28221 2-08-2017, 07:50

Если казахи утеряют свое исконное двуязычие, то их ждет деградация

Как правило, дискуссии о проблемах казахского языка ведутся по условному водоразделу «казахи-неказахи». Но внутри самого казахского социума есть еще одна разделительная межа - между так называемыми «нагыз-казахами» и «шала-казахами». Такова исторически сложившаяся культурологическая данность, с которой стоило бы считаться, чего, однако, не происходит. При этом сами русскоязычные казахи в большинстве своем категорически не приемлют надуманных обвинений в некоей этнической «неполноценности», поскольку считают свой интеллектуальный вклад в развитие нации никак не меньшим, чем вклад их  казахскоязычных соотечественников.

Именно по этой причине мы решили суммировать точку зрения этой части казахского социума на языковую проблему.

Сегодня мы наблюдаем большие усилия по внедрению казахского языка во все сферы жизни. Правда, порой это больше напоминает банальное навязывание. Да, некоторые регионы сегодня заслуженно могут считаться казахоязычными. Политика эфирного вещания также предусматривает необходимость присутствия казахского языка на ТВ в объеме не менее 50%. И в целом поставлена задача перевести на него все и вся уже в ближайшие годы. Но если честно, то складывается подспудное ощущение, что стоит цель изжить русский язык, заменив его казахским. Говоря образно, язык народа, давшего название стране, навис  как дамоклов меч над всеми гражданами Казахстана, нарушив складывавшийся десятилетиями разумный баланс и жизненную основу общества - русско-казахское двуязычие.

Аккумулированный исторический опыт при сравнительном анализе говорит в пользу того, что в таком волевом внедрении казахского языка особой необходимости нет. Хотя бы потому, что страна наша в своих границах была построена на фундаменте русского языка (Казахская ССР). На нем же она общается с миром сегодня.  То же самое касается и внутренней жизни: менеджеры в офисах компаний, в авиа- и ж/д кассах, продавцы в магазинах и торговцы на рынках в большинстве своем отвечают на русском, поскольку это язык бизнеса и коммерции.

Да, в отдельных районах и даже областях русскоязычных почти не осталось, и сегодня там   население общается на казахском.

Все надежды на дальнейшее продвижение казахского его бескомпромиссные адепты связывают исключительно с миграционными потоками и усиленным ростом рождаемости автохтонов, то есть весь расчет строят на изменении этнического баланса. Видимо, на уровне подсознания они понимают, что сам по себе отдельно взятый казахский язык не заинтересует никого, кроме самих казахов. Причин тому много, но самая главная кроется в том, что, как это ни печально, он не несет в себе по-настоящему глубинных пластов культуры и технологических знаний, способных массово привлечь иноязычных граждан. Увы, что есть, то есть.

Давайте признаемся честно: ну на самом деле, чему может научить казах русского, корейца, немца? Чтобы отказаться от богатства общения на двух языках и замкнуться лишь на казахском, нужно «оказашиться», то есть принять все наши, мягко говоря,  небесспорные ценности и традиции, отслеживать, кто из какого рода-племени, распинаться перед «агашками», лежа на кошме самому мечтать стать хоть чуточку, но бастыком. Много ли найдется таких среди неказахов? Ну разве что отдельные, не совсем адекватные персоны.  

На заре суверенности в пылу романтизма какая-то часть русскоязычных граждан взялась было активно изучать казахский. Такие настроения подпитывались иллюзиями, что отныне мы живем в новой стране, будем строить общее будущее и что совместный труд по созданию единой страны сплотит всех. Однако, как это ни горько признавать, мы, казахи, не выдержали испытания на вшивость - сегодня все руководство большим и малым принадлежит только нам. И в итоге сегодня налицо наглядная демонстрация закрытости и недальновидности одного отдельно взятого этноса. Уже хотя бы в силу этого остальным  может оказаться не по пути с ним. Разумеется, на такой основе не может быть создано успешной модели казахской жизни (и соответственно уверенности в будущем), способной стать привлекательной для неказахов. Потому что пока еще окружающие нас представители других этносов видят: бедный казах — это бишара без связей, а богатый, как правило, родич власть имущих, раздербанивших бывшие заводы и месторождения, понтующихся на «майбахах».  

Теперь другой вопрос: существует ли опасность исчезновения казахского языка? Думается, что нет.

