегда прав»?

Далее в тексте написано следующее: «Не думаю, что с ее (Абдыкаликовойприм. авт.) стороны прозвучала команда закрыть дорогу. Хотя такое негласное правило существовало в советское время во время приезда высокопоставленного должностного лица». Да, в СССР подобное было, но только тогда, когда приезжали члены Политбюро ЦК КПСС и первые руководители республики. Главы областей такой «привилегией» не пользовались. И сам Досманбетов, в ту пору преподаватель и проректор, а затем ректор Кызылординского пединститута, должен хорошо это знать. Практика перекрытия дорог во время поездок глав областей по вверенным им территориям появилась уже в период независимости. Так было и при предшественниках Абдыкаликовой. В частности, при Крымбеке Кушербаеве, о чем наша газета писала четыре года назад. То есть, экс-сенатор пытается свалить с больной головы на здоровую.

Аксакалов не осталось?

Очевидно, что Досманбетов (или те, кто попросил его выступить) стремится увести разговор в другое русло, «заболтать» проблему. А проблема заключается в том, что акимы превратились в местных «царьков», считающих, что им позволено больше, чем другим, что они вправе не считаться с простыми гражданами, создавать людям неудобства, если того требуют их собственные прихоти. Возможно, сами главы регионов не дают команду перекрывать улицы, но отнюдь не возражают (а многие поощряют), когда это делают их подчиненные, за действия которых они, кстати, несут ответственность, А тем лишь бы угодить «патрону».

Пока ситуация была относительно благополучной, народ все это терпел – он вообще у нас, а особенно в Кызылординской области, удивительно и даже чересчур терпеливый, привыкший жить по принципу «лишь бы не было войны». Но сегодня, когда обстановка стала почти военной, когда умирают или тяжело болеют близкие очень многих людей (в том числе по вине местных властей, проявивших преступную беспечность и безответственность, о чем наше издание недавно писало в статье «Аким и пандемия: ни воли, ни инициативы, ни даже эмоций» на примере той же Кызылординской области), это терпение уже иссякает. Чиновники на местах, если у них осталось хоть немного здравого смысла, должны понять: дразнить лишний раз народ не стоит. Он и без того взвинчен, градус его раздражения и недовольства приблизился к критической отметке. Может, акимам и не надо, стоя на коленях, просить прощения у населения (как это сделала женщина-мэр одного из индонезийских городов) за то, что они довели ситуацию до такого кошмара. Но хотя бы быть чуть ближе к народу в эти тяжелые дни им бы не помешало. Таким видится главный урок, который следует вынести из случая в Жанакоргане. Причем не только кызылординскому, но и всем другим акимам.

Вспомните, на какие мысли навела 75-летнего Бакбергена Досманбетова та история. А вот его собственное мнение по этому поводу, обнародованное в «Кызылординских вестях», как и аналогичного рода публикации, появившиеся синхронно в тот же день в казахскоязычной областной газете «Сыр бойы» (там слово предоставлено уже другим ветеранам), наводит на мысль, уже высказанную когда-то кинорежиссером Ермеком Турсуновым: «Стариков у нас много, а вот аксакалов почти не осталось». Ведь настоящий аксакал – это тот, кто не станет на потребу сильным мира сего называть черное белым, а белое черным, тот, для кого честное имя, чувство собственного достоинства и репутация порядочного человека – далеко не абстрактные категории.  

Возможно, экс-сенатор и другие ветераны скажут, что это не их инициатива, что их уговорили, что за них написали… В областном акимате наверняка открестятся от публикаций – мол, мы здесь не при делах. А в коллективной роли того самого участкового Шынгыса из жанакорганской истории, похоже, окажутся сотрудники областных газет…

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии