Что получил Канат Бозумбаев в наследство от Владимира Школьника?
Владимир Школьник, полтора месяца назад снятый с должности министра энергетики, оставил своему преемнику Канату Бозумбаеву печальное наследие. Мыльные пузыри нереализованных проектов, систематическое неосвоение и неэффективное освоение бюджетных средств, отвратительный менеджмент - это лишь толика "грехов", которые Счетный комитет так и не смог отпустить ведомству под руководством Школьника.
Похоже, Бозумбаеву придется расчищать самые настоящие авгиевы конюшни и сносить потемкинские деревни, возведенные его предшественником.
Владимир Школьник - фигура уникальная. Он пробыл во "властной обойме" почти 25 лет без перерыва, но сказать, в чем заключается его личный вклад в строительство независимого Казахстана, вряд ли смогут даже маститые эксперты. Как это ни странно, но, возглавляя различные министерства и национальную компанию, работая в президентской администрации, он больше производил впечатление не столько грамотного менеджера, сколько тусовщика, а о заслугах Владимира Сергеевича судили преимущественно по размеру кошелька его сына, покупавшего заводы на территории соседней России.
При всем при этом господин Школьник неизменно демонстрировал неуемную тягу к фантазерству, чем составлял конкуренцию самому Кайрату Келимбетову, полету мысли которого могли бы позавидовать даже прославленные писатели-фантасты. Поэтому неудивительно, что депутаты, когда в их сети попадала такая крупная рыба, как Владимир Школьник, ничуть не смущаясь, начинали в лоб говорить то о его неспособности держать ответ за курируемую сферу, а то и вовсе о его некомпетентности как министра. Причем не без оснований.
Например, можно вспомнить, что именно он в бытность министром энергетики и минеральных ресурсов стоял у истоков реализации такой суперинновационной идеи, как создание парка информационных технологий "Алатау".
В 2003 году в одном из своих интервью он пафосно заявлял, живописуя картину нашего ближайшего будущего: "Паровоз", который мы сейчас хотим создать, должен тронуться как можно раньше, и на него все время должны садиться новые пассажиры - участники этого инновационного процесса. Я не понимаю и не принимаю пессимизма и скепсиса: "У нас этого нет, поэтому это делать нельзя и никогда не будем…". В Индии, которую вы с таким удовольствием приводите в пример, как известно, очень большой процент безграмотных, нищих... Миллионы... Но тем не менее Индия почему-то нашла в себе силы сформировать инфраструктуру, создать хорошую связь, мощнейшую космическую промышленность, выделить из бюджета средства на обучение кадров в области информационных технологий, для учебных центров. Они сделали это за 10 лет".
Однако, как оказалось, Школьнику до Индии ой как далеко. Мы отмахали по этому пути уже 13 лет, а где же обещанные достижения? Индия за десятилетие сумела завоевать чуть ли не половину мирового рынка софт-продуктов. Мы же все ждем мультипликативного эффекта, а Школьник, умывший руки, тут уже давно ни при чем. Впрочем, о "достижениях" Школьника на министерских постах можно говорить долго. И слово "эффективность" никак с этим рассказом не коррелируется.
Еще в 2002 году, когда он руководил Минэнерго, Счетный комитет выявил серьезные нарушения в деятельности ведомства. В основном речь шла о нерачительном расходовании бюджетных средств, в частности выделенных на подготовку экспозиции нашей страны к "ЭКСПО-2002". Сразу после ухода Школьника из министерства была проведена очередная ревизия, итоги которой говорят сами за себя:
"В 2005-2006 годах выделенные из республиканского бюджета средства использовались не в полной мере эффективно и целесообразно. Так, в целом проверкой выявлены нарушения на общую сумму 881,6 млн тенге, в том числе 32,8 млн тенге использованы неэффективно, 38,7 млн тенге - необоснованно, 88,3 млн тенге - по нецелевому предназначению, и прочие нарушения - 721,8 млн тенге. Кроме того, настоящей проверкой выявлены неоплаченные суммы подписных бонусов недропользователей в республиканский бюджет за право осуществления деятельности по недропользованию на сумму 104,4 млн долларов США, или 12 604,4 млн тенге".
В национальной компании "Казатомпром", которую Школьник возглавил сразу после Джакишева, сложилась аналогичная ситуация. Позволим себе несколько цитат, касающихся нарушений, выявленных при выполнении "Казатомпромом" первого этапа программы развития атомной отрасли в РК на 2011-2014 годы.
"Мероприятия программы в установленные сроки не выполняются, своевременная актуализация плана мероприятий с учетом меняющихся условий не осуществляется. В 2011-2012 годах из предусмотренных 46 мероприятий не исполнено 25, неиспользованными остались 4,2 миллиарда тенге. Общая сумма нарушений требований бюджетного и иного законодательства составила 3,2 миллиарда тенге, неэффективно использованы бюджетные средства на сумму более 2,3 миллиарда тенге", - говорится в заключении Счетного комитета.
