Даже далекие от «игры миллионов» казахстанцы хорошо помнят, как осенью прошлого года Айсултан Назабаев, за спиной которого незримо витала тень его тестя Кайрата Боранбаева, бизнесмена и хозяина ФК «Кайрат», бросил вызов нынешнему руководству Федерации футбола Казахстана. Тогда попытка внука главы государства встать у руля ФФК закончилась ничем, но, похоже, это была только первая часть эпопеи. Или «мыльной оперы» - кому как нравится…
Прокол за проколом
Совсем недавно, в середине апреля, Айсултан Назарбаев написал на своей страничке в «Фейсбуке»: «Друзья, хочу поделиться с вами отличной новостью – какое-то время назад я поставил цель найти лучший путь развития казахстанского футбола, и сегодня мы завершили основную работу. В самое ближайшее время я представлю свое видение: куда и как на самом деле мы должны двигаться, что и кто мешает нам развиваться, и конечно, где взять на это деньги. Лично я доволен проделанной работой и поделюсь своей концепцией с нескрываемым удовольствием. Думаю, пришло время всем проснуться, а то, кажется, зимняя спячка в нашем футболе слишком уж затянулась…».
Тут требуется пояснение. Согласно Уставу ФФК, ежегодно должна созываться ее конференция. Нынешняя ожидалась либо в апреле, как в прошлом году, либо в мае. Похоже, именно к ней Айсултан решил приурочить презентацию своей «концепции» (если она на самом деле существует). Тем более что сегодня количество его сторонников по сравнению с тем, что было осенью прошлого года, наверняка возросло. И «подыграло» ему в этом само руководство федерации во главе с Ерланом Кожагапановым, которое допускает прокол за проколом.
Не будем копаться в недалеком прошлом и вспоминать, например, странную – и с треском провалившуюся – затею с голосованием болельщиков по поводу кандидатуры главного тренера национальной сборной (кстати, он до сих пор так и не назначен, хотя крайним сроком называлось 1 января). Обратимся к событиям последних двух недель.
Вот самый свежий факт. 13 мая руководство ФФК сообщило о том, что договорилось с футбольной федерацией Китая относительно проведения 7 июня товарищеского матча между сборными двух стран. Дело, конечно, нужное – главной команде Казахстана очень не хватает таких игр, да и соперник довольно серьезный. Правда, есть одно «но»: упомянутая дата не входит в так называемое «окно ФИФА», предусмотренное для товарищеских встреч. А значит, придется ломать календарь национального чемпионата. В пресс-релизе ФФК так и сказано: «В связи с этим будут перенесены игры в премьер-лиге: матчи 14-го тура будут сдвинуты с 4 на 2 июня, а игры 15-го тура перенесены с 8 июня на более поздний срок. Соответствующее решение будет принято 18 мая на совете Профессиональной футбольной лиги Казахстана».
Последняя фраза – это яркая иллюстрация того, что руководство ФФК «попутало берега». ПФЛК сегодня является самостоятельной юридической организацией (пусть и действующей в рамках полномочий, предоставленных ей федерацией), и главный голос в ней должен принадлежать руководителям клубов. Боссы ФФК могут попросить их «войти в положение», «учесть интересы национальной сборной», но диктовать им, какое решение они должны принять, не имеют права. И вообще, почему до начала переговоров с китайской стороной не было выслушано мнение ПФЛК?
Налицо проявление непрофессионализма и непонимания того, как должны строиться отношения между федерацией и другими футбольными структурами. Что вполне может стать причиной серьезного конфликта – подобного тому, который произошел чуть раньше.
«Дело КДК»
…26 апреля Контрольно-дисциплинарный комитет (КДК) ФФК на своем заседании решил не наказывать защитника «Актобе» Сорокина, намеренно ударившего рукой в живот игрока «Кайрата» Марковича. Но спустя некоторое время несколько членов КДК заявили, что такой вердикт был принят под давлением руководства федерации, и сообщили о своем выходе из состава комитета.
Многие увидели за этим «руку Кожагапанова». Почему? Дело в том, что генеральный директор ФК «Актобе» Дмитрий Васильев – его ставленник. В конце прошлого года аким Актюбинской области Бердыбек Сапарбаев попросил Кожагапанова, бывшего своего подчиненного (во времена их совместной работы в Таможенном комитете РК), порекомендовать человека на должность руководителя футбольного клуба. Президент ФФК предложил кандидатуру Васильева, едва ли не единственного в федерации, кто парой месяцев раньше с открытым забралом бросился в схватку с командой Айсултана.
Дмитрий Васильев, фото: RikaTV.kz
Лично я не согласен с теми, кто расценил это как вмешательство в дела клуба: в конце концов, Кожагапанов не навязывал своего протеже (как часто происходило в прошлые годы, когда руководство ФФК занималось подобными вещами), а лишь откликнулся на просьбу акима области. Другое дело, что он должен был понимать: отныне любое решение федерации и связанных с ней структур, которое касается «Актобе», будет рассматриваться буквально под микроскопом и связываться с его именем. И вот именно такого понимания ему, человеку, в общем-то далекому от футбола и тем более от его закулисья, не хватило.
Конечно, никто, кроме самих членов КДК, не может утверждать, что президент ФФК действительно оказывал на них давление. Но тот факт, что он каким-то образом влияет на принятие дисциплинарных мер в отношении футболистов, подтвердил, сам того не желая, Васильев. В своем открытом обращении к председателю наблюдательного совета ФК «Кайрат» уже упомянутому Кайрату Боранбаеву (представители алматинского клуба выразили возмущение решением КДК по «делу Сорокина») он написал: «…А, между прочим, в то же самое время президент ФФК Ерлан Кожагапанов буквально заставил меня отказаться от жалобы на футболиста "Кайрата" Исламхана в КДК, чтобы не пострадал игрок сборной Казахстана, попутно, между прочим, защитив интересы "Кайрата". Но вам этого мало. Вы хотите всё! Так не будет!»
