СРЕДА, 31 АВГУСТА 2016 ГОДА

Еще раз о проблемах подготовки педиатров в Казахстане

9945 10-07-2015, 01:00

Чуть больше месяца назад в нашей газете было опубликовано интервью с известным дет­ским хирургом, академиком, почетным президентом Ассоциации педиатров республики Камалом Ормантаевым. Он заострил внимание на проблемах, связанных с подготовкой врачей, миссия которых - лечить самых маленьких граждан Казахстана. Спустя некоторое время ему возразил, тоже со страниц САМ, другой академик - бывший министр здравоохранения Казахской ССР Торегельды Шарманов. Сегодня мы возвращаемся к этой теме и снова беседуем с Камалом Ормантаевым.

 

- Прошло почти девять лет с начала реформирования высшего медицинского образования в Казахстане в соответствии с Болонским процессом. Уже тогда вы говорили о том, что качество подготовки детских врачей будет год от года ухудшаться, что нам грозит дефицит профессиональных кадров в педиатрии. К сожалению, это сегодня и происходит…

- Я более полувека работаю в практическом здравоохранении и столько же лет участвую в образовательном процессе в моем родном вузе - ныне Медицинской академии им.Асфендиярова. И для меня было очевидно, к чему все идет.

Рекомендации Болонской конвенции - это только рекомендации! Никто не требовал от нас немедленного исполнения. Это же не международный договор, подписанный президентом. Надо было сначала подумать, и не раз, задаться вопросами, которые естественным образом возникают при кардинальной ломке существовавшей системы. Прежде всего, готов ли Казахстан к такой реформе, созданы ли у нас условия для этого? Ведь Европа и США шли к нынешним стандартам десятки лет. А наши реформаторы, скопировав чужой опыт, внедрив его без широкого обсуждения, больно задели педиатрию, а значит, здоровье наших детей и внуков, которые являются самыми уязвимыми существами в мире.

В своем интервью я сказал, что если бы во главе Минздрава РК были клиницисты, то они бы не допустили этого. Клиницисты - это особая категория врачей. Они как на фронте: каждый день видят боль, страдания, кровь, агонию, смерть людей! Клиницист и вне больницы полноценно не отдыхает: ночные вызовы, постоянная связь с клиникой. А если болен ребенок, который не может ни сказать, ни показать, где болит, и только плачет? Именно в практической медицине могут проявиться изъяны, допущенные в ходе образовательного процесса в университетах. Поэтому я и предположил, что если бы в руководстве уполномоченного органа здравоохранения были опытные клиницисты, пережившие негатив "недополученных знаний", то они бы не поддержали этот незрелый проект.

Россия, Беларусь, Украина тоже присоединились к Болонскому процессу. Но украинцы уже совсем скоро восстановили ликвидированные было педиатрические факультеты, а россияне и белорусы взяли на некоторое время паузу.

- Другой болезненный вопрос, который вы часто поднимаете, касается зарплаты врачей. Вы можете озвучить конкретные суммы?

- Могу прямо сейчас предоставить данные о ежемесячной заработной плате врачей первой детской больницы г. Алматы, где я работаю.

При стаже от 0 до 5 лет, от 5 до 10 лет, от 10 до 15 лет, от 15 до 20 лет заработная плата составляет соответственно 69 018 - 72 203 - 73 973 - 77 512 тенге. В среднем выходит 73 177 тенге, или 392 доллара США. Реально на руки после вычета налогов врач получает еще меньше - около 60 000 тенге. И при этом общество требует от него, чтобы он нес всю полноту ответственности за здоровье и жизнь детей. Дополнительная оплата за высшую, первую и вторую категории составляет от 26 545 до 17 697 тенге. Чтобы получить эти мизерные надбавки, врач должен отработать определенное количество лет, живя на скудную основную зарплату, написать и разместить в специализированных журналах исследователь­ские статьи, пройти не одну бюрократическую инстанцию.

А теперь сравните. По данным  фонда Wage Indicator, зарплата 40-летнего практикующего врача в США составляет 7 215 долларов в месяц (1 044 510 тенге). Его коллега из Чехии зарабатывает в среднем 28 258 крон (215 907 тенге).