Казахский язык выживет в аулах и городках с чисто коренным составом населения. Этакая форма примитивизации общественной жизни, когда все возможные и невозможные несусветицы лучше произносить на местном наречии. Ну, например, какая у казахов коррупция? Или где вы видели олигархов и фабрикантов? Не передают эти  иностранные термины сути дела. Это просто дают салем уважаемым людям (участковому, директору школы, главврачу и другим «весовым») простые шаруа. Или другая картинка: вот новоиспеченный бай в окружении туленгутов на байгу приехал. Вот это по-нашему. Вот это пространство и будет зоной, в которой воцарится казахский язык.

Для других же жителей Казахстана он, призванный, согласно государственной  воле, стать единственным и неповторимым, из досадного недоразумения превращается в серьезный фактор сдерживания. Чего стоит, например, решение о преподавании истории и географии в школах на казахском, да и в целом увеличение времени на уроки казахского? В качестве решающего аргумента приводится такой: ряд естественных предметов (в частности, физика) школьники будут изучать на английском. Думается, нет особого смысла обсуждать «пользу» от этой сомнительной во всех смыслах «новации», которая, похоже, проскочила потому, что общество стало за последние годы менее образованным. Или все же более казахским? А, может, это одно и то же? Казахам-то не страшно быть безграмотными в своей среде (можно купить нужные бумажки, да и вообще - не работать же по специальности), а вот для русских и других иноязычных родителей это огромная проблема и беда. Поэтому они приходят к печальному выводу: если не хочешь обыдливания своих детей - увози их отсюда.

Теперь о формуле треяхъзычия, точнее, о необходимости знания английского. Конечно, его изучать нужно, так же, как знать информатику, оперировать техническими средствами, не теряться в мировой информационной паутине. Но при всем при этом вторым языком для казахстанцев ему никогда не стать. Хотя бы потому, что нет на него особого запроса в каждодневной бытовой, трудовой жизни. Тем более что получать  новые знания нужно  на родном языке, а иностранный учить как отдельный предмет. Совмещение этих линий возможно только в финале образования. Эту важнейшую аксиому педагогики наши сегодняшние менеджеры-«просвещенцы» как-то подзабыли. 

Коренная ошибка государственной языковой политики заключается в том, что казахским языком пытаются заменить русский, столь же родной и государствообразующий (может, даже в большей степени?) для нашей страны. В этом противоборстве и проявились худшие и даже смешные черты абсолютизации казахского. Ну, никак не тянет он на общегосударственный и единственный для всех язык. И не стоит пытаться уложить его в это прокрустово ложе. А если существующий ныне подход сохранится, то получается, что в русле сегодняшней политики его можно только НАВЯЗЫВАТЬ.

Вот акимат южной столицы рапортует: в ближайшее время все вывески в городе будут только на государственном языке. Величайшая победа, ничего не скажешь. Скрипи зубами, но читай на казахском. И эта практика осуществляется уже давно. Например, в поликлиниках некоторые  наши соотечественники с плохо скрываемым удовольствием наблюдают за русскоязычными пенсионерами, неспособными определиться, где флюорография, а где окулист.

Или едешь в такси, и водитель, заметив, что ты с другом общаешься на русском, специально врубает, причем как можно громче, казахские песнопения.

Вот такой своеобразный срез внедрения государственного языка простым, охлократическим путем. Который в общем-то является калькой подхода государственного. 

С некоторых пор активно заговорили о необходимости латинизации казахского алфавита. Мол, поскольку казахский язык невостребован и непопулярен, то давайте откажемся от кириллицы, поскольку именно она виновата в его бедах. Это смутно напоминает, как аборигены на одном из островов южных морей после ухода морской авиации по окончании второй мировой войны строили из бамбука и листьев кокосовых пальм версии Б-29 и «Мустангов». Они надеялись, что это приблизит их к цивилизации. А что? Не глупее они нас с вами, сегодняшних.

В итоге все казахстанцы оказались духовно ограбленными и обманутыми своими недальновидными поводырями. Мы упустили шанс наладить нормальную, неразрушительную жизнь казахского языка - вместе с русским, в рамках двуязычного государства. Это обеспечило бы естественное место и бытие каждого из языков, когда специальные меры по развитию одного из них (в данном случае казахского) были бы абсолютно оправданны и органично восприняты всеми гражданами страны.

Здесь обязательно кто-то воскликнет: но если русский язык тоже получит статус государственного, если на нем будет осуществляться широкое общение и он станет каналом для получения новых знаний и умений, то все, конец - мы окажемся под пятой России, а значит, нам обеспечено колониальное будущее. 

Но на самом деле нет ничего глупее этого тезиса, что подтверждает и мировая история.  Единый английский язык не помешал в свое время успешной борьбе за независимость американцев от Британской империи. Ирландцы, патриоты и свободолюбивые граждане своей страны, используют английский в качестве государственного, и это только усиливает их позиции в мире. Известны примеры Индии, Канады и других стран мира, в которых существует несколько государственных языков.

Наличие в интеллектуальном арсенале казахов еще одного языка - русского как родного, на котором они говорят и пишут зачастую лучше, чем замкнувшиеся в своем великорусском самодовольстве россияне, четко отделило бы широко мыслящих казахов от соседей-нацменов, ограниченных в своем узкоэтническом мире. Тем более что никакого изучения с нуля русского языка нам не понадобилось бы. Это язык, на котором мы дружили со сверстниками во дворе, служили в армии, изучали науки в институтах, что  очень неплохо получалось у казахов героического военного и послевоенного поколений, а также у казахов, родившихся позже, в 1960-70-х.  Кстати говоря, это время наивысшего расцвета Казахстана во всех смыслах.

Обязательное владение всех госслужащих двумя языками гораздо рациональнее кадровых чисток с этническим душком в пользу носителей единственного государственного языка. Обучение в школах и вузах по специальной программе: на казахских отделениях русскому (углубленно), на русских отделениях казахскому (углубленно). Такое партнерство и естественное братство языков создало бы совершенно иную, неконфронтационную атмосферу, без поиска «чужих» и без ощущения утраты Родины. Не знать оба языка, являющихся  становым хребтом казахстанского общества, было бы недостойно для любящих его граждан, намеренных строить свою жизнь здесь и навсегда, выполняя заветы Абая и других наших просветителей.  

Если бы мы пришли к осознанию этого и внедрению такого подхода на практике, то мы бы не узнали нашу страну.   

Но мы пошли другим путем. И сегодня в этом удушающем обруче «казахосферы» становится неуютно многим, в том числе и казахам.

Так, может быть, пришло время честно и откровенно сказать об этом?..

Мы не осознаем степень деградации в большом и малом, которая может случиться, если казахи утеряют исконное свое двуязычие. Сейчас мы отмахиваемся от этого, уповаем на разные «болашаки»: мол, освоим английский язык и станем наравне с наиболее развитыми народами. Не исключено, что отдельные индивиды действительно преуспеют, но народ в целом будет отброшен на постыдно примитивный уровень, недопустимый для XXI века. Может, в этом и состоит чей-то злой умысел?..

Еще один фрагмент из национальной истории: все выдающиеся, да и просто известные казахи были двуязычными: от Чокана Валиханова, Абая, Ахмета Байтурсынова, Мустафы Шокая, Алиби Джангильдина, Амангельды Иманова до деятелей эпохи независимости.  Это не вынужденная мера, а естественное состояние для человека и лидера, соответствие среде, в которой живешь. Знание русского языка позволило им получить образование, состояться как личностям на благо самих казахов.

Но почему-то пока верх берет иная точка зрения. Из обзора казахскоязычной прессы, размещенного в Интернете: «Орыс тілінен құтылсақ қана еліміз алға жылжиды» («Только после избавления от русского языка в стране начнется прогресс») - По мнению пользователя Нурлана ЖАНАЯ, все беды в Казахстане от русского языка:

«У нас не развиваются ни бизнес, ни политика, ни культура, потому что мы русскоязычная страна. Копируем все с России. Нам нужно готовить англоязычных специалистов, которые будут независимыми и грамотными. Кто у нас читает англоязычные СМИ или литературу? Наверное, 1-2 процента населения максимум. У нас 70-80 процентов информации переводится с русского языка, 80 процентов наших журналистов не знает английский. Магистрантами английского у нас становятся за 1000 долларов. Никто не понимает еще до конца, зачем нам нужен английский язык, в то время как в мире информационные войны ведутся на английском. Мы должны учиться потихоньку писать на английском, кто знает - побольше писать на нем в соцсетях, чтобы казахи просвещались. Это не значит полностью перейти на него, казахский язык все равно будет в приоритете. Но английский откроет нам двери в мир».

Вопрос: а какой смысл заколачивать другую полезную дверь в мир? Неужто она больше ни на что не сгодится?..

Фото: nebolet.com

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии

Author Сабит
Редактировать / Удалить/ Цитировать
02-авг-2017, 11:05

Но почему-то пока верх берет иная точка зрения. Из обзора казахскоязычной прессы, размещенного в Интернете: «Орыс тілінен құтылсақ қана еліміз алға жылжиды» («Только после избавления от русского языка в стране начнется прогресс») - По мнению пользователя Нурлана ЖАНАЯ, все беды в Казахстане от русского языка...