Воистину «язык мой – враг мой». Ну не «царское» (то есть не президента ФФК) это дело – вмешиваться в подобные ситуации. Он вообще должен дистанцироваться от «разборок» между клубами, от персональных дел отдельных футболистов – для этого есть ПФЛК, КДК, Палата по разрешению споров, судейский комитет… А любое его вмешательство будет расцениваться как давление, как лоббирование чьих-то интересов. И, соответственно, бить по репутации ФФК, усиливать недоверие к ней.
6 мая ФФК выступила с официальным комментарием, в котором говорилось: «Сведения о выходе членов из состава Контрольно-дисциплинарного комитета не соответствуют действительности. Контрольно-дисциплинарный комитет Федерации футбола Казахстана работает в штатном режиме». Однако спустя несколько дней в своем видеоинтервью Кожагапанов признал, что 6 мая в офис ФФК действительно поступили заявления от четырех членов КДК, решивших подать в отставку. А 12 мая состоялось заседание комитета уже в новом составе. Может, Ерлан Тохтарханович объяснит, что там все-таки произошло, и какова его роль в случившемся?
Запасайтесь попкорном!
Так что своими действиями руководство ФФК дает оппонентам все новые и новые поводы для насмешек. На днях, 11 мая, Айсултан Назарбаев выложил в «Фейсбуке» очередной пост, в котором написал: «Наблюдаю за происходящим в нашем футболе и понимаю, что ждать от руководства федерации выполнения своей работы – самое бестолковое занятие… Ладно, хуже они не сделают, поэтому забот по исправлению особо не прибавят. Зато можно запастись попкорном и посмотреть эту комедию в формате «реалити-шоу» – похоже, это последние серии последнего сезона. Актеры, конечно, так себе, но очень стараются рассмешить всех: и внутри страны, и далеко за её пределами».
Фразы «забот по исправлению особо не прибавят» и «последние серии последнего сезона» можно трактовать как уверенность Айсултана в своей скорой победе. Правда, он дал понять, что «его выход на сцену» пока откладывается: «В конце апреля я готовился презентовать своё видение развития футбола в Казахстане. Однако появились причины, из-за которых пришлось всё отложить на пару месяцев. Может быть, этого времени как раз хватит ФФК, чтобы провести обязательную отчетную конференцию».
В минувшую пятницу, 13 мая, автор этих строк поговорил по телефону с заместителем генерального секретаря федерации Еркебуланом Хасеновым. Он сообщил, что сроки проведения конференции ФФК пока не определены: «может, в конце первого полугодия, а может, позже…» По его словам, требуется определенное время на обсуждение футбольной общественностью проекта Стратегии «Футбол жолы 2026» («Путь футбола 2026»), а, кроме того, ожидается принятие парламентом закона, предусматривающего внесение серьезных изменений в механизм финансирования спорта из региональных бюджетов.
«Футбол жолы 2026» призван стать главным стратегическим документом федерации на ближайшие десять лет, и разработку его проекта руководство ФФК считает своим серьезным достижением. Презентованный 12 мая на сайте федерации проект требует обстоятельного изучения, поэтому о достоинствах и недостатках его содержательной части говорить пока рано. Но хотелось бы поделиться некоторыми соображениями.
Документ слишком большой по объему – около ста страниц. Любят наши чиновники (а именно из их рядов и вышли главные функционеры нынешней ФФК) пространные тексты. Видимо, считают, что в этом случае и они сами выглядят солидными и умными. «Краткость – сестра таланта»? Это не про них.
Скорее всего, мало кто даже из числа специалистов, не говоря уже о рядовых болельщиках, осилит столько страниц, поэтому широкого обсуждения проекта, о чем заявляют руководители федерации, вряд ли стоит ожидать. Это во-первых. А во-вторых, это тот самый случай, когда в деталях утонуло главное, то есть суть тех преобразований, которые должны произойти в казахстанском футболе. Наверное, следовало изложить основные пункты стратегии на 15-20 страницах, а все сопутствующие и ссылочные материалы (статистические выкладки, информация об опыте зарубежных стран и т.д.) дать в качестве приложений.
И было бы неплохо, если бы свою «концепцию» на суд футбольной общественности наконец-то представил Айсултан Назарбаев – чтобы сравнить. Тем более что он пообещал: «Это не будет несколько томов сложной информации и непонятных формул. Абсолютно убежден, когда что-то искусственно усложняется, это делается, чтобы скрыть чью-то некомпетентность. Поэтому я сознательно упростил все "сложные" футбольные процессы. Так, чтобы они были понятны любому».
Но пока, как и прошлой осенью, внук президента лишь на словах грозится предложить что-то эдакое, что раз и навсегда изменит наш футбол. И это уже выглядит несерьезно, по-мальчишески. Как и его переход в последнем посте на «Фейсбуке» от темы федерации к теме, касающейся бывшего президента ФФК, а ныне акима столицы. Причем переход отнюдь не случайный: ведь именно Адильбек Джаксыбеков покровительствует Кожагапанову, и, как утверждают знающие люди, без согласования с ним не принимается ни одно важное решение в казахстанском футболе. А для нападок на него Айсултан использовал слова своего деда про «вонь в Астане». Мягко говоря, не очень честный прием.
В общем, через несколько месяцев мы, возможно, станем свидетелями новой серии «мыльной оперы» под названием «Айсултан против Ерлана». Так что последуем совету «молодого, да раннего» и запасемся попкорном…