СРЕДА, 18 МАЯ 2016 ГОДА

Выдержит ли экзамен пробужденное гражданское чувство?

Автор: Мирас Нурмуханбетов 2627 10-05-2016, 06:38


Нынешний земельно-правовой кризис косвенно затронул еще одну тему, которую вольно или невольно стараются обойти. Народ к митингам как к инструменту диалога с властью, в принципе, готов, но готов ли каждый в отдельности член общества пройти экзамен на гражданственность? На то, чтобы в следующий раз митингующие не превратились в толпу? Разбуженный казах (казахстанец) теперь должен внимательно посмотреть на себя со стороны, что с ним стало после 30-летней спячки, оправиться и поправиться. И всем нам нужно наконец-то понять простую формулу – на митинг можешь не ходить, но гражданином быть обязан.

Головокружение от успехов

Казахстанцы в течение последних двух недель доказали, что имеют право называть себя народом, а не просто народонаселением. Они продемонстрировали, что прописанные в первых статьях Конституции нормы не являются дежурными постулатами, о которых даже на «круглых столах» демократов перестали вспоминать. Можно даже сказать, что гражданское общество, в классическом его понимании, в Казахстане все же существует. И это не может не вдохновлять.

Действительно, даже последняя девальвация не вызвала столь единодушного протеста, как новые положения Земельного кодекса. Ранее «корректировка курса тенге» тоже выводила людей на улицы, но это имело локальный характер (отличился Алматы) и не отличалось массовостью. Кроме того, были периодические акции ипотечников, отдельные трудовые конфликты, ежемесячные митинги «НЕсогласных» и более мелкие по всем параметрам «пикеты, демонстрации и шествия». Отдельные города, такие как Усть-Каменогорск, Павлодар, Шымкент и другие, вообще никак себя в протестном плане не демонстрировали, не считая единичных и одиночных акций.

Впрочем, сегодня не об этом – не о митинговой эйфории и не о разбуженном национальном самосознании. (Напротив, сейчас самая пора задуматься над тем, чтобы не поддаться «головокружению от успехов», хотя, конечно, не в том понимании, которое  вкладывал в него Иосиф Сталин). И даже не о том, что в минувшую субботу алматинская полиция с применением силы стала «разъяснять» пришедшим на центральную площадь нормы объявленного моратория. Речь о другом – о качественном состоянии гражданского общества.

О Матери-земле

Среднестатистический казах искренне любит свою Землю-Мать. Любит генетически, исторически и… периодически. Создается впечатление, что мы в основном любим «Жер-Ана» только на словах, а вот на деле относимся к ней, в лучшем случае, как к любви по необходимости. Это как приезжать к родной маме только потому, что соскучился по ее фирменному плову и душистым лепешкам, которые лишь она умеет готовить.

Земля – кормилица, говорите? Безусловно! Городского населения у нас, согласно статистическим данным, 55%, а фактически многие сельские жители уже давно «оторвались от земли» и трудятся в больших и малых городах, поэтому процент «урбанизированных» можно смело повышать. И еще кто-то продолжает называть Казахстан аграрной страной?

Конечно, кормить население республики может и меньшее количество крестьян. Но с этим у нас далеко до идеала. Мы импортируем практически все, что могли бы выращивать сами (и даже продавать за рубеж) – около трети мяса, до 40 процентов молочной продукции, более половины мяса птицы. Примерно такие же цифры по овощам, фруктам, ягодам. Прорывным нынче считается показатель в 80% – именно на столько мы планируем обеспечить себя сельхозпродукцией к… 2020 году.

Никто не спорит, что государство, начиная с 1990-х годов, сделало немало для того, чтобы мы пришли к такой ситуации на селе. Но ведь везде присутствует и так называемый человеческий фактор. Вырублены сады вокруг Алматы и других городов Жетысу, застроены коттеджами пригородные поля,  а немало земельных участков, полученных в качестве паев работниками бывших колхозов и совхозов, заросли бурьяном. Просто посмотрите на фото из космоса (достаточно легко найти в интернете) на приграничные районы Казахстана с Киргизией, Узбекистаном или Китаем – по ту сторону увидите засеянные поля и огороды, а по эту… Кстати, у нас сложилась парадоксальная ситуация – где-то сельчанам не хватает земель, а в других местах она простаивает или «используется неэффективно».

Можно любить землю и в городе. Примечательно, что большинство тех, кто через социальные сети и мобильные приложения активно призывал сохранить и не отдать на поругание ханьцам «Жер-Ана», не были замечены на проходивших параллельно акциях по посадке деревьев, очищению русел рек (впрочем, они и до митингов не добрались). О тех, кто бросает мусор – разговор отдельный.

Культур-мультур

И еще. Дорогие сограждане, оглянитесь вокруг – это не китайцы бросают пластиковые бутылки в реки, а стеклянную тару из-под пива и вина оставляют там же, где она была опустошена. Это не арабы заплевывают все вокруг себя и не россияне вырубают деревья только потому, что они мешают обзору или не хватает дров на растопку. Вот так мы любим родную землю, думая, что она, как настоящая мать, всегда и все простит нам. Получается, мы готовы умереть (или быть оштрафованными) за то, чтобы иностранцы не травили нашу землю, но сами делаем это регулярно, даже не задумываясь о последствиях.

Это культура внутренняя, она редко зависит от этнических или социальных признаков, хотя иногда посещают смутные сомнения по этому поводу. Но есть и культура политическая, несоблюдение которой чревато куда большими проблемами, чем брошенный мимо урны окурок. И она приобретает важное значение именно на многотысячных митингах, где от каждого зависит, как будут развиваться события в дальнейшем – продолжится мирное противостояние или же люди превратятся в толпу, и тогда…

В отличие от культуры внутренней, политической нужно учиться многим из нас. Разница лишь в том, что кто-то может пройти «ускоренные курсы» и все понять, а кое-кому нужно еще доказать, что от приобретенных знаний зависит будущее страны, как бы тривиально это ни звучало. «Окультуриваться» необходимо и представителям власти – в первую очередь, исполнительной и правоохранительной. Хотя бы потому, что с народом надо говорить на одном языке, и лучше, если это будет язык диалога, а не силы.

И, разумеется, нужно, чтобы хотя бы пару глотков политической культуры вдохнули самые широкие массы, не относящиеся ни к протестному электорату, ни к власти. Это пассивное большинство, пусть и не претендующее на участие в общественно-политической жизни страны, тоже может сыграть важную роль. Ведь оно - главный оценщик происходящих событий, хотя и предпочитает быть просто наблюдателем. А если эти люди превратятся в думающих граждан, способных анализировать то, что творится вокруг, то наше общество станет совершенно другим. Civis Sapiens (Гражданин Разумный) – это конечный продукт эволюции политической культуры, и его распространение в нашем ареале может гарантировать стабильное развитие страны в правильном направлении.

Сколько стоит гражданственность?

А вы задумывались над тем, почему «некоторые СМИ» и отдельные политики в тот момент, когда стихийные протесты уже невозможно было утаить, а власти срочно надо было принимать какое-то решение, вдруг стали говорить о щедрых гонорарах за каждого привлеченного на митинг? Конечно, здесь и пресловутая «геббельсовская пропаганда» (чем страшнее ложь, тем скорее в нее поверят), и желание показать, что нашу лодку стабильности могут раскачать только извне, и возможность для обывателя оправдать собственный страх перед переменами.

Но стоит обратить внимание и на другой фактор – на то, что простые люди охотно могут поверить в то, что у нас даже гражданскую позицию можно продать (купить) за энную сумму. Написал материал о голодоморе – сразу реакция: «Сколько вам заплатили, чтобы отношения с Россией испортить?». Написал что-то в защиту руководителя Союза журналистов – значит, тоже в доле. Вышел с плакатом против руководства страны – значит, обязательно получил гонорар от Аблязова или Храпунова. И люди верят! Хотя бывает, что заставляют себя в это поверить.

Или другой, крайний, вариант: если стихийные протесты выйдут из-под контроля (и властей, и оппозиции) и растекутся по улицам, то они могут вылиться в погромы и мародерство. Да, во многих случаях грабеж магазинов и базаров начинается с подстрекательства и провокаций, но ведь люди считают, что берут свое – недополученное или отобранное государством и олигархами. Примерно то же самое автору этих строк говорил в 2010 году молодой парень из Бишкека, пытавшийся продать ноутбук в упаковке за треть цены.

Эффект толпы, скажете вы, но будете правы лишь отчасти. Ведь в том же Киеве такого не было ни в 2004-м, ни в 2014-м. Кстати, именно политическая культура и гражданская ответственность участников Евромайдана избавили дорогие бутики Крещатика и округи от разграбления, а самих «майданутых» – от дискредитации в глазах общественности. А теперь сравните с тем, что было на Донбассе – сколько магазинов там было опустошено «ополченцами»…

Впрочем, мы опять отвлеклись от темы. Обратим внимание на понятие «налогоплательщик», которое, по идее, должно быть тесно связано со словом «гражданин». Например, таксисты-частники, являющиеся наиболее жесткими критиками положения дел в стране, в подавляющем большинстве своем не платят налоги.

Вообще, не платят очень многие, а те, кто регулярно «отстегивает» государству, воспринимает это как обузу и, что самое главное, не улавливает эту связь – если ты налогоплательщик, то являешься работодателем всех государственных служащих и вправе требовать от них отчета. В том числе и на митингах.

Резюмируя сказанное, отметим:  классическое «Оян, қазақ!», можно сказать, практически осуществлено – осталось только умыться, сделать зарядку и позавтракать. А потом, не спеша, не поддаваясь эмоциям, отойти от грез и смахнуть с себя остатки сладкого сна. И тогда актуальным становится новый лозунг – «Ойлан, қазақ!» («Подумай, казах!»)

Комментарии:
Выбор главного редактора
Фото и видео
Лучшие материалы
Астана: 3 °C
Алматы: 12 °C
    
$ 328.07
371.57