Вполне естественно, что, когда в августе 2014-го было принято решение вернуть Школьника в Министерство энергетики, общество восприняло эту новость в штыки. Гражданские активисты требовали отставки Школьника с поста министра, а некоторые, настроенные наиболее радикально, настаивали на необходимости расследования его деятельности правоохранительными органами и КНБ.
Среди обвинений, звучавших в адрес Школьника, фигурировало в том числе и предательство интересов страны, на которую он работает. Речь шла о продаже урановых рудников российским компаниям, к руководству которых имел отношение его благоприобретенный родственник, о лоббировании интересов российской атомной промышленности, защите интересов таких компаний, как "АвтоВАЗ" и "Еврохим".
Авторы обращения к президенту РК утверждали: "Для сохранения независимости Казахстана и соблюдения принципов Конституции требуем обеспечить невмешательство других государств во внутренние дела Казахстана и не допускать на руководящие должности лиц, работающих в интересах других государств". Но Школьника все же оставили у руля Минэнерго. Впрочем, уже менее чем через год стало понятно, насколько оно было ошибочным.
"Из общей суммы средств в размере 3391,2 млн тенге, охваченной контролем, выявлены факты нарушений бюджетного и иного законодательства на сумму 1 438,5 млн тенге, неэффективного использования средств республиканского бюджета на сумму 899,4 млн тенге, - заявили представители Счетного комитета по итогам проверки ведомства в апреле прошлого года. - Министерством энергетики не обеспечены полнота и достоверность расчетов при составлении бюджетных заявок по ряду бюджетных программ на общую сумму свыше 1,0 млрд тенге... Комитетом экологического регулирования, контроля и государственной инспекции в нефтегазовом комплексе Министерства энергетики эффективные меры по воздействию на нарушителей законодательства в нефтегазовом комплексе не принимались, государственный экологический контроль должным образом не осуществлялся".
Проверка, датированная апрелем уже текущего года, только подтвердила совершенную в 2014-м кадровую ошибку. Счетный комитет обнаружил новую порцию нарушений: "…Реализация Концепции развития топливно-энергетического комплекса и Концепции развития газового сектора проводилась без соответствующих планов мероприятий. Надлежащий мониторинг и координация деятельности центральных и местных исполнительных органов по регулируемым сферам не обеспечены. Отдельные комплексные планы и отраслевые программы поставлены на утрату без итоговой оценки эффективности их реализации.
Исполнение Плана мероприятий по развитию альтернативной и возобновляемой энергетики в Казахстане на 2013-2020 годы (ВИЭ) осуществляется недостаточно эффективно, надлежащее взаимодействие Министерства и местных исполнительных органов с инвесторами проектов по вопросам его реализации отсутствует. Из предусмотренных 38 мероприятий в 2014-2015 годах исполнено 10. Целевые трансферты на сумму 22,1 млн тенге, выделенные в рамках адресной помощи индивидуальным потребителям на приобретение установок ВИЭ для обеспечения доступа к электроэнергии, не освоены.
Выявлены многочисленные нарушения нормативных правовых актов, регламентирующих порядок разработки соглашений о результатах по целевым трансфертам, заключенных Министерством с местными исполнительными органами… Выявлены факты искажения отчетов о достижении результатов, нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Софинансирование из местных бюджетов ряда инвестиционных проектов не осуществлялось, что привело к увеличению нагрузки на республиканский бюджет и несвоевременному завершению строительства объектов…
Реализация отдельных бюджетных инвестиционных проектов осуществлена без разрешения уполномоченного органа на производство строительно-монтажных работ. Выявлены факты проведения строительных работ без сопровождения авторского и технического надзора, оплаты невыполненных объемов работ, применения завышенных коэффициентов, приведшего к необоснованной переплате…
Общая сумма выявленных нарушений бюджетного и иного законодательства составила 18,9 млрд тенге, из которых возмещению подлежит 1,9 млрдтенге, неэффективно использованных бюджетных средств - 12,5 млрд тенге, процедурных нарушений - 86,3 млрд тенге. В ходе аудита восстановлено 4 030,7 млн тенге и возмещено 3,4 млн тенге, восстановлено по бухгалтерскому учету 6 697,5 млн тенге. В уполномоченные органы направлено 11 материалов проверки для привлечения должностных лиц к административной ответственности… Отдельные материалы аудита будут направлены в правоохранительные органы".
Но Школьник по уже сложившейся традиции снова оказался ни при чем. Теперь принимать меры и устранять то, что наворотил предыдущий горе-менеджмент, предстоит Канату Бозумбаеву. Он, конечно, опытный управленец и наверняка сумеет преодолеть все подводные камни нового назначения. Но на это потребуются и силы, и время, а значит, придется отодвинуть на энный временной отрезок решение стратегических задач, которые поставил перед ведомством и его главой президент страны. Радует только одно: похоже, эра школьников уходит в небытие.