СУББОТА, 2 АПРЕЛЯ 2016 ГОДА

Не ведет ли увлечение казахов своими шежире к трайбализму?

10195 28-11-2014, 00:30
Родовые схватки

Не так давно в Алматы было презентовано фундаментальное исследование "Алтай - шежире" - история одного из подродов аргынов. Эта книга стала продолжением тенденции, которую мы наблюдаем в последние годы, - казахи все больше интересуются историей своих семей, родов. И не просто интересуются, но и издают книги, снимают фильмы.

Знать историю своего рода до седьмого колена - традиция казахов, берущая начало из глубины веков. От деда к внуку, от отца к сыну передавались устные рассказы, кто от кого произошел и чем был славен. Однако в наше время попытки изучить свое генеалогическое дерево порой носят характер мифотворчества, поскольку письменных источников, подтверждающих достоверность многих сведений, не существует. Нужны ли сегодня такие мифы?

Исследователь Хаким Нурланулы Омар, долгие годы занимающийся изучением генеалогии своего рода, сегодня возглавляет фирму "Темірказык", которая и выпустила книгу "Алтай-шежире".  Вот как он отвечает на вопрос, для чего нужно знать шежире (генеалогию):

- Знать историю своего рода, помнить имена предков для меня означает способствовать сохранению принципа преемственности поколений. Непрерывная связь предков и потомков во многом организует жизнь казаха. В то же время любой казахский род не может функционировать без взаимодействия с другими. Каждый род живет и существует только как часть единого этноса, его жизнь и движение вперед возможны только в контексте общенационального развития. Сегодня на фоне кризиса современных общественных отношений родовой сегмент может сыграть немаловажную роль в возрождении национальной идеи, в моральном оздоровлении нации, пережившей идеологический пресс колониального прошлого и бесконечные эксперименты нового времени.

- Не кажется ли вам, что поиски своих корней могут рано или поздно стать причиной разъединения народа? Трайбализм - явление опасное… 

- Да, сегодня отношения родства как структурной основы социальной организации и наиболее эффективной формы управления обществом стали предметом манипуляции со стороны узкого круга людей, стремящихся взять под контроль ключевые ресурсы государства. Однако эти псевдородственные кланы существуют до тех пор, пока их верхушка держится у власти, и распадаются, как только эти люди лишаются права повелевать. Не случайно коррупционные группы, осознавшие преимущественные особенности родовой модели, выстраивают отношения по принципу кровнородственных связей, чтобы получить максимум выгоды для укрепления своего положения. Но в данном случае мы видим пример узкопрактической, примитивно-вульгарной формы отношений.

- Что дает знание своей генеалогии? И как это сочетается с развитием цивилизации?

- Мы видим сегодня, что так называемая архаическая модель родового уклада не превратилась в реликт доцивилизационного прошлого, а проявляет гибкость и жизнеспособность, приспосабливаясь к вызовам времени. Иными словами, родовая система интегрируется в современный социум и на фоне общего кризиса гражданского общества становится все более востребованной и актуальной. Мы все больше и больше убеждаемся в том, что игнорировать родовой фактор и делать вид, что его нет, - то же самое, что не считаться с действительностью. Родовые отношения существуют, хотя лишены экономической основы, не связаны с производственными процессами. И сегодня, прорастая из глубин сознания, они заявляют о своих правах. Придет время, когда идеалы, культивируемые западным либеральным обществом, уйдут в прошлое. И придет пора прозрения: казах вступит на путь поиска и обретения самоидентификации, главным фактором его выживания и спасения станет сохранение этнической модели и этнических особенностей. Человеческие проблемы будут решать не только государственные бюрократические ведомства, но и сами люди, объединенные общей идеей родства. Жизнеспособность родового сознания и традиционная организация рода, строящаяся на принципах общинной солидарности и взаимопомощи, сообщат новый импульс и дадут мощный толчок расцвету современного казахского общества. Мощь генеалогического дерева покоится на внутренней силе. Это благодатная биофизическая среда, где ежеминутно, ежечасно, ежедневно происходит акт сотворения жизни, обновления, акт передачи генетической информации. На месте старых веток произрастают молодые побеги - так старики уступают место молодым. Под сенью родовой, семейной кроны увековечивается память об умерших предках и знаменуется преемственность. Человек, опираясь на прошлое, рассеивает туман неопределенности будущего. Именно в тесной связи со своей историей, самобытной национальной особенностью человек познает окружающий мир и определяет свое место в нем. В бесконечных опытах самопознания, погружения в себя заложены основы устойчивости жизни в стремительно меняющемся мире.

Схожий взгляд на интерес казахов к своей генеалогии и у Еркина Байдарова, ведущего научного сотрудника Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова.

- Почитание своих предков (аруахов) генетически заложено в цивилизационный код казахов, поэтому, как мне кажется, увлечение генеалогией не позволяет нам, казахам, забывать в потоке истории свои духовные скрепы с родной землей, ее культурой и традициями.

