Почему Карим Масимов не ездит по регионам и вообще непубличен?
Карима Масимова, который в апреле 2014-го после полуторагодичного перерыва вернулся на правительственный трон, по праву можно назвать самым странным премьер-министром за всю историю современного Казахстана. Последние два года его работы во главе кабмина явственно показали, что король-то голый…
Карим Кажимканович, несмотря на всю противоречивость его восприятия, всегда считался универсальным политиком. Как отмечали многие эксперты, он умело демонстрировал это качество, эффективно модерируя происходящие в стране процессы и при этом грамотно сочетая опыт антикризисного управления с политическим менеджментом. Но та модель поведения, которой Карим Масимов придерживается сегодня, больше свойственна политикам, задвинутым в угол. Складывается ощущение, что его управленческие качества атрофировались и осталось лишь чистое исполнительство в стиле "принеси - подай". Такая метаморфоза выглядит как минимум странной. Впрочем, вряд ли стоит удивляться этому.
Скорее всего, трансформация имиджа премьера лишь подтвердила наши опасения, высказанные несколько лет назад. А говорили мы тогда о том, что образ Масимова, не исключено, может оказаться фантомом, не имеющим ровным счетом ничего общего с реальностью, и все его привлекательные личные и профессиональные черты - не более чем фокусы политтехнологов. И чем дольше Карим Кажимканович гребет веслами правительственной лодки, тем все больше мы убеждаемся в правильности этой версии.
Долгое время Карим Масимов позиционировал себя как политика, не боящегося прямого диалога с прессой и общественностью, адекватно воспринимающего чужое мнение. С этой целью он обзавелся профилями в самых популярных социальных сетях и, как показывала статистика, действительно вел активную переписку с пользователями. Но надолго его не хватило.
Второе пришествие Масимова в правительство проходит под знаком полной закрытости деятельности премьер-министра. Его аккаунт в "Твиттере" заброшен, а блог просто перестал функционировать. На официальном сайте главы правительства нет даже традиционной рубрики "Вопрос - ответ". Решение же проводить заседания кабмина в закрытом для прессы режиме только подтвердило "диагноз".
Бросается в глаза еще одна странность - явное желание Масимова заниматься исключительно кабинетной работой и проводить рабочие встречи преимущественно в Астане. Но что это за глава правительства, который не выезжает в регионы, не имеет связи с народом, а информацию о жизни страны получает только из докладов акимов по селектору и от своих министров да, может быть, еще из программ телеканала "Хабар"? По крайней мере, в нынешнем году Карим Кажимканович в регионах побывал всего один раз: в конце марта посетил Атыраускую область. И то, скорее всего, лишь потому, что нужно было представить местной элите нового акима.
Остается только догадываться, зачем, а, главное, для кого при таком явном нежелании "входить в кадр" он заявлял следующее: "Основной вызов, который сейчас стоит перед правительством, - это проведение реформ и его конкретное обсуждение с участниками, с теми людьми, с теми компаниями, которых непосредственно эти реформы будут касаться"…
Все эти странности складываются в пазл с изображением рыбы, бьющейся об лед. Именно этого метафорического "зверя" напоминает сегодняшнее правительство Масимова.
За время своего первого руководства кабмином Карим Кажимканович на самом деле продемонстрировал себя неплохим кризисным менеджером, хотя и не всегда умеющим держать руку на пульсе и зачастую неспособным влиять на эффективность реализации его же собственных решений и поручений. С другой стороны, и кризис, с которым ему тогда пришлось бороться, был не чета нынешнему. Теперь же становится очевидным, что команда Масимова не в состоянии повторить свой успех 2008-2009 годов, а на именитых политтехнологов денег нет, и потому-то мы и становимся свидетелями всех тех нелепостей, которые возникают вокруг фигуры нынешнего премьера.
И ладно, если бы Масимов ушел в тень по причине необходимости работы в более жестком режиме, при котором очень сложно выкроить время для того, чтобы услышать, что там думает население, узнать, чем оно живет-дышит. Но ведь этого нет! Результаты его двухгодичной работы никак не проецируются на толщину стенок той ракушки, в которую он себя добровольно заточил.
Брошенный им два года назад клич "Заграница нам поможет" услышан не был. Напротив, ежегодно наблюдается лишь снижение объемов прямых иностранных инвестиций. В 2010-м они составляли 14 миллиардов, а по итогам прошлого года - всего 4 миллиарда долларов. Оптимизация многочисленных государственных программ, конечно, что-то дала и сэкономила бюджетные траты, но назвать эффект от этого мероприятия оздоравливающим для нашей экономики все равно язык не поворачивается. В поисках денег правительство идет на непопулярные меры, подставляя себя под огонь критики. Кабмин фактически превратился в сборщика налогов, успев попутно запустить руку в карман будущих пенсионеров. И, как апофеоз, своей новой земельной реформой довел страну до кризиса политического.
Но тупик ли это или же очередной поворот в бесконечном лабиринте - судить трудно. Отчасти потому, что казахстанский премьер перестал радовать нас своим видением решения тех или иных проблем. В лучшем случае общество узнает о каких-то шагах постфактум, без лишних подробностей. Но даже это происходит лишь при исключительных обстоятельствах. Например, после очередного нагоняя, устроенного главой государства. Но и тогда Масимов старается скрыться за общими фразами, раздавая своим подчиненным поручения, фактически уже озвученные президентом. Словом, как в том стишке: "А потом на инструктаже он из тысячи бумажек, оставаясь очень важным, учит нужную найти".
В основном же информационная лента, посвященная деятельности главы правительства, забита сообщениями о его телефонных переговорах с российским коллегой, селфи со знаменитыми спортсменами, новостью о передаче личной коллекции ковров в музей и прочей чепухой. Чем на самом деле занимается Масимов, насколько то, что он делает, эффективно и востребовано, - вопрос вопросов.
Поэтому неудивительно, что социальные сети переполнены мнениями о необходимости отставки Карима Масимова с поста премьера. Да и эксперты не на его стороне. В прошлом месяце, отмечая двухлетие возвращения Карима Кажимкановича на должность главы правительства, они достаточно негативно оценили его деятельность. В качестве серьезных минусов называлось ощущение отсутствия у правительства Масимова продуманной экономической программы, противоречивость проводимой экономической политики, ее низкое качество. При этом "минута молчания", взятая Каримом Кажимкановичем, очень напоминает поминки по его былой славе и управленческим способностям.