-------------------------------------

Все беды казахов от самих себя. точно так же как как все беды сегодняшней России от собственного инертного населения и компрадорской элиты... Но у русских всегда в последний момент играет момент консолидации и ответа всему миру и они накануне чего-то чтоят... А у казахов просто крышу снесло и несет ее со скоротсью света в темный закуток архаизации, как утверждает Джанибек Сулеев. А я с ним полностью согласен. Как и с автором.

Author Самат
Редактировать / Удалить/ Цитировать
02-авг-2017, 11:29

Автор явно обрусевшый казах который сам лениться изучить казахский и не хочет того чтобы он сам и другие русскоговорящие знали гос.язык, считая что это приведет к потере комфорта общения . Казахский язык развивается и достигнет популярности как среди казахов и других этносов Казахстана, просто необходимо понимать и разговаривать на нем, купить книги сходить на курсы. Кто помнить как стал русский язык популярным среди казахов? Насильственно - без знания русского не сможешь работать, в автобусах нужно было говорить только на русском, элитное знания только на казахском. Но сейчас мы казахоговорящие так не поступаем, мы терпеливо ждем что все таки будут знать и разговаривать на казахском хотя бы сами казах, мы не требуем в обьязательном порядке. А то что этот автор пишет продукт манкуртского мыщления обрусения русскоговорящих казахов продавщие душу русскому миру!

Author Дядя Алекс
Редактировать / Удалить/ Цитировать
02-авг-2017, 11:40

Тоже согласен с автором. У русскоязычного мира куча минусов, начиная от великоросского шовинизма, заканчивая политическими амбициями. Но для казахов это чуть ли не единственный выход в мировое информационное пространство. И изолировать себя в такой ситуации - недальновидно и глупо. Патриоты могут сколько угодно бить себя пяткой в грудь, но не читая Канта и/или Достоевского, не слушая Шопена и не смотря Кустурицу, человек будет очень ограничен. Мировая культура и прогресс пришли к нам вместе с русским языком. И это, наверное, хорошо.

Author Uleke
Редактировать / Удалить/ Цитировать
02-авг-2017, 12:21

po etomu principu navernoye vsem malym stranam mira nado by otkazatsya srazu ot svoyego yazyka i kultury v polzu odnogo iz yazykov dominiruyushei natsii...soglasen s Samatom

Author Канат
Редактировать / Удалить/ Цитировать
02-авг-2017, 12:25

Нет никакого баланса в языковой сфере, есть русификация, развитие казахского зыка давно уже под угрозой, или казахский или русский без вариантов, пора заканчивать эти двухязычные игры. язык межнационального общения должен быть казахский. второй язык английский, все остальное по личному желанию. Из ста книг рекомендованных к чтению только пять на русском языке. (Толстой, Достоевский,Чехов, Булгаков). Русский язык не дает развиваться казахскому, переход на латиницу должен облегчить ситуацию.

Author Aibek
Редактировать / Удалить/ Цитировать
02-авг-2017, 12:43

Исконное православное

Author Казакистонец
Редактировать / Удалить/ Цитировать
02-авг-2017, 12:55

Я аж чуть не перекрестился, пойду-ка закушу свининкой и запью водочкой. Иж покусились на наше все!!! Исконное православное, ух супостаты))) Потеряют если не найдут своего, а так без национального стержня они никто хоть с русским, хоть с английским.

Author Аноним
Редактировать / Удалить/ Цитировать
02-авг-2017, 14:39

Казахский и Английский на государственном уровне! Остальные кому что нужно сами изучают!

Author Жаке
Редактировать / Удалить/ Цитировать
02-авг-2017, 14:51

В магазине (в Алматы) передо мной женщина казашка лет пятидесяти поставила свои покупки на прилавку. Продавщица турчанка посчитала и сказала на чисто казахском: "Сізден бір мың сегіз жүз теңге". Эта казашка заявляет: "Скажите по русский". Я был в шоке. Это что - цивилизация или деградация?393

Author Аноним
Редактировать / Удалить/ Цитировать
02-авг-2017, 15:22

Не зря решили перейти на латиницу к 2025 году. К этому времени Казахстан будет только казахскоязычным. Те, которые к этому времени не удосужатся владеть государственным языком, будут изгоями общества. Поэтому будьте разумными, прекратите истерики и учите казахский. Ради себя.