- Каковы, на ваш взгляд, итоги девятилетнего реформирования высшего медицинского образования в Казахстане?

- Реформаторы достаточно быстро разрушили советскую систему высшего медицинского образования, на создание которой, кстати, ушло почти 70 лет. Да, она была далеко не идеальной, но она работала.

Во всех медицинских вузах страны упразднены лечебный и педиатрический факультеты. Все студенты с первого по пятый курс сейчас обучаются общей медицине. Если кто-то из них решил стать педиатром, то ему предлагается интернатура на шестом и седьмом курсах по направлению "педиатрия" сроком в два года. Далее, если выпускник намерен стать педиатром, детским невропатологом, детским гастроэнтерологом и т.д., то он должен поступить в резидентуру с программой обучения 2-3 года.

Педиатрия упразднена как базовая специальность, а педиатры попали в категорию врачей узкой специализации. И это в стране, где дети составляют 30% населения! А терапию для взрослых оставили.

Согласно принятым рекомендациям квалификация выпускаемых специалистов должна соответствовать международным европейским стандартам, а качество лечения детей должно быть на мировом уровне. А что мы имеем на самом деле?

Например, есть ли в Казахстане выпускники вузов - педиатры, способные конкурировать со своими европейскими или американскими коллегами? Равновесны ли по квалификации их дипломы с дипломами (лицензиями) США или ЕС? К сожалению, я таких в нашей стране не видел. А если такие выпускники есть, то я с радостью готов принести свои извинения.

Что-то пошло не так. На мой взгляд, ситуация требует глубокого и обстоятельного изучения. Здесь теории, умные и красивые слова, многообещающие посылы относительно положительного эффекта от внедрения принципов Болонского процесса в нашей стране неуместны.

Думаю, девяти прошедших лет достаточно для подведения первых итогов. Не стану говорить о том, провалилась реформа или нет, но убежден в одном: даже в среднесрочной перспективе, не говоря уже о краткосрочной, конкурентоспособных квалифицированных кадров казахстанская педиатрия не увидит. Это касается не только качества, но и количества. Разумеется, говорю об этом с огромным сожалением.

Вот количественные показатели выпуска педиатров до и после присоединения к Болонскому процессу на примере Национального медицинского университета им. Асфендиярова:

До присоединения. Каждый год выпускались от 250 до 300 студентов, поступивших на педиатрический факультет. В среднем 270 выпускников ежегодно.

После присоединения. В 2014-м первый выпуск составил всего 56 педиатров общей практики, в 2015-м - 132 выпускника.

Пока кадрового коллапса в отечественной педиатрии нет, ситуацию спасают врачи зрелого и предпенсионного возраста. Но рано или поздно они уйдут на заслуженный отдых. Что будет потом - предсказать не берется никто. На восстановление необходимого количества педиатров и качества их подготовки потребуются годы. Хватит ли политической воли признать, что реформа в ее нынешнем виде завела нас в тупик?

- Вы считаете неприемлемым внедрение в Казахстане рекомендаций Болонской декларации?

- Если я критикую, это не значит, что я отрицаю важность присоединения Казахстана к Болонской декларации. Но при этом не были до конца продуманы две необходимые составляющие любой реформы - содержание и механизм реализации. Поэтому сегодня мы видим отрицательные результаты ее преждевременного и насильственного внедрения в Казахстане без учета наших реалий - экономических, социальных, правовых, демо­графических, материально-технических и т.д.

Меня успокаивают: мол, нечего опасаться за педиатрию, скоро у нас будет европейская система образования, наши кадры будут востребованы не только у нас, но и во всех других странах мира и при этом качество подготовки педиатров примет более прогрессивное содержание. А мне неспокойно. Меня волнует не послезавтра, даже не завтра, а сегодня.

- Как бы вы оценили сегодняшний уровень образовательного процесса?

