СРЕДА, 7 СЕНТЯБРЯ 2016 ГОДА

Что значит для нас культурный иммунитет?

Автор: Адольф АРЦИШЕВСКИЙ 1460 21-08-2015, 00:00

Шум и ярость новейших времен. Неодолимая цепкость всемирной паутины и волны телеэфира отнюдь не родниковой чистоты. Сомнительные ценностные ориентиры Запада и его самонадеянных заокеанских кукловодов, погрязших в содомии, пытающихся навязать нам свое мировидение. Как уберечься от этой скверны? Как уберечь детей наших от эстетического и нравственного беспредела? В чем, где искать опору?..

Рита ЖУГУНУСОВА:

 «Отделять зерна от плевел»

– Определимся с терминами: что такое – культурный иммунитет?

– Думаю, это та внутренняя культура, которую человек взрастил в самом себе. Культура речи, мысли, мировосприятия, культура целеустремлений. А как она возникает, где ее питательная среда, ее корни? По-моему, в недрах народных традиций, ритуалов, обычаев. Все это живет в нас на генном уровне, все это заложено в человеке с рождения, но… Это как поле: невозделанное, оно порастет сорняками и одичает. Тут надо говорить и о нравственных началах, которые мы обретаем еще в детстве, в семье. Если человек вырос в атмосфере бездуховности, то никаким образованием, никакими дипломами невозможно восполнить этот пробел.

– Почему именно сегодня мы заговорили о культурном иммунитете?

– А потому что поток негатива, который обрушивается на нас со всех сторон, становится все неодолимее, и мы должны ему противостоять.

– Но этот поток обрушивается откуда? Прежде всего с экрана телевизора и из Интернета. При этом и ТВ, и Интернет – последние достижения цивилизации, а значит, благо? Или здесь что-то не так?

– Тут-то и надо научить нашу молодежь не быть всеядной, уходить от диктата чужеродных влияний, которые человека зомбируют и уводят от него самого. Надо уметь отделять зерна от плевел. А сделать это человек сможет, лишь обладая тем самым культурным иммунитетом, который есть стержень человеческого «Я».

– В дни нашей молодости были кумиры эстрады: Жамал Омарова, Роза Багланова, братья Абдуллины. А сегодня у нас на все про все – Кайрат Нуртас?

– Можно сколько угодно иронизировать над ним. Там и голос так себе, и слова у песен простенькие, и мелодия на грани примитива. Но ведь у мальчика есть в голосе нерв, что задевает душу молодежи. А это уже накладывает на самого Кайрата ответственность. Он явно не достигнет высот Магомаева, но ему что-то дано свыше.

– Во-от! И здесь мы должны говорить о культурном иммунитете, который должен быть присущ самому Кайрату, который ведет за собой молодежь…

– Да, на него возложена ответственность, и он должен об этом помнить. И ни в коей мере не опускать своего слушателя до эстрадного примитива.

– Если брать шире, каждый художник в ответе за тот посыл, который он адресует людям своими книгами, фильмами… Вокруг «Келин» Ермека Турсунова до сих пор не утихают споры, раздаются возмущенные голоса, особенно по поводу сексуальной сцены…

– Но эпизод этот снят без тени пошлости, очень деликатно и на высоком эстетическом уровне. Меня в этом фильме тронуло прежде всего то, что он снят без единого слова, но каждый кадр там как бы переполнен словами. Там много эмоций, страсти, там тишина, но она многозвучна. И все это на удивление – без слов. Здесь нет перебора и фальши.

– К сожалению, телевидение нельзя назвать эталоном нравственности и высокого вкуса. Вы тележурналист, и, говоря о культурном иммунитете, на ваш профессиональный взгляд, что можно сделать, чтобы изменить телевидение к лучшему?

– «Хлеба и зрелищ!» – этот посыл на телевидении универсален. Кому-то он необходим, чтобы управлять толпой. А чтобы управлять толпой, надо усреднить мышление, надо каждого из нас опустить до уровня толпы. Чтобы человек разучился думать. «Хлеба и зрелищ!» Иначе не будет рейтинга. Я по возможности сопротивляюсь этому. Собственно, тому же служит по преимуществу и Интернет.

– Но если человек несет в себе культурный иммунитет…

-…то он не станет человеком толпы. Беда лишь вот в чем: если человека день за днем кормить с экрана и в глобальных сетях низкопробным продуктом, то культурный иммунитет в нем захиреет, сойдет на нет.

– А что сотворили с оперой «Кармен» в нашем Академическом театре оперы и балета имени Абая?

– Все это делается, чтобы угодить массовому сознанию. К сожалению, подобное насилие над классикой на Западе стало нормой. Я убеждена: то, что создано гением, должно оставаться в первозданном виде. Вечные ценности трогать нельзя. Но, чтобы завлечь публику, идут на все.

