ПЯТНИЦА, 26 АВГУСТА 2016 ГОДА

МПС Алматы: местная полиция как выкидыш реформы

Автор: Серикжан Адилов 2921 21-07-2016, 07:10

24 минуты. Много это или мало? С точки зрения вечности и даже земной жизни – мизер. Для  алматинцев, переживших «черный понедельник», это растянувшийся во времени и пространстве срок. Срок отсчета или точка невозврата? Всего 24 минуты потребовалось «алматинскому стрелку», чтобы лишить жизни шестерых человек и еще почти десятерых ранить. Всего 24 минуты разделили жизнь мегаполиса на «до» и «после». Но заставят ли эти 24 минуты  начальников в погонах принять решение кардинальным образом изменить суть и смысл работы полицейской службы, которая фактически не готова противостоять современным вызовам и угрозам?

В эти дни горожане прощаются с погибшими. Полицейские Аян Галиев, Бауыржан Нурмаханбетов, Гани Нуриманов и Тимур Бегасилов, не раздумывая, приняли удар на себя и ценой своих жизней остановили террориста. Огромное спасибо родителям, воспитавшим таких сыновей. Однако герои должны жить.  И не только в народной памяти. Но вот вопрос: способна ли система полноценно работать, не опираясь лишь на доблесть и чувство долга отдельных своих представителей?

В следующую среду перед депутатами городского маслихата должен отчитаться начальник местной полицейской службы (МПС) ДВД Алматы – службы, первостепенными задачами которой как раз и являются профилактика правонарушений и охрана общественного порядка. Но сможет ли Жасулан Байкенов дать ответ на поставленный выше вопрос? Сильно сомневаемся.

И дело тут не в уровне компетентности и профессионализма этого начальника, заступившего  на пост всего полгода назад. Тут как раз сомнений никаких. Свою карьеру Байкенов строил с самой низкой ступени в  системе полицейской иерархии, начинал с помощника участкового, и только спустя двенадцать лет резко пошел в гору. Проблема в другом – в том, что за бесконечными реформами система потеряла почву под ногами и пытается строить новый фундамент на мякине, при этом ориентируясь на цели и задачи, практически не связанные с главными сегодняшними вызовами и угрозами.

Байкенов – молодой, амбициозный, в меру харизматичный менеджер, демонстрирующий открытость и готовность к переменам. По крайней мере, отзывы о нем самые благоприятные. Но начальники, какими бы распрекрасными они ни были, мало что способны изменить самостоятельно, без наличия политической воли сверху. Начавшаяся два года назад оптимизация работы правоохранительных органов до сих пор воспринимается неоднозначно. Чуть ли не ключевой ее целью стала попытка развернуть людей в погонах лицом к народу, сделать их работу более прозрачной. И создание местной полиции – мостик к достижению этой цели.

Данная служба находится в составе МВД, но подчиняется местным исполнительным органам, отчитывается перед акимом, депутатами маслихата, населением, проводя сходы и вовлекая граждан в ряды добровольных помощников полиции. Все это, безусловно, нужно и важно, но за бортом реформы оказались многие первостепенные вещи, что и показали события на западе Казахстана и в Алматы. Система сегодня больше ориентирована на создание имиджа, который она пытается заработать путем борьбы с плевками да нерадивыми водителями, нежели на готовность отражать удары под дых и, что еще более важно, такие удары предотвращать. И руководители МПС закованы в эти рамки.

В том, что глава местной полиции будет рапортовать депутатам исключительно о достигнутых успехах, мы даже не сомневаемся.  Тем более что в нашем распоряжении оказались тезисы выступления подполковника Байкенова. Для ясности приведем всего лишь несколько цитат:

«Дорожно-патрульными нарядами раскрыто 3881 преступлений, в той частности,  1969 – по горячим следам. Принятыми мерами удалось добиться снижения грабежей на 21,3 процента (с 1331 до 940), хулиганств на 22,9 процентов (с 2102 до 922), разбоев снижено на 37,3 процента (с 51 до 32), краж чужого имущества на 14,8 процентов (с 7132 до 6079)».

