Куда ведет страну молодняк в правительстве?
Мы неоднократно писали о том, что взятый казахстанской властью курс на радикальное омоложение госаппарата движется сквозь королевство кривых зеркал. Процесс приобретает настолько сильное искажение, что впору говорить о мутации реформы, так как последствия ее вполне могут принести урожай ядовитых ягодок нового поколения чиновничества, которое умеет решать только теоретические задачки, а на практике представляет собой полный ноль. И, к сожалению, новые кадровые назначения только подтверждают эту тенденцию.
Приход в правительство двух молодых министров, которым не исполнилось и сорока, по идее, должен впечатлять и вселять оптимизм. Но не впечатляет и не вселяет. На ум приходит другое: «уж сколько их упало в эту бездну…» Вспомним только некоторых.
На пресс-конференции в Алматы в министра бросили яйцом
Серик Абденов – самый молодой в истории Казахстана министр труда и социальной защиты населения, взявший бразды правления столь сложной сферой в 35-летнем возрасте. Но плюсом это обстоятельство так и не стало. Чем дольше и натужнее Абденов боролся с социальными проблемами, тем больше вживался в роль детонатора взрыва общественных настроений. Вспыхнувший пожар пришлось тушить самому главе государства.
В 39 лет пост министра образования и науки занял Аслан Саринжипов. За свои «труды праведные» он был награжден ярлыком самого слабого министра за всю историю МОН, «не способного отличить приказ от указа».
Фото: Forbes.kz
За несколько месяцев до своего 38-летия у руля Министерства индустрии и торговли (ныне инвестиций и развития) встал Асет Исекешев. Хотя он уже семь лет сохраняет за собой этот пост, его деятельность нельзя назвать однозначной – все мы являемся свидетелями строительства миражей да выдувания мыльных пузырей, которые министр пытается выдать за реальные достижения нашей индустрии. С теоретической точки зрения все революционные предложения Исекешева выглядят адекватными и логичными. Но в реальности они зачастую превращаются в пшик. Почему, сказать сложно. Возможно, дело в том, что с практикой у Асета Орентаевича туговато – на это у него просто не было времени.
Говоря о работе Исекешева на посту министра, нельзя не вспомнить слова политолога Досыма Сатпаева: «У нас в стране есть два абсолютно разных мира. Первый — госпрограммы, на которые тратятся большие государственные деньги, а второй — это тот самый бюрократический аппарат, который должен реализовывать эти программы. Два эти мира имеют разные интересы и приоритеты. Кроме того, непрофессионализм и плохой государственный менеджмент приводят к тому, что реализация программ остается на нуле… Самое обидное, что мы не только тратим время, пытаясь реализовать ФИИР, но и большие ресурсы. В том числе и из Нацфонда».
Похоже, приведенные примеры ничему не учат тех, кто сейчас ангажирует бездумное наполнение госаппарата молодой порослью, вне зависимости от уровня ее профессионализма. И это, увы, уже тенденция.
Фото: Курсив.kz
Ерболат Досаев занял пост министра финансов в 33-летнем возрасте, а еще через год неожиданно возглавил Минздрав. Креатив бил из него ключом. Но когда фонтан его красноречия был перекрыт самим президентом, на дне обнаружилось немало «скелетов». «У нас в стране состав преступления находят, когда украдут одну овцу, мешок картошки или муки, или кирпич своруют со стройки. А когда кто-то ворочает миллионами, и они непонятно куда исчезают, там у нас состава преступления нет. Там идет первичное накопление капитала. Там – политика», – этот гневный спич экс-депутат Серик Абдрахманов адресовал тогдашнему министру здравоохранения. Именно в тот момент руководимое им ведомство уличили в нецелевом и неэффективном использовании более чем 250 миллионов тенге и закупе непригодных вакцин. Но это так, «цветочки». Последней каплей стало то, что Досаев не углядел за подчиненными и не захотел признать свою вину в том, что 149 детей в ЮКО были заражены ВИЧ. После этого его и убрали с должности главы Минздрава.
Фото: Курсив.kz
Конечно же, не можем мы не упомянуть и такую одиозную фигуру, как Кайрат Келимбетов, который в 33 года возглавил Министерство экономики и бюджетного планирования. Его чуть ли не в глаза обвиняли в лоббировании интересов казахстанских банков, которые стали брать кредиты на внешних рынках фактически под суверенный рейтинг страны и инвестировать их в строительство гостиниц, складских помещений, торговых центров по всему СНГ. К чему привела эта стратегия, мы все прекрасно знаем.
Еще один бывший министр экономики и бюджетного планирования – Бахыт Султанов. Столь высокий пост он занял, когда ему стукнуло 36. Результаты его работы отчасти отражены в заключениях Счетного комитета. Напомним только некоторые «заслуги» министра Султанова –систематическое неосвоение бюджета, финансовые нарушения, провал государственных программ…
И это далеко не полный перечень фамилий министров, чье пребывание в правительстве должно было выработать, как минимум, настороженность в отношении назначения молодняка на столь высокие посты. По сути, за все эти годы был лишь один положительный пример. Мы имеем в виду Ораза Жандосова, который в 37 лет возглавил Министерство финансов (а до этого руководил Нацбанком).
Но, увы, те, кто имеет влияние на принятие кадровых решений в стране, редко руководствуются не только национальными интересами, но и здравым смыслом. Последняя серия назначений министров, похоже, из этой серии.
