СРЕДА, 1 ИЮНЯ 2016 ГОДА

Пантеон дороже денег: нужен ли он живым людям?

Автор: Мирас Нурмуханбетов 1389 25-05-2016, 06:30

«Помни, что смертен», - гласит латинская пословица. И она первой приходит на ум, когда читаешь в новостных лентах сообщения о том, что в стране приступают к созданию  Национального пантеона. Но далеко не только эта древняя истина подвигла власти к закладке VIP-некрополя для выдающихся казахстанцев.

Мировой опыт

Сначала разберемся с самим понятием «пантеон». Для людей, знающих историю чуть больше школьного курса, это в первую очередь группа богов, принадлежащих к одной религии. Как бы верховное правительство. Если учесть, что античные греки относились к обитателям своего Олимпа примерно так же, как наши современники к обитателям олимпа политического, то все выглядит вполне логично.

Но «пантеон» имеет и другие значения. В Древнем Риме это был «храм всех богов», построенный 1890 лет назад на месте прежнего, а еще через пять веков освященный в честь всех святых. Интересно, что конструкция этого храма была такова, что через отверстие его грандиозного купола в полдень проникал визуально ощутимый нұр (то есть, световой столб) – потрясающее зрелище!

Помпезно выглядит сегодня и Парижский пантеон. Изначально на этом месте была церковь святой Женевьевы, но Людовик XV вздумал ее перестроить с основания, но закончить не успел – короля свергли (никаких аналогий!), а из храма сделали мавзолей прославленных граждан. Потом власть и республики во Франции несколько раз менялись, здание непродолжительное время опять выполняло религиозные функции, но в конце концов оно стало тем, чем является сегодня, – усыпальницей великих французов. Там покоится прах более чем 80 именитых особ – генералов и писателей, политиков и мыслителей, ученых и неучей. Впрочем, некоторые захоронения символические – например, в виде земли с могилы того или иного деятеля.

Самое большое по размерам кладбище, претендующее на звание пантеона, находится на окраине Мехико. Оно делится на блоки по национальному и социальному признакам. Наиболее известный из них – пантеон выдающихся деятелей Мексики. Это круговое захоронение с вечным огнем посередине.

Есть еще мемориальное кладбище «Пастор Матиас Маэстро» в Лиме (Перу), которое, как и мексиканское, было открыто в XIX веке.

В принципе, разного рода усыпальницы знаменитостей есть и во многих других странах, хотя в большинстве случаев они представляют собой достаточно старые кладбища с часовней, на основе которых и создавались пантеоны. Но там можно запросто встретить и тех, чьи имена ничего не скажут не только иностранным туристам, но и местным краеведам. Как в Вене, например – помните, кого там похоронили в прошлом году?

На территории бывшего СССР тоже имеются подобные комплексы. Грузинская Мтацемида была официально открыта в 1929-м, а армянский пантеон имени Комитаса – на год позже. В них, за редким исключением, похоронены деятели культуры и искусства этих стран. Но наиболее известным в Союзе VIP-некрополем является «кремлевский». Открыт он был практически сразу после октябрьского переворота – сначала появились две братские могилы «борцов за революцию», а потом там стали хоронить и государственных деятелей (или урны с их прахом). После смерти Сталина партия и правительство приняли постановление о сооружении «Памятника вечной славы великих людей страны», но уже через несколько лет о проекте забыли.

Времен связующая…

А вот идее с казахстанским пантеоном, судя по всему, суждено-таки сбыться. В качестве обоснования чиновники называют «воспитание патриотизма в гражданах и привлечение туристов со всего света», а на столь благородные цели и никаких денег не жалко (несмотря на экономический кризис), и саркастическую критику со стороны граждан  можно стерпеть (несмотря на кризис социально-политический).

Напомним, что впервые эту тему подняли чуть больше пяти лет назад – в самом начале 2011-го. Тогда, накануне празднования 20-летия независимости РК, столичные архитекторы вместе с учеными предложили установить на уникальном мусульманском кладбище в черте города (в микрорайоне «Жастар») семь монументальных стел – в честь  погибших в годы джунгарского нашествия и гражданской войны, жертв голодомора 1920-30-х, Кенесары-хана и его сарбазов, репрессированных по классовому признаку, а также депортированных в Казахстан народов. Эту хорошую и вполне «бюджетную» идею подхватили и развили до более глобальных (и погребальных) масштабов. Пришлось выносить предполагаемый объект за город и «оттолкнуться» от мавзолея великого Кабанбай-батыра.

Впрочем, если верить некоторым слухам, подготовку начали еще дюжину лет назад. Для этого якобы даже был выбран один из так называемых царских могильников (Иссыкские курганы, там, где сейчас музей под открытым небом), получивших всемирную известность благодаря «Золотому человеку». Кстати, примерно в то же время усилиями одного медиа-холдинга (самого крутого на тот момент) и отдельных ученых-любителей стала продвигаться идея о том, что «Золотой человек» - это на самом деле сакская девушка-правительница. Видимо, таким образом решили подготовить общественное мнение к тому, что страной-наследницей великих кочевников вполне может править и женщина. Но это так, к слову.

А царские курганы, которым уже две с половиной тысяч лет, впечатляют даже сегодня. Это были не просто кладбища в современном понимании этого слова, а некие мега-пантеоны со святилищами, ритуальными сооружениями и т.д. На их территории проводились важные государственные мероприятия, периодически совершались религиозные действа, оттуда уходили на войну и там славили богов после побед. Поэтому «подзахоронение» великих деятелей современности на этом месте выглядело бы, по меньшей мере, странным.

