Хорошие, но маленькие зарплаты жителей Южного Казахстана
Южно-Казахстанская область – самый густонаселенный регион в Казахстане. И при этом средняя месячная зарплата здесь является одной из самых низких в стране. В прошлом году она составила 88,8 тысячи тенге. Вместе с ЮКО в тройку аутсайдеров вошли соседняя Жамбылская область (87,8 тысячи) и СКО (87,3 тысячи).
Тогда как среднестатистический казахстанец получал ежемесячно 136 тысяч тенге, а жители отдельных регионов страны – свыше двухсот тысяч.
Между тем ЮКО располагает благоприятными природно-климатическими условиями для развития самых разных отраслей экономики. Да, здесь не добывают нефть и газ, но есть не менее значимые богатства. Регион – один из мировых лидеров по добыче урана, здесь расположены крупные предприятия национальной компании "Казатомпром". Это единственная в стране хлопкосеющая область, а хлопок всегда считался стратегическим товаром. Произрастание по берегам Арыси лечебной полыни дармины позволило еще в давние времена открыть в регионе фармацевтический завод, а сегодня уже создан одноименный кластер. Мы уже не говорим об условиях для возделывания различных сельскохозяйственных культур, включая овощные, плодово-ягодные.
К тому же жители ЮКО известны своей предприимчивостью. Неслучайно область стабильно держит первенство в республике по развитию малого и среднего бизнеса.
И при всем при этом южноказахстанцы считаются едва ли не самыми бедными в стране. Здесь очень низкие заработные платы, численность малоимущих превышает 20 тысяч человек. В регионе особенно остро ощущается проблема безработицы и трудовой миграции. Многие мужчины в поисках заработка уезжают в другие места и таким образом содержат свои семьи. Кто-то занимается частным извозом в Алматы и Астане, кто-то там же строит дома и асфальтирует дороги, кто-то озеленяет Атырау. А кто-то ищет финансового счастья еще дальше – в Москве, а то и в дальнем зарубежье.
При этом было бы глупо говорить, что южноказахстанцы работают меньше или хуже, чем, например, атырауцы или алматинцы. Те же нагрузки, же проблемы, но заработная плата в разы меньше.
Во время недавнего визита президента страны в ЮКО мы узнали, сколько получают текстильщицы. При встрече с Елбасы женщины с гордостью рассказали: мол, они счастливы тем, что имеют постоянную работу и ежемесячный заработок аж в 40-50 тысяч тенге. Это признание вызвало в соцсетях общественный шок. К примеру, вот такая запись: "За машинкой "с 8 до 8", 12 часов в сутки. Боли в спине и шее. Болят руки. Устают глаза. Придет домой – даже есть не хочется, упасть и спать. Но надо заниматься детьми, хозяйством. Рабочий день продолжается до полуночи. Утром подъем не позже 6 часов. Толком не отдохнула. Начался новый рабочий день. Получает 150$. Жизнью довольна. Какой у нас замечательный народ. Наш парламент добьется для них производственной гимнастики".
К слову, именно таким размером оклада, в 35-40 тысяч тенге, еще в прошлом году возмущался аким ЮКО Бейбут Атамкулов вскоре после своего назначения на эту должность. Он посетил "Сайрам сут" – одно из местных предприятий по переработке молока. Свой гнев аким направил на директора завода: мол, попробуй сам прожить на эти деньги! И даже пообещал разобраться в ситуации…
Автобус - роскошь?
И при этом жизнь в ЮКО продолжает дорожать. Например, совсем недавно с благословения местных властей возросла стоимость проезда в городском транспорте. Теперь одна поездка в автобусе стоит не 50, а 70 тенге. Конечно, те же алматинцы усмехнутся: мол, нашли чем возмущаться, у нас давно подняли до 80 тенге – и ничего, живем. Но в Алматы среднестатистический горожанин имеет вдвое большую зарплату.
Столь непопулярный шаг шымкентских властей вызвал большой резонанс. Председатель местного союза защиты прав предпринимателей Бегим Толетнатев уверен, что подорожание проезда в автобусах не имеет четкого обоснования. Его поддерживают и многие общественники. Они задаются вопросом: почему цены взвинчены сразу на 40 процентов? И почему решение принято без привлечения независимых экспертов, почему не проводились общественные слушания?