Фото: Caravan.kz
36-летний Куандык Бишимбаев, бывший глава госхолдинга «Байтерек», поменялся с Ерболатом Досаевым местами и занял пост министра национальной экономики. Многие наблюдатели выразили недоумение по этому поводу, и их можно понять – уж слишком неоднозначное впечатление осталось от его удивительно частых перемещений на прежних должностях. Этот «болашаковец» после возвращения на родину успел поработать и в банковской сфере, и на производстве (шинный завод в ЮКО), он возглавлял Центр маркетингово-аналитических исследований, стал самым молодым в истории Казахстана вице-министром в Министерстве индустрии и торговли, «засветился» в качестве помощника тогда еще вице-премьера Карима Масимова. И это далеко не все. Была еще работа в президентской администрации, в ФНБ «Самрук Казына», в госхолдинге «Байтерек», вобравшем в себя институты развития, – его сын экс-мажилисмена возглавлял со дня основания этой структуры, и руководство им можно считать визитной карточкой Бишимбаева как управленца.
Аналитик Талгат Ибраев не раз утверждал, что «Байтерек» мог бы стать инициатором прорывов лишь при наличии блестящего менеджмента, но его стратегия более всего напоминает стрельбу из пушки по воробьям. И буквально на пальцах доказывал, как Бишимбаев и его команда наследили в холдинге. Позволим себе лишь одну цитату: «Простейший анализ финансовых результатов показывает, что продвинутое «болашаковское» руководство почти за два года деятельности никаких особенных высот не достигло, а институты все так же являются объектом критики. Например, по словам Бишимбаева, по итогам 2013 чистая прибыль холдинга составила сумму в 30 млрд тенге. Глава «Байтерека» в одном из интервью назвал данную цифру «рекордной». Но в 2014 году холдинг на выходе вновь предсказывал получение тех же самых 30 млрд прибыли. Мало того, что подобная сумма в масштабах экономики и амбициозных задач, поставленных перед «Байтереком», нисколько не впечатляет, так еще и меркнет в сравнении с успехами «дочек» до вхождения в структуру. Так, в 2012 году прибыль только одного «Банка развития Казахстана» составила 15,3 миллиарда тенге, что больше половины доходов всего нынешнего «Байтерека». И как удобно руководству холдинга было летом прошлого года прикрыть все эти странности управления грянувшой девальвацией…»
Достаточно часто холдинг, находившийся в управлении Бишимбаева, подвергался критике депутатского корпуса. Например, в сентябре прошлого года Талгат Ергалиев с трибуны мажилиса возмущался «нравами», царящими в «Байтереке»: «В 2013 году мы утвердили бюджет национальному холдингу «Байтерек» — 20 миллиардов тенге для фондирования с целью привлечения инвестирования… Мы ежегодно выделяем деньги для национального холдинга. В 2014 году выделили 30 миллиардов тенге, в 2016 году вновь мы выделяем 30 миллиардов тенге, но если смотреть отчеты, то подразделение «Байтерека» — «Казахстанская ипотечная компания» (КИК) — в 2014 году только 108 квартир ввела в эксплуатацию… Со слов руководителя «Байтерека» получается, что 8,5 миллиарда освоено, а 14,2 миллиарда не освоено из-за того, что 40 конкурсов было проведено и, соответственно, ни одного подрядчика не нашли и не провели. Получается, плохое администрирование. Мы в 2016 году вновь выделяем 30 миллиардов. Где гарантия, что эти деньги освоят, если те деньги, которые мы выделили в 2014 году, не освоены?»
Но самая важная оценка, конечно же, прозвучала из уст президента. Осенью прошлого года он подверг резкой критике деятельность холдингов «Самрук-Казына», «Байтерек», «КазАгро», сказав следующее: «Народ должен понять, что это за «внучки», «правнучки». Потому что насоздавали предприятий, а от них ещё... Всё это сопровождается во всех этих предприятиях малых «внучек» и «дочек» раздутыми штатами, тратами огромных бюджетных ресурсов. В то же время это как раз приводит к вытеснению инвестиций…»
Остается только догадываться, как такому управленцу доверили управлять всей экономикой Казахстана?
Конечно, хотелось бы верить, что за на новом месте Бишимбаем проявит себя более эффективным руководителем, но первые его шаги на посту министра не вселяют оптимизма. Пока что он подвержен той стратегии поведения, которая была привита молодым руководителям легендарным Кайратом Нематовичем Келимбетовым – побольше красивых слов и обещаний, непонятно на чем основанных, и поменьше объяснений и подтверждений озвученных прогнозов.
Прежде всего, мы имеем в виду заявление Бишимбаева о земле. А сказал новый министр буквально следующее: «Вовлечение в оборот 1,7 миллионов гектаров земель позволит обеспечить в течение 5 лет рост ВВП в сельском хозяйстве до 160 миллиардов тенге, создать 27 тысяч рабочих мест…»
Как говорится, без комментариев.
Фото: Dknews.kz
Что касается другого молодого назначенца – министра информации и коммуникаций 37-летнего Даурена Абаева, то тут оснований для сарказма меньше: все-таки пять лет работы бок о бок с главой государства обязывают отвечать за свои слова. С другой стороны, Абаев – это, в первую очередь, дипломат, а потому трудно прогнозировать, насколько эффективно он сможет реализовывать задачи по повышению конкурентоспособности СМИ и выработке государственной информационной политики. Да, был пресс-секретарем президента, но к масс-медиа, пониманию их сути и специфики работы это не имеет никакого отношения. Получается, что и здесь основное преимущество нового министра заключается в его молодости. Но это то преимущество, которое очень быстро проходит. А жить всем нам придется с тем, что оставит после себя молодняк…