Владимир Школьник: Министр - Duracell
Чем дольше пребывает на государственных постах доктор физико-математических наук Владимир Школьник, закрепляя за собой славу рекордсмена-долгожителя достаточно шаткой системы госслужбы, тем все больше он ассоциируется с доктором другой науки - хаоса. Ломая стереотипы дозволенности политических госслужащих и вызывая своими инициативами откровенное возмущение в обществе, он, похоже, продолжает искренне верить в то, что действует исключительно во благо страны.
Владимир - завоеватель, или Крестовый поход во власть
Владимир Школьник всегда удачно вписывался в конфигурацию власти суверенного Казахстана.
После окончания института и двух десятилетий работы на Мангышлакском энергокомбинате путеводная звезда привела его на госслужбу. При этом стоит отметить, что превращение Владимира Школьника в политического мастодонта началось весьма неожиданно. В далеком 1992 году его назначили генеральным директором Агентства по атомной энергетике - президентом Ядерного общества Казахстана. С чьей легкой руки - Федора Новикова, одного из старейших партийных функционеров Казахстана советского времени, который на тот момент рулил Мангыстау, или же Сергея Терещенко, занявшего пост премьер-министра, - случилось это маленькое чудо, остается только гадать, но нельзя не отметить, что фигура Владимира Школьника проявилась в нужное время в нужном месте. Занятая им стартовая позиция оказалась даже более удачной, чем мог бы, наверное, рассчитывать физик, вряд ли мечтавший о чем-то большем, чем руководство родным энергокомбинатом. Уже через два года, все при том же Сергее Терещенко, он переместился на пост министра науки и новых технологий, придясь ко двору и следующего главы правительства - Акежана Кажегельдина, который ничуть не возражал против наличия такого кадра в системе. Очередным поворотным моментом для Владимира Школьника можно считать назначение премьер-министром Касым-Жомарта Токаева. Именно в годы его правления Школьник значительно укрепил свои позиции, сначала заняв пост министра энергетики, индустрии и торговли, а затем и вице-премьера. Шаг назад ему пришлось сделать после назначения главой кабмина Имангали Тасмагамбетова. Впрочем, Школьник хоть и лишился статуса заместителя премьер-министра, еще долгие годы сохранял за собой министерские посты - вплоть до 2007 года, когда его перевели в АП заместителем Адильбека Джаксыбекова. Но уже совсем скоро, в феврале 2008-го, Школьника вернули на привычную стезю, доверив ему кресло министра индустрии и торговли. Неизвестно, как дальше сложилась бы судьба этой постоянной системной единицы во властной вертикали, если бы в мае 2009-го Карим Масимов не порекомендовал бросить все навыки и опыт Школьника на руководство АО "НАК "Казатомпром". Эта должность, по сути, стала для него своеобразным "тестом на педикулез", который он, несмотря на неутешительные диагнозы специалистов, все же сдал, через пять лет вернувшись на пост министра энергетики.
Итого получается, что в "обойме" Владимир Школьник пребывает уже 23 года. Похоже, он умеет находить общий язык с представителями политической элиты и, как минимум, не вызывает у нее серьезного раздражения. В чем же секрет политического долголетия этого "горца", крепко пустившего корни в командно-административной системе независимого Казахстана? Вопрос, на который не существует однозначного ответа. Впрочем, обо всем по порядку.
Символ лоббизма, или отрицательный КПД
Имя Владимира Шко¬льника никогда не ассоциировалось ни с клановыми разборками, ни с громкими коррупционными скандалами, хотя его подчиненные и попадали на крючок следствия, как это случилось в бытность его главой "Казатомпрома". Это, безусловно, плюс, но вряд ли настолько серьезный, чтобы объяснить им аномально долгий срок пребывания Школьника во власти. Тем более что и противовесов ему предостаточно.