- Ранее я говорил, что реформирование высшего медицинского образования в Казахстане началось без должной подготовки. Прежде всего это касается научно-педагогического потенциала, который в нашем случае является основой основ. Был ли подготовлен профессорско-преподавательский состав к столь крутому повороту? Тем более что к тому времени на казахских отделениях медицинских вузов ввели обучение на родном языке. А это, поверьте, не менее сложный процесс. В аудиториях уже сидели студенты, на обучение которых по грантам государство потратило деньги, за других заплатили их родители. И, уверяю вас, эти студенты, обучавшие в те годы, когда изживалась старая система и с трудом внедрялась новая, ушли из вузов, недополучив нужных знаний.

Практически все педагоги, работающие в медицин­ских университетах, получили высшее медицинское образование в советских вузах, по советским методикам. На момент реформ не было ни одного преподавателя, квалификация которого соответствовала бы европейским стандартам. Думаю, что и сейчас таких почти нет. Преподаватели не имели возможности за столь короткий срок адаптировать образовательную программу для студентов разных уровней (бакалавра, интерна, резидента, магистра). Как следствие, студенты в интернатуре и врачи в резидентуре слушали подозрительно похожие лекционные материалы.

В этом нет вины руководителей вузов, преподавателей. Ведь, по различным оценкам, адаптационный период по образовательным программам для разных уровней (бакалавр, резидент, магистр), составляет от 5 до 10 лет.

Это о качестве преподавания. Теперь о количественных показателях. С момента присоединения к Болонскому процессу преподавание в медицинских вузах страны по всем специальностям, в том числе и педиатрии, определяется Государственным общеобразовательным стандартом образования (ГОСО) РК 3.07.475-2006 (взамен ГОСО РК 3.07.036-2001). Сравнение двух стандартов показывает, что подготовка педиатра одинаковой квалификации при старой системе длилась на один год меньше, тогда как количество образовательных часов было на 4131 час больше. Если рассчитать в процентном соотношении, то нынешние выпускники недополучают знаний на 47,84%. Абсолютно зеркальными являются показатели по другим ведущим дисциплинам, таким как акушерство и гинекология, терапия, хирургические болезни.

Если брать ситуацию уже в целом по всем специальностям, то ее можно назвать удручающей.

- Почему вы выступаете против замены педиатра на этапе оказания первичной помощи врачом общей практики, или, как еще его называют, семейным врачом?

- Потому что возрастает риск роста врачебных ошибок при лечении детей. Поясню.

Готовить педиатров необходимо именно с первого курса. Раньше даже при изучении студентами общих предметов педагог акцентировал внимание на вопросах возрастного развития ребенка, анатомии, физиологии, биохимии и т.д. И очень важный момент: врачи общей практики в годы учебы не получают длительного, начиная с первых курсов, практического общения с детьми в клиниках и детских медицинских организациях. Сейчас вместо живого общения с больными детьми я наблюдаю все возрастающую тенденцию к обучению на муляжах. Такое, на мой взгляд, допустимо только на первом курсе.

Итак, студент на протяжении пяти лет обучается общей медицине, и только потом происходит его специализация. Это слишком позд­но. Я все время говорю, что дети имеют отличные от взрослых анатомические показатели, физиологические данные, наконец, другую психологию. Не надо пытаться их делать подобием взрослых!

К сожалению, можно констатировать, что проводимая в нашей стране реформа медицинского образования является, по сути, лишь реструктуризацией со сменой приоритетов при ухудшении качества подготовки будущих специалистов. Она осуществляется второпях, без четкой регламентации.

У выпускников вузов есть сложности с предоставлением сертификата специалиста, то есть доступа молодого врача к лечебному процессу. Врачам общей практики (после 7 лет обучения) разрешается лечить детей в рамках первичной медицинской помощи. Остальным выпускникам интернатуры, которые хотят стать педиатрами, детскими хирургами, детскими офтальмологами, детскими гастроэнтерологами и другими "детскими специалистами", сертификат не выдается. Значит, надо поступать в резидентуру, но, как выясняется, там не всегда достаточно мест. Что же тогда делать образованному, умному, талантливому выпускнику? Ведь он два года проучился в интернатуре, государство оплатило его учебу. Он имеет диплом об окончании медицинского вуза, но не имеет права заниматься лечебной деятельностью. Выпускник хочет доучиться, получить сертификат, но не проходит в резидентуру по двум причинам: первая - нет мест, вторая - не знает английского языка. Мы что, собираемся лечить европейцев и американцев, или у нас англоязычное население? Не поступив в резидентуру, этот молодой человек идет на подработки. Есть риск, что он вообще не вернется в медицину. То есть страна, испытывающая дефицит врачей, может потерять почти готового специалиста.