– И вновь нас должен выручать наш культурный иммунитет, чтобы, говоря совковыми словами, противостоять «тле­творному влиянию Запада»?

– Да. Да! Да!.. Мне говорят: это постмодернизм, это модно, это в тренде. А я не хочу поглощать этот фастфуд, меня с души воротит. Меня спасает от этого гибельного шабаша мой культурный иммунитет.

Сейдахмет КУТТЫКАДАМ:

«О том, что мы утратили и что обрели»

– Культурный иммунитет – это, наверное, одна из последних опор в нашем непростом современном мире, когда все размыто и потеряно. Благодаря культурной уникальности мы интересны друг другу, а человек без культуры – обычное быдло. Надо сказать, что у казахов особый духовный иммунитет, который восходит корнями к древности, к тенгрианству. И в силу тысячелетнего кочевого образа жизни казахи его сохраняли вплоть до 20-30 годов прошлого века. А сейчас эта духовная материя оказалась как бы под сомнением.

Иногда у высокоразвитых цивилизованных народов к кочевникам было снисходительное отношение, будто бы это дикари, варвары. Но ведь кочевник был напрочь лишен потребительской психологии. Что он имел? Юрту, баранов, прочий скот. А больше ничего при всем своем желании иметь он не мог. И потому потребительская психология, которая всех нас сегодня уничтожает, была ему чужда. То было для него великое благо. Казах-кочевник жил в природе и жил природой. Он сохранял свою цельность, свою самобытность. Учтем при этом, что кочевник был предельно простодушным человеком. Другие народы считали это недалекостью. Но зададимся вопросом: откуда у этих народов та хитрость? И вкупе с хитростью – лицемерие, коварство. Это от той рабской, потребитель­ской психологии, которая заставляет ловчить, выкручиваться, кого-то объегорить, обойти. Наши пращуры, чистые духом, наивные до гениальности, оставались открытыми и простодушными, пытаясь сохранить для нас открытость и простодушие на генетическом уровне. Надо бы это сохранить, но в наши дни мы это потеряли.

По легенде как было? Наши пращуры не знали, что такое ложь. И когда впервые ложь была произнесена, они долго не могли понять, что это такое. А сейчас мы эту суку-ложь освоили во всех аспектах. Но в глубине души у каждого из нас и по сей день живет память о бесхитростности, правдивости, природной естественности, хотя мы их безвозвратно теряем.

И еще: у казахов соблюдалась чистота крови до седьмого колена, и генетики сейчас доказали, что это бесконечно важно, поскольку близкородственные браки очень опасны, чреваты вырождением.

Теперь что касается торговли. Мы знаем, насколько она необходима. Но ведь казахи торговлей не занимались. Ну, совершали баи крупные оптовые сделки, но чтоб казах стоял на базаре и продавал что-либо – такого никогда не было. Торговля разрешалась людям низкого происхождения и женщинам-вдовам. Я к этому в свое время относился иронично, но теперь-то понимаю, что это было основанием души казаха.

А сейчас что с нами происходит? Чтобы казах отдал своего ребенка в детдом, да такое представить себе было невозможно! Разве что в годы голодомора, когда повально вымирали все – да, казахи были в детских домах. Но как только более-менее жизнь устоялась, сироту казахи брали в дом к себе, его кормили, одевали-обували до той поры, пока человек не становился взрослым и не обзаводился семьей… А сейчас посмотрите на детские дома. Там в основном казахи. Да и среди путан казашки нынче не редкость.

Да, глобальный поток, в котором мы существуем, несет много пены и грязи. А эти геи и лесбиянки? А однополые браки? Это же невероятно, это в голове не умещается!.. Протестанты тут дали слабину, но основные конфессии – христиане, мусульмане, иудеи – они категорически против попрания Божьих законов и законов природы! Причем, гей-культура стала очень агрессивной. Она навязывается насильно, при этом утверждается, что это якобы высшая степень свободы. Если ты против геев, то ты мракобес! Исконная мораль не просто дала трещину – есть силы, которые стараются ее разрушить.

И пора бы вспомнить, что такое культура. Ведь это табу на попрание общечеловеческих ценностей. В эпоху, когда глобализация празднует бал, нам надо тянуться к своим корням, своим истокам, оберегать их. И на этом этапе культурный иммунитет поможет нам сохранить нашу национальную идентичность.

Но, с другой стороны, не надо преувеличивать опасность глобализации. Я считаю, что глобализация – это великое кочевье, когда кочуют все: люди, идеи, нанотехнологии. Нам ли, казахам, пугаться кочевья? Если глянуть глубже, то и евреи извечные кочевники. И Европа веков 15 назад была подвержена пешему кочевью. Арабы – вчерашние кочевники. Человечеству присущ дух кочевничества. Но мы, казахи, последние из могикан, мой дед был кочевником. И глобализм, всеобщее кочевье – это наша стихия. Надо смело вписаться в него и брать из него самое лучшее.

