Сказ о том, как коррупция победила Минздрав
Взятки, хищения, служебные подлоги - три кита, на которых держится отечественная медицина. К таким безрадостным мыслям подталкивают выводы экспертной комиссии под руководством бывшего заместителя председателя КНБ, а ныне мажилисмена Жаната Джарасова, которая в рамках работы общественного совета по противодействию коррупции при партии "Нур Отан" заглянула во внутренности системы здравоохранения.
КАК УКРАСТЬ МИЛЛИОН?
Система здравоохранения давно стала кормушкой для нечистых на руку чиновников. Судите сами. Начиная с 2004-го, наблюдается ежегодный рост объемов ее бюджетного финансирования. И в 2013-м на развитие этой сферы было направлено уже более 838,2 миллиарда тенге (2,4 процента от ВВП), а в текущем году - 839,2 миллиарда. Как говорится, есть чем поживиться и на что рот раззявить.
Минздрав и его подразделения вроде бы активно машут палицами на поле борьбы с коррупцией, но бьют несильно. Работа в этом плане, как полагает комиссия, носит больше формальный характер. Даже если и рождаются в муках дельные предложения или поручения, они не исполняются. И стоит ли удивляться этому в ситуации, когда их реализацию никто не контролирует? В итоге, заключают члены комиссии, "проводимая Минздравом и другими субъектами системы здравоохранения работа по противодействию коррупции, не способствовала снижению уровня коррупционных преступлений, эффективному устранению причин и условий, способствующих их совершению". Что, собственно, подтверждают и данные статистики, зафиксировавшей в прошлом году рост количества коррупционных преступлений в системе здравоохранения в 1,7 раза. В основном это взятки, факты злоупотребления должностными полномочиями и служебный подлог.
Как выясняется, у некоторых работников системы здравоохранения весьма оригинальные взгляды на принципы ее развития, а потому бюджетные средства, выделяемые на реализацию госпрограммы "Саламатты Казахстан", они тратят тоже своеобразно. Например, уже бывшая заместитель начальника управления здравоохранения города Алматы Гульжан Тулепбаева, будучи главным врачом поликлиники №8, перечислила 1,5 миллиона тенге, выделенных по этой госпрограмме, в ТОО "Университет международного бизнеса" за обучение и получение академической степени магистра. Правда, отделалась мадам лишь легким испугом - штрафом в размере 600 МРП. Вообще же, по итогам прошлого года в рамках реализации этой госпрограммы было выявлено десять коррупционных преступлений, общий ущерб составил 35 миллионов тенге.
Отдельная статья - преступления, совершаемые чиновниками от здравоохранения при организации госзакупок. К примеру, комиссия приводит такой конкретный факт. В 2011 году начальник Главного военно-медицинского управления ВС РК вместе с начальником отдела при госзакупе аптечек совершили хищение бюджетных средств на сумму 1,2 миллиарда тенге. В итоге оба осуждены к четырем с половиной годам лишения свободы. А вот другой факт. В апреле 2012 года заместитель начальника управления здравоохранения г. Астаны был уволен за оказание неправомерного предпочтения ТОО "Акниет-Астана АБС" при выборе поставщика и приемке работ по капремонту больницы.
Но больше всего, как выясняется, наши медики любят брать деньги с пациентов за услуги, которые оплачивает государство и которые должны оказываться населению абсолютно бесплатно. Например, в Костанайской областной больнице с пациента, которому была проведена бесплатная операция, "истребовали" 30 тысяч тенге, в городской детской поликлинике Петропавловска и вовсе додумались за вызов врача на дом для ребенка потребовать 850 тенге. Впрочем, признаются члены комиссии, в большинстве случаев факты взимания с граждан платы за гарантированный объем бесплатной медицинской помощи остаются невыявленными…
- Роста подобного ро¬да правонарушений и преступлений можно было бы избежать, если бы Минздрав, областные и городские управления здравоохранения шире использовали бы такую действенную профилактическую меру, как дисциплинарная ответственность за коррупционные проявления, - считают члены комиссии и добавляют, что лишь однажды по Закону "О борьбе с коррупцией" к дисциплинарной ответственности был привлечен чиновник от медицины, да и то по результатам прокурорской проверки. Это теперь уже бывший директор департамента Комитета контроля за медицинской и фармацевтической деятельностью по Костанайской области Молдабекова.
Но о какой профилактике может идти речь, если руководители регио¬нальных звеньев системы здравоохранения сами нарушают законы? Приведем лишь один из эпизодов, содержащихся в докладе: "Приказом управления здравоохранения акимата Северо-Казахстанской области в августе 2012 года и.о. директора КГКП "Северо-Казахстанский медицинский колледж" назначена Кабышева С., которая до настоящего времени продолжает исполнять обязанности директора. Между тем, ее назначение не соответствует требованиям приказа Минздрава от 24 августа 2012 года, согласно которому претендент на должность руководителя организации здравоохранения должен иметь первую или высшую квалификационную категорию по специальности "Организация здравоохранения". По состоянию на 20 мая 2014 года она не имеет документа, подтверждающего наличие вышеназванной квалификационной категории. Однако соответствующими государственными органами надлежащая правовая оценка данному факту до сих пор не дана".
Да и в самом министерстве нередко предпочитают закрывать глаза на шалости с бюджетными деньгами. "Информационной системой Комитета оплаты медицинских услуг Минздрава за 2012 год было выявлено 246 тысяч фактов необоснованного завышения объемов оказанных мед¬услуг (в рамках гарантированного объема оказания бесплатных медицинских услуг - прим. ред.), - отмечают члены комиссии. - Однако эти факты не получили принципиальной оценки со стороны Минздрава, и материалы в правоохранительные органы не направлены".