Врачи общей практики, имея на руках сертификат, могут продолжить обучение в резидентуре. Возникает вопрос: "Зачем нужна резидентура после аналогичной интернатуры?" Сертификаты специалиста интернатуры и резидентуры врача общей практики ничем друг от друга не отличаются.

Образовательная программа резидентуры по большинству специальностей затянута, при этом она почти не отличается программы бакалавриата.

Если провести социологический опрос среди студентов и резидентов, то выяснится, что большинство из них подрабатывает во внеучебное время в немедицинской сфере (букмекерские конторы, бутики, сетевой бизнес). При этом оттягивается во времени момент начала самостоятельной работы врачей. По сути, резидентура в настоящее время - это растянутая по времени интернатура при неэффективном использовании выделенных бюджетных средств.

А бюджетные средства уже потрачены, практическое здравоохранение ждет выпускников. В стране кадровый дефицит врачей.

- Что бы вы могли предложить?

- Хочу со страниц газеты обратиться к руководству Министерства здравоохранения и социальной защиты, Министерства образования, к депутатам парламента с предложением открыть в медицинских вузах страны педиатрические факультеты. Это не потребует дополнительного финансирования, так как имеются профильные кафедры с укомплектованным профессорско-преподавательским составом, клиническими базами. И это совершенно не противоречит Болонской конвенции.

Также прошу обратить внимание на чрезмерно возросшее число образовательных программ переподготовки по менеджменту и организации здравоохранения. Необходимо провести оценку их эффективности, На рынке труда много невостребованных менеджеров и организаторов здравоохранения с дипломами.

Раньше врачи давали клятву Гиппократа, главная заповедь которой звучала так: "Не навреди". Кто-то может подойти к этому формально, для кого-то это пожизненный ориентир в профессиональной деятельности. Возникает вопрос, возможно, риторический: руководствовались ли этой заповедью те, кто запустил реформу медицинского образования в Казахстане?

Комментарии:
Добавить комментарии


    Введите имя:


    Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера


опубликовал 11 июля 2015 01:44
На 100% согласен с академиком, особенно про зарплату. Вот это и считается моей первой причиной ухода от детской хирургии. Советское время все было иначе, люди особо не думали про будущее, государство полностью обеспечивало всех. А в наше время все по другому, из за мизерной зарплаты любой современный человек ни за что не берется за ответственность на здоровье ребенка + команды от родителей на врача + унижение и т.д. Главная причина дефицита врачей в РК это ===>>> низкая зарплата !!!

Айман опубликовал 11 июля 2015 10:58
Зацепило! Около полугода назад моя родственница сидела в коридоре роддома в Астане. Ее дочь увезли в родзал на роды. В это время выбегает врач женщина и спрашивает у сидящих, кто знает казахский язык? Родственница сказала, я знаю. Ее попросили пройти к роженице. Врач русскоговорящая, вообще не понимала казахский. Каким – то образом, рядом не оказалось ни медсестры или санитарки, знающие казахский. Была ночь. Она задавала вопросы о схватках, когда начались, какая по счету беременность. Родственница переводила. Потом прибежала медсестра, женщину увезли. Я по поводу того, что врачам надо сдавать английский язык. Если врач хочет здесь выучиться на средства государства Казахстана и сбежать за границу, пусть учит английский сам. Я согласна с доктором, врачам надо знать два языка. В первую очередь надо лечить наше население. Действительно пародоксы какие –то. А если бы эта женщина уже рожала? Как бы врач приняла роды?

