СУББОТА, 2 АПРЕЛЯ 2016 ГОДА

Общественные советы: в регионах РК саботируют реформы?

Автор: Женис Байхожа 1239 28-03-2016, 08:50


На днях, выступая перед вновь избранным мажилисом, президент страны заявил: «Я чувствую  желание чиновников опять спустить на тормозах кое-какие вещи. Из «100 шагов», которые мы наметили, ничего не должно исправляться, ничего не должно искривляться в угоду каких-то чиновников на местах». Интересно, эти слова относятся к принципу формирования общественных советов (ОС) в регионах? Ведь в подавляющем большинстве случаев туда попали люди, именно «угодные» акиматам и вряд ли способные поднимать перед местной властью острые вопросы, защищать интересы населения.

По форме правильно, а по сути издевательство

Как известно, создание ОС является одним из «ста шагов» (99-м), о которых упомянул президент. При этом заявлена цель «обеспечить широкое участие общественных институтов и граждан в принятии решений госорганами всех уровней». Рекомендации общественных советов должны в обязательном порядке приниматься к рассмотрению этими самыми госорганами (более подробно о функциях и полномочиях ОС можно прочитать здесь.

Задумка вроде бы неплохая, но мы хорошо знаем, что у нас в Казахстане даже самую замечательную идею могут дискредитировать уже на стадии начального исполнения. Так, похоже, произошло и на сей раз. Когда стали известны персональные составы ОС, созданных в регионах, многие тамошние общественные активисты выразили через соцсети свое «фе»: в большинстве обнародованных списков значились все те же «пропахшие нафталином» фигуры, которые на протяжении долгих лет только тем и занимаются, что дружно и с воодушевлением поддакивают акимам. А когда последние сменяются – поддакивают уже новым.

Конечно, есть отдельные исключения. Скажем, в городе Алматы в местный ОС были избраны политологи Марат Шибутов и Айдос Сарым, опальный генерал Махмуд Телегусов, экономист и блогер Бекнур Кисиков, хорошо известная всем казахстанцам Аружан Саин… По-разному можно относиться к ним самим и к их взглядам (которые порой весьма полярны), но несомненно, что все они имеют определенную гражданскую позицию и обладают достаточной смелостью для того, чтобы отстаивать ее. А значит, обсуждение вопросов на заседаниях ОС не превратится в сплошной «одобрям-с». Другое дело, что будет потом, уже на стадии рассмотрения госорганами рекомендаций ОС, но это тема отдельного разговора.  

Однако повторюсь, Алматы – это все же исключение из общего правила (так было и во время недавних выборов: южная столица оказалась «белой вороной» на фоне всех других регионов страны, которые рапортовали о рекордной явке избирателей). На остальной же территории республики картина совершенно иная. Например, на YouTube есть видеосюжет о встрече акима Карагандинской области Нурмухамбета Абдибекова с членами ОС: последние, в том числе бывший глава региона Камалтин Мухаметжанов (кстати, в совет вошли в основном люди пожилого возраста), на все лады хвалят акима, а один спит – в буквальном смысле этого слова. Как вы думаете, смогут ли, да и захотят ли  эти, так сказать, представители общественности вести равноправный диалог с местной властью и тем более  проявить, когда потребуется, принципиальность?   

В целом о созданных в регионах ОС можно сказать известными словами вождя мирового пролетариата: «по форме правильно, а по сути издевательство».

Сплошная «номенклатура»

Хотелось бы подробнее остановиться на общественном совете, который появился недавно в родной для меня Кызылординской области. Готовя эту публикацию, я обзвонил своих друзей и знакомых, живущих там, пообщался с «фейсбучанами», зарегистрированными в группе «Кызылорда». И вот что выяснилось. Практически никто из них даже не подозревал о том, что создается областной ОС, хотя многие из этих людей являются социально активными гражданами. Не было никакого обсуждения кандидатур, выдвинутых в совет. По сути, кызылординцев поставили перед уже свершившимся фактом – окончательным списком персонального состава ОС.

