ПЯТНИЦА, 26 АВГУСТА 2016 ГОДА

Сможет ли новое Министерство информации расшевелить медиарынок?

Автор: Сауле Исабаева 1674 13-05-2016, 00:05

Информационный сектор Казахстана снова меняет прописку. После двух лет "непрофильного" существования в структуре Министерства по инвестициям и развитию (МИИР РК) многострадальная сфера СМИ вернулась под крыло возрожденного Министерства информации и коммуникаций, которое возглавил бывший пресс-секретарь президента страны Даурен Абаев. Правда, особой радости по этому поводу журналистское сообщество не испытывает. И вот почему. 

Комитет связи, информатизации и информации МИИР РК был непримечательной, но при этом "сложноподчиненной" структурой – своего рода "мальчиком на побегушках" сразу у нескольких "господ": пресс-службы президента РК, отдела внутренней политики АП, Службы центральных коммуникаций, самого МИИР. А потому вопрос о его реорганизации в этот период практически никто не поднимал, кроме, разумеется, самих журналистов. Хотя необходимость реформирования этого госоргана была очевидна: не будучи самостоятельным, он, по сути, самоустранился от проблем СМИ, вопросов идеологии, не говоря уже о работе по формированию эффективной информационной политики государства. Вся его деятельность свелась к распределению госзаказа и примитивному пиару власти... 

В отличие от теперь уже упраздненного комитета, новое министерство получило все карты в руки. Его наделили "особыми" полномочиями и всеми необходимыми ресурсами, а в качестве ключевых задач названы контроль, мониторинг и соответствующее реагирование на "информационные вызовы". Это значит, что за информационную политику (которую, по мнению главы государства, порядком запустили) взялись всерьез и надолго. Что, собственно, и беспокоит журналистское сообщество, а также пользователей соцсетей. По их мнению, главной задачей нового ведомства станет не столько повышение качества отечественных информационных продуктов, сколько усиление надзора над тем, что происходит в СМИ и Интернете – со всеми вытекающими из этого последствиями, включая сужение пространства для свободы слова. 

Разумеется, вектор деятельности и имидж нового министерства в немалой степени будут зависеть от личности того, кто поставлен руководить им. Поэтому назначение на эту должность Даурена Абаева для многих стало неожиданностью.
Все-таки думалось, что столь ответственный участок доверят опытному, сильному, публичному политику. А о бывшем пресс-секретаре президента этого не скажешь. Да и по образованию он далек от журналистики. Даже будучи советником главы государства, он оставался в тени и был закрыт для экспертов. А все упоминания о нем в СМИ связаны исключительно с официальными сообщениями либо разъяснениями тех или иных заявлений президента. 

Впрочем, выбор Нурсултана Назарбаева вполне понятен, особенно есть учесть, что в последнее время он делает ставку на молодых и амбициозных управленцев. А правильным было это назначение или нет, покажет только время. Пока же мы попробуем разобраться в том, насколько оправданным является создание самого министерства в его нынешнем виде, а главное – каким оно должно быть, чтобы не повторить ошибок предшественников. 

Диана Окремова, директор Правового медиацентра: "Нужно полностью пересмотреть систему госфинансирования прессы"
– Совершенно очевидно, что идея создания нового министерства появилась спонтанно. Основная причина –это, конечно, митинги по земельному вопросу, которые создали угрозу общественной безопасности (по мнению чиновников) и продемонстрировали отсутствие нормального диалога между населением и властью. Кроме того, на это решение, думаю, повлияли недавние события, связанные с арестом ряда чиновников по делам о госзаказе в СМИ. 

Иначе говоря, спустя долгие годы, на протяжении которых в СМИ вливались огромные средства, возник закономерный вопрос: а зачем мы это делали? 

В идеале правительство должно полностью пересмотреть систему госфинансирования прессы, чтобы наш медиарынок хоть немного зашевелился. Но, боюсь, к решению проблемы подойдут традиционно и прямолинейно: усилят контроль, зарегулируют так, что трудно станет дышать. Президент ведь прямо обозначил функции министерства: мониторинг всего медиа-сектора, включая интернет, преодоление текущих информационных вызовов, выстраивание максимально действенной модели кризисных коммуникаций. 

Но есть пункты, которые вселяют, пусть и слабый, оптимизм. Например, "выработка государственной информационной политики, планирование и анализ эффективности государственного информационного заказа и средств, выделенных государством". Если мы действительно будем стремиться к этим целям, если идея не будет дискредитирована, то появится шанс изменить систему. Однако в таком случае министерство должен возглавить современно мыслящий человек, который видит в СМИ не инструмент пропаганды, а прежде всего бизнес. Но, как мне кажется, это произойдет не скоро. 

Безусловно, мы будем работать с новым министерством, предлагать свои рекомендации по реформированию системы госзаказа в СМИ. Это, во-первых, максимальная прозрачность при формировании лотов и сумм, исключение лотов PR-типа с невнятными формулировками "повышение имиджа", "повышение социального оптимизма" и прочее. Во-вторых, жесткий контроль за использованием выделенных денег, регулярные отчеты перед населением. В-третьих, мы предлагаем помечать материалы, сделанные по госзаказу, специальным значком. И, наконец, в-четвертых, мы считаем целесообразным сократить суммы госзаказа на государственные СМИ в целом – это необходимо для того, чтобы они избавились от иждивенческих настроений и задумались над качеством своей работы.

Комментарии:
Добавить комментарии


    Введите имя:


    Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера





Астана: 27 °C
Алматы: 29 °C
    
$ 339.5
383.33