СУББОТА, 7 МАЯ 2016 ГОДА

Город заброшенных тротуаров

Автор: Мади Алимов 554 26-02-2016, 00:05


Все течет, все меняется. Данная сентенция особенно подходит для городов. Особенно больших и, прежде всего, для самого населенного города нашей страны - Алматы. Здесь сносятся старинные здания и возносят к небу свои этажи жилые дома бизнес-класса и премиум-класса, бизнес-центры, торгово-развлекательные комплексы. Вся эта архитектура якобы являет собой последний писк градостроительной моды и высокий мировой стандарт.

Многие имели возможность видеть такого рода здания за рубежом, особенно в развитых странах. И, в принципе, могут сравнить. Там у них в полном порядке содержатся и старые здания, которые, не в пример советской выделки хрущобам, имеют столетнюю и более длительную историю, и современные.

Но есть здания, а есть остальная часть города - дороги и пешеходные тротуары. И цивилизованность того или иного города определяется - в том числе! - и состоянием этой части земной поверхности, по которой горожане и гости города передвигаются за пределами гостиниц, апартаментов, квартир, офисов, производственных помещений.

Алматы, который кличут южной столицей, в этом смысле полон контрастов. Ландшафтный дизайн городских улиц у нас развивается в худших традициях "совка", то есть совершенно не отвечает духу современности.

Не говоря уже о том, что он проигрывает всем более или менее известным образцам даже на региональном уровне.

Разумеется, речь идет не о Кабуле, а о тех же Ташкенте или Ашхабаде. Или о Баку, находящемся на другом берегу Каспия. Но тут голову посыпать пеплом бессмысленно, ибо это все наживное, и рано или поздно (пусть даже с иностранной помощью по креативизации городского ландшафта) Алматы вполне может создать определенные образцы.

Гораздо печальнее обстоит дело с теми же коммуникациями, которые располагаются между проезжей частью и зданиями, будь то учреждение или жилой дом.

Речь идет о тротуарах, которые, несомненно, тоже являются частью лица города. И вот как раз с этим в Алматы не все благополучно. Точнее, совсем даже не благополучно, учитывая пропагандистские лозунги о пути в Европу и вхождении в тридцатку наиболее развитых стран мира, что, помимо всего прочего, логически подразумевает чистые, удобные и обихоженные в дизайнерском плане пешеходные дорожки. Есть ли такие в Алматы? Легче сказать, где их нет. Не будем касаться, скажем так, окраин города, хотя там, как и по всей Алматы, все контрастно: где-то что-то есть, а где-то это все запущено донельзя.

Итак, центр города. Улица Джолдасбекова, которая тянется от проспекта Достык до улицы Фурманова и на которой расположены первый в городе торговый центр "Рамстор" и новенький "Достык-плаза". Этот кусок Алматы если не пример, то, по крайней мере, не вызывает каких-то нареканий даже в эстетическом плане.

А вот небольшой отрезок улицы Ауэзова, от "Атакента" до Джандосова, а впрочем, и до самого Абая. На обеих сторонах этой почти что центральной улицы города находятся жилые дома разного года постройки. И невидимая рука рынка за последние лет 15 сильно изменила облик описываемого отрезка. Масса магазинов, ателье, кафешек, донерных, филиал центральной аптеки, фитнес-клубы.

Все как будто современное и своевременное. Но при этом совершенно раздолбанные (уж извините за столь неизысканный оборот) и, такое впечатление, не чиненные с советских времен тротуары. Причем как по восточной, так и по западной сторонам. На соседнем, таком же отрезке улицы Жарокова тротуарный асфальт выглядит менее потрепанным.

Но есть по соседству, как мы его образно охарактеризовали бы, "оазис заброшенности" - прямо возле въезда в 12-ю городскую клиническую больницу - отрезок улицы Джандосова от угла Манаса и до Байзакова. Здесь находится самая странная (если не сказать сильнее) остановка нашего славного города.

Стоит только начать таять снегу, обрушиться ливню, как данный участок тротуара превращается в непроходимую зону. Почти уверены, что на этом участке городского пространства можно было бы снимать без всяких декораций сценки для знаменитого фильма "Сталкер". До того здесь унылая картинка: пройти по тротуару нельзя, подземный переход заливает, жуткая грязь на месте той лужи, которая периодически возникает на этом месте.

Тут помимо самой остановки находятся ларек по продаже молочных продуктов и газетный киоск. Справедливости ради отметим, что это "гиблое" место не меняет своих характеристик вот уже десятки лет. И невольно возникает вопрос: а может, оно действительно проклято?

В нижней части города ситуация еще плачевнее. Например, в микрорайоне "Айгерим-2" (бывший поселок Кирова) вообще нет ни тротуаров, ни бордюров. Зимой грязь, летом пылища, пешеходы (дети в школу) идут по проезжей части, что само по себе весьма опасно. Машины разбрызгивают грязь, летом пыль стоит столбом, люди шарахаются от дороги. Ночью проблемы с освещением. Передвигаться пешком в таких условиях - это как своеобразная "алматин­ская рулетка".

Возникает вполне логичный вопрос: почему нельзя привести обочины в порядок? Какой-то сюрреализм получается: засадили некоторые места цветниками - вроде бы неплохо, но при этом наблюдается полное отсутствие тротуаров. Не зря, наверное, в народе район прозвали "Ишачьим поселком". Судя по всему, так оно и есть.

Еще одна достопримечательность "Айгерим-2" - новая школа. Большая, красивая. Однако ее спортплощадка производит очень странное впечатление. Огорожена сеткой, но без искусственного травяного покрытия, просто грунт. Дети играют на уроках физкультуры: грязь, пыль. Построить школу смогли, но на благоустройство спортивной площадки денег не хватило?

В том, что в акимате есть управление (департамент) архитектуры, не сом­невается никто. А вот есть ли вразумительный архитектурный план, по которому строится город? Это вызывает сильные сомнения. Все как-то спонтанно и хаотично: построят, потом сносят, этажность наращивается по сугубо субъективному хотению. Скоро алматинцы не будут видеть гор. Либо построят так, что сосед к соседу в окна заглядывает: что там у него на завтрак?..

Наблюдаешь все это и думаешь: хоть как-то все эти процессы регулируются? И кто вообще дает разрешение на застройку? Сам глава государства уже несколько раз жестко высказывался по этому поводу. А в последний раз даже дал новому акиму Алматы санкцию на снос незаконных строений в природоохранных зонах. Как будто президенту больше нечем заняться.

И возвращаясь к теме тротуаров... Какое странное отношение к ним у отцов города. Дороги ремонтируются в почти перманентном режиме. То же самое и с бордюрами. А тротуары как будто никому не интересны. И если эта тенденция сохранится, то уже в обозримом будущем южная столица может превратиться в город заброшенных тротуаров.


Нужна ли столь сомнительная слава бывшему городу-саду?..

Комментарии:
Выбор главного редактора
Фото и видео
Лучшие материалы
Астана: 6 °C
Алматы: 12 °C
    
$ 334,35
383,92