ВТОРНИК, 8 МАРТА 2016 ГОДА

Пешеходам все больше затрудняют жизнь

815 7-08-2015, 00:00
Ходьба с препятствиями

«Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того – лучшую его часть. Пешеходы создали мир», – так писали когда-то Ильф и Петров. Однако стремительное превращение самого южного областного центра страны в мегаполис заметно осложнило жизнь этой категории населения.

 

Нехватка подземных переходов и «зебр», хамство водителей, обливающих прохожих грязью и не пропускающих их на поворотах, – лишь вершина айсберга. В Шымкенте вообще скоро не останется мест для пеших прогулок: тротуары, скверы и дворы заставлены машинами, а пешеходные зоны больше походят на резервации. Все возрастающее количество автомобилей заставляет городские власти бросать львиную долю бюджетных средств на строительство новых транспортных развязок и стоя­нок, игнорируя при этом проблемы тех, кто ходит на своих двоих.

Не хватает светофоров и пешеходных переходов, многие тротуары превращены в парковочные места... Простым смертным приходится обходить машины по дороге, рискуя быть сбитыми. Налицо нежелание городских властей позаботиться об удобствах для рядовых пешеходов, состоящих в основном из представителей социально уязвимых сло­­ев населения – детей и пенсионеров. Впрочем, чему тут удивляться, если мало-мальски статусный городской чиновник рассекает по шымкентским улицам на служебной машине.

…Когда в начале 1970-х наша достаточно большая семья перебралась из Кокшетау в Шымкент, мы были поражены его красотой и уютом. Нас встретил настоящий оазис: улицы утопали в зелени раскидистых тополей и дубов, вдоль тенистых тротуаров журчали переполненные арыки, парки и скверы походили на наши северные подлески. Прогулки по городу были в радость. Но сегодня пешеходная инфраструктура Шымкента претерпевает значительные изменения.

Для начала уничтожили арыки вдоль дорог, заботливо проложенные в советское время нашими родителями. Затем повыпиливали пышные кроны деревьев, растущих вдоль тротуаров и спасавших от изнуряющих солнечных лучей. Дальше – больше: ликвидировали сами тротуары, отдав их на заклание шустрым предпринимателям, которые понастроили многочисленные кафешки, автомойки, автостоянки и прочие непреодолимые для пешеходов барьеры. А как прокладывают сегодня асфальтированные автотрассы, особенно внутриквартальные? Тротуары в таких случаях просто не предусмотрены. И бедный пешеход вынужден буквально балансировать рядом с мчащимися машинами, подвергая свою жизнь угрозе. Причем в летний день он бредет, как сказал поэт, «солн­цем палимый», в зимний гололед рискует соскользнуть на проезжую часть, а в межсезонье ему приходится преодолевать грязные потоки.

Отдельно следует сказать об автобусных остановках. В Шымкенте их насчитывается в общей сложности 1100 – от совсем новеньких в металлическом исполнении до железобетонных, оставшихся еще с эпохи «развитого социализма». Городские власти любят то и дело менять остановки – сносят сравнительно новые и сооружают совсем новые: тоже неуклюжие, неудобные и дорогостоящие. На это ежегодно выделяются значительные средства. Причем обычно снос начинается аккурат с наступлением изнуряющей шымкентской жары. Так власти, наверное, решили закалять пешеходов: постойте, мол, на солнышке, поджарьтесь в ожидании муниципального транспорта. При этом у них за пазухой и заранее приготовленный аргумент имеется – мол, те, что пошли под снос, не вписывались в архитектурный дизайн города.

Отчитываясь за 2014-й и первое полугодие 2015-го, аким Шымкента Дархан Сатыбалды сказал: «В целях создания условий пассажирам в 32-х местах были установлены остановки нового образца, в 385 местах проводились работы по покраске конструкций и содержанию остановок. Вместе с тем были установлены 63 остановки в присоединенных к городу населенных пунктах». А заместитель руководителя отдела ЖКХ города Шымкента Ерлан Есиркепов традиционно пояснил: «Мы снесли только 19 остановок, которые не соответствуют архитектурным нормам. 134 остановки находятся в аренде. Деньги на изготовление новых остановок и содержание прежних в сумме 15 миллионов тенге уже заложены». По его мнению, даже этих средств недостаточно для воплощения всех задумок, поэтому городские власти просят еще. И если они красиво оформят бюджетную заявку, похоже, им выделят-таки дополнительные финансовые суммы. Парадокс: миллионы выделяют, а остановок нет.

На вопрос журналистов, почему у имеющихся редких город­ских остановок столь убогий вид, Ерлан Есиркепов с удивлением заметил: «А разве они убогие?»

Наверное, ему, поль­зующемуся служебным или личным автотранспортом, из окна машины виднее, как они выглядят. Или, может, у него фантазия хорошо работает?

Ну а пока многотысячному отряду шымкентских пешеходов приходится ежедневно мучиться… Не любят их отцы города, ой не любят…

Комментарии:
Астана: -6 °C
Алматы: 8 °C
    
$ 345.02
379.66