ЧЕТВЕРГ, 18 АВГУСТА 2016 ГОДА

Как сделать Казахстан сильным игроком на евразийском пространстве?

Автор: Серикжан Адилов 720 12-08-2016, 00:15

Казахстан с каждым годом усиливает свои позиции на мировой арене, переходя в другую, более серьезную «весовую категорию», чему отчасти способствовали активные интеграционные процессы на евразийском пространстве, в частности создание ЕАЭС. Мы перестали быть «молодой республикой» с развивающейся демократией и становящейся на ноги экономикой. Но вот вопрос: стали ли мы серьезным игроком, на равных с нашими партнерами участвующим в принятии решений?

В конце прошлого года эксперты Астанинского клуба пришли к выводу: «для того, чтобы большая Евразия состоялась и превратилась в поле сотрудничества и возможностей, а не борьбы и конфликтов, крупнейшим игрокам необходимо совместно искать решения стоящих перед регионом проблем». С этим трудно поспорить, равно как и с тем, что равноуровневым фигурам трудно прийти к единому знаменателю.

Пока всем участникам интеграционных процессов удается договориться. Но не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: основной движущей силой договоро­способности государств – членов ЕАЭС являются их нынешние лидеры. Что будет с союзом после ухода этих фигур, никому неведомо. Как, собственно, и то, удастся ли Казахстану сохранить свой достаточно высокий статус в этом и подобном ему объединениях.

Сейчас главный «козырь» нашей страны – действующий глава государства. Его авторитет, харизма, прозорливость позволяют Казахстану умело балансировать и не ходить в падчерицах у злой мачехи. А вот день завтрашний не выглядит столь оптимистичным. Несколько лет назад в интервью нашей газете политолог Досым Сатпаев заявил: «Не став сильными изнутри, не снизив коррупцию, которая мешает нашему экономическому развитию, не объединив общество, которое сейчас страдает «идейным сепаратизмом», не повысив легитимность власти, было бы глупо надеяться на то, что мы станем сильнее через участие в каких-то региональных объединениях».

Что Казахстану нужно для того, чтобы стать реально сильным игроком на евразийском пространстве, а не оказаться со временем у разбитого корыта? Конечно, реформы. Именно они, как пресловутая «виагра», способны поднять то, что долго лежало без дела. Тем более что время сейчас самое подходящие. Как недавно выразился наш премьер-министр, «в период, когда денег много, реформы осуществлять практически невозможно, поскольку любую проблему можно залить деньгами, и желания делать реформы нет. А вот низкие цены на энергоносители для реформ нужно использовать».

В каком же направлении мы должны двигаться, чтобы Казахстан «подкачал мускулы»? Предоставим слово экспертам.

Канат Нуров, президент научно-образовательного фонда «Аспандау»:

– Независимо от того, станет наша страна сильным игроком на Евразийском пространстве или нет, ей в любом случае нужна деконцентрация собственности, чтобы задействовать все возможности рыночного товарооборота и запустить экономический рост. Всё же встало и в штопоре зависло. Некому торговать свободно, да и нет самой свободы в торговле. Никто никому и ничему больше не верит, а без веры в монополизированной экономике нет движения. Но демонополизация экономики невозможна без политической конкуренции, ибо наша монополизация имеет не естественный, а политический характер. Поэтому еще более важной является деконцентрация власти.

Для начала нужно сделать судебную власть, особенно Верховный суд, реально независимой от исполнительной власти. Предпринимательство бы от этого ожило. Хотя бы не боялось рейдерства с использованием адмресурса государства в судопроизводстве. К сожалению, придется вводить персональную юридическую ответственность судей, без срока давности, за заведомо неправосудные решения и прецедентную практику каждого их решения, чтобы эти решения всегда были на виду, во всеобщем пользовании. Также необходимо вводить институт присяжных заседателей, хотя бы на местах, если нельзя будет организовать честные выборы судей местным гражданским населением. Если правительство и якобы независимый от него Нацбанк будут подсудны гражданским и иным искам со стороны общества, то появится смысл судиться с ними. Только тогда они начнут хоть как-то отграничивать себя друг от друга и от главы государства. Это станет первым шагом к их прозрачности, эффективности и предсказуемости во благо экономики.

Только после этого можно будет переходить к независимому от исполнительной власти формированию и функционированию избирательных комиссий и честному подсчету голосов в ходе электорального процесса. А также к реальному отделению законодательной ветви власти от правительства, чтобы депутаты не принимали законы, необходимые лишь исполнительной власти, а творили бы выражение права, которое правительство исполняло бы на благо всего общества. После такого функционального разделения власти можно будет переходить к ее разделению по уровням законодательной и исполнительной ветвей, чтобы расшить все «узкие места» в государственном управлении, приблизить центры принятия решений к местам их применения.

Таким образом, если органы судопроизводства и законодательства будут формироваться самим гражданским обществом, а не правительством, то мы увидим реальную экономическую и политическую картину состояния государства, после чего можно будет разрабатывать, согласовывать и принимать адекватные этой картине программы развития общества.

Такие вот банальные вещи. Но их надо делать, причем быстро, поскольку времени осталось мало. Вряд ли когда-нибудь еще у нас будет такой президент, в то время как государственная власть предельно сконцентрирована и достанется тому, кто уже не будет столь легитимен. Необратимого коридора взаимного недоверия, репрессий и беспорядков тогда уже не избежать, и нам будет не до экономики.

Махамбет Абжан, председатель правления республиканского общественного объединения «Шанырак»:

– Как сделать так, чтобы Казахстан стал сильным игроком на евразийском пространстве? Ответ простой: избрать столицей Евразийского союза Астану, а местом дислокации Евразийского суда определить Бишкек. Вернуть плановую экономику и советскую власть – с той лишь разницей, что Верховный совет теперь будет заседать не в Москве, а в Астане.

А если серьезно, то нужны реформы. В экономике это переход на государственное планирование, возвращение государственной собственности на объекты стратегических отраслей экономики, нацио­нализация нефтяной и газовой сферы, а также банковского сектора. В политике это создание советов народных депутатов, то есть парламентской республики, проведение честных выборов, а также введение выборности судей, руководителей полиции и силовых органов.

 

 

Комментарии:
Добавить комментарии


    Введите имя:


    Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера


опубликовал 13 августа 2016 19:31
Да не смешите,какой там игрок.




Астана: 25 °C
Алматы: 25 °C
    
$ 341.2
384.43