Очередные летние Олимпийские игры завершились. Теперь начнется период чествования их победителей и призеров, который в Казахстане обычно длится долго и проходит с помпой. Возможно, в стране, где ощущается острый дефицит «героев нашего времени», без этого не обойтись. Но одновременно должен быть проведен серьезный анализ итогов минувшей Олимпиады, чтобы извлечь из них правильные выводы и выстроить адекватную стратегию развития отечественного спорта на будущее.
Медали и очки
Игры в Рио-де-Жанейро дали очень много пищи для размышлений и много тем для журналистских публикаций. До них, возможно, еще дойдет черед, а сегодня, буквально по свежим следам, хотелось бы поговорить об основных итогах ОИ применительно к Казахстану. О том, в чем мы продвинулись вперед, а где сдали свои позиции, о нынешнем месте нашей страны в мировом олимпийском движении, о том, насколько ее спортивная специализация отвечает современным тенденциям и вызовам.
В последние десятилетия ранжирование стран на Олимпиадах осуществляется согласно двум таблицам: в одной, как бы главной, приоритетом является количество «золота», в другой – общее количество медалей. В первой Казахстан по сравнению с ОИ-2012 опустился на девять позиций ниже – с 13-й на 22-ю, проиграв в том числе, причем впервые в истории, Узбекистану (можно представить, как радуются этому обстоятельству наши соседи). Во второй, напротив, поднялся выше – с 20-й на 17-ю. Кстати, пропустив вперед себя в последний день Игр другую тюркоязычную страну – Азербайджан.
То есть, в Рио-де-Жанейро казахстанцы добыли меньше «золота», чем в Лондоне (поскольку у наших штангистов, уличенных в применении допинга, награды еще не отобрали, будем считать и их), зато заняли больше призовых мест, чаше участвовали в финальных поединках. Так что на основе только медального зачета трудно делать однозначные выводы.
Более предпочтительным с точки зрения объективности оценок в данном случае представляется другой зачет – очковый. Это когда за каждую награду – в зависимости от их достоинства – начисляется определенное количество баллов. Также они даются за места, занятые в «топ-6». Шестерку сильнейших принято выделять во многих видах спорта, да и система премирования олимпийцев в Казахстане предусматривает государственные выплаты за 4-е, 5-е и 6-е места в размере соответственно 30, 10 и 5 тысяч долларов.
Очковый зачет в тех или иных вариациях практикуется при проведении национальных спартакиад (так было в союзные времена, так продолжается и сейчас), которые можно назвать внутристрановыми олимпиадами. То есть, обращение к нему отнюдь не случайно. А шкалу мы выбрали такую: за «золото» – 10 очков, за «серебро» – 7, за «бронзу» – 5, за следующие места – 3,2 и 1. Борцам и дзюдоистам, проигравшим схватки за «бронзу», отведены 5-е места, а тем, кто остановился в 1/4 финала, например, боксерам, – 6-е.
Произведя нехитрые подсчеты, мы получили таблицу 1. Она отражает результаты, показанные на всех летних Играх (1996-2016), в которых Казахстан участвовал в качестве самостоятельного субъекта международного олимпийского движения.
Как видим, после некоторого спада на рубеже веков начался подъем, получивший продолжение и на нынешней Олимпиаде: если на ОИ-2000 и 2004 мы набрали по 80 очков, то на ОИ-2008 – 108, спустя еще четыре года – 113, а в Рио-де-Жанейро – уже 125. Налицо общее улучшение результатов.
Где густо, где пусто
В то же время обращает на себя внимание другая тенденция, которая характерна для казахстанского олимпизма в 21-м веке и которую вряд ли можно назвать позитивной. Речь идет о сокращении количества видов спорта, в которых наши соотечественники на летних Играх занимают места в «топ-6». Динамика тут следующая:
ОИ-2000 – 10 видов: бокс, борьба, дзюдо, тяжелая атлетика, велогонки, водное поло, легкая атлетика, пулевая и стендовая стрельба, гимнастика (спортивная), триатлон.
ОИ-2004 – 9 видов: бокс, борьба, тхэквондо, тяжелая атлетика, велогонки, легкая атлетика, гимнастика (художественная), плавание, пулевая и стендовая стрельба.
ОИ-2008 – 8 видов: бокс, борьба, дзюдо, тхэквондо, тяжелая атлетика, легкая атлетика, гимнастика (художественная), пулевая и стендовая стрельба.
ОИ-2012 – 5 видов: бокс, борьба, тяжелая атлетика, велогонки, легкая атлетика.
