Недавно Генеральная прокуратура РК предложила лишить 18 частных вузов лицензий на образовательную деятельность. Из этого списка четыре находятся в Южно-Казахстанской области. Это половина всех негосударственных и более трети всех существующих в регионе высших учебных заведений.
"Проверка Генеральной прокуратуры показала, что деятельность большинства негосударственных учебных заведений не отвечает предъявляемым требованиям и стандартам образования и ориентирована, главным образом, на извлечение коммерческой выгоды. Вузы не имеют надлежащих условий для качественной подготовки специалистов, достаточных материально-технических ресурсов и научно-методического обеспечения, квалифицированных преподавательских кадров", - говорится в распространенном сообщении. На заседании коллегии Генпрокуратуры ее глава Асхат Даулбаев потребовал от руководителей уполномоченных органов принять неотложные организационные и законодательные меры, направленные на исключение фактов осуществления образовательной деятельности организациями, не соответствующими квалификационным требованиям.
По словам Даулбаева, нарушения стали результатом отсутствия надлежащего ведомственного контроля за деятельностью частных вузов со стороны отраслевого комитета по контролю в сфере образования и науки. И символично, что аккурат перед обнародованием результатов прокурорской проверки в Шымкенте по подозрению в получении взятки задержали руководителя департамента по контролю в сфере образования по Южно-Казахстанской области. Абдигаппара Жаксыбекова "взяли" в его собственном кабинете при получении 870 тысяч тенге. Суд Аль-Фарабийского района города Шымкента санкционировал для подозреваемого меру пресечения на период следствия в виде нахождения под стражей.
Как известно, в Казахстане уже несколько лет проводится оптимизация в сфере высшего образования. За это время были закрыты либо объединены с другими свыше трех десятков частных вузов. И теперь такая же судьба ждет некоторые другие.
В ЮКО насчитывается в общей сложности 11 вузов, и восемь из них являются негосударственными. Как сообщили в областной прокуратуре, в отношении четырех из них рекомендовано приостановить действие лицензий. Это сообщение вызвало некоторую растерянность в рядах завтрашних выпускников школ, поскольку для значительной части будущих абитуриентов, особенно из сельской местности, по ряду причин обучение в негосударственных вузах является единственно доступным.
Между тем, по мнению профессора Анвара Исмаилова, имеющего богатый опыт преподавания, дело не столько в форме собственности вузов, сколько в самом механизме получения высшего образования. Он считает, что для проведения эффективной и разумной, а не поверхностной оптимизации, нужен, прежде всего, профес¬сио¬нальный подход.
- По большому счету, в ЮКО есть все возможности для получения высшего образования, - рассуждает Анвар Исмаилович. - Еще в советские времена была база для подготовки специалистов как гуманитарного профиля (бывший пединститут, существовавший с 1937 года, а сегодня МКТУ им. Х-А.Яссауи), так и технического (бывший КазХТИ, сегодня ЮКГУ им. М.Ауэзова). Получают развитие и новые специальности, необходимые для развития экономики Казахстана, особенно аграрного сектора. Народ у нас пытливый, поэтому старается наладить партнерство с Россией, дальним зарубежьем. Так, в последнее время образовательные учреждения все чаще берут пример с европейских учебных заведений. Более того, существуют программы по обмену опытом. Таким образом, студенты получают возможность поехать за границу, где они не только вникают в учебный процесс, но и проникаются культурой и жизнью других народов. Это очень полезный жизненный опыт. Кроме того, такие студенты могут пообщаться с преподавателями заграничных вузов, что тоже очень важно.
- Но вы, наверное, не станете отрицать, что сегодня высшее образование, особенно в негосударственных вузах, стало приобретать характер бизнеса? Главное - вовремя заплатить, а получение соответствующих знаний - уже второстепенный вопрос. Не случайно учредители таких вузов, как правило, имеют целые коммерческие структуры: сеть магазинов, кафе, другую недвижимость…
- Отчасти это так. Но настаиваю на том, что сбой происходит обычно там, где качество подготовки низкое…
- И как его поднять?
- Это долгий процесс. Для преподавателей необходимо создавать ре¬гио¬нальные учебно-методические центры, где можно будет осваивать новые методы обучения, отрабатывать стандарты. Но дело не только в преподавателях и руководстве вузов. К сожалению, и у самих студентов сформировалось, так сказать, облегченное отношение к учебе. Для многих из них конечная цель - получение не соответствующих знаний, а диплома о высшем образовании. Возможно, нужно создавать общественные советы с привлечением родителей, кураторов, самих студентов, вести разъяснительную работу, внушать учащимся, что их главная работа - это неустанная учеба. Иначе будет пустая трата времени и средств.
А чтобы правильно выбрать негосударственный вуз, наши эксперты в лице преподавателей южноказахстанских вузов советуют учитывать следующие факторы. Во-первых, сколько лет существует то или иное учебное заведение. Во-вторых, получило ли оно аккредитацию, кто и когда выдал лицензию. В-третьих, каким образом происходит оплата обучения, зафиксирована ли сумма на весь период обучения или же она может повышаться. В-четвертых, какое место занимает этот вуз в разнообразных рейтингах, есть ли какая-то информация о нем в СМИ. В-пятых, помогают ли выпускникам с трудоустройством. Также необходимо удостовериться в том, что юридический адрес заведения, указанный в договоре, совпадает с фактическим местом, где вуз располагается.