Кто они, депутаты от «Нур Отана»?
Вот и отгремели праздничные фанфары. Рубикон перейден, выбор сделан. Депутаты нового, шестого, созыва мажилиса заняли служебные кабинеты и усиленно приступили к улучшению нашей с вами жизни. Но прежние вопросы остались: потянут ли они эту лямку, осилят ли задачу "законодательного обеспечения масштабной работы по кардинальному преобразованию страны", поставленную перед ними главой государства? Увы, это неочевидно даже на примере парламентского большинства.
Депутатов от "Нур Отана" вряд ли можно считать отрядом специального назначения или батальоном, призванным выполнять конкретную боевую задачу. Пока они представляют собой разрозненные пазлы, которые, может быть, и сложатся со временем в некую картину, но в любом случае она не будет цельной - уж очень разного поля ягоды собраны в корзине главной партии страны.
Это и состоявшиеся политики, и бизнесмены с артистами, и даже молодежь без высшего образования… Складывается такое ощущение, что "Нур Отан" бросается в новый парламентский цикл как в омут головой. Это, как минимум, странно в условиях, когда страна вступила в пору экономического кризиса.
Впрочем, основная ставка все же сделана на опытных, проверенных мажилисменов, которые борозды не испортят, но и, увы, глубоко не вспашут. Для 33-х депутатов от "Нур Отана" из 84-х нынешний созыв уже не второй и даже не третий. Есть среди них и такие, кто уже больше двадцати лет тянет эту лямку.
Однако сегодня нас больше интересуют новобранцы.
С одной стороны, вливание "свежей крови" можно считать плюсом. Но практически все новички - это "темные лошадки", необходимость пребывания которых в нижней палате отнюдь не очевидна. Может быть, партия таким образом решила приблизиться к народу и ликвидировать полосу отчуждения, наметившуюся в последние годы? По крайней мере, появление в мажилисе 26-летнего железнодорожника из кызылординской глубинки Геннадия Шиповских дает основания для таких предположений.
Его восхождение на депутатский мостик - это из разряда голливудских сюжетов, которыми "Нур Отан" ранее не баловал. В прошлом году "Казахстанская правда" писала: "Подростком он осиротел, попал в один из детских домов Кызылорды, откуда со временем сбежал.
Чтобы прокормиться, даже танцевал брейк-данс в ресторанах. В одной из поездок за город он познакомился с фермером Муратом Насыровым и его супругой Баян Бимаганбетовой, которые позже усыновили его (причем уже имели пятерых своих детей)". Обретя семью, парень воплотил в жизнь мечту стать железнодорожником. Он прошел обучение в лицее по специальности "помощник машиниста", в 2010-м был принят рабочим в локомотивно-ремонтное депо, а в 2013-м стал помощником машиниста Кызылординского локомотивно-эксплуатационного депо. Спортсмен, общественник, активно участвовал в корпоративных мероприятиях КТЖ.
Но, как отмечают наши коллеги, "звездным часом" Геннадия стало его выступление на XXII сессии Ассамблеи народа Казахстана в апреле прошлого года, когда он на казахском языке рассказал Елбасы о своем отношении к нему и видении идеи "Мангілік Ел".
Словом, казахстанский вариант истории об американской мечте, который вполне может послужить примером для нашей молодежи. Хочется верить, что прохождение Геннадия Шиповских в мажилис - не просто партийный пиар-ход, что старшие товарищи разглядели в нем тот стержень, который позволит самому молодому депутату мажилиса не раствориться в общей массе.
В целом стоит отметить несколько тенденций, проявившихся в нынешнем электоральном сезоне.
Во-первых, партия власти провела серьезные "омолаживающие процедуры" применительно к своей парламентской фракции. В "клуб" тех, кому нет 40 лет, вошли Бактыгуль Хаменова - директор Прикаспийского современного колледжа, довольно успешно поработавшая и в медийной сфере; Алия Сапарова - в прошлом заместитель акима Лисаковска, первый заместитель председателя Костанайского областного филиала партии "Нур Отан"; Бахтияр Макен - "болашаковец", замакима ЗКО.
Во-вторых, партия решила "усилить голос" своих представителей. Мухтару Тиникееву, единственному (конечно, не считая Дариги Назарбаевой, перешедшей в правительство) "нуротановцу" в мажилисе, резавшему правду-матку и способному поставить в неудобное положение членов кабмина, пришла серьезная подмога. Это телеведущий Артур Платонов, председатель правления общественного объединения "Федерация женщин "Status" Ирина Унжакова, зампредседателя Федерации профсоюзов РК Павел Казанцев и другие.
Правда, тут партийцы явно переборщили. Мы имеем в виду реинкарнацию в качестве депутата Бекболата Тлеухана. Во время предыдущих заходов этого заслуженного деятеля искусств в мажилис его явно заносило на поворотах. И запомнился он не борьбой с коррупцией, не желанием заставить чиновников работать не за страх, а на совесть, а требованиями ввести на законодательном уровне запрет на обнажение казахскими девушками пупка, убрать из школьных программ теорию Дарвина, возродить художественные советы, которые ограничат показ в кинотеатрах и на телевидении "безнравственных" фильмов.
В-третьих, "Нур Отан" попытался качественно усилить свою парламентскую фракцию, включив в нее серьезных бизнесменов, что в нынешних условиях более чем оправданно. Это Петр Шарапаев, занимавший должность исполнительного директора ТОО "Радуга" - одной из крупнейших в Казахстане производственных и дистрибьюторских компаний с годовым оборотом в 10,5 миллиарда тенге; Мурат Темиржанов - гендиректор многопрофильного предприятия ТОО "Корпорация Рамут"; Сергей Симонов - руководитель ТОО "Стройдеталь" (завод ЖБИ) в Актюбинске.
Беспроигрышным вариантом стало продвижение такого видного и авторитетного политика, как Бактыкожа Измухамбетов. Четыре года назад он уже влезал в депутатскую шкуру, был вице-спикером, и нынешнее избрание его председателем палаты выглядит закономерным.
Вообще, среди депутатов от "Нур Отана" достаточно много крепких профессионалов. Например, это доктор юридических наук Асылбек Смагулов, старшие советники юстиции Василий Олейник и Канат Мусин, доктор философских наук Жамиля Нурманбетова, доктор филологических наук Бейбут Мамраев, бывший замминистра юстиции Бакытжан Абдраим и другие. Скорее всего, их деятельность в мажилисе будет скрыта от глаз широкой публики, но именно они должны стать теми "рабочими лошадками", на которых везут весь воз. Впрочем, в остальном партия осталась верна себе.
По крайней мере, есть опасения, что многие вновь избранные депутаты окажутся банальными "штатными единицами". В первую очередь, мы имеем в виду тех, кто уже успел в прошлом нарастить определенный авторитет и набрать вес. Например, Роман Скляр, бывший вице-министр транспорта и коммуникаций, последние годы работавший на благо КТЖ. Или Тарас Хитуов, бывший замакима Актау, а впоследствии управляющий директор по персоналу и социальной политике центрального аппарата АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз".
В этом же ряду можно назвать еще несколько фамилий: Берик Оспанов - президент АО "КазАгроИнновация" Министерства сельского хозяйства РК, замакима ЮКО, первый заместитель председателя Южно-Казахстанского областного филиала партии; Сапархан Омаров - вице-министр сельского хозяйства; Айзада Курманова - аким Лебяжинского района Павлодарской области, первый заместитель председателя Павлодарского областного филиала партии и другие.
Из этой же серии явные креатуры политических "тяжеловесов". В частности, выдвиженец Адильбека Джаксыбекова - Михаил Чирков, за плечами которого работа в акимате Астаны, Министерстве индустрии и торговли, администрации президента РК, партии "Нур Отан", посольстве РК в РФ, Минобороны - словом, во всех структурах, к которым имел отношение сегодняшний столичный аким.
Всех и не перечислишь. Они слишком хорошо знакомы с правилами игры в коридорах власти и за долгие годы службы выработали в себе рефлекс держать язык за зубами. И развязать его будет ой как непросто, особенно если учесть, что за многими из них в парламент потянулся шлейф слухов и подозрений, связанных с деятельностью на предыдущих постах.
Не обошлось и без странностей. Например, так и подмывает спросить: зачем парламенту нужны такие фигуры, как, допустим, Александр Суслов технический директор Аксуского завода ферросплавов АО "Транснациональная компания "Казхром"? Нет, мы ничуть не сомневаемся, что он дока в своем деле и что его личностные качества достойны уважения. Но в прошлом созыве уже были такие персоны. Вспомните хотя бы Андрея Бегенеева, который до выборов работал начальником цеха водоснабжения АО "АрселорМиттал Темиртау". Каков был КПД его деятельности в мажилисе? Думается, на этот вопрос вряд ли кто сможет ответить.
Или, допустим, Сакен Утебаев, уже бывший глава МАЭК, имя которого несколько лет назад полоскалось в грязных водах производственных скандалов. То он вроде бы уволился из МАЭК по собственному желанию, потом, как оказалось, просто в течение восьми месяцев пребывал в трудовом отпуске, а когда решил вернуться на службу, выяснилось, что его назначение прошло без согласования с ФНБ "Самрук-Казына", как того требуют правила.
К тому же после назначения Утебаева сразу четверо сотрудников высшего звена компании, в том числе начальник департамента экономики и планирования и главный инженер, написали заявления об увольнении из-за категорического нежелания работать под началом именно этого руководителя. Кстати, незадолго до этих событий актауский сайт tumba.kz сообщал, что работники ряда управлений и департаментов ТОО "МАЭК-Казатомпром" подписались под письмом к руководству НАК "Казатомпром", в котором они выступили против возвращения Утебаева на пост главы МАЭК. "В своем письме сотрудники комбината упоминали о многочисленных нарушениях, произошедших на предприятии в период руководства С. Утебаева", - сообщал сайт. И это еще не все.
Обладателем депутатского мандата стал и Сакен Каныбеков, который в бытность заместителем акима ЮКО посоветовал детям, зараженным в 2006 году по вине шымкентских врачей ВИЧ-инфекцией, "раствориться в толпе и тихо ходить, не привлекая к себе внимания".
Тут вообще бьет набатом вопрос: чьи интересы намеревается защищать такой депутат? А Валихан Кайназаров, бывший аким Сайрамского района ЮКО, отставки которого требовали местные жители? Летом 2013 года под коллективным письмом на имя главы государства с просьбой убрать, по словам людей, погрязших в коррупции районных чиновников, в том числе и акима, подписались около ста человек. Тут уж, как говорится, без комментариев.