СРЕДА, 2 ДЕКАБРЯ 2020 ГОДА
2809 18-11-2020, 14:56

Опасный антисептик: как вытеснить с рынка контрафакт?


В период пандемии санитайзеры стали незаменимым спутником человека. Мы пользуемся ими повсюду, где бы ни находились – дома, на работе, в магазинах, больницах, общественном транспорте, при этом даже не подозревая, какую опасность они могут нести нашему здоровью. Ведь часто под видом антисептических средств мы приобретаем жидкость весьма сомнительного состава. И хорошо, если это обычный спирт, разбавленный водой. А если нет?

Повсеместная борьба с невидимым врагом COVID-19 вмиг занесла дезинфицирующие средства в список самых популярных товаров, параллельно спровоцировав резкое увеличение количества контрафактной продукции на отечественных прилавках. И сколько бы правоохранительные органы ни воевали с лжепроизводителями, с каждым днем их становиться все больше, сетует участники рынка. Специальных исследований в Казахстане, правда, не проводилось, но смеем предположить, что ситуация у нас не лучше, чем в соседней России, где не так давно одна из ведущих компаний в области экологического консалтинга EcoStandard group после ряда анализов заявила, что 80 процентов антисептиков — подделки! Как пояснили ученые, ни один из этих образцов не соответствовал заявленному составу и имел крайне слабую способность убивать бактерии.

Прокомментировать сложившуюся на отечественном рынке антисептиков ситуацию мы попросили в ТОО «Производственный комплекс «Аврора» - одном из немногих в стране заводов, производящих дезинфицирующие средства, а также товары бытовой химии уже более 10 лет. Как нам рассказали эксперты, ажиотаж начался весной, сразу после объявления в стране чрезвычайного положения. Оригинальных санитайзеров в условиях стремительно возросшего спроса не хватало, поскольку люди, охваченные паникой, без разбору и в больших количествах скупали все, что им попадалось на глаза. Рынок тут же заполонила контрафактная продукция, изготовленная в кустарных условиях, а цены на этой волне ушли в свободное плавание.

Причем сначала подделывали известные бренды. Особенно досталось фирменному антисептику для рук Akmasept компании «Аврора». Цена на него «благодаря» перекупщикам доходила до 1500 тенге! Но позже, почувствовав бесконтрольность и безнаказанность, псевдопроизводители и вовсе перестали заморачиваться с названиями. Сегодня, к примеру, на базаре можно купить пятилитровый санитайзер с самыми разными этикетками всего за 500 тенге! Причем фантазиям мошенников нет границ – чего они только не добавляют в состав лже-санитайзеров (незамерзайку, технический спирт, ацетон и прочие растворители), но мало кто из них при этом задумывается о последствиях для здоровья граждан. К сожалению, проверить все сомнительные жидкости, выдаваемые за дезинфицирующие, просто невозможно. А потому неудивительно, что по стране в последнее время участились случаи отравления антисептиками...

Опасный антисептик: как вытеснить с рынка контрафакт?

 

Между тем, чтобы создать действительно качественный и безопасный продукт необходимо как минимум год, уверяют специалисты «Аврора». Сначала ученые разрабатывают рецептуры, затем проводят лабораторные исследования и тестируют на фокус-группе (на запах, цвет, реакцию организма). Параллельно с испытаниями потребительских свойств в лаборатории проводится испытание на стабильность продукта (то есть его способность сохранять все физико-химические свойства: цвет, запах, консистенцию в течение всего срока годности) в процессе хранения. Причем у компании «Аврора» имеется своя методика по проведению таких испытаний: задаются гораздо более жесткие параметры, чем это предусмотрено нормативными документами. Составляется определенная программа исследования воздействия перепада температур, изменение влажности, а также солнечных лучей, результаты которых анализируются разработчиками. Плюс продукт проходит «проверку временем». Для этого он помещается в термостат, который искусственно сокращает срок «жизни» антисептика в несколько раз. Это позволяет гарантированно декларировать сохранение качества и стабильность в течение всего заявленного срока хранения. Последний этап – сертифицирование, получение разрешительных документов, маркетинговая работа.

- Бывает, что из 500 запускаемых образцов ни один не доходит до финала, и тогда всю работу мы начинаем заново, - говорит генеральный директор ПК «Аврора» Данияр Алшанбаев - Физически невозможно произвести качественный продукт, который бы был безопасен, прошел испытания и процедуру сертификации, за месяц или несколько дней, чем, собственно, и грешат кустарные производства. Несмотря на это, последние вполне комфортно чувствуют себя на рынке, поскольку данный вид деятельности недостаточно регулируются и не лицензируются. Для них главная задача – извлечь максимальную выгоду из текущей ситуации, а там хоть трава не расти...

К слову, причину возникшего весной дефицита на антисептики производители объясняют параллельно возникшим на мировом рынке дефицитом сырья, а именно биоцидов – ключевых компонентов дезинфицирующих средств. Обычно Казахстан, да и многие другие постсоветские страны закупали их у специализированных европейских заводов, но в этот раз российские производители подсуетились раньше остальных и скупили практически все объемы. Казахстан вынужден был покупать у них излишки биоцидов либо прибегать к услугам всевозможных перекупщиков. Естественно, это привело к удорожанию как самого сырья, так и готовой продукции... Но это были временные трудности, успокаивают специалисты. Уже вскоре ситуация с поставками сырьевых компонентов для дезинфицирующих средств в Казахстан наладилась, а отечественные компании, в частности Производственный комплекс «Аврора», нацелились на расширение производства.

- Да, в марте мы оказались не готовы к эпидемии - она застала всех участников рынка врасплох. Но эта проблема помогла нам ускориться и запустить вторую линию производства, которую мы планировали еще в 2018-2019 годах. Теперь нам не страшны последующие волны коронавируса, если они случатся. Нам удалось наладить бесперебойные поставки сырья – в этом направлении больше не должно быть сложностей. И у нас всегда есть в наличии товар. Разумеется, все эти меры благоприятно отразились на конечной цене продукции. Как и обещали, мы снизили ее стоимость, не снижая при этом качество. Главная цель – сделать наши товары более доступными для потребителя, - подчеркнул Данияр Алшанбаев.

Единственное, о чем убедительно просят производители граждан, – это учиться отличать заводскую продукцию, которая прошла соответствующие исследования и имеет протоколы специализированных лабораторий, от контрафакта, дабы обезопасить себя и своих близких. Для этого достаточно внимательно изучать этикетки, в частности обращать внимание на надписи и цвета - они должны быть четкими, без подтеков, а также серийные номера, которые индивидуальны для каждого производителя. Ну и, разумеется, не помешает проверять наличие и достоверность контактных данных, а также по возможности приобретать в проверенных местах с предоставлением фискальных чеков.

Комментарии