опубликовал 11 июля 2015 11:38
Как же точно академик Камал Саруарович рассказал о проблеме интернатуры и резидентуры! Наше медицинское образование искусственным путем растягуто до невозможного! 9 -10 лет учебы и никакой гарантии, что эти годы окупятся потом в профессиональной деятельности. Уже на 5-6 курсе приходит уныние и апатия от незнания как же дальше сложится твоя судьба как медика, пожалуйста, уполномоченные органы, примите меры!

Aigul опубликовал 11 июля 2015 15:44
Разрушили здравоохранение (в жамбылской области врача педиатра с 30 летним стажем переучивают на врача общей практики), теперь потихоньку рушится система образования. Нас всего 17 миллионов. Для нас не нужна атомная бомба, революции. Государства можно рушить по разному.

опубликовал 11 июля 2015 18:24
Согласна с Вами , Aigul. Разрушили. Повезло, будем говорить , тем детям , у кого мамы более - менее образованы, смогут хотя бы в Интернете поискать информацию по болезням и по лекарственным препаратам. А то нынешние педиатры не могут выписать даже безопасные лекарства для ребенка. Надо за ними проверять еще. А в сельских местностях конечно, тьма! Вот вам и первые показатели или результаты новой методики образования. Войны не надо. Нас могут наши же семейные врачи убить.

опубликовал 11 июля 2015 18:41
С такой системой здравохранения я боюсь уже за своих еще не родившихся детей.

опубликовал 11 июля 2015 20:27
Я лично закончил вуз в переходный момент развития нашей Республики и могу сказать эта реформа привела к полному бардака в медицине. Зарплата это смех над нами врачами простыми! И скоро тоже думаю уходить. Стаж 18 лет. Устал выживать.

опубликовал 12 июля 2015 02:53
Видимо в правду пишут, что у казахов всего 2 вида болезней: суық тиген и көз тиген. (Простуда/ сглаз). Будем ходить к знахарям. От них больше пользы, чем от врачей будущего.

опубликовал 12 июля 2015 15:50
Он забыл, как он сам был инициатором закрытия педиатрических факультетов. С его молчаливого согласия все это творилось. Он спокойно мог отстоять перед министерством педфак, так как имел хороший авторитет в педиатрии и детской хирургии. Но занимался толко интригами и молодыми любовницами. Он сам же разрушил детскую хирургию, которую сам поднял.

опубликовал 12 июля 2015 23:04
Подобное поспешное решение могла принять только та власть, которая не любит свой народ и однозначно не до конца понимает свою работу. Не был подготовлен профессорско - преподавательский состав, чтобы выпускать медиков по данной программе. Также, по западной программе готовят якобы врачей , но зар.плата почему то незападная. Согласна с высказыванием Академика.

опубликовал 12 июля 2015 23:32
Кроме академика Ормантаева К.С. никто не стал протестовать. Почему остальные светила отечественной педиатрии и медицинскины в целом были в роли "диванных" недовольных. Согласен с академиком на 100%. Что касается мнения академика Шарманова Т.Ш. мне кажется, что он говорит больше с позиции администратора здравоохранения, все таки экс-министр ( Каз ССР).

Цитата: Нурлан
Кроме академика Ормантаева К.С. никто не стал протестовать. Почему остальные светила отечественной педиатрии и медицины в целом были в роли "диванных" недовольных. Согласен с академиком на 100%. Что касается мнения академика Шарманова Т.Ш. мне кажется, что он говорит больше с позиции администратора здравоохранения, все таки экс-министр ( Каз ССР).

Благодарный пациент опубликовал 13 июля 2015 02:49
Камал Саруарович спас мне жизнь когда мне было 2,5 года. Я безмерно благодарен ему. Сейчас у меня трое детей. У них, ИншаАллах, будут свои. Таких как я тысячи по Казахстану, возможно и за его пределами. Я верю таким личностям, тем более оставившим весомый след в жизни многих сограждан, и этот след будет увеличиваться из поколения в поколение. А теоретики, дельцы всегда найдутся... Я не специалист в сфере медицинского образования, но будущих внуков я бы предпочел показать педиатру, который изначально учился по специальности... Дай Бог, чтобы были такие как академик Ормантаев! Кстати, сестренка (круглая отличница) хотела стать врачом, но узнав про уровень зарплаты, количество лет обучения, и о уже не столь хорошей репутации молодых отечественных специалистов, передумала, отучилась на финансиста. Вот так...

