Что означают последние кадровые перемещения?
Есть у нас негласная традиция, согласно которой после каждых парламентских выборов происходят определенные кадровые подвижки на верхних этажах власти. Соблюдена она была и на сей раз: сразу же после дня голосования Нурсултан Назарбаев осуществил ряд новых назначений. Мы попросили известного политолога Максима Казначеева прокомментировать их.
- Среди глав регионов появились два новых и, скажем так, достаточно неожиданных лица - Болат Бакауов в Павлодарской области и Алтай Кульгинов в ЗКО. Это следует расценивать как начало курса на обновление корпуса акимов, о необходимости которого разговоры ведутся достаточно давно?
- Главной причиной этих назначений я бы назвал попытку президента апробировать новых чиновников на более высоких позициях в системе власти. И Алтай Кульгинов, и Болат Бакауов давно работают в этих регионах, занимали посты акимов городов Уральска и Павлодара соответственно. Возможно, возникло мнение, что они "доросли" до областного уровня.
Кроме того, им легче удавалось находить контакты с региональным бизнесом и региональными элитами. Сейчас предполагается использовать этот опыт на более высоком уровне. Обе области имеют большой промышленный потенциал, причем не только в энергетической сфере, что важно для президента в свете взятого курса на индустриализацию.
- Что вы думаете о перемещении на отраслевой уровень одного из самых перспективных отечественных топ-менеджеров Каната Бозумбаева, который неплохо проявил себя в качестве регионального руководителя? Возможно ли прогнозировать его дальнейший кадровый рост в обозримом будущем?
- Канат Бозумбаев возглавил Павлодарскую область в непростой момент, связанный с коррупционным делом в отношении его предшественника - Ерлана Арына. Можно предположить, что одним из поручений президента, данных Бозумбаеву, была активизация антикоррупционной работы в регионе. На фоне этой борьбы и мог возникнуть конфликт с региональными элитами. В результате Бозумбаев оказался в эпицентре информационных атак. Нынешнее назначение позволяет несколько снизить накал страстей в области.
Говорить о кадровом росте пока сложно - в силу как имиджевых, так и объективных экономических причин. Эта отрасль стала наиболее пострадавшей от экономического кризиса. Очевидно, что некоторые ключевые энергетические проекты придется отложить до лучших времен. Кроме того, в отрасли представлены интересы наиболее влиятельных элитных групп, которые Бозумбаеву пока "не по зубам".
- Прошло не так уж много времени с момента, когда Владимиру Школьнику, несмотря на возраст, продлили полномочия на посту министра, и потому его отставка выглядит несколько неожиданно. Что вы думаете по поводу столь неожиданного поворота в судьбе одного из старожилов казахстанского правительства?
- Владимир Школьник "приходил" в правительство в тот период, когда шло активное обсуждение во многом имиджевого проекта строительства казахстанской АЭС, и он, как один из немногих отечественных специалистов в атомной отрасли, был, безусловно, востребован в этом качестве. В текущих условиях падения цен на традиционные виды топлива строительство атомной электростанции видится нецелесообразным. Тем более что существует общая установка президента на экономию бюджетных средств. В такой ситуации строительство АЭС, видимо, будет перенесено на более поздние сроки. И осуществлять эту работу должны будут новые специалисты.
- Как бы вы прокомментировали перемещение бывшего акима ЗКО Нурлана Ногаева на должность главы Атырауской области?
- Нурлан Ногаев по профилю основного стажа работы в нефтегазовой сфере подходит для Атырауской области. После своеобразной "обкатки" в ЗКО и получения необходимого опыта ему доверили руководство главным регионом-донором страны. В то же время для местных элит, завязанных на нефтедобыче и нефтесервисе, он не конкурент. Поэтому, скорее всего, от него требуются лишь менеджерские функции без попыток переформатировать местные элиты.
Падение цен на нефть ограничивает возможности компаний в плане выполнения корпоративных социальных программ. Соответственно возрастают риски трудовых конфликтов, а социальная нагрузка, падающая на плечи региональных властей, увеличивается.
- Назначение на должность спикера нижней палаты парламента Бактыхожи Измухамбетова было, в принципе, прогнозируемым. Следует ли из этого делать вывод, что мажилису по-прежнему отводится роль, если можно будет так выразиться, "тишайшего" органа власти, а с ожиданиями политических реформ придется опять повременить?
- Да, прошедшие выборы не являются индикатором политического реформирования. Сама политическая реформа лишь анонсирована президентом - в случае, если начавшиеся пять институциональных реформ будут признаны эффективными и успешными. Но ведь они могут и провалиться. Более того, формально сроки реализации реформ не определены.
Даже трансформация внутриэлитных сфер влияния по итогам выборов оказалась минимальной - лишь в части отдельных депутатов во фракциях. Содержание и стиль работы мажилиса не изменятся - он останется, как выражается оппозиция, "отделом администрации президента по утверждению законов".
Изменить роль мажилиса можно в рамках более широкой политической реформы, где само по себе изменение роли парламента будет лишь частным случаем.