И кто же вошел в данный список?

В нем 33 человека. 5 из них представляют исполнительную власть: это заместитель акима области и руководители ряда областных управлений. 10 – депутаты областного и районных маслихатов. Тут особо комментировать нечего, поскольку это предусмотрено положением об общественных советах. Нас больше интересуют те, кто, по идее, должен заседать в ОС от лица гражданского сектора. Таковых в общей сложности 18. Откуда они?

Пятеро являются функционерами «Нур Отана». То есть это не просто члены правящей партии, а руководители ее областного и районных филиалов, заведующие общественными приемными. А с учетом двух депутатов раймаслихатов число функционеров партии власти в составе ОС составляет 7. Кстати, большинство остальных депутатов, вошедших в совет, – члены «Нур Отана».

Трое делегированы местной Ассамблеей народного единства, причем одна из них еще недавно была заместителем начальника управления внутренней политики областного акимата, а сейчас является заведующей секретариатом облАНК. Она избрана секретарем ОС, то есть вторым человеком в совете.

Двое представляют ветеранские организации, в том числе бывший первый секретарь обкома партии и аким Кызылординской области. Двое включены в ОС от лояльных партий – «Акжола» и «Ауыла». Один из них раньше был первым заместителем акима области, а ныне возглавляет СПК «Байконкур»,  распоряжающуюся государственными активами. Второй является директором Казахского НИИ рисового хозяйства. 

Кроме того, среди членов ОС значатся и другие руководители разного ранга: директор гуманитарного колледжа (бывшее педучилище, имеет статус государственного),  директор института КГУ (тоже государственного), директор центра переподготовки госслужащих, худрук областного казахского театра (полностью финансируемого из бюджета), главный профсоюзный босс области…

В общем, почти сплошь, говоря языком прошлых лет, номенклатура. Эти фамилии уже давно кочуют из списков в списки, когда формируются разного рода комиссии и советы, задача которых – создать видимость общественной поддержки при принятии региональной властью тех или иных решений.

По словам местных гражданских активистов, это следствие того, что избрание членов ОС проходило келейно и в спешке. 

Спорить не рекомендуется

А ведь авторы законопроекта об общественных советах утверждали, что их формирование будет осуществляться на принципах открытости, прозрачности и гласности, с активным привлечением к этому процессу самого населения. И что в противном случае создание ОС не будет иметь смысла, не даст никакого эффекта. Это означало, что акиматы и маслихаты должны были не только через свои официальные сайты, но и через местные газеты, телевидение регулярно давать соответствующую информацию.  

Но в Кызылорде все обстояло с точностью до наоборот. Ладно, оставим в покое региональные СМИ, которые находятся «под каблуком» исполнительной власти и без ее разрешения шагу не сделают. Взглянем на содержание официального портала областного акимата e-kyzylorda.gov.kz. Там есть раздел «Общество», в нем примерно полтора десятка разных рубрик –  «АНК», «550-летие Казахского ханства», «Выборы-2016», даже «Запрет ядерных испытаний»… А про общественный совет – молчок.

На сайте областного маслихата такая рубрика есть, но она содержит лишь три публикации – положение об ОС, состав уже избранного совета и протокол его первого заседания. В разделе «пресс-служба» можно найти объявление от 1 февраля с.г. под названием «О проведении конкурса об избрании членов  Общественного совета Кызылординской области». Но уже первая фраза отбивает всякую охоту читать дальше: «Рабочая группа по формированию Общественного совета сообщает о проведении конкурса об избрании членов в состав рабочей группы по формированию Общественного совета». Вы что-нибудь поняли из этого абсолютно бессмысленного предложения, кроме того, что оно почему-то ставит знак равенства между ОС и рабочей группой по его созданию? А уже через  девять дней был объявлен персональный состав ОС.