ЦЕНОВАЯ СВИСТОПЛЯСКА
Не могли эксперты пройти и мимо деятельности ТОО "СК-Фармация". Эта структура не раз подвергалась публичной порке на самом высоком уровне, но воз, как говорится, и ныне там.
В результате внедрения единой дистрибуции лекарственных препаратов и медицинской техники ожидалась экономия бюджетных средств за счет исключения посредников, а также стимулирования отечественной фармпромышленности. Однако, как отмечает в своем отчете комиссия, "сегодня для оптового рынка лекарственных средств в Казахстане по-прежнему характерны высокая доля импортированной продукции - до 90 процентов в денежном выражении и 70 процентов в натуральном, низкая развитость отечественного производства, большое количество посредников". А существующая на этом фоне непрозрачность схем реализации лекарственных средств - прямой путь к коррупции.
В качестве минусов в деятельности ТОО "СК-Фармация" члены комиссии обозначили несколько моментов. Во-первых, оно, устанавливая наценку на лекарственные средства, объединяет общие расходы с административными, расходы по транспортировке с расходами по реализации, не раскрывает содержание понятия "прочие расходы". Во-вторых, единый дистрибьютор не имеет собственной логистической инфраструктуры. В-третьих, существующий механизм закупа лекарств местными исполнительными органами не оказывает влияния на снижение закупочных цен. К примеру, в ВКО препарат "актовегин" поставлен ТОО "Альянсфарм" по цене 370 тенге, а ТОО "Стофарм" - по 649 тенге. И это одна из самых "заразных" болячек.
Вот еще несколько примеров. В Актюбинской области при строительстве семи врачебных амбулаторий подрядчики закупали медицинское оборудование у ТОО "Актобефарм-2011" по цене, завышенной более чем в десять раз. А если сравнить закуп оборудования для двух больниц в городе Туркестане и для строящейся больницы в Шымкенте по 25 идентичным позициям, то легко можно обнаружить, что во втором случае то же самое оборудование в той же самой комплектации было куплено на 4,5 миллиона тенге дешевле, чем в первом. Как говорится, без комментариев…
Члены экспертной комиссии приходят к неутешительным выводам, обозначая комплекс проблем в здравоохранении, которые позволяют коррупции ежегодно одерживать победу над борцами с нею. Это, прежде всего, причины институционального характера - противоречия и пробелы в законодательстве, недостатки в системе управления, отсутствие должного контроля и уровня координации в сфере оказания медицинских услуг, принятие решений, не прошедших согласование с представителями профессионального круга медицинских работников. Кроме того, в этом списке значатся недостаточно высокий уровень подготовки управленческих кадров, коррупция при обучении в медицинских вузах, недостатки при назначении на руководящие должности в здравоохранении. К причинам экономического характера эксперты отнесли недостаточно эффективное планирование бюджетных средств, отсутствие конкурентной среды в сфере обеспечения лекарствами и медицинской техникой, высокую монополизированность рынка, затратную схему ценообразования, отсутствие прозрачной системы контроля за деятельностью единого дистрибьютора. Но есть еще и социальные факторы - недостаток квалифицированных кадров, несоответствие оказываемых медицинских услуг современным мировым стандартам, неравенство трудовых и бытовых условий для различных категорий медицинских работников.
Интересно, под силу лу министру Салидат Каирбековой и руководству ТОО "СК-Фармация" в лице Шолпан Ахмет совладать хотя бы с частью из них?
Занимательная статистика
С начала текущего года финансовой полицией возбуждено 15 уголовных дел в отношении девяти работников системы здравоохранения. При этом большая часть совершенных преступлений приходится на городской, районный и областной уровни.
Прокуратурой за четыре месяца текущего года выявлено 7156 нарушений законности в сфере здравоохранения, к дисциплинарной ответственности привлечены 1347 должностных лиц. Возбуждено 8 уголовных дел, в частности, в отношении главврача кожно-венерологического диспансера Алматы, совершившего хищение бюджетных средств в размере более 5 миллионов тенге.
В целом же, на фоне роста коррупционных преступлений наблюдается почти двукратное сокращение количества лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности: с 110 в позапрошлом году до 61 в прошлом.
Качество оказания медицинских услуг - еще одна серьезная проблема отечественного здравоохранения. Члены комиссии обращают внимание на значительный рост жалоб населения в этой связи. В прошлом году в Минздрав поступило 3 227 письменных обращений от физических и юридических лиц, а еще 205 - по "телефону доверия". Через общественную приемную принято и рассмотрено 244 обращения. Лидерами по числу жалоб и заявлений от населения являются Южно-Казахстанская, Алматинская и Карагандинская области. Почти вдвое увеличилось в прошлом году и количество аналогичных обращений, поступивших в общественные приемные партии "Нур Отан", причем в Актюбинской области - в 13 раз, в Астане - в шесть раз, в Жамбылской области - втрое.
В период с начала 2011-го по начало 2014-го органами государственного финансового контроля проведено 20 комплексных и тематических проверок в Минздраве. Так, по результатам ревизии, проведенной Счетным комитетом в подведомственных организациях министерства в 2013-м, выявлены нарушения системного характера, привлечены к дисциплинарной ответственности шесть должностных лиц Минздрава, 19 руководителей подведомственных организаций, 5 должностных лиц территориальных департаментов, освобожден от занимаемой должности директор Республиканского детского реабилитационного центра "Балбулак". Сумма выявленных нарушений составила 86,5 миллиарда тенге.
Серикжан АДИЛОВ