Но у чиновников на все есть готовый ответ. Начальник городского отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Куат Жуматаев привел следующий аргумент: "К концу 2015 года от перевозчиков поступило предложение о повышении тарифов на проезд. Основная причина – подорожание запасных частей к автобусам. В последний раз повышение тарифа у нас было в 2012 году – с 35 до 50 тенге. С тех пор к нам завезено около 500 новых автобусов. И большая их часть китайского производства. Запчасти, ввозимые из Китая, в связи с ростом курса доллара подорожали в два раза. Наша цель – сделать так, чтобы эти автобусы не встали. И еще нужно обновлять автопарк".
Однако "бестолковой" общественности опять непонятно: зачем ремонтировать новые автобусы?
Представитель перевозчиков, президент "ЮжАвтоТранс" Дархан Каюпов пытался как-то оправдаться:
"Студенты по предъявлении студенческого билета платят 50 тенге, а дети – 35 тенге. Конечно, тяжело, я понимаю: 70 тенге в день, выходят из дома три-четыре человека… Но другого выхода нет. Сегодня по городу Шымкенту ходят автобусы исключительно импортного производства – китайские, немецкие, японские. Своих, казахстанских, нет".
А тем временем статистики подсчитали: в этом году значительно подорожали практически все основные продукты питания: молоко, сахар, мука, мясо. Хватит ли на всю эту "роскошь" 45 тысяч тенге? Подсчитать несложно.
Зарплаты у нас хорошие, но маленькие
И все-таки почему южноказахстанцы получают столь маленькие зарплаты? Причин много.
Эксперты-общественники, с которым побеседовал автор этих строк, среди прочих чаще всего называют низкую производительность труда. Еще одна причина – низкая самооценка. Южноказахстанцы не привыкли требовать от работодателя достойной оплаты труда. Сами соглашаются на крохи, а впоследствии вынуждены выбирать из двух вариантов: либо сводить концы с концами, либо искать подработку на стороне.
Психологи объясняют: у граждан постсоветских стран принцип "лучше хоть что-то, чем вообще ничего" заложен на генетическом уровне. "Подушки безопасности" на случай безработицы у большинства казахстанцев нет, поэтому мы объективно не можем позволить себе ждать предложения достойной и хорошо оплачиваемой работы. У европейцев же противоположный подход к этом вопросу: они готовы ждать подходящей вакансии месяцами.
"Мы никак не можем отойти от психологии советских времен, когда зарплаты были небольшими, но и тратить их фактически было не на что, – комментирует психолог Марина Коляева. – Квартиры не покупали, а получали, медицина и образование были бесплатными, коммунальные услуги стоили копейки, путевки в пансионаты и санатории оплачивали предприятия". То есть деньги расходовались в основном на продукты питания и одежду. Сегодня же абсолютно за все – школу, кружки, медуслуги, коммуналку –нужно платить большие деньги, а о покупке собственного жилья подавляющее большинство жителей ЮКО не смеет даже мечтать. Однако при этом подходы к размеру зарплаты остались прежние".
Впрочем, эти "советские" подходы полностью устраивают работодателей – они устанавливают своим работникам зарплаты, которые правильнее было бы назвать подачками. Эксперты говорят, что изменить ситуацию могли бы профсоюзы, но, к сожалению, в ЮКО они практически не работают.
Ну и, конечно, сказывается такой фактор, как недостаточное количество рабочих мест (в частности реально работающих предприятий) при избытке потенциальных трудовых ресурсов. Хотя местные власти постоянно рапортуют об открытии новых "уникальных" производств, "аналогов которым нет в Казахстане", на самом деле в этом огромном регионе с почти трехмиллионным населением стабильно работают лишь несколько предприятий. Да и они время от времени испытывают серьезные трудности. С такими проблемами, по нашей информации, столкнулось сегодня даже известное ТОО "Ордабасы кус", которое из-за бюрократических проволочек не может принять полноценное участие в тендерах по поставкам целебного мяса в социальные учреждения. Что уже говорить о других производствах, которые торжественно и громко открываются, но вскоре тихонько закрываются.
Между тем низкие доходы и соответственно низкая покупательная способность населения являются серьезным препятствием для развития местной экономики, поскольку сильно сужают внутренний рынок. Чтобы экономика росла, нужны потребители с деньгами, которые могли бы позволить себе покупать то, что производится. А для повышения зарплат нужен рост экономики. Таким образом, круг замкнулся.