Нельзя сказать, что Владимир Школьник за все эти годы проявил себя суперэффективным государственным менеджером. Напротив. Нередко его деятельность имеет негативное восприятие. Если говорить предметно, то стоит вспомнить, что именно он в бытность министром энергетики и минеральных ресурсов стоял у истоков реализации такой "суперинновационной" идеи, как создание парка информационных технологий (ПИТ) "Алатау". В 2003 году в одном из своих интервью он пафосно заявлял, живописуя картину нашего ближайшего будущего: "Паровоз", который мы сейчас хотим создать, должен тронуться как можно раньше, и на него все время должны садиться новые пассажиры - участники этого инновационного процесса. Я не понимаю и не принимаю пессимизма и скепсиса: "У нас этого нет, поэтому это делать нельзя и никогда не будем…" В Индии, которую вы с таким удовольствием приводите в пример, как известно, очень большой процент безграмотных, нищих... Миллионы... Но тем не менее Индия почему-то нашла в себе силы сформировать инфраструктуру, создать хорошую связь, мощнейшую космическую промышленность, выделить из бюджета средства для обучения кадров в области информационных технологий, для учебных центров. Они сделали это за 10 лет".
По пути, предначертанному тогда Школьником, мы отмахали уже столько же, сколько и индусы, а где же обещанные достижения? Та же Индия за одно десятилетие сумела завоевать чуть ли не половину мирового рынка производства софтпродукта. Мы же все ждем обещанного мультипликативного эффекта. Конечно, господин Шко¬льник теперь может бить на разные стартовые условия двух стран, например, на то, что у нас нищих как таковых нет и что поэтому себестоимость у нас изначально выше, чем в Индии… А что, чем не вариант? Мы слышали и куда более абсурдные оправдания.
Впрочем, Владимир Сергеевич оправдываться даже не собирался. Видимо, просто не было времени, ведь предстояло карабкаться дальше по карьерной лестнице, попутно совершая новые подвиги и прорывы. А что ПИТ? С ним теперь разбираются другие люди, в частности, аким Алматы Ахметжан Есимов, который тоже все ждет и никак не дождется обещанного Школьником "толчка развитию сектора рынка высоких технологий в стране". А попутно удивляется тому, почему главе государства демонстрируются такие прекрасные опытные стенды, а в производство эти продукты так и не запускаются…
С другой стороны, банальным балаболом Владимира Школьника никак не назовешь. Стоят в его "зачетке" и вполне заслуженные оценки. Обещал запустить ускоритель тяжелых ионов в Астане - запустил. Заявил: "Мы работаем над созданием термоядерной установки "Токамак" в Курчатове" - и тоже не обманул. Хотя затянувшееся строительство реактора повлекло за собой пересмотр финансирования: его модель будет представлена на ЕХРО-2017 в качестве одного из источников энергии будущего. Впрочем, как раз такие моменты в биографии Школьника выглядят не яркими, если не сказать проходящими и вовсе незаметно. С другой стороны, не исключено, что именно эти реализованные и реализуемые обещания - то самое, хрестоматийное, исключение из правил. Не зря же депутаты, когда в их сети попадает такая крупная рыба, как Владимир Школьник, ничуть не смущаясь, начинают говорить то о его плохой подготовленности к тому, чтобы держать ответ за курируемую сферу, а то и вовсе о некомпетентности министра…
Вряд ли можно поставить в заслугу Школьнику и опыт его работы на иных направлениях. Например, в бытность его министром индустрии и торговли основная задача, поставленная перед ним президентом, заключалась в скорейшем вступлении нашей страны в ВТО. Школьник взял под козырек и отрапортовал, что в 2007 году мы уж точно станем членами этой уважаемой организации. Но, видимо, просто прикладывал руку к пустой голове, так как и спустя восемь лет после описываемых событий ВТО для нас остается все тем же миражом. Еще одной миссией Школьника на этом посту было повышение конкурентоспособности отечественных товаров. К чему привела его работа в этом направлении, мы все прекрасно лицезреем сегодня, существуя в экономическом союзе с Россией.