 «Сокращены ДТП по причинам превышения скорости на 14,3 процента (с 693 до 594), выезда на полосу встречного движения на 42,6 процентов (с 61 до 35), нарушения правил проезда пешеходных переходов на 18,2 процентов (с 253 до 207), в нетрезвом состоянии на 46,7 процентов (с 15 до 8). С начала года выявлено 191760 нарушений Правил дорожного движения, что на 32,5 процентов больше чем в 2015 году. К административной ответственности привлечено свыше 182 тысяч  водителей, в том числе за управление транспортных средств  в состоянии опьянения задержано 1102 водителя… Наложено денежных  штрафов на сумму 1 миллиард 487 миллионов 169 тысяч тенге».

«С участием участковых инспекторов выявлено 3661 преступлений, что на 29 процентов больше по сравнению с прошлым 2015 годом».

«Проведено 982 сходов с населением, где большая роль отведена обеспечению прозрачности работы участковых инспекторов полиции, а также разъяснительной работе по привлечению жителей к охране общественного порядка».

Остается только порадоваться за Жасулана Байкенова и его подчиненных. Только вот почему-то чувство защищенности не появляется. Может, потому, что, несмотря на такие высокие показатели полицейских, в центре мегаполиса может запросто разгуливать человек с автоматом и стрелять налево и направо? К слову сказать, в соседнем Кыргызстане, где аналогичная реформа начата раньше, чем у нас, она каких-то ощутимых изменений не принесла. Но это так, небольшое отступление…

Мы не собираемся спорить с подполковником и озвученными им фактами. Но вот промолчать о том, что осталось за скобками, не можем.

Что касается повышения имиджа полиции и вовлечения в борьбу с преступностью населения, то не станем отрицать очевидное: такие попытки предпринимаются. В свободном доступе появилась база с номерами рабочих и сотовых телефонов представителей МПС Алматы. А пару месяцев назад Байкенов даже сообщил горожанам номер своего мобильного телефона. Мол, звоните, алматинцы, в любое время дня и ночи. Правда, сколько человек за это время пообщалось тет-а-тет с «гражданином начальником» и какие меры были приняты по этим звонкам, неизвестно.

Или вот другой пример. Еще в январе Жасулан Байкенов говорил о том, что скоро появится многофункциональный онлайн-ресурс службы, предназначенный для обращений граждан. Предполагалось, что он будет «служить диалоговой и информационной площадкой для общества, а также поможет его посетителю получить ответы на интересующие вопросы». Но на дворе конец июля, а сайта как не было, так и нет.  А если все-таки есть, то так хитро спрятан в недрах Казнета, что толку от него никакого.

Немало вопросов вызывают и сходы населения с отчетами полицейских. Они один в один напоминают акимовские, которые зачастую проводятся лишь для галочки. В таком случае  стоит ли отрывать служивых от их прямых обязанностей? Может, за то время, что они потратят на зачитывание красивых цифр, им удастся предотвратить хотя бы одно преступление?  Впрочем, это чисто риторический вопрос. По той простой причине, что реформа, создавшая универсальных полицейских и в очередной раз переформатировавшая работу участковых, увы, дает осечки.

Напомним, что участковые были брошены в авангард реформы. Именно они, как выразился пару месяцев назад тот  же подполковник Байкенов, являются ключевым звеном в профилактике правонарушений. Но, несмотря на якобы высокие результаты их работы, о которых сообщил глава МПС Алматы, звено это так и не стало сильным.

Тем из числа алматицев, кому довелось стать свидетелем чуда – увидеть в лицо своего участкового, хочется пожать руку – они вошли в сонм избранных. Судя по комментариям на различных форумах, таковых в южной столице единицы. Автор этих строк, например, последний раз живьем лицезрел своего «Анискина» еще в первые годы независимости. Тогда безо всяких реформ в нашем районе завелся участковый с большой буквы. Молодой, инициативный, он ходил по домам, выяснял, кто как и чем живет, оставлял контакты, по которым с ним можно было связаться практически всегда. Но не прижился. Какой волной его снесло, истории неизвестно, но вместо него на берег вынесло только мутное содержимое.