Что можно было успеть за столь короткий срок? Разве в такой спешке и при такой закрытости возможно отобрать наиболее достойных гражданских активистов, пользующихся доверием (не формальным, а настоящим) у местных жителей? Разве это не есть, по сути, саботаж одной из реформ, инициированных главой государства? 

На сайте Кызылординского облмаслихата также размещено сообщение о 44-й сессии, состоявшейся 10 февраля. Именно на ней было объявлено о завершении формирования ОС. В этом сообщении говорится, что аким области Крымбек Кушербаев, пожелав успехов членам общественного совета, напутствовал их следующей фразой: «Счастье и трон не достанется тому, кто спорит, а достанется тому, кто будет соответствовать в народном деле». 

Зная уровень грамотности пресс-службы облмаслихата, можно допустить, что она не совсем точно перевела с казахского слова акима, но суть месседжа главы региона, видимо, передана верно. И спустя два дня, когда Кушербаев отчитывался перед свежеиспеченными членами ОС (а такая норма теперь закреплена законодательно), те действительно не стали спорить и дружно дали высокую оценку его работе. В протоколе ОС по итогам отчетной встречи есть четыре пункта: три из них начинаются со слов «принять», «одобрить» и «признать положительной», а четвертый гласит – «контроль за выполнением данного протокола возложить на секретаря совета». Никаких предложений и рекомендаций нет, что надо контролировать – непонятно.

Конформизм и культ личности 

На примере Кызылординской области хорошо видно, как местные власти пытаются законсервировать застой в общественно-политической жизни. Можно ли в такой ситуации надеяться на налаживание полноценного диалога между госорганами и населением, на активное участие граждан в принятии важных решений, а тем более на какие-то институциональные реформы?

Впрочем, в регионах пытаются создать видимость такого взаимодействия. Это можно проиллюстрировать на примере той же Кызылорды. Недавно, 18 марта, Крымбек Кушербаев встретился с молодыми блогерами и блогершами. Одна из них начала свой пространный отчет об этой «исторической встрече» так: «Мы долго, кропотливо шли к своей цели, мы не только поднимали острые вопросы касательно «социалки», но и пытались по возможности найти пути их решения». А закончила,  буквально захлебываясь от восторга: «Все остались довольны встречей, мы были в эйфории, это был успех, побывать в кулуарах власти не каждому дано. Это была наша общая победа!».

Но что означают упомянутые в тексте «острые вопросы касательно социалки»? Вы, наверное, подумали, что в ходе разговора с Кушербаевым речь шла о проблемах трудоустройства молодежи,  о протекционизме при приеме на работу, о взятках в вузах и колледжах, о работе общественного транспорта, о качестве коммунальных услуг? Нет, оказывается, жизненно важными для молодежи являются граффити-оформление многоэтажных домов, установка досок для объявлений и музыкальных колонок в общественных местах, создание каких-то журналов, интернет-сайтов и прочие подобные вещи. (Даже в нещадно критикуемое сейчас советское время на комсомольских собраниях порой поднимались более серьезные и острые темы – Крымбек Елеуович как бывший первый секретарь Кызылординского горкома комсомола не даст соврать). 

Похоже, это те флажки-ограничители, за которые сегодняшним молодым  кызылординцам наказали не выходить, а те охотно согласились с такими правилами игры и даже ловят от этого кайф: ну как же, сам аким области снизошел до диалога с ними. 

Мало того, они в своей лояльности, переходящей в верноподданничество, готовы идти еще дальше. Вот отрывок из отчета о встрече: «Работа Акима требует неимоверных усилий, профессионализма, иногда он должен жертвовать своей семьей, проводить целыми сутками на работе и.т.д., но не все об этом знают». Поэтому прозвучало предложение снять ролик под названием «Один день из жизни акима области», а глава региона дал соответствующее поручение своему пресс-секретарю.

Вот так в молодых людях воспитываются конформизм и культ личности главного местного чиновника, а тем временем власть все больше отдаляется от народа.

Комментарии:
Астана: 2 °C
Алматы: 9 °C
    
$ 342.49
390.54