Будучи осколком Золотой Орды и тюрко-монгольской империи Чингисхана, предки казахов сыграли значительную роль в этнополитической истории Евразии: это кыпчаки (половцы), кимаки, тюргеши, кангюй, усунь, саки и др.  Многие из них впоследствии вошли в состав казахского этноса. Не имея письменной истории, казахи тем не менее сохранили многие моменты этногенеза в устной, народной истории, где смешались герои и события самых разных эпох.

Не приводит ли такое увлечение генеалогией к разобщению казахов, к трайбализму? Я думаю, что нет. Относясь к тому или иному роду или жузу, казахи прекрасно осознают свою принадлежность к единому этносу. Знание шежире для казаха означало гарантию жизни в то время, когда он как "корабль пустыни" кочевал по степи. Родоплеменное и жузовое разделение казахского этноса на протяжении столетий основывалось на принципе: "Все казахи - птенцы одного гнезда, ветви одного дерева". Трайбализм же, скорее, характерен для властных структур, которые тем самым, как им кажется, создают атмосферу "семьи", "клана" в "вверенном" им в управление социальном институте.

Естественно, знать историю своих предков нужно, но не стоит чрезмерно увлекаться этим, создавая историю одного отдельного рода и противопоставляя его другому.  Этим делом в основном занимаются не имеющие отношения к истории люди, тем самым внося элемент "мифологии" в свои исторические опусы. Здесь свое слово должны сказать профессиональные историки. Хотя можно вспомнить, что после выхода в свет в 2007 году научной монографии "Научное знание и мифотворчество в современной историографии Казахстана", авторами которой стали известные казахстанские историки, ничего против мифологизаторов предпринято не было.

Многие названия казахских родов созвучны названиям древних народов Востока и Запада. Например, Шымыр - Шумер, Алим - Элам, Албан - Алеманы (германское племя) и т.д., на основе чего нередко делаются далеко идущие выводы. На первый взгляд, это кажется смешным, но в то же время требует серьезного отношения и дальнейшего изучения - не просто лишь для того, чтоб доказать несостоятельность подобных версий, а для познания генезиса исторических процессов, происходивших на просторах Евразийского материка.

Предстоящее в 2015 году празднование 550-летия казахской государственности, как мне кажется, должно стать одной из ступенек для превращения казахов в подлинную нацию, где история выполняет воспитательную функцию, формируя не ложный, а истинный, настоящий патриотизм.

Таким образом, чтобы оградить историю казахов от засилья старых и рождения новых мифов, историческая наука страны (а также смежные с ней научные дисциплины) должна получить не голословную, а реальную поддержку (финансирование и т.д.) со стороны отвечающих за эту сферу государственных структур. Как отмечал выдающийся французский историк ХХ столетия Марк Блок, "…история - не ремесло часовщика или краснодеревщика. Она - стремление к лучшему пониманию, следовательно - нечто, пребывающее в движении".

Журналист Жасулан Кужеков тоже полагает, что данная тема интересна. Однако, по его мнению, сейчас как раз-таки размываются межи, которые незримо делили казахов на роды. В качестве примера он приводит Астану, где идет бурный процесс "варки" казахов в одном большом котле, и мало кто при первой встрече спрашивает о том, к какому роду принадлежит собеседник. "К тому же оседлый образ жизни, сформировавшийся в последние полстолетия, окончательно дезавуировал экономическую базу разделения по родовому принципу, - говорит журналист. - А разделение на роды сегодня - это чаще инструмент маргиналов и коррупционеров (принцип формирования так называемой личной команды). Самый эффективный инструмент, который может сплотить нацию окончательно, - это внешняя угроза, не дай бог. По-моему, события последнего года показали, что это и происходит сейчас в обществе. А в том, что определенная группа граждан, которых ранее не интересовал вопрос родовой идентичности, вдруг начали интересоваться своей генеалогией, я не вижу серьезной угрозы. Люди - в поиске своей идентичности, которая чаще носит ритуальный, а не прикладной характер".

Комментарии:
  • мусиркеп

  • 1 декабря 2014 13:02
Сейчас делаются попытки оторвать каждого индивида от его насиженного места и от окружения вообще, при котором человек станет беззащитным и "мягким" и послушным, именно тем, каким он и нужен для эксплуатации современной буржуазии. "Волчий" закон - закон джунгли!
Главное отбить от "праида", когда одинокого, потерянного легче завалить и съесть!!!! Манкурт - готовый биоробот, робот не может достать пропитание сам, его надо "вести", а манкурт сам не может самого себя "отключить" и "МЕЧТАТЬ", самое выгодное "вложения" инвестиции, о котором мечтает каждый инвестор. Если ты манкурт или собираешься им стать, твоя дорога - забудь свои корни и иди по "легкой", бесшабшной жизни, в итоге из-за отсутствия своей головы дашь свои руки чужим, ты никому не нужен, а твои руки бесценный! !!!!!
Цитировать
Астана: 2 °C
Алматы: 9 °C
    
$ 342.49
390.54