3570 21-05-2016, 07:30

Скандал в казахстанском футболе: для президента ФФК закон не писан…

В понедельник, 16 мая, в статье «Айсултан Назарбаев против ФФК: второй сезон мыльной оперы?» автор этих срок сделал предположение, что проявляемые нынешним руководством Федерации футбола Казахстана (ФФК) непрофессионализм и непонимание того, как должны строиться отношения между федерацией и другими футбольными структурами, способны привести к новому серьезному конфликту. И он грянул – спустя всего два дня после той публикации. 

18 мая президент ФФК Ерлан Кожагапанов устроил то, что до сих пор бурно обсуждается на различных сайтах и в социальных сетях – благо в интернете появилась сначала аудио-, а затем и видеозапись этого скандального собрания. Точнее, того, что планировалось как собрание Профессиональной футбольной лиги Казахстана (ПФЛК), а превратилось в ее фактический разгром. 

Тем комментаторам в соцсетях, которые, видимо, не очень разбираются в футбольных делах и буквально тащатся от того, как Кожагапанов «навел порядок», хотелось бы кое-что прояснить. ПФЛК – самостоятельная юридическая организация со своим Уставом и президентом, она действует на основе договорных отношений с ФФК и в рамках предоставленных ей полномочий, касающихся проведения чемпионата Казахстана. Такова общемировая практика: в Англии, Испании, Германии, любой другой стране с богатыми футбольными традициями федерация не имеет права вмешиваться в дела профессиональной лиги (учредителями которой являются футбольные клубы), в ее кадровые вопросы, в уже согласованный календарь национального первенства и т.д. Если же возникают какие-то разногласия, то они должны решаться путем поиска компромисса. 

Олжас Абраев. Фото с сайта kairat-futsal.kz

А что мы видим в нашем случае? Сначала президент ФФК добивается от президента ПФЛК Олжаса Абраева, отказавшегося идти у него на поводу, «добровольной» отставки. Затем приходит на собрание лиги, председательствует на нем, хотя никто не давал ему таких полномочий, и, включив административный ресурс в собственном лице, заставляет собравшихся проголосовать за те решения, которые он сам же навязал. А в конце выдвигает кандидатуру нового руководителя ПФЛК (ее, разумеется, утверждают), хотя в ст. 9.2 ее Устава черным по белому написано, что президент лиги избирается по представлению членов ПФЛК, то есть представителей футбольных клубов. Налицо явное превышение полномочий и узурпация власти. 

Теперь о том, что послужило поводом. Руководство ФФК договорилось с футбольной федерацией КНР о проведении 7 июня товарищеского матча между национальными сборными двух стран (при этом китайцы взяли на себя все затраты на проведение игры, хотя деньги не ахти какие большие). После чего поставило ПФЛК перед фактом: находите «окно» в календаре внутреннего чемпионата, переносите туры. Лига в лице ее президента вполне резонно возразила: мол, в солидных организациях так дела не делаются. Тем более что перенос матчей первенства может негативно сказаться на подготовке казахстанских клубов к еврокубковым турнирам. Независимая позиция ПФЛК и вывела Кожагапанова из себя. 

По большому счету, для него в данном случае на одной чаше весов оказалась целесообразность (проведение матча со сборной Китая), а на другой – закон (право ПФЛК отстаивать уже согласованный ранее с ФФК календарь чемпионата). Кожагапанов выбрал первое и проигнорировал второе. Видимо, такой выбор обычно и делают казахстанские чиновники, из рядов которых и вышел нынешний президент федерации – ранее он занимал высокие посты в Таможенном комитете, был заместителем акима Астаны, руководил Агентством РК по делам физкультуры и спорта. А мы еще удивляемся, почему в нашей стране не работают законы. 

Да и, судя по выложенной в Интернет аудиозаписи, вел себя человек с голосом, очень похожим на голос Кожагапанова, как типичный чиновник-бастык (хотя ФФК является общественной организацией) – не терпящий возражений, считающий свое мнение истиной в последней инстанции, переходящий временами на мат, угрожающий «натравить» на тех, кто не согласен с ним, прокуроров. 

Кстати, его заявление о договоренности с руководством Генпрокуратуры относительно таких проверок оказалось элементарным блефом – на сайте главного надзорного органа в пятницу, 20 мая, появилось разъяснение, в котором говорится: «Никто из заместителей Генерального прокурора, а также нынешний Генеральный прокурор не встречался и не имел беседу с президентом Федерации футбола Казахстана. При этом сообщаем, что органами прокуратуры никаких проверок деятельности футбольных клубов не проводилось и не планируется проводить». Получается, человек с голосом, очень похожим на голос Кожагапанова, нагло врал? 