Логичнее было бы продолжить традицию времен Казахского ханства, когда верховных ханов, прославленных батыров и других именитых выходцев Великой степи хоронили в одном месте. Ташкент, понятное дело, сегодня не подходит, а вот вариант с Туркестаном не устраивал по ряду причин, да и в список ЮНЕСКО мавзолей Ахмета Яссауи вошел лишь пару лет назад. Но самое главное – нужна была нынешняя, я не средневековая или советская столица. Как уже отшутились в обществе, чтобы оправдать прежнее название города – Ақмола (дословно «белая могила»). Да и по политическим соображениям нужно было создавать VIP-некрополь именно там.

Обоснование проекта

Споры вокруг Национального пантеона Казахстана возникли сразу после обнародования намерения его создать, а с новой силой разгорелись после появления информации о конкурсе на лучший проект и выделении средств на прокладку коммуникаций. Кстати, в конкурсе участвовали два десятка различных контор и групп архитекторов, в том числе иностранных. Между прочим, большинство отечественных и зарубежных СМИ используют для иллюстрации материалов о казахстанском пантеоне работу итальянцев, которые победителями не стали – как известно, выиграло ТОО «Проектная академия КазГор» (это те, кто «реставрировал» Дворец Республики в Алматы и проектировал выставочный комплекс ЭКСПО). А вот на коммуникации, как сообщалось год-полтора назад, из бюджета выделено более миллиарда тенге.

Что касается министра культуры Арыстанбека Мухамедиулы, являющегося в последнее время главным рупором в продвижении этой идеи, то он далеко не всегда отвечает на вопросы, волнующие общество и озвучиваемые журналистами. Так, пока непонятно, как Национальный пантеон сочетается с каноническим исламом, который, мягко говоря, не одобряет поклонение идолам и могилам.

К тому же Казахстан - не только многонациональная, но и многоконфессиональная страна, хотя и со «своеобразным» законом о религии, попавшим под шквал критики со стороны международных правозащитников. Однако в этом плане у большинства казахов на первом месте стоит именно поклонение духам предков (аруахам), хотя в последнее время возведение мазаров на кладбищах (в основном в больших городах) превратилось в подобие соцсоревнования.

Возник и другой закономерный вопрос – о возможности появления «коммерческих» погребений. Г-н Мухамедиулы заверил, что это исключено – мол, там не будут лежать те, у кого много денег. В то же время в зависшем состоянии остается вопрос, что будет с прахом тех, кого похоронят в пантеоне, а спустя некоторое время посчитают недостойными такой чести. Ведь наша история знает много случаев, когда отношение к тому или иному историческому персонажу менялось кардинально.

А вот ответ еще на один, причем главный, вопрос, судя по всему, знают все. И даже сравнение с древней страной Миср (Египет) приводят – якобы там пирамиды начинали строить задолго до смерти верховного правителя. Это из той же категории, почему до сих пор не переименовали улицу Фурманова в Алматы.

Чем можно объяснить то, что о пантеоне заговорили именно сейчас? Вероятно, он станет одной из составляющих более амбициозного и глобального (разумеется, в рамках нашего государства) проекта – Мәңгiлік Елі и того самого Плана нации, который позиционируется как «путь к казахстанской мечте». А еще все это совмещается с пресловутым транзитным периодом, грозящим структурными (но не системными) изменениями во внутренней политике и управлении страной.

Конечно, нужно принимать во внимание и амбиции отдельных государственных деятелей и представителей кланов, которые своеобразно представляют лидеру нации ситуацию в стране, рассчитывая на свои дивиденды и убеждая его в том, что «так надо» и «мы заслужили». И это между строк читается в словах министра Мухамедиулы, заявившего о том, что Казахстан уже созрел для пантеона. Судя по всему, «созрел» не народ, воспринимающий эту идею больше с сарказмом, а власть, которая не привыкла советоваться с народом.

Ко всему прочему, пантеон видится как некое продолжение уже набравшей силу тенденции - создание парков первого президента, открытие университета и школ, носящих его имя, выход на экраны известной художественной киноэпопеи из нескольких серий и т.п.

Цена вопроса

Теперь немного о цене вопроса. Вот это действительно удивляет – все-таки 79 миллиардов тенге просто так из бюджета не вытащишь, особенно в нынешний период. Такая цифра просто не укладывается в голове среднестатистического казахстанца.

Но надо учесть, что проект начал разрабатываться еще во время «нефтяного изобилия». Да и не утверждена еще проектно-сметная документация (на днях этот вопрос должен решить столичный маслихат), хотя вряд ли окончательная сумма будет сильно отличаться от заявленной. Ведь живым тоже нужно будет кое-что заработать.

Поэтому нет смысла считать, сколько на эти 79 миллиардов тенге можно было бы построить школ и детсадов или сколько казахов отправить в космос. В ответ на это вам скажут, что на такое никаких денег не жалко, а еще и европейские страны в пример приведут – мол, там почти везде пантеоны существуют. Да, существуют, и много лет. А еще там, в европах, демократия существует, и власть имеет привычку обсуждать бюджетные расходы с народом, а не ставить его перед фактом. И вообще, нужно думать  не только о смерти, но и о том, что за ней последует…

 

Комментарии:
Выбор главного редактора
Фото и видео
Лучшие материалы
Астана: 4 °C
Алматы: 14 °C
    
$ 335.84
374.43