Локальный конфликт мирового масштаба на Каспии – только дело времени?
О возможном вооруженном противостоянии на водах Каспийского моря говорят редко да метко уже на протяжении нескольких лет. События последнего времени не развеяли эти разговоры, а, наоборот, придали им больше конкретики. Сами прикаспийские государства стараются не говорить много о прогнозируемой малой войне, но готовятся к ней. Почему силовой конфликт в этом регионе неминуем? Кто может поджечь каспийскую нефть? Чем это чревато для нас? Попробуем ответить на эти вопросы.
Историческая несправедливость
Немногим менее миллиона лет назад неспокойное Сарматское море окончательно разделилось на две основные части – Черное и Каспийское. На тогдашней карте мира был остров Кавказ, а остров Крым «ушел» еще западнее. Ближе к нам закладывали свои загадки плато Устюрт и весь Мангышлак. Именно здесь некоторые наши современники располагают если не саму Атлантиду, то что-то вроде нее – допотопную (в прямом смысле) цивилизацию великих людей.
Кстати, с Каспием связано очень много легенд, записанных и рассказанных в самое разное время.
Некоторые исследователи называют его восточное побережье (с нашей стороны) родиной Заратуштры (Зороастра), а отдельные эзотерики уверены, что под его ложем (кстати, по всем характеристикам, океанским дном) спит душа Земли – возможно, та самая Гея, супруга любвеобильного Урана. Между прочим, одноименное полезное ископаемое в этих краях встречается в больших количествах
Уже в более осязаемое, но все еще легендарное время в юго-западных окрестностях озера-моря хозяйничали каспии – представители кочевого племени, по имени которых за ним закрепилось название, прошедшее через тысячелетия. Впрочем, вокруг этого самого большого в Евразии водного резервуара жили разные номады и появлялись великие государства, но почему-то именно это название стало «официальным» на сегодняшний день (всего же историки насчитывают более полусотни наименований Каспийского моря).
Около тысячи лет назад впервые появились описания некоего чудодейственного масла, появляющегося на поверхности земли. Местные жители называли его «нафт», использовали для заживления ран, заправки лампад и еще много для чего. Два века назад близ Баку впервые появилась нефтяная скважина, и с развитием технического прогресса интерес к региону приобрел мировое значение.
За обе мировые и ряд локальных войн прошлого и позапрошлого веков Каспий (практически по всему периметру) приобрел статус энергетического Клондайка, к которому потянулись руки международных корпораций.
Впрочем, еще лет 25-30 назад только две страны, в большей или меньшей степени огороженные от остального мира «железным занавесом», могли претендовать на богатства озера-моря – Иран и Советский Союз.
Именно в «старорежимное» время (еще до Великой Отечественной) были приняты основополагающие договора между этими странами, определявшие правовой статус Каспийского моря. Но после распада СССР претендентов на акваторию (и углеводороды) стало не два, а пять.
Пять стран – восемь мнений
Появление новых амбициозных хозяев моря-озера, изменение обстановки вокруг Ирана и внутри него, а также стабильный рост цены за «бочку нефти» породили пресловутый каспийский узел, развязать который путем дипломатических переговоров уже не представлялось возможным.
Более того, каждая встреча «каспиев» (на высшем или представительном уровнях, без разницы) удаляла переговорщиков друг от друга и все крепче затягивала сам узел.
Интересно заметить, что на протяжении четверти века каждая из сторон могла привлечь союзников по одним пунктам, но рассориться с ними до покраснения по другим. А на начальном этапе все имело оттенок некой романтики – особенно это касалось постсоветских стран.
Так, говорят, что когда первый президент России заикнулся о том, чтобы Казахстан отдал Кашаган, первый президент РК ответил шуткой: мол, тогда Оренбург верните.
А когда Борис Ельцин предложил разделить все по-братски, то Нурсултан Назарбаев заявил: «Борис Николаевич, мы 70 лет делили по-братски, давайте уж по справедливости поделим».
Но, как известно, понимание справедливости у каждого свое, и каждый тянет на себя водное одеяло вместе с его дном, под которым спрятаны настоящие сокровища.
И общепринятое международное право (например, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года) по территориальным водам, континентальному шельфу и «исключительным экономическим зонам» здесь неприменимо – оно не распространяется на замкнутые водоемы, каковым является Каспий.
Более того, по данному вопросу могут серьезно разойтись во мнениях даже заклятые союзники, каковыми, например, являются Казахстан и Россия.
Конечно, в мире есть немало других «спорных территорий», но нигде больше не сплетаются в столь замысловатый клубок экономические и геополитические интересы. Причем интересы эти имеют как близлежащие страны, так и к «третьи» игроки – в первую очередь, Евросоюз, США и Китай. Этот факт не только придает набору каспийских противоречий международный окрас, но и многократно их усиливает, если не сказать нагнетает.
Последние события в большой политике и глобальной экономике, которым посвящены передовицы мировых таблоидов, еще более обострили ситуацию.
Снятие санкций с Ирана и наложение их на Россию, разрастание гражданской войны в Сирии до мировых масштабов и падение цен на нефть, а также другие «инфоповоды» заставили вновь говорить о возможности того, что на Каспии может разразиться небольшая война.
А повод мы всегда найдем
Вероятность того, что вместо дипломатов на Каспии могут заговорить пушки, отмечалась еще несколько лет назад. И поводов для этого можно найти с полдюжины.