Испанский болельщик. Фото с сайта sports.ru

Заметьте, в столь неподобающем тоне, откровенно шантажируя, он разговаривал с руководителями клубов, которые не являются его подчиненными. А теперь представьте, что, например, глава Испанской федерации футбола придет на заседание LFP (так называется профессиональная лига этой страны) и начнет запугивать президентов «Барселоны», «Реала», «Атлетико»… Да его просто вышвырнут оттуда. Но это в Европе, где чтят законы и умеют отстаивать свои права. А у нас «проглотили». Правда, не все – представители «Кайрата» и «Иртыша» высказали несогласие, а гендиректор алматинского клуба в знак протеста и вовсе покинул зал, не пожелав участвовать в этом, как он выразился, фарсе. 

И во время собрания, и после Кожагапанов ссылался на интересы казахстанского футбола, его болельщиков. Если послушать президента ФФК, то с точки зрения этих самых интересов нет ничего важнее, чем игра, намеченная на 7 июня. Получается, Уставы, регламенты и другие основополагающие законы футбольной жизни, правильно выстроенные отношения между различными структурами, которые так или иначе связаны со спортом №1, - все это мелочь по сравнению с одним-единственным матчем сборной, к тому же товарищеским? Если Кожагапанов так расставил приоритеты, то о каком порядке в казахстанском футболе, о какой стратегии его развития можно вести речь? Сегодня в угоду сиюминутной целесообразности «растоптали» Устав ПФЛК, завтра с такой же легкостью проигнорируют регламентирующие документы самой ФФК. И к чему мы, в конце концов, тогда придем? К тому, что все вопросы будут решаться вне правового поля? Это уже будет полный бардак и беспредел. 

Допускаю, что в деятельности той же ПФЛК много недостатков, что некоторые положения ее Устава, обнародованного лишь пару месяцев назад, нуждаются в пересмотре. Так обсуждайте их вместе с представителями клубов, вносите предложения, приходите к консенсусу. Но сохранив при этом главное – полную самостоятельность ПФЛК в вопросах оперативного управления проведением национального чемпионата (в противном случае ее существование теряет всякий смысл). 

Другой важный момент. Президент лиги должен не столько руководить ею, сколько выполнять функции, делегированные ему учредителями (футбольными клубами) и работать в их интересах, которые необходимо заранее согласовать со стратегическими интересами ФФК, отразив это в учредительных документах. То есть, по сути, президентом ПФЛК должен быть нанятый лигой менеджер, но никак не назначенец федерации. Вообще, о том, зачем нужна профессиональная лига, какими должны быть ее отношения с ФФК, автор этих строк писал не раз, начиная еще с 2009-го (см., например, http://www.fanatik.kz/people/user/4958/blog/8434/), поэтому нет смысла повторяться. Да и весь опыт мирового футбола убеждает в необходимости такого шага. 

А что сделал 18 мая Кожагапанов? Фактически похоронил ПФЛК как организацию, которая только-только начала становиться самостоятельной. Можно сказать, убил в тот момент, когда она попыталась «встать на крыло». 

Возможно, сегодня он считает себя победителем. Но это пиррова победа, которая может иметь печальные последствия, в том числе и для него лично. Ведь еще до скандального собрания многие любители футбола выражали серьезные сомнения в адекватности действий Кожагапанова как президента ФФК, а теперь эти сомнения еще больше усилились. Чем наверняка воспользуются его оппоненты, и прежде всего, команда Айсултана Назарбаева. Нынешний руководитель федерации дал им отличный повод и для новых информационных атак, и для того, чтобы поставить ребром вопрос о его соответствии занимаемой должности. 

Почему Айсултану и его тестю Кайрату Боранбаеву, хозяину ФК «Кайрат», не удалась прошлогодняя попытка? На мой взгляд, главная причина заключалась в том, они не смогли заручиться поддержкой футбольной общественности, проиграв информационную войну. А в такой ситуации «вверху», видимо, посчитали нецелесообразным включать ради них административный ресурс. В конце концов, это всего лишь футбол, а ФФК – всего лишь общественная организация. Но если после всего того, что произошло в федерации за последнее время, Айсултан снова заявит о своих притязаниях (а он уже дал понять, что намерен возобновить борьбу), то сторонников у него окажется куда больше, чем прошлой осенью. Ход их мыслей будет примерно таким: да, внук президента – тоже далеко не оптимальный вариант, но хуже, чем при Кожагапанове, уже не будет. Потому что хуже уже некуда…

 

Комментарии