Сможет ли новое Министерство информации расшевелить медиарынок?
Информационный сектор Казахстана снова меняет прописку. После двух лет "непрофильного" существования в структуре Министерства по инвестициям и развитию (МИИР РК) многострадальная сфера СМИ вернулась под крыло возрожденного Министерства информации и коммуникаций, которое возглавил бывший пресс-секретарь президента страны Даурен Абаев. Правда, особой радости по этому поводу журналистское сообщество не испытывает. И вот почему.
Комитет связи, информатизации и информации МИИР РК был непримечательной, но при этом "сложноподчиненной" структурой – своего рода "мальчиком на побегушках" сразу у нескольких "господ": пресс-службы президента РК, отдела внутренней политики АП, Службы центральных коммуникаций, самого МИИР. А потому вопрос о его реорганизации в этот период практически никто не поднимал, кроме, разумеется, самих журналистов. Хотя необходимость реформирования этого госоргана была очевидна: не будучи самостоятельным, он, по сути, самоустранился от проблем СМИ, вопросов идеологии, не говоря уже о работе по формированию эффективной информационной политики государства. Вся его деятельность свелась к распределению госзаказа и примитивному пиару власти...
В отличие от теперь уже упраздненного комитета, новое министерство получило все карты в руки. Его наделили "особыми" полномочиями и всеми необходимыми ресурсами, а в качестве ключевых задач названы контроль, мониторинг и соответствующее реагирование на "информационные вызовы". Это значит, что за информационную политику (которую, по мнению главы государства, порядком запустили) взялись всерьез и надолго. Что, собственно, и беспокоит журналистское сообщество, а также пользователей соцсетей. По их мнению, главной задачей нового ведомства станет не столько повышение качества отечественных информационных продуктов, сколько усиление надзора над тем, что происходит в СМИ и Интернете – со всеми вытекающими из этого последствиями, включая сужение пространства для свободы слова.
Разумеется, вектор деятельности и имидж нового министерства в немалой степени будут зависеть от личности того, кто поставлен руководить им. Поэтому назначение на эту должность Даурена Абаева для многих стало неожиданностью.
Все-таки думалось, что столь ответственный участок доверят опытному, сильному, публичному политику. А о бывшем пресс-секретаре президента этого не скажешь. Да и по образованию он далек от журналистики. Даже будучи советником главы государства, он оставался в тени и был закрыт для экспертов. А все упоминания о нем в СМИ связаны исключительно с официальными сообщениями либо разъяснениями тех или иных заявлений президента.
Впрочем, выбор Нурсултана Назарбаева вполне понятен, особенно есть учесть, что в последнее время он делает ставку на молодых и амбициозных управленцев. А правильным было это назначение или нет, покажет только время. Пока же мы попробуем разобраться в том, насколько оправданным является создание самого министерства в его нынешнем виде, а главное – каким оно должно быть, чтобы не повторить ошибок предшественников.
Диана Окремова, директор Правового медиацентра: "Нужно полностью пересмотреть систему госфинансирования прессы"– Совершенно очевидно, что идея создания нового министерства появилась спонтанно. Основная причина –это, конечно, митинги по земельному вопросу, которые создали угрозу общественной безопасности (по мнению чиновников) и продемонстрировали отсутствие нормального диалога между населением и властью. Кроме того, на это решение, думаю, повлияли недавние события, связанные с арестом ряда чиновников по делам о госзаказе в СМИ.
Иначе говоря, спустя долгие годы, на протяжении которых в СМИ вливались огромные средства, возник закономерный вопрос: а зачем мы это делали?
В идеале правительство должно полностью пересмотреть систему госфинансирования прессы, чтобы наш медиарынок хоть немного зашевелился. Но, боюсь, к решению проблемы подойдут традиционно и прямолинейно: усилят контроль, зарегулируют так, что трудно станет дышать. Президент ведь прямо обозначил функции министерства: мониторинг всего медиа-сектора, включая интернет, преодоление текущих информационных вызовов, выстраивание максимально действенной модели кризисных коммуникаций.
Но есть пункты, которые вселяют, пусть и слабый, оптимизм. Например, "выработка государственной информационной политики, планирование и анализ эффективности государственного информационного заказа и средств, выделенных государством". Если мы действительно будем стремиться к этим целям, если идея не будет дискредитирована, то появится шанс изменить систему. Однако в таком случае министерство должен возглавить современно мыслящий человек, который видит в СМИ не инструмент пропаганды, а прежде всего бизнес. Но, как мне кажется, это произойдет не скоро.
Безусловно, мы будем работать с новым министерством, предлагать свои рекомендации по реформированию системы госзаказа в СМИ. Это, во-первых, максимальная прозрачность при формировании лотов и сумм, исключение лотов PR-типа с невнятными формулировками "повышение имиджа", "повышение социального оптимизма" и прочее. Во-вторых, жесткий контроль за использованием выделенных денег, регулярные отчеты перед населением. В-третьих, мы предлагаем помечать материалы, сделанные по госзаказу, специальным значком. И, наконец, в-четвертых, мы считаем целесообразным сократить суммы госзаказа на государственные СМИ в целом – это необходимо для того, чтобы они избавились от иждивенческих настроений и задумались над качеством своей работы.