Author Аноним
Редактировать / Удалить/ Цитировать
02-авг-2017, 15:54

Да, да, да. Без русского языка, без русских квалифицированных специалистов и без русской культуры казахи просто вымрут. /s 54

Author Дядя Алекс
Редактировать / Удалить/ Цитировать
02-авг-2017, 16:59

Что и требовалось доказать. Налетели поцреоты и начали называть называть всех манкуртами, шала казахами, продавшими душу, деградирующими изгоями. По ходу комментаторы не уловили суть статьи, что только доказывает точку зрения автора. Казахоязычные этим доказывают то, что они не способны критически мыслить, для них есть только черное и белое.

Аргумент на счет "только 5 книг из ста на русском", зато они все переведены на русский. А сколько из этих книг есть на казахском? А сколько из них вы прочитали? Если вы хотите отгородиться от цивилизации - пожалуйста, но не надо навязывать свою ограниченность мне. Мне нравится читать Ницше, Шопенгауэра, Брэдбери и Достоевского. Адекватных переводов их произведений на наш родной язык нет. Откажетесь от русского - застрянете в 19-ом веке.

Author Сибирский казах
Редактировать / Удалить/ Цитировать
02-авг-2017, 17:30

Согласен с автором. Пока внедрят казахский много воды и денег из казны утечет. 21 век на дворе, расслабляться нельзя. Навязывать язык тоже не выход. Мировая тенденция такова, что в обозримом будущем останутся в мире только несколько языков. Исходя из этого глупо тратить время, средства и ресурсы на бесперспективное дело. Мыслить надо глобально. Думаю, что русский останется как один из мировых языков. Достоинство казаха не может измеряться только знанием казахского. На деле те кто знает казахский, ничем другим похвастать не может. Всеобщая казахоизация в текущем времени приводит к деградации нации. Глобализм наступает вместе с очередными модернизциями и техническим прогрессом. Не остаться бы с казахским на мировой обочине.

Author Аноним
Редактировать / Удалить/ Цитировать
02-авг-2017, 18:16

полностью согласен с САМАТОМ!!! Умные казахи уже сейчас знают английский (хотя государство это не требовало) они первые поняли что английский открывает им весь прогрессивный и научный мир, казахи сейчас владеют русским даже во многом лучше чем сами русские хотя принудительно советская власть заставляла учится на рус языке, именно этот принцип "принудительно внедрять" и нужно взять на вооружение касательно гос языка в РК,(ПРО ПРИНЦИПУ"ХОЧЕШЬ ЖИТЬ В РК УЧИ ГОС ЯЗЫК!!), и этот принцип должен распространяться на все другие этносы. нужно закрыть все гос школы на других языках(таджикский,узбекский и т.д., пусть дополнительно обучаются если хотят знать и свой исторический язык на курсах созданные на частные деньги.

Author Аноним
Редактировать / Удалить/ Цитировать
02-авг-2017, 19:50

Казахский язык для казахов давно под угрозой... мы не в ситуации монголов... т.е. вопрос госязыка в РК таков: это язык будет уличным (да и то не везде), а государственным он еще не стал. Станет ли - тоже вопрос. Вывески на улицах - это еще не госязык. Гос язык. когда серьезный документы изначально начнутся создаваться на казахском языке. Понимаете о чем речь, идиоты? Ведь много пишется сначала на русском, и лишь после перевода получается якобы казахский документ.

Author степняк
Редактировать / Удалить/ Цитировать
02-авг-2017, 19:58

Автор мангурт ! Что может быть более мерзким , чем предатель ! Худшие враги своего народа - это элита воспитанная колонизаторами ! Мало того что сам не может выучить родной язык , так еще и призывает других не учить его ! Гнида зашкваренная , приписал своему народу только худшие качества - лежать на кошме , мечтая стать бастыком , прогибаться перед агашками и т. д. и т. п. . А в твоей рашке все по другому млять ??? Там образец для подражания ??? Если такое казахи говорят , то что будут думать другие про нас ? Такие люди , лично для меня не люди , просто мусор генетический !

Author Гептил
Редактировать / Удалить/ Цитировать
02-авг-2017, 20:53

Из ста книг рекомендованных к чтению только пять на русском языке. (Толстой, Достоевский,Чехов, Булгаков).
=
А сколько на казахском?
Из ста книг переведены на русский язык все 100, а сколько переведено на казахский язык?

Author Гептил
Редактировать / Удалить/ Цитировать
02-авг-2017, 20:58

Остальные кому что нужно сами изучают!
=
Согласен, 95% процентов граждан давно добровольно выбрали русский язык. Это видно если сравнивать казахскоязычные и русскоязычