О необходимости переориентировать механизмы реализации социальной политики
Проблема отчуждения труда в последние полтора столетия связана с формированием капитализма и становлением рынка наемного труда в частности. Расширение и рост масштабов забастовочных движений и их продолжительности, как и других форм протеста и борьбы трудящихся против бесчеловечных способов эксплуатации труда (что приводило к снижению эффективности производства), подтолкнули работодателей к поискам новых форм мотивации труда.
В связи с широким развитием акционерной формы капитала и возможностью "распыления" собственности среди тысяч мелких держателей акций и прежде всего среди работников своих предприятий возникли иллюзии "демократизации капитала" и трансформации дикого частнохозяйственного капитализма в "народный капитализм" Но опыт западных стран не оправдал этих надежд.
Наш исторический опыт тоже был неудачным: социализм оказался неспособным разрешить проблему отчуждения труда. Не сумев преодолеть антагонизм двух дисгармонирующих начал (традиционных структур восточного общества с развитием рыночных отношений), а потому признав их сочетание эклектическим и невозможным, социалистические страны, теперь уже бывшие, "разрешили" это противоречие путем полной ликвидации либо существенного ограничения рыночных отношений, что, в сущности, означало откат в историческое прошлое. Попытки реализовать общинные представления о социальной гармонии, оживить ее идеалы на уровне макросоциальной общности и создать на этой основе государство-коммуну пришли в противоречие с общемировой тенденцией развития: человеческая цивилизация терпеливо взращивается на почве рыночной экономики. Идея же социалистического переустройства мира была заимствована из социальной общности, исторически возникшей на базе натурально-патриархального производства.
Но есть и другой, японский путь возрождения традиционных ценностей, признанный во всем мире. Если отвлечься от частностей и дать предельно краткое описание сути общинно-рыночной модели развития этой страны, то оно сводится к формуле: свобода, конкуренция, обмен, эквивалентность и возмездность отношений (то есть капитализм в пространстве рыночных отношений между хозяйствующими субъектами), равенство, братство, социальная справедливость, коллективизм (то есть социализм в отношениях между работниками внутри и в рамках самостоятельных хозяйствующих субъектов, в пространстве отношений "работник - фирма").
В Японии масштабы акционерной собственности наемных служащих, по международным меркам, невелики. Работники корпорации, юридически не являясь собственниками или совладельцами предприятий, в реальной жизни воспринимают корпорацию как свою собственность, которой они больше всего дорожат. Внутрифирменное управление, основанное на создании "семейной" атмосферы, позволило японским компаниям преодолеть отчуждение работающих по найму практически без распространения акций среди рядовых работников.
Таким образом, две противоположные системы ценностей сосуществуют в одном обществе, разделив "сферы своего влияния": социализм в пространстве отношений "работник - фирма" и капитализм в пространстве рыночных отношений между хозяйствующими субъектами. Но если в японских компаниях, как и в израильских кибуцах, конкуренция совсем изгоняется из трудовых коллективов и получает простор за их пределами, то в странах Юго-Восточной Азии, испытавших прямое влияние Японии, конкуренция между работниками внутри одной и той же фирмы лишь ограничивается в той или иной степени.
Со второй половины ХХ века в том же направлении трансформируется система управления в западных странах, получившая название менеджмента "человеческих отношений". Идея превращения корпораций в органы социального страхования была выдвинута из-за ограниченности материальных стимулов. Чем больших успехов достигали эти страны в повышении уровня жизни населения, тем менее значимыми становились материальные стимулы и тем более весомыми - социальные стимулы и удовлетворение социальных потребностей.
Несмотря на существующие различия по широкому спектру решения конкретных проблем, подходы всех развитых стран совпадают в главном - в фундаментальном принципе, основанном на предоставлении работникам прав на широкое участие в управлении и значительных социальных гарантий и благ в обмен на преданность фирме. Суть такого подхода заключается не в формальном, а в действительном учете мнения персонала по всем основным вопросам функционирования предприятия и в том внимании, которое проявляется руководством компании к улучшению их социальных условий. Право трудящихся на соучастие в управлении предприятиями дополняется правом на соучастие в решении вопросов социального обеспечения, распоряжения социальными фондами предприятия, распределения прибыли.
Полное вовлечение персонала в отношения, соответствующие групповым интересам, и в достижение широко трактуемых целей организации позволили и западным фирмам минимизировать трудовые конфликты.
С этой общемировой тенденцией связан и повсеместный отход развитых стран от сложившихся принципов бюджетного финансирования социальной сферы, которые в значительной степени были заимствованы из опыта социалистических стран в период противостояния двух систем. Ответом на демонстративный вызов последних стала трансплантация "преимуществ социализма" в западную систему. Нынешний отход от этих принципов вызван к жизни не только неэффективностью государственной системы и практики бюджетного финансирования социальной сферы, но и желанием людей быть частью организации, ощущать свою полезность и значимость, быть признанным этой же организацией.
Это и вызывает необходимость адекватных изменений. На современном этапе развития национальных хозяйств передовых стран наблюдается тенденция к переориентации механизмов реализации социальной политики с общенационального уровня на уровень фирм и корпораций. Общемировая тенденция управления социальными процессами отчетливо проявляется в том, что финансирование социальных программ из бюджета все больше ориентируется на производство так называемых общественных благ, а также на оказание помощи работникам бюджетных организаций, пенсионерам, социально уязвимым слоям населения, студентам, учащимся и т.д. А большую часть экономически активного населения ориентируют на получение гарантированных социальных благ посредством независимого от государства долговременного источника их финансирования из собственных источников хозяйствующих субъектов, т.е. на то, чтобы социальные блага зарабатывались. При этом, соответственно, общая тенденция проявляется в последовательном уменьшении доли затрат правительства на реализацию социальных программ.
Рост масштабов конфликтов между трудом и капиталом в Казахстане, все чаще и явственнее проступающие признаки их радикализации принуждают начать работу по созданию "семейной атмосферы" уже сейчас. Скорейший перевод на новые ориентиры социально-экономического развития продиктован и потребностями форсированного индустриально-инновационного развития.
Геннадий Ким
Подпишитесь на еженедельную рассылку
Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты