СУББОТА, 3 СЕНТЯБРЯ 2016 ГОДА

Кто победил 21 мая и можно ли подводить итоги митинга, которого не было?

Автор: Мирас Нурмуханбетов 3611 27-05-2016, 00:10

Хотели мы этого или нет, но она наступила, взбудоражила всю страну и провела шоковую терапию для многих граждан. А еще она усилила чувство страха у  пассивной (большей) части населения. Она - это минувшая "митинговая" суббота, которая для одних стала символом пробуждения гражданского сознания, а для других - посягательством на хваленую казахстанскую стабильность. В любом случае страна стала другой. Какой? И что ждет всех нас в обозримом будущем? Попробуем разобраться.

Превентивные меры

Мы уже писали о том, что общенациональный мирный митинг 21 мая должен был стать  следующей, более высокой ступенью после череды акций протеста в Атырау, Уральске, Семее, Кызылорде и некоторых других городах Казахстана. И отмечали при этом, что для власти логично было бы санкцио­нировать это мероприятие и тем самым продемонстрировать готовность к диалогу с собственным народом. Однако она решила по-своему.

Потенциальный визави стал вдруг главным врагом, против которого были брошены все силы - административные, полицейские, судейские, информационные.

Несколько десятков активистов по всей стране были привлечены к административной ответственности (в основном - арест на 15 суток) за призывы выйти на несанк­ционированный митинг, хотя никакой доказательной базы при этом предоставлено не было, а суды проходили с многочисленными нарушениями. Кроме того, еще несколько десятков человек были доставлены в местные отделения полиции для "беседы и разъяснений". Практически всем угрожали уголовным преследованием в случае выхода на митинг 21 мая.

В Уральске такие угрозы воплотили в жизнь: к уголовной ответственности за разжигание национальной розни (по пресловутой 174-й статье УК РК) привлечен известный бард Жанат Есентаев, причем в рамках этого дела подозреваемыми в любой момент могут оказаться и другие активисты. На днях стало известно, что двое атырауцев, Талгат Аян и Максат Бокаев (он был включен в состав Земельной комиссии, но вышел оттуда в знак протеста против преследований единомышленников), могут быть обвинены в организации массовых беспорядков и призывах к захвату власти. Вооруженное сопротивление полиции инкриминируют и другому жителю Атырау - Ерлану Башакову. В целом "уголовка" сегодня грозит многим, и их число может увеличиться в любой момент. А накануне митинговой субботы в южной столице вдруг обнаружились схроны с оружием.

Параллельно на головы казахстанцев обрушились информационные атаки, в которых бесцеремонная ложь щедро иллюстрировалась кадрами горящих машин и погромов. Зрителю безапелляционно внушалось: митинги - это не народное волеизъявление, прописанное в Конституции, а попытка "раскачать лодку", дестабилизировать ситуацию в стране, и это, мол, выгодно Западу. В подтверждение этого были вброшены  анонимные устрашающие ролики, которые мало чем отличались от "аналитик" и "итогов недели" на телеканалах, позиционирующих себя народными и  первыми.

Тот день

В субботу, 21 мая, все главные площади и традиционные места отдыха горожан в больших и малых городах страны были оцеплены полицией в несколько рядов. По всей видимости, поступил приказ "не допустить присутствия людей", и он был не только  выполнен, но и перевыполнен. Правоохранители задерживали (причем далеко не всегда вежливо) всех, кто попадался под руку, включая случайных прохожих, туристов, стариков и даже журналистов, пришедших выполнять свою работу.

Наибольших успехов "вежливые полицейские" (по выражению наших коллег, занимающихся запугиванием населения) добились в Алматы. Не дав людям пройти к площади Независимости и спровоцировав их скопление на подступах к ней (в первую очередь на перекрестке Абая и Фурманова), они перешли к основной фазе операции "нет митингу". Сначала в дело вступили "люди в черном" (бойцы СОБРа), судя по всему, командированные из другого города. Они выхватывали из толпы молодых людей (на них указывали лица в гражданском, среди которых очевидцы узнали начальника ДВД по Алматы). Потом на подмогу пришли местные полицей­ские и "вовремя подоспевшие" сотрудники ОМОНа в полном облачении.

Все это время собравшихся отгоняли подальше от площади, периодически выхватывая тех, кто начинал что-то громко говорить или просто показался людям в погонах и с дубинками "подозрительным". В их числе оказались и зеваки, и женщины, и пенсионеры, и даже проезжавший мимо велосипедист, а также официант и охранник придорожного кафе. Задержания "оптом" производились и в других районах южной столицы, где потенциально могли собраться "обманутые провокаторами граждане" (ведь точного времени и места сбора объявлено не было).

По самым скромным подсчетам, в различные РУВД Алматы были доставлены более двухсот человек. С них требовали объяснительные (зачем пришли на митинг), а также принудительно брали отпечатки пальцев. Многие отказались от этой унизительной и незаконной процедуры, а некоторые написали заявления в прокуратуру по поводу противоправных действий полиции. В тот же день начальник Административной полиции МВД Игорь Лепеха заявил, что "митинга в Алматы не было" и что задержано 20-30 человек.

По большому счету, полноценный, но непродолжительный митинг (с ораторами, слушателями и овациями) состоялся только в Павлодаре, но он был быстро прекращен полицейскими. Своеобразные митинги прошли в алматинских РУВД, где содержались задержанные. Люди получили уникальную возможность в стенах актовых залов полицейских участков пообщаться между собой, обсудить насущные проблемы.

Глазами СМИ

Тем временем по общенациональным телеканалам заверяли, что "алматинцы не поддались на провокации", и приводили в доказательство кадры с полумертвой центральной площади (напомним, перекрытой со всех сторон). Конечно, мнение нескольких тысяч человек, так или иначе ставших свидетелями субботних событий, не говоря уже о тех, кто в это время проходил или проезжал мимо, не в счет. "Первые" и "народные" телеканалы и их ведущие (в том числе, между прочим, один из представителей парламента в Земельной комиссии) вошли в раж, открыто призывая к расправе над теми, кто посягнул на самое святое в нашей стране - стабильность.

В общем, провластные СМИ констатировали, что казахстанский народ не клюнул на провокации, которые устроили враги государства - как внутри страны, так и за ее пределами. Говорили, надо признать, убедительно - но только для неподготовленной публики, лишенной альтернативных источников информации, а также разучившейся анализировать и думать.

А вот на различных интернет-ресурсах и в социальных сетях превалировал другой взгляд. Фоторепортажи и видеозаписи с мест событий, даже не сопровождаемые комментариями,  показывали, что полицейские в большинстве своем были не очень-то вежливыми, а их "клиенты" мало походили на бузотеров, "майданутых" и провокаторов с обрезками арматуры. Кстати, 21 мая некоторые социальные сети находились в "полуживом состоянии", а доступ к ряду независимых отечественных сайтов был заблокирован на нескольких дней.

Обратили внимание на субботние события в Казахстане и зарубежные СМИ. Совершенно в разных тонах преподнесла их российская пресса. Некоторые издания увидели в них угрозу "русскому миру", исходящую  от "казахских националистов", а кто-то возвел нашего президента в ранг чуть ли не кровавого диктатора, заявив, что причиной событий 2011 года в Жанаозене тоже был "земельный вопрос". Якобы главная цель - дестабилизация политической обстановки и создание напряженной ситуации на границе с Россией (Алматы - приграничный город?).

При этом, как утверждают известные издания, президент страны понимает, что протестная масса незначительна, а операцией по наведению порядка он руководил из… Пекина. Действительно, в Интернете прошла информация (без ссылок на официальные источники), что Нурсултан Назарбаев в это время находился в Китае. Однако сайт Акорды об этом ничего не сообщает (ну, действительно, не мог же он тихо уехать из страны), а вот министр иностранных дел РК встречался со своим коллегой из КНР именно 21 мая и именно в Алматы.

Кстати, китайские СМИ обошли тему митингов стороной, хотя ведущие информационные агентства Поднебесной сообщили и о найденных в Алматы тайниках с оружием и деньгами, и о предупреждении генпрокурора РК "не поддаваться на провокации". Впрочем, в китайской прессе ничего не найдешь и о периодически вспыхивающих волнениях в СУАР. Цензура, понимаете ли.

В более объективной тональности и нередко с экспресс-аналитикой рассказали о событиях в Алматы и других городах РК западные агентства и телеканалы. Свои прогнозы предложил и разведывательно-аналитический пор­тал Stratfor, добавив к своему анализу и послед­ние события в Таджикистане, где, как известно, прошел всенародный референдум по продлению полномочий президента страны до пожизненного срока. Американский ресурс отмечает, что на сокращение числа потенциальных участников акций протеста повлияли как объявленный Назарбаевым мораторий, так и преследование активистов и журналистов, а также блокирование средств коммуникаций и социальных медиа. Stratfor напоминает, что несколько месяцев назад в Казахстане прошли парламентские выборы, которые закончились громкой победой правящей партии, и делает вывод, что такие "победы" говорят о том, что правительство не пользуется повсеместной поддержкой среди населения. "По всей вероятности, протесты связаны с более широкими политическими и экономическими проблемами в стране, в том числе с коррупцией в госорганах и с экономикой, находящейся на грани рецессии", - предполагают "шпионы-аналитики".

И что дальше?

Но вернемся в нашу страну, проснувшуюся утром 22 мая немного другой. Надо признать, что жесткие и порой жестокие действия правоохранительных органов по отношению к мирным участникам так и не состоявшихся митингов, а тем более к их организаторам и гражданским активистам, еще более обострили и без того острую грань между властью и народом. Надежды на то, что ситуацию хоть как-то может сгладить созданная Земельная комиссия, тают с каждым днем.

Чего же ждать дальше? Власть ясно дала понять, что не намерена терпеть инакомыслие и открытое несогласие с тем, что она заявляет и делает (или, наоборот, не делает). Конечно, она у нас непред­сказуема, как ветер в мае, но, скорее всего, предпочтет действовать привычными для себя методами - устрашением, репрессиями и обильными порциями пропаганды.

В свою очередь, протестная масса может окончательно утратить веру не только в возможность диалога с властью, но и в нее саму. Ведь ко всему прочему добавляется неуверенность в завтрашнем дне, которую лишь усиливают пустые обещания с высоких трибун, каждодневные скандалы с чиновниками разных рангов, а также полная закрытость вопроса о преемственности верховной власти.

Поэтому власть должна услышать свой народ. Услышать, понять и принять. И не только через непонятные комиссии, псевдодемократические коалиции и "круглые столы", больше походящие на тои, но и через мирные митинги и демонстрации. А само гражданское общество не должно упускать возможности открытого диалога. Ведь открытое противостояние в Казахстане может быть на руку тем, кто находится немного восточнее того самого Запада, коим нас вновь пугают, реанимируя советские страхи.

 

Подпишитесь на еженедельную рассылку

Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты

Ваш email:
Конфиденциальность гарантирована
Комментарии:
Добавить комментарии


    Введите имя:


    Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера





Астана: 13 °C
Алматы: 21 °C
    
$ 341.97
382.15