опубликовал 13 июля 2015 02:53
Цитирую автора статьи : Меня успокаивают: мол, нечего опасаться за педиатрию, скоро у нас будет европейская система образования, наши кадры будут востребованы не только у нас, но и во всех других странах мира и при этом качество подготовки педиатров примет более прогрессивное содержание. А мне неспокойно. Меня волнует не послезавтра, даже не завтра, а сегодня. - Я что то не понимаю наших министров. Зачем обучать столько лет этих врачей за счет государства, чтобы они потом уехали заграницей за хорошей зар.платой? А нас кто будет лечить тогда? Детей кто будет спасать как Ормантаев??? В нашу страну точно никто не приедет работать врачом в наших поликлиниках.

алпамыс Абауов опубликовал 13 июля 2015 14:16
Бала өміріміздің жалғасы, біздің болашағымыз десек, тезірек ПЕДИАТРИЯ Факультетін қайта ашуға ҮКІМЕТІМІЗГЕ сұрау салайық?!! Бұл жерде Төрегелді ағамыз, өз әріптесін қолдаудың орнына қиысынсыз келіп, тапсырысты ұрын мақала жазғаны жарамады. Өз баласы өсіп ер жеткен шығар, бізді, мына халықты да ойлауды ұмытпасаңыздаршы?!!

Академик ағамыз бала ғана емес, әр елдің өз алдына ғылым даму қажеттігін айтқаны дұрыс болды. Қаншама жерде құр ауызбен айтылып жүр еді, осында айтылған көп мәселелер. Соның ең маңыздысы ұлтты емдейтін, ұлтты зерттейтін ұлттық кадрлар ғой! Бізді енді емдеп жазу үшін, сонау шетелден жаны ашып ағылшын тілді мамандар ағылып келмейді ғой!

Гульнур ауыл тургыны опубликовал 13 июля 2015 17:57
Мен Камал агамыздын котерип отырган маселесин куптаймын.Бирак ел агасына айналган Торегелди агамыздын бул пикирди колдамауы оте окиништи.Себеби бала денсаулыгы-улт денсаулыгы емес пе?Адам омири биринши Алланын колында болса,екинши ак халатты абзал жандардын колында.Карапайы мысал,мен ауыл тургынымын.Ауылда емхана бар,бирак мыкты маман жок.Калага барып емделу ушин калалык мекен-жай аныктамасын сурайды.Акылы емделуге халыктын калтасы котермейди.Бизде жалгыз терапевт бар.Ол балаларды да карайды.Алайда калай карайтынын айтып ел жагасын устайды.Буйреги ауырып,козинин асты когерип,ауруы жанына батып барган 10жасар кызга фастум гель жазып берипти.Не сумдык десенизши...Ол мазьдын буын ауруына жагу керек екенин баримиз билемиз гой.Бундай жагдай тек бизде гана емес,баска жактарда да болатыны баримизге аян.Бунын бапи медицина саласына немкурайлы карайтын карны ток,уайымы жок азаматтардын кесири.Казир осы маселени копшиликке салсам,халык колын бир силтейди.Себеби калын елдин медицинадан конили баягыда-ак калган.Олар окыганы коп,конилине токыганы жок даригерге барып корингенше,ауылдын шетиндеги кумалакшы апамыздын уф-суф деп емдегенинен тез жазылады.Казирги танда дау тудырып отырган мамандыктардын бири -мугалим болса,екиншиси- даригер.Мугалим окушыга кагаз бен калам берип,мынаны былай жаз дейди,ал оны ар окушы калай кабылдап,калай орындауы ар баланын сана-сезимине байланысты.Ал даригер ше?Даригер емделушиге мине дарин калай ишсен олай иш немесе мине скальпел озмн ота жасап ал демейди гой.(бундай болуы да гажап емес)Енди даригерликтин ишиндеги бала даригеринин болуы,онын мыкты,оз маманынын майталманы болуы шарт.Казак кашан да "баламнын аягына кирген тикен менин мандайыма кирсин"деп баласынын саулыгын тилейди.Сондыктан курметти ак халатты азамат агалар,бала-ултымыздын болашагы екенин ескере отырып,педиатрия саласынын оз дарежесинде жандандырылуын колга алсаныздар демекпин.