Работа в "Казатомпроме", которую он продолжал, несмотря на существующий конфликт интересов, вызванный родством с "урановой шишкой" соседней России, окончательно превратила Школьника в антигероя всеказахстанского масштаба. К тому же на относительно вольных хлебах прикрывать ошибки оказалось куда как затруднительнее, чем на министерском посту. По крайней мере, Счетный комитет, проводивший анализ деятельности компании в тот период, когда ею руководил Школьник, пришел к весьма однозначным выводам. Позволим себе несколько цитат, касающихся выявленных нарушений при выполнении "Казатомпромом" первого этапа программы развития атомной отрасли в Республике Казахстан на 2011-2014 годы. "Мероприятия программы в установленные сроки не выполняются, своевременная актуализация плана мероприятий с учетом меняющихся условий не осуществляется. В 2011-2012 годах из предусмотренных 46 мероприятий не исполнено 25, неиспользованными остались 4,2 миллиарда тенге. Общая сумма нарушений требований бюджетного и иного законодательства составила 3,2 миллиарда тенге, неэффективно использованы бюджетные средства на сумму более 2,3 миллиарда тенге", - говорится в документе. В нем также отмечается: "Вопросы создания вертикально-интегрированной компании ядерного топливного цикла требуют более тщательной проработки с учетом мировой конъюнктуры". Кроме того, в Счетном комитете отметили, что запланированные мероприятия исполняются только в части добычи природного урана. При этом за 2011-2012 годы из предусмотренных на эти цели средств на сумму свыше 306 миллиардов тенге освоено всего 174,1 млрд.
Впрочем, что говорить о миллиардных суммах, если Владимир Школьник за все пять лет, что он руководил "Казатомпромом", не смог разобраться даже с командой собственных единомышленников. Его кадровая политика часто напоминала обыкновенную чехарду, не имеющую никакого смысла. После "зачистки" в НАК "команды Джакишева" на руководящие посты пришли не только люди, в свое время провалившие работу в "Казатомпроме", но и те, кто имел представление об урановой отрасли исключительно по романам, написанным в жанре фэнтэзи.
Поэтому когда Владимира Школьника вернули на должность министра энергетики, общественность восприняла это в штыки. В сентябре прошлого года гражданские активисты потребовали отставки Школьника с поста министра (а некоторые наиболее радикально настроенные настаивали на расследовании его деятельности правоохранительными органами и даже КНБ). Обвиняли они Владимира Школьника ни много ни мало в предательстве интересов страны, на которую он работает. В вину ему вменялись не только продажа урановых рудников российским компаниям, к руководству которых имел отношение его благоприобретенный родственник, и лоббирование интересов российской атомной промышленности. В обвинениях фигурировала и защита интересов таких компаний, как "Автоваз" и "Еврохим". Авторы обращения к президенту Казахстана писали: "Для сохранения независимости Казахстана и соблюдения принципов Конституции требуем обеспечить невмешательство других государств во внутренние дела Казахстана и не допускать на руководящие должности лиц, работающих в интересах других государств". Но, как говорится, вот пуля пролетела, и ага…
Теперь Владимира Школьника обвиняют в новых "победах" - лоббировании интересов все того же северного соседа в вопросе строительства АЭС в Казахстане. Но самому антигерою, похоже, от подобных оценок ни холодно, ни жарко, и он продолжает гнуть свою линию. И очень странно, что процесс этот ни у кого из правительственной верхушки не вызывает вопросов. С другой стороны, можно предположить, что расшевели муравейник, потом греха не оберешься, и полетят куда более "драгоценные" головы из нашего родного кабмина.
Впрочем, кажется, это не единственный секрет политического долголетия Школьника. Сам он на вопрос журналистов, каким образом ему удается оставаться в правительстве так долго, ответил следующим образом: "Нужно иметь позитивное мышление и быть оптимистом. Много анекдотов про это есть. Например, оптимист думает, что он живет в лучшем из миров, а пессимист с ужасом думает: неужели это всё и есть лучшее? Я, вероятно, отношусь к первому, поэтому и работаю долго". Но, видимо, есть и куда более серьезные объяснения, и секрет успеха Владимира Школьника, скорее всего, кроется еще в двух слагаемых. Во-первых, в его фамилии, которую трудно склонять применительно к клановой разветвленности власти и которая не дает ее носителю права претендовать на что-то большее, чем те должности, которые он занимал. Во-вторых, и сам Школьник никогда не выпячивал свое "я" и не пытался играть роль первой скрипки в фальшиво играющем оркестре. "Я не профессиональный политик, я инженер-энергетик, ученый-физик", - как-то признался он. То есть, хорош как рабочая лошадка. А коней на переправах, как известно, не меняют…