ОИ-2016 – 6 видов: бокс, борьба, дзюдо, тяжелая атлетика, легкая атлетика, плавание.
Да, на нынешней Олимпиаде ситуация была чуть лучше, чем четыре года назад. К тому же стоит учесть попадания казахстанцев в «топ-10» в таких видах спорта, как гребля на байдарках и каноэ (места с 7-го по 10-е сразу в четырех дисциплинах), современное пятиборье (впервые после 1996-го), велогонки на треке и на шоссе. Тем не менее, пока сложно говорить о том, что негативную тенденцию удалось переломить.
Об этом же свидетельствует таблица 2, отражающая распределение очков (за места в «топ-6») по видам спорта.
Из таблицы видно, что прогресс Казахстана в очковом зачете достигнут, главным образом, благодаря успехам в тяжелой атлетике, которая сегодня превратилась в самый «ударный» для нас вид спорта. В ней за два десятилетия обеспечен рост с 7 очков до 40. Кстати, все восемь наших штангистов, выходивших на помост в Рио-де-Жанейро, попали в очковую зону. Но надо учесть, что во многих весовых категориях вследствие дисквалификации большого количества сильных тяжелоатлетов (сборные России, Азербайджана, Болгарии в полном составе, ряд северных корейцев, белорусов, молдаван и т.д.) уровень конкуренции был невысоким.
В целом стабильными остаются результаты боксеров (единственное исключение составили ОИ-2008) – в диапазоне 25-37 очков. В других видах единоборств имели место резкие перепады (от 16 до 47), но по сравнению с показателем двадцатилетней давности нынешний возрос с 19 до 33-х очков, и произошло это за счет женской борьбы, которая появилась в олимпийской программе лишь в 2004-м, а также дзюдо. В Рио-де-Жанейро они принесли Казахстану соответственно 19 и 12 очков – рекордные цифры для представителей этих видов спорта.
Причем женская сборная по борьбе повторила достижение нашей тяжелоатлетической команды: все четыре девушки, участвовавшие в летних Играх, оказались в очковой зоне. А вот мужчины (пятеро «вольников» и трое «греко-римлян») набрали на всех лишь два очка. Можно сказать, катастрофа, особенно если учесть, что мужская борьба является едва ли не самым массовым видом спорта в нашей стране.
Вклад же представителей всех остальных видов спорта за два десятилетия сократился с 34-х очков (на ОИ-1996 они превзошли и боксеров, и единоборцев, и штангистов) до 15. Причем эти 15 баллов в Рио-де-Жанейро заработали двое – Дмитрий Баландин и Ольга Рыпакова, за спинами которых ни в плавании, ни в легкой атлетике практически нет других казахстанских спортсменов, способных бороться за высокие места на крупнейших международных соревнованиях.
Угрозы и вызовы
Теперь сравните. В тяжелой атлетике, боксе, борьбе, дзюдо, тхэквондо (так называемая «ударная пятерка», объединенная у нас в Конфедерацию спортивных единоборств и силовых видов спорта под руководством президента НОК РК Тимура Кулибаева) разыгрываются в общей сложности 65 комплектов олимпийских наград. А во всех остальных видах спорта – 241, или в три с половиной раза больше. При этом штангисты и единоборцы принесли нам 15 медалей из завоеванных 17 и заработали 110 очков из 125, то есть львиную долю.
Понятно, что причина такого перекоса заключается не столько в самих атлетах, сколько в разном уровне мировой конкуренции и в разном отношении со стороны государственных структур – Комитета по спорту и региональных управлений физкультуры и спорта, распределяющих бюджетные средства. Ведь у нас финансирование тех или иных видов зависит от результатов в них, а результаты – от финансирования (за исключением единичных случаев с самородками). И разрывать этот замкнутый круг никто не собирается.
Для спортивных чиновников Казахстана тяжелая атлетика и единоборства имеют статус приоритетных, поскольку в них легче стать призерами Олимпиад – дешевле «себестоимость» медали (на Западе их даже называют «спортом для нищих»), ниже уровень мировой конкуренции. Большинство же остальных олимпийских видов, включая так называемые медалеемкие – легкая атлетика, плавание, фехтование, спортивная гимнастика, ряд других – у нас отодвинуты далеко на задний план и финансируются по остаточному принципу. В том числе и поэтому Казахстан оказался в одном ряду с такими странами, как Узбекистан, Северная Корея, Иран, Монголия, которые входят в число мировых лидеров в единоборствах и тяжелой атлетике, но неконкурентоспособны в других видах спорта.