Damir Alzhanov опубликовал 14 июля 2015 05:50
Проблема в общей культуре и уровне интелекта преподавателей, студентов и всего общества. Какая там Болонская система... Кадры решают всё. А то сам академик не понимает о как все устроено: "... бакалавра, интерна, резидента, магистра..." Как выпускник пед.фак-та АГМИ работающий в по специальности в США скажу, что учеба на кафедре детской хирургии руководимой уважаемым профессором, это было впустую потраченное время и без Болонской системы.
Damir Alzhanov

Ермек опубликовал 14 июля 2015 19:13
Дамир, дорогой! Во первых. Казахстан, твоя Родина, какая бы она не была! Не устраивающей Вас как Вы пишете общей культурой, уровнем интеллекта преподавателей, студентов и всего общества. Если Вы по- казахски понимаете, то я Вам скажу «Киндик канын тамган жерди кинама». Хотя о чем я… Может Казахстан уже Родина Вам бывшая. Говорят, когда принимаешь гражданство США человек должен написать, что отрекается от своей Родины. Отрекается. Вы отреклись… Может и хорошо, что Казахстан потерял «специалиста, работающего по специальности в США», но он избавился от неверного сына. Был бы верный сын, не изрыгался бы желчью. Во вторых, внимательно прочитайте интервью, там АКАДЕМИК сказал, что старая система была не идеальной, но она работала. Он говорит, что переход к новому стандарту обучения был поспешен без европейской подготовки преподавательского состава.

опубликовал 16 июля 2015 21:39
Имею опыт обучения в казахском медицинском вузе и в английском: нас сравнивать нельзя! То же самое, что лошадь и чайку. Если у них эта система работает- не значит, что у нас будет! Принимать чужие стандарты надо с адоптацией на местном уровне. Балонский процесс- это минимальный стандарт качества- английские вузы не спешат брать чужие стандарты, так как их намного выше

Неравнодушный опубликовал 22 июля 2015 14:56
Хотели как лучше, получилось даже не как всегда, получилось хуже!

Ақберен Елтуған опубликовал 22 июля 2015 15:34
Қой бағуға жарамағандарға, ел бақтырғасын не оңады?
"Бақ қонса, бақа да бастық болады?!" - деген екен Б.Момышұлы ағамыз. Осы бардактың бәрі де бақалардың тірлігі ғой. Акулалар мен кит, жайындар қайда жүр?

Damir Alzhanov опубликовал 28 июля 2015 11:19
Дорогой Ермек,
Бір ауылда мың туысың болғанша, Әр ауылда бір туысың болсын.
С уважением
Дамир

Ерболат опубликовал 29 июля 2015 17:49
ЦЕНТРАЗИЯ МОНИТОР! ОТКРОЙТЕ МОНИТОР, ОТКРОЙТЕ ШИРЕ ГЛАЗА! КазНМУ не АКАДЕМИЯ а УНИВЕРСИТЕТ! ЭТА ГРУБЕЙШАЯ ОШИБКА!!!

Врач медцентра опубликовал 29 июля 2015 23:51
Нельзя делать вид, что с высшим образованием в медицине все нормально.
Надо признать правду патриарха педиатрии.

Жанна Ибраева опубликовал 29 июля 2015 23:57
Наши везде реформируют, трансформируют не там, где надо!
Обидно, что столько возможностей поднимать качество, а мы даже сохранить не можем то, что имеем.




Астана: 18 °C
Алматы: 28 °C
    
$ 338.98
379.01