Что отличает кочевника? Он быстро схватывает новое. И это великое кочевье нам надо поставить себе на службу. Мы находимся в центре Земли. Было по-разному, было время Юга, которое влияло на человечество, – это Африка. Было время Севера, откуда пошла великая мудрость. Было время Востока с его древними цивилизациями. Было время Запада с его новыми устремленностями. Все замыкается, и приходит время центра Земли. Нам надо быть готовыми к этому и достойными этого призвания новейших эпох.

И государство наше должно следовать этой нашей внутренней сути и ни в коем случае ее не нарушать. Не надо слепо перенимать то, что противоречит содержанию этой сути. Психология потребления, все попирающий ужасный индивидуализм – это чуждое нам, это не наше. Евразия всегда была общинной культурой, причем каждый в общине ощущал себя личностью. Интересы индивида всегда должны сопрягаться с интересами общины. У Казахстана колоссальные потенциалы, и это не только природные ресурсы, но и людской потенциал. Население трудолюбивое, быстро обучаемое.

Да, у нас нет четко сформулированной идеологии, но она есть, она всегда была у всех состоявшихся государств. Ее ядро – личность и народ всегда едины. Государство должно заботиться о том, чтобы каждый гражданин был образован, культурен, воспитан, здоров. В здоровом теле – здоровый дух. Чего же еще? И тогда каждый гражданин будет продвигать свое государство вперед. Конечно, государству нелегко в этом неустойчивом, качающемся мире. Но тот самый стержень культурного иммунитета поможет нам устоять и выстоять.

Одним из главных идентификаторов народа является его язык. Эта та субстанция, в которой все скапливается – история народа, его опыт, традиции, его духовная сущность. Его прошлое, настоящее, будущее. Язык сохранить очень важно. Тем более что, по прогнозам филологов, на исходе XXI века на планете может остаться с десяток языков, остальные исчезнут.

Язык надо беречь, но есть одно обстоятельство, которое не хотят учитывать наши национал-патриоты. Они хотят замкнуться в своем языке. Это не просто ложный путь, это опасное направление. Народ, подверженный развитию, как народ Казахстана, должен обязательно иметь, кроме титульного языка, еще и язык-донор. Я тут не делаю открытия. Вспомним Древнюю Грецию. Многие свои знания она получила у Вавилона, Египта, Крита. Эти знания греки сделали достоянием своей культуры. Древний Рим всю модель духовного развития взял у Греции, и греческий язык стал неотъемлемой константой Рима. А уже на этом зиждилась цивилизация Европы. Латинский и арабский языки сотворили Европу.

Возьмем поучительный пример нашего ближайшего соседа России. Вплоть до XVIII-XIX века это была дремучая, отсталая страна, элита считала ниже своего достоинства разговаривать на родном русском, она говорила на француз­ском, немецком, английском, голландском языках. Но через посредство этих языков Россия вобрала все цивилизаторское богатство Европы, обогатив русскую культуру, придав ей невиданную мощь. И на ее основе возник новый, могучий русский язык мирового уровня. И возникла великая русская литература. И все это на базе европейских языков. Поэтому казахам никак нельзя замыкаться в своих языковых границах. Нам надо брать англий­ский. И ни в коем случае не терять русский. Билингвизм, трилингвизм, полилингвизм – это же невероятное богатство! В мире это уже не редкость, многие народы живут в условиях многоязычия. Европа вся говорит, по крайней мере, на трех языках. То же и на Ближнем Востоке.

У нас тешат себя еще одним заблуждением. Если ты заговорил на бытовом языке, освоив два-три десятка расхожих фраз, то ты, мол, язык этот знаешь. Не надо заниматься самообманом. Язык надо осваивать основательно и не заниматься в этом деле шапкозакидательством. И зная в совершенстве свой родной казахский, помнить все же, что на казахском Платона, Аристотеля, Эйнштейна ты не прочитаешь.

Подпишитесь на еженедельную рассылку

Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты

Ваш email:
Конфиденциальность гарантирована
Комментарии:
Добавить комментарии


    Введите имя:


    Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера


опубликовал 14 октября 2015 01:42
En revanche, elles perdraient le statut de fonctionnaire. http://lenitsky.com/kollektiv-chuma-ispolnili-pesnyu-bolshie-karie-glaza/ Edwige Bourstyn s attache ensuite a exciser la tumeur.




Астана: 12 °C
Алматы: 15 °C
    
$ 339.8
379.39