ВТОРНИК, 23 АВГУСТА 2016 ГОДА

Сузге – сибирская «царица Томирис»

1686 7-08-2015, 00:30

Более четырехсот лет назад, на стыке XVI-XVII веков, началось завоевание Сибири Русским государством. Регион тогда входил в состав Сибирского ханства, главой которого являлся Кучум – представитель династии чингизидов-шейбанидов. Его государство занимало территорию всей нынешней Западной Сибири, Южного Приуралья и Северного Казахстана в бассейнах рек Иртыш, Есиль и Тобол.

 

Южные границы ханства доходили до Коргалжынских озер. Основу населения составляли многочисленные тюркские племена жалайыров, кыпчаков, кереитов, найманов, табынов, башкир и ногайцев, а также местные народности ханты и манси.

История присоединения края к России полна войн, взаимных набегов, захватов и грабежей мирного населения. Она изобилует примерами героизма народных батыров и предательства знати, беспредельной любви к родной земле и верности воинскому долгу. Все это нашло отражение в многочисленных преданиях, где мифы тесно переплетены с реальными событиями того трагического времени. Одна из таких легенд связана с любимой женой грозного хана Кучума – красавицей Сузге, дочерью казахского султана из есильских степей.

Как известно из истории, в 1582 году казачий атаман Ермак при поддержке купцов Строгановых со своим воинством перешел через Уральские горы и вторгся в Сибирь, чтобы «сбить с куреня царя Кучума». Как писал историк Н.Карамзин, «три купца и беглый атаман волжских разбойников дерзнули без царского повеления завоевать Сибирь».

Решающая битва между казаками и т.н. сибирскими «татарами» произошла у стен столицы Сибирского ханства – Искера, который располагался на правом берегу Иртыша, выше устья Тобола, недалеко от современного города Тобольска. Эта битва изображена на картине художника В.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком». Победу казаков предопределили внезапное нападение, наличие у них огнестрельного оружия, организованность и дисциплина в бою. Тогда как Искер защищало наспех собранное ополчение, вооруженное луками и стрелами, лишенное единого командования и не встречавшееся ранее с таким грозным противником.

Тем не менее Н.Карамзин отмечал: «Независимость отечества мила и варварам: сибирские защитники изъявили неустрашимость и твердость». В битве казаки потеряли 107 человек убитыми, что говорит о кровопролитных боях на подступах к столице ханства.

Впрочем, потерей Искера борьба за Сибирь не закончилась, наоборот, она только начиналась и длилась почти сто лет, до самого конца XVII века. Одна из страниц этой войны связана с именем юной и любимой супруги Кучума – пленительной восточной красавицей Сузге.

По приказанию хана недалеко от столицы, на высоком берегу Иртыша, для нее был построен небольшой деревянный городок Сузге-Тура, где она жила в окружении приближенных и слуг, под надежной охраной воинов. Городок был обнесен высоким и крепким деревянным забором со сторожевыми башнями, бдительная стража несла круглосуточную охрану. Внутри городка находился высокий терем с покоями ханши. Каждый раз после пятничной молитвы хан приезжал к ней, привозил богатые дары, наряды и украшения из Туркестана и Саурана.

До нас дошли лишь легенды о дальнейшей судьбе красавицы Сузге после падения Сибирского ханства.

Согласно одной из них, после захвата Искера казачьи отряды разошлись по всей Сибири для покорения местных народов и сбора дани. По приказу Сузге городок был укреплен, обнесен глубоким рвом с водой, окружен высоким земляным валом, а население запаслось продуктами на случай долгой осады.

Вскоре к Сузге-Тура подошел атаман Гроза со своим отрядом и предложил сдаться в обмен на обещание сохранить жизнь. Сузге ответила отказом:

Прежде солнце потемнеет,

Прежде наш Иртыш великий

Потечет назад к истоку,

Чем сдадим вам крепость нашу!

Казаки три недели штурмовали неприступный городок с немногочисленным и храбрым гарнизоном, но безуспешно. Не помогли им ни пушки, ни обещания милости, если осажденные прекратят сопротивление.

 Но силы таяли и у вои­нов Сузге, а помощи ждать было неоткуда. Искер давно пал, хан Кучум отступил на юг, в ишим­ские степи. Тогда Сузге, чтобы прекратить кровопролитие и спасти жизни мирных людей, вступила с казаками в переговоры. Она поставила условие: если русские отпустят защитников городка на свободу, не причинив вреда, то она сдаст им свою крепость со всеми богатствами. Атаман Гроза принял ее условие, но выдвинул свое: сама она должна остаться в городке и сдаться в плен.

Хотя воины отговаривали Сузге и клялись биться до конца, она решила пожертвовать собой и остаться в крепости на милость победителей. Утром по ее велению все защитники укрепления вышли из городка, сели на суда и поплыли вниз по реке. Одинокая Сузге стояла на высоком крепостном валу до тех пор, пока последнее судно не скрылось за поворотом Иртыша. Казаки ворвались в опустевший городок, надеясь захватить ее живой и подарить своему атаману Ермаку. Однако они нашли лишь мертвую Сузге под высоким сибирским кедром. На ней были самые лучшие одежды и украшения, а в руке она сжимала острый кинжал – подарок хана Кучума.

Так ушла из жизни красавица Сузге, которая предпочла смерть позорному плену и при этом спасла свой народ. Казаки, пораженные ее мужеством, похоронили ханшу с почестями на высоком берегу Иртыша. Ее тело до могилы нес сам атаман Гроза. Казаки подожгли Сузге-Тура и ушли обратно. Так гласит старинная легенда.

В 1837-м молодой тобольский поэт Петр Ершов (будущий автор знаменитой сказки для детей «Конек-Горбунок») по материалам этой древней легенды написал героико-трагическую поэму «Сузге. Сибирское предание». Год спустя ее опубликовали в журнале «Современник». В 1889-м на основе этой поэмы была написана пьеса «Сузге», премьера которой состоялась в театре города Тобольска. А в 1896-м по мотивам предания композитор И.Корнилов сочинил одноименную оперу. Так красавица Сузге обрела вторую и на этот раз вечную жизнь.

Хотелось бы надеяться, что в год 550-летия Казахского ханства наши поэты, писатели, драматурги, композиторы и кинематографисты создадут художественные произведения, достойные памяти прекрасной Сузге. Пусть их вдохновит на творческий труд старинное предание о сибир­ской «царице Томирис».

Кстати, поэма П.Ершова «Сузге» уже в наши дни была переведена на казахский язык известным поэтом Куанышем Ахметовым.

В завершение приведем несколько отрывков из этой поэмы на русском языке:

Много силы у Кучума,

Много всякого богатства:

Драгоценные каменья,

Из монистов ожерелья,

Черный соболь и лисицы,

Золото и серебро…

Но на всей земле сибирской

Нет прекраснее Сузгуна,

Где живет луна-царица,

Черноглазая Сузге.

На коврах лежа узорных,

Приклонив к руке головку,

То ли розою Востока,

То ли гурией пророка -

Так казалася Сузге…

Комментарии:
Добавить комментарии


    Введите имя:


    Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера





Астана: 8 °C
Алматы: 13 °C
    
$ 338.82
382.73