Можно долго спорить по поводу того, насколько оправдан такой подход. Судя по всему, большинство казахстанцев поддерживает его, исходя из следующей логики: раз представители «ударной пятерки» добывают для страны олимпийские награды, то ничего менять не надо. А после рекордного количества медалей на ОИ-2016 сторонников такой позиции, возможно, станет еще больше. Но есть одна очень серьезная угроза, о которой автор этих строк ранее уже писал и которая в свете последних событий только усилилась.
Тяжелая атлетика, приносящая Казахстану наибольшее количество медалей ОИ, после целой серии допинговых скандалов (а они, будьте уверены, получат продолжение) рискует быть исключенной из олимпийской программы. Этот вопрос в кулуарах уже обсуждается, и, возможно, совсем скоро он будет вынесен на официальный уровень.
Любительский бокс тоже отнюдь не застрахован от такой опасности. Причины здесь иные – скандалы, связанные с судейством, и относительно низкая степень популярности в мире, о чем свидетельствует отсутствие интереса со стороны телевидения (Казахстан – одно из редких исключений). Все чаще звучат обвинения по поводу того, что результаты боев и будущие обладатели медалей определяются не в честных поединках на ринге, а в высоких кабинетах AIBA. А коррупция – не менее серьезный вызов для МОК, чем проблема допинга. Кроме того, усилия AIBA по повышению «смотрибельности» любительского бокса пока не дают желаемых результатов.
Спортивной борьбе в 2013-м удалось отстоять олимпийскую прописку, которую она сильно рисковала потерять. В ее правила и в судейство внесены серьезные изменения, благодаря чему схватки стали чуть зрелищнее (особенно это касается женской борьбы – вспомните хотя бы полуфинал с участием нашей Гузель Манюровой и поединок Екатерины Ларионовой за «бронзу»). Тем не менее, этот вид единоборств все еще не может чувствовать себя в безопасности.
Пожалуй, лишь у дзюдо сохраняются относительно сильные позиции. Он более популярен в мире, чем те же любительский бокс и спортивная борьба, в нем выше уровень международной конкуренции, его гораздо чаще показывают по ТВ.
За какими видами спорта будущее?
Все это необходимо учитывать при выборе казахстанским спортом приоритетов на ближайшие десятилетия. Чтобы потом не кусать себе локти. И еще: пора перестать насаждать миф, будто казахи генетически предрасположены, главным образом, к единоборствам. Напомню: в прежние времена они становились победителями и призерами Олимпиад, чемпионатов мира в легкой атлетике, велогонках, современном пятиборье (а это в том числе плавание и фехтование), водном поло, волейболе, на равных конкурировали с мировыми «звездами» в спортивной и художественной гимнастике…. Создай соответствующие условия, заинтересуй – и такие спортсмены снова начнут появляться.
Среди всех наших призеров ОИ в Рио-де-Жанейро я бы особо выделил Дмитрия Баландина, чью золотую медаль лично я считаю наиболее ценной. Он первый в истории Казахстана (включая советский период) олимпийский чемпион в плавании – виде спорта, который традиционно считается вотчиной наиболее развитых стран мира: США, Австралии, Великобритании, Германии, Японии, Канады, Швеции…
Плавание – один из самых «медийных» видов спорта в программе Олимпиад, он собирает огромную телевизионную аудиторию. То есть, с точки зрения продвижения имиджа страны за рубежом (а это и есть главная цель, ради которой государство вкладывает деньги в спорт высших достижений, тогда как у детского и массового спорта другие задачи) победы пловцов дают намного больше, нежели успехи тех же единоборцев и штангистов.
В плавании разыгрывается 34 комплекта наград, причем один спортсмен может на одной Олимпиаде завоевать сразу несколько золотых медалей (в Рио это были Кати Ледеки, Катинка Хоссу, а уж Майкла Фелпса можно вообще не упоминать).
И, наконец, это очень полезный и безопасный вид спорта, причем являющийся базовым (наряду с легкой атлетикой и гимнастикой-акробатикой) для многих других: без регулярных занятий в бассейне не обходится ни один уважающий себя атлет высокого класса.
Так вот, хочется надеяться на то, что победа Баландина заставит спортивных чиновников Казахстана вспомнить о необходимости развивать плавание. Посудите сами: образно говоря, на безводье, то есть в отсутствие необходимых условий, в нашей стране вырос олимпийский чемпион. А что будет, если создать такие условия, если плаванием станут заниматься в пять-десять раз больше детей?
Впрочем, то же самое касается легкой атлетики, гимнастики, игровых и ряда других видов спорта, которые считаются приоритетными в цивилизованных странах…