Впрочем, как свидетельствуют горожане, даже если участковый для своего района – не миф и не легенда, это не всегда плюс: «… участковые работать не хотят, у них и времени на нас нет, ещё ни один вопрос не решили - заняты, ну очень!».

Конечно, можно предположить, что на самом деле участковые загружены. Например, профилактической работой среди контингента на вверенных им участках. Но, как свидетельствуют последние события в южной столице, это далеко не всегда так. С «алматинским стрелком» тоже должны были работать участковые – как-никак две судимости, а вон оно как все обернулось …

Аналогичная ситуация и с ДПС. «Все универсальные теперь стоят на дорогах и «зарабатывают», а во дворах что ловить? Слишком рано ввели универсальных, у них мозги до этого еще не выросли» - дают красноречивую оценку деятельности экипажей пользователи Интернета.

Ох, как в воду глядел депутат Мухтар Тиникеев, который при обсуждении в парламенте новшеств полицейских будней заявил, что « очередная реформа полиции приведет к тому, что на дорогах станет... больше людей с жезлами».

Впрочем, не будем голословными. Деятельность МПС нечасто освещается СМИ, а уж если и заходит речь о ее работе, то исключительно в сфере дорожного движения, о чем свидетельствует новостная лента казахстанской службы «Яндекса»:

В Алматы полиция оштрафовала лже-инвалида на Mercedes SLK-Class

На новой спецполосе в Алматы выявлены более 400 правонарушений

В Алматы найдены 500 скрывшихся с места ДТП водителей

Полиция Алматы наказала водителя, выбросившего мусор в арык

В Алматы наказали не поделивших дорогу водителей автобусов

Более двух тысяч нарушений ПДД выявили полицейские Алматы за два дня

Водитель автобуса г.Алматы за выезд на красный сигнал светофора наказан

И это далеко не весь список. За период с начала года было еще  десятка два подобных информсообщений. В таком потоке понять, чем еще занимается МПС Алматы, согласитесь, трудно, если не сказать невозможно. С другой стороны, вполне понятен именно этот акцент в работе местной полиции. Нет, мы не намекаем на то, что кое-кто из стражей порядка таким нехитрым способом добывает прибавку к зарплате. Мы прямо говорим, что борьба с проштрафившимися водителями на сегодня, при сохранении карательных, а не профилактических функций системы, - это чуть ли не единственный реальный показатель работы МПС, выражающийся в конкретных цифрах – миллиардах, взысканных в бюджет.

Нужна ли была реформа в таком формате? На примере Алматы это совсем не очевидно. Зачем нужно было из системы вычленять отдельную структуру, вносить в эту мешанину совсем несочетаемый с блюдом ингредиент в виде местной исполнительной власти, если на главном – обеспечении общественного порядка и профилактике правонарушений – эти новшества если и сказались, то весьма и весьма опосредованно?

Чтобы быть в мировом тренде, где подобные службы созданы давно? Но не слишком ли высока цена таких экспериментов? Наверное, в мирное и спокойное время можно поиграться в реформы, но ведь на улицах наших городов все чаще разворачиваются самые настоящие войны.

Когда мы говорим о работе местной полицейской службы южной столицы, которая всегда на передовой и в случае ЧП должна первой принять удар на себя, невольно напрашиваются аналогии с недавним терактом в Ницце. Поясним, почему. В Ницце, как свидетельствуют эксперты, полицейские слишком поздно кинулись в погоню за грузовиком-убийцей и стали стрелять только тогда, когда махина врезалась в толпу. «В интернете оказалось множество снимков лобового стекла грузовика. На нем три десятка "паутинок" от пуль полицейских. Но в районе изголовья сиденья водителя нет ни одной», - говорили они, добавляя, что «местных полицейских готовят для борьбы с пьяными туристами, а не террористами».

Не правда ли, похоже на наши реалии?

 

Комментарии:
Добавить комментарии


    Введите имя:


    Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера





Астана: 24 °C
Алматы: 27 °C
    
$ 339.5
383.33