Для начала следует взглянуть на юго-западную часть региона. Здесь камнем (а точнее, шельфом) преткновения являются спорные между Ираном и Азербайджаном территории, богатые углеводородами. Лидеры этих стран, называющие друг друга «братьями», никогда не говорят о противостоянии (лет пять назад был даже подписан двусторонний договор о ненападении), хотя на тему «недопониманий» между ними (по поводу Карабаха, союзников друг друга, национальному вопросу и др.) можно написать целую диссертацию.
Отметим, что противопоставляют Тегеран и Баку в основном иностранные эксперты, при этом выставляя в качестве миротворцев то Москву, то Астану. Тогда как Ашхабад с его «постоянным нейтралитетом» они вспоминают нечасто, хотя Туркмения стоит на втором месте по протяженности береговой линии – 1200 километров (Казахстан – 2320, Азербайджан – 955 , Иран – 724 и Россия – 695 км).
Но все специалисты сходятся во мнении, что реабилитация иранской нефти может спровоцировать новый виток напряженности не только в этой части Каспия, но и во всем регионе.
Не надо быть супераналитиком, чтобы понять: перейти от слов к делу Старый Свет (и Турцию, конечно) заставило не только и не столько свертывание амбициозного проекта Nabucco, сколько прекращение поставок российского (который не всегда российский, к слову) газа, война санкций и громкая размолвка Москвы с Анкарой.
Здесь стоит отметить, что Россия и прежде открыто предупреждала Запад о возможности использования силы с тем, чтобы не допустить реализации трубопроводных проектов через Каспийское море. Но найти союзников в этом вопросе она не смогла.
Даже Казахстан, который еще недавно устами президента страны говорил о туманности перспективы большой трубы из Туркмении в Европу, сейчас уже заявляет, что может пристроиться к ней «сверху», протянув свой газопровод из Актау в Баку.
В общем, причин для поджога каспийской нефти достаточно. Это могут быть и небольшие сепаратистские сценарии прикаспийских «друзей» (претензий по этому поводу хватает), и вдруг появившиеся беженцы (практически со всех сторон света), и даже террористические акты «третьих сил», которые могут красочно отомстить, взорвав что-нибудь нефтекачающее или газопередающее.
Хочешь мира? Готовься…
Прикаспийская пятерка тем временем сложа руки не сидит. Все страны, включая нейтральную Туркмению, наращивают военный потенциал на море-озере. Каждый в силу своих возможностей, конечно, но целенаправленно и четко. Наибольшая активность в этом плане замечена в последние года три.
Самая крупная и боеспособная сила на Каспии накоплена у России. Всю серьезность своих возможностей она продемонстрировала, когда запускала крылатые ракеты по Сирии, хотя особой военной необходимости в этом не было. В наступившем году Краснознаменная Каспийская флотилия примет участие в двух десятках больших и малых учений (некоторые уже «неожиданно» прошли), в том числе и международного масштаба.
Например, планируется, что в ходе военно-морской выставки «Адекс-2016» боевые корабли флотилии зайдут в порты Баку, Актау и Бендер-Энзели (Иран.)
Вместе с тем в последнее время наблюдается смена ориентиров у других прикаспийских государств. Азербайджан и Казахстан уже всерьез стали демонстрировать свою самостоятельность в выборе векторов развития военно-морского потенциала.
Чуть больше трех месяцев назад наши страны подписали соглашение в области обороны – первый серьезный документ после того, как Баку покинул ряды ОДКБ. Кстати, зарубежные аналитики уже успели отметить, что соглашение было заключено еще и потому, что сотрудничество только с Россией чревато непредсказуемыми последствиями (с напоминанием о растущем военном присутствии РФ в Сирии и уже упомянутых крылатых ракетах, выпущенных с Каспия).
Попутно Азербайджан был приглашен на традиционную выставку вооружения KADEX в Астане в качестве полноправного участника (до этого был просто наблюдателем). А вот позиции РФ на этой выставке, как замечено, в последние годы постепенно теряются. Казахстан и Азербайджан объединяются инстинктивно, чтобы «дружить против» России и Ирана, также наращивающий свой военный потенциал на Каспийском море.
Кроме того, Баку и Астана стали искать и находить партнеров по ВПК на стороне. Азербайджан уже вовсю работает в этом направлении с США, Израилем и Турцией, которая является давним партнером по военно-морскому направлению и для нас тоже. Казахстан же недавно приобрел десять подводных беспилотников ECA Robotics (Франция) и ведет переговоры с другими инофирмами. Предполагается, что дополнительные договора о поставках вооружений будут заключены на той же выставке KADEX.
Каспий ва-банк!
Не хотелось бы быть пессимистичным, но большой или малый конфликт на Каспии практически предрешен. Ведь ко всему прочему даже небольшая войнушка, так или иначе связанная с нефтегазовым сектором, напрямую повлияет на цену за одну бочку сегодня изрядно подешевевшего черного золота. Лучше, конечно, избежать неизбежного, но надо быть готовым ко всему – и морально, и материально.
Понятно, что пятерка «каспиев» в разной степени будет стараться предотвратить вооруженный конфликт даже с минимальным ущербом для себя, но вот «третьи силы», похоже, это не слишком беспокоит.
Хотя у отдельных больших и не очень стран в этом регионе свои интересы и миллиардные инвестиции, которые тоже надо будет защищать. Только вот каким образом, пока неизвестно. Лишь бы никто на традицонное «авось» не пошел или «ва-банк»…