"Земельный" вопрос загнал казахстанские власти в позицию "меж двух огней"
Казахстанские власти оказались перед непростой дилеммой: выполнить требования значительной части граждан и навсегда закрыть "земельный" спор или продолжить отстаивать "экономические" интересы, но усугубить напряжение в обществе.
Причем это тот самый редкий случай, когда найти компромисс, учитывая диаметрально противоположные позиции сторон, будет крайне сложно.
Конфликт обещает стать переломным моментом, который может изменить отношение органов власти к общественному мнению. В истории независимого Казахстана было всего два случая, когда гражданам удавалось отстоять свои права. Но тогда речь шла либо об узкогрупповых интересах (протест владельцев праворульных авто), либо о том, чтобы отложить на время непопулярную меру (повышение пенсионного возраста для женщин).
Что касается моратория, наложенного на скандальные поправки в Земельный кодекс, то понятно, что это далеко не "хэппи-энд". За акциями протеста скрывается гораздо большее, чем просто недовольство возможной передачей земли в аренду иностранцам, - это всеобщая тревога за национальную безопасность. А потому политика полумер и отсрочек здесь "не прокатит". Это будет настоящий экзамен для власти… Впрочем, как и для общества.
По инициативе главы государства была создана комиссия, в которую вошли как руководители госорганов, депутаты, так и известные общественные деятели (в общей сложности около 70 человек). "Если придете к единому мнению, снимем мораторий, если нет - не снимем", - поставил условие президент, дав тем самым понять, что ждет конкретных решений.
Соответственно, главный вопрос сейчас звучит так: сумеет ли столь разношерстная комиссия прийти к консенсусу? На взгляд некоторых экспертов, она слишком громоздка и по большей части ангажированна. Такой скептицизм отчасти можно понять, если вспомнить ее первое заседание, состоявшееся в минувшую субботу. Оно длилось целых семь часов, а участники успели обменяться лишь намерениями (каждому члену комиссии предоставили по пять минут на выступление)…
Показательно, что после этого заседания гражданские активисты Зауреш Баталова и Максат Нурыпбаев приняли решение выйти из состава комиссии (ранее отказался работать в ней Макс Бокаев). Нурыпбаев на своей страничке в "Фейсбуке" написал: "Наши требования о запрете на продажу земли и сдаче земли иностранцам в аренду поддержали лишь 11 человек. Все решения комиссии, несмотря на наши возражения, будут приниматься голосованием. Это значит, что наши власти не отступились от идеи продажи земли гражданам РК и сдаче в аренду иностранным гражданам".
Такая позиция не нашла поддержки у некоторых членов комиссии, оппонирующих власти. В частности общественный деятель Мухтар Тайжан написал по этому поводу следующее: "Мы сами просили диалоговую площадку, сами жаловались, что власть нас не слышит и не слушает, поэтому и планировали митинг. Ну вот, власть услышала народ, дала нам эту площадку, и теперь мы должны предъявить свои аргументы, а не уходить от прямой дискуссии. Поэтому я буду продолжать выполнять эту работу. В данном случае я верю в результат, в победу элементарного здравого смысла".
Следующее заседание комиссии состоится 21 мая. И оно обещает стать гораздо более интересным, нежели предыдущее. К тому же в этот день гражданские активисты планируют провести по всей стране общенациональный митинг по земельному вопросу (хотя во многих регионах местные власти не дали на то своего разрешения). Министр внутренних дел РК Калмуханбет Касымов уже высказался по этому поводу, и он не исключил вероятности применения силовыми органами соответствующих мер, если в том будет необходимость...
В общем, 21 мая должно стать своеобразным рубежом, после которого наступит некое понимание того, чего ожидать дальше, насколько договороспособны члены комиссии, а главное - станут понятны истинные намерения властей и реальный потенциал протестных настроений в обществе.
Дастан Кадыржанов, политолог: "Внешние силы не имеют отношения к этому противостоянию"
- Сейчас никто не скажет, какой из сценариев реализуется. Можно только сделать логические предположения. Начнем с того, что напряжения президент не снял - он просто взял небольшую паузу. Это чисто тактический маневр, который лишь недалекие умы восприняли как некую победу. Разумеется, добиться от власти (которая до сих пор вообще никак не реагировала на общественное мнение) хотя бы такой реакции - это серьезное достижение. Но по своей сути мораторий - это не политическое решение.
И здесь логика действий власти совершенно понятна: она не собирается отходить от принципов, которые заявила. Это значит, что земля как национальный ресурс, в конце концов, будет полностью введена в рыночный оборот (аренда, продажа и т.д.). Иначе говоря, нынешняя власть ни в коем случае не отступит от намеченного сценария, поэтому никакие временные маневры, комиссии, согласования и т.д. кардинальным образом судьбу земли не изменят. Это решение уже в принципе сформировано, причем не только изнутри, но и извне.
Что значит изнутри? Дело в том, что земля - это последний ресурс, на котором власть строит свой экономический интерес. Она намерена любым путем извлекать из нее коммерческие доходы, и ничто ее не остановит. И когда эти доходы оказались под угрозой, власть решилась на "диалог"…
Понятно, что включение в комиссию нескольких оппонентов еще ни о чем не говорит. Скорее всего, эти люди столкнутся с тем, что все будет делаться против их убеждений, но под их фамилиями. Многое, конечно, будет зависеть от их поведения, от того, какую позицию они займут - соглашательскую или принципиальную.
Я уже писал в "Фейсбуке", что в данном случае вопрос митинга - это не вопрос буквы закона (Земельного кодекса), это в целом вопрос легитимности продажи властью национальных ресурсов, что крайне негативно отражается на суверенитете и национальных интересах. Поэтому общенациональный протест высказан не Земельному кодексу, а конкретно власти... Суть сейчас будет заключаться не в отмене или продлении моратория, а в совершенно другом - отберет общественность у власти право распоряжаться последним ресурсом или нет.
Соответственно, логика отстаивания как властью, так и обществом своих интересов подразумевает действия, которые могут оказаться крайне агрессивными с обеих сторон. Причем в последнее время пропагандистский провластный аппарат в этой самой агрессивности обвиняет общественность. Хотя на самом деле именно он и демонстрирует непреклонную позицию…
Вариант компромисса есть всегда. И как раз таки общественность к нему готова, так как ей не нужны социальные конфликты и потрясения. Но сейчас этот инструмент компромисса в большей степени находится в руках власти. Если последняя встанет на рельсы обмана, мухлевания, тактических маневров, то все это достаточно быстро раскроется и просто вынудит людей к агрессивности.
То есть реализация экстремального сценария чревата с обеих сторон. И если они не сумеют договориться, то это может привести к столкновениям...
Причем никакие внешние силы не имеют отношения к этому противостоянию. Те же Россия и Китай не заинтересованы в разжигании социального котла в Казахстане, потому как сами рассчитывают получить определенные дивиденды от решения земельного вопроса. У нас уже достаточно много земель находится в косвенном владении иностранных компаний, поэтому у них нет экономической заинтересованности все тут взорвать.
Единственное, что может обострить ситуацию, довести ее до открытого конфликта, - это, повторюсь, непримиримая агрессивная политика властей, в том числе через аресты и преследования. Противоправные действия - это же не просто насилие, это еще и очень мощный вызов гражданам, который звучит так: "мы это сделаем, и вы нас не остановите". И если время от времени бросать его в народ, то его терпение просто закончится… Это очень опасно.
Макс Бокаев, гражданский активист: "Возможно, проблему "заболтают" или отложат на несколько лет"
- Ничего лучшего, чем создание какого-либо органа, диалоговой площадки для решения споров, возникающих между обществом и властью, человечество еще не придумало. Неважно, как его назовут (комиссия, комитет или даже парламент). Важно то, насколько этот орган компетентен, открыт и репрезентативен.
Что касается комиссии по земельной реформе, то теоретически идея хорошая, но как она будет выглядеть на практике, сказать трудно. Ведь она была создана буквально за одну ночь, без предварительных консультаций. Уже наутро мы узнали, что вошли в ее состав. Не понимаю, зачем нужна была такая спешка?
Деятельность комиссии осуществляется на фоне продолжающегося давления и преследований в отношении наших активистов. Сейчас вся лента "Фейсбука" пестрит сообщениями о том, что людей вызывают в прокуратуру, ДВД, некоторых даже успели оштрафовать за одиночные пикеты (до 40 тысяч тенге)…
У нас уже есть парламент, маслихаты, которые мало что решают. Зачем нам еще один декларативный орган? Лично я посчитал, что мне сейчас там делать нечего. На мое решение также повлияло то обстоятельство, что не были названы конкретные сроки прекращения действия поправок в Земельный Кодекс, которые, собственно, и вызвали недовольство тысяч людей... Как известно, из состава комиссии также вышли Зауреш Баталова и Максат Нурыпбаев.
Если власть действительно хочет организовать открытый диалог и решить земельный вопрос с учетом мнения протестовавших людей, то она должна учесть наши предложения и условия. Но, похоже, она нас не слышит, впрочем, как и все предыдущие 25 лет…
Между тем последствия работы комиссии могут быть разными: от полного неприятия (власть не прислушается к мнению общества и даже пойдет на широкомасштабные репрессии) до полного взаимопонимания (она поступит так, как потребует народ). Предугадать не могу, все сценарии находятся между этими двумя крайностями.
Возможно, проблему "заболтают" или отложат на несколько лет.
Я заметил, что вокруг земельного вопроса в Казахстане шум поднимается примерно раз в три года. Первая волна была в 2010-м, вторая - в 2013-м и вот третья - в 2016-м. Вполне возможно, что его снова заморозят на три года…
Еще тогда (в 2010-м и 2013-м гг.) через E-mail-рассылку и "Фейсбук" я распространял результаты исследования, проведенного ООН и касавшегося сдачи странами третьего мира своих сельхозземель иностранцам. Так вот, эксперты ООН утверждают, что ничего хорошего этим странам такая практика не дала.
Со своей стороны мы, конечно, питаем надежду на то, что все-таки возобладает здравый смысл и власть учтет мнение большинства казахстанцев. Сейчас действительно очень тяжелая экономическая ситуация, народ взвинчен и полон решимости.
Когда верстался номер, стало известно, что гражданские активисты Макс Бокаев и Талгат Аян были арестованы на 15 суток за призывы к несанкционированным акциям протеста.