В Казахстане фактически уничтожают сеть по продаже газет и журналов
Как сообщил Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз», 15 апреля фактически все печатные СМИ Казахстана получили от новой команды ТОО «Номад» письмо следующего содержания: «Уважаемые партнеры! Уведомляем вас о приостановке действия договора между нашими компаниями и обнулении заказов, в связи с изменениями состава акционеров и ребрендингом компании. До 30 апреля 2016 года будут произведены возвраты продукции и подписаны акты сверки. Благодарим вас за плодотворное сотрудничество! Генеральный директор Абай Т.Т».
Вот в таком одностороннем порядке и безличной форме ТОО «Номад» известило, что из-за внутренней реорганизации компании и ее ребрендинга она не только приостанавливает распространение печатных СМИ, но и замораживает им выплату задолженности, которая, по нашим сведениям, составляет более 200 млн. тенге.
Подобной ситуации с распространением печатных СМИ в Казахстане не было за все 25 лет независимости.
Дело в том, что ТОО «Номад», выросшее на обломках печально известного ТОО «Казпресс», злостного должника всем печатным СМИ, занимает доминирующее (более 33%) положение на рынке распространения периодической печати, имея в своем распоряжении около 350 киосков и торговых точек. И приостановка его деятельности породила коллапс: резко сократились тиражи газет и журналов, что повлекло за собой не менее резкое снижение объемов производства в типографиях, где печатаются эти СМИ.
Иными словами, новая команда ТОО «Номад», пришедшая на смену предыдущей (которая реально пыталась развить, а не закрыть эту розничную сеть), совершенно безнаказанно, в одностороннем порядке нарушила не только свои договорные обязательства перед печатными СМИ, но и пункт 1 ст.20 Конституции РК, который гласит: «Свобода слова и творчества гарантируется. Цензура запрещается».
Так как неплатежи и отказ от распространения периодических изданий ведут к фактическому установлению цензуры со стороны частных лиц – владельцев розничных сетей. А любое прямое или косвенное ограничение прав средств массовой информации на распространение информации любым, не запрещенным законом способом, если оно не основано на законе, на законном решении государственного органа или вступившего в законную силу судебного акта, влечет за собой несанкционированное ограничение права граждан на получение информации – естественного права каждого человека.
Неплатежи киосковой сети «Номад» приобрели массовый и катастрофический характер. Ее владельцы незаконно и откровенно пользуются чужими миллионами тенге. Фактически в руках этой сети находится судьба не только всех печатных СМИ Казахстана, но и многих типографий, с которыми печатные СМИ не могут рассчитаться за полиграфические услуги из-за неплатежей «Номада».
Удивительно, но, несмотря на безусловную социальную и общественную значимость этой сферы хозяйственной деятельности, распространение печатных периодических СМИ через киосковую систему не регламентируется ни в Законе от 23 июля 1999 года № 451-I «О средствах массовой информации» , ни в Законе от 26 июня 1998 года № 233-I «О национальной безопасности Республики Казахстан», ни в каких бы то ни было других законах.
Между тем, распространение печатных периодических СМИ – одно из основных условий нормального и стабильного развития гражданского общества и общественного сознания.
Редакции могут сколько угодно повышать качество своего печатного продукта, улучшать его содержание и внешний вид, добиваться высокого уровня полиграфического исполнения, наращивать тиражи – но все это будет тщетно, если киосковые сети безосновательно откажутся распространять издание или, взяв его на продажу, не рассчитаются с редакциями.
Иначе говоря, новая команда ТОО «Номад» совершенно безнаказанно, под различными предлогами нарушает конституционный принцип свободы печати и свободного распространения информации.
Вообще, на сегодняшний день положение с распространением печатных СМИ в Казахстане можно назвать катастрофическим. «Номад» - единственная республиканская сеть по распространению периодических изданий, фактически не имеющая конкурентов. Дело в том, что количество других торговых точек по распространению печатных СМИ за последние годы в Казахстане искусственно (подчеркиваем – искусственно) сократилось в разы.
Так, три года назад крупнейшая розничная сеть по распространению периодических изданий в Алматы «Дауыс», насчитывавшая 200 киосков, фактически прекратила свое существование – ее владельцы вынуждены были продать все свои точки ТОО «Перекресток» (владельцы - покойный Каппаров и Дасаев). Насколько нам известно, в договоре купли-продажи этих киосков было указано их целевое назначение – торговля периодическими изданиями, и только потом - сопутствующими товарами (прохладительными напитками, сигаретами, жевательными резинками и т.п.). Однако на деле одна половина этих киосков сдана в аренду, а другая торгует, главным образом, прохладительными напитками, сигаретами, жевательными резинками и т.п., а газеты и журналы стали в них сопутствующим товаром.
Не Интернет и социальные сети выдавливают из культурной и общественной жизни Казахстана газеты и журналы, а отсутствие государственной защиты этого социально значимого сектора рынка. Подобная защита и поддержка печатных СМИ в сфере их распространения существует практически на всех европейских рынках прессы. И в последние годы там наметилась тенденция к паритету бумажного и электронного форматов СМИ. В Германии, например, благодаря поддержке государства рынок бумажных СМИ сокращается незначительно, лишь на 5 – 7% в год, а в стоимостном выражении – лишь на 1-2%. Во Франции и Польше точки, торгующие периодической печатью, получают дотации от государства. В Германии и во Франции на 700 человек приходится один киоск, в Чехии - на 150 человек один киоск, несмотря на норматив 1 киоск на 2000 жителей
У нас же в последние годы из-за запредельных цен на аренду в разы сократилось количество торговых точек, особенно в крупных торгово-развлекательных центрах. Вот на дотацию арендных площадей (до 10 кв. м) для продажи периодической печати и можно было бы перенаправить средства госзаказа, которые абсолютно неэффективно расходуются якобы на поддержку СМИ и зачастую имеют коррупционную составляющую.
Кстати, еще недавно ситуация с распространением СМИ, подобная нашей, была и в России. Однако за последние три-четыре года она резко изменилась в лучшую сторону. Так, Министерство связи и массовых коммуникаций и правительство Воронежской области издали приказ, в котором рекомендуется довести количество киосков до норматива - 1 киоск на 2000 жителей, увеличить площадь киоска до 18 кв.м. и снизить ставку арендной платы (не выше 30 рублей за 1 кв.м.). Более того, владельцев киосков в Воронежской области власть освободила на полгода от арендной платы. Взамен сети распространения обязались провести модернизацию киосков.
А правительство Москвы еще в 2014 году приняло постановление по установке новых киосков. Только в центральном административном округе российской столицы мэрия в 2015 году установила за свой счет 90 киосков, а в нынешнем установит еще 63. В торговой сети «Пятерочка» в прошлом году появилось 20 новых точек «Роспечати».
Более того, глава президентского Совета по правам человека РФ Михаил Федотов предложил дополнить Закон о средствах массовой информации такой формулировкой – «производство, выпуск и распространение продукции СМИ является социально-значимой услугой». А представители медиаотрасли России рекомендовали оценивать деятельность губернаторов по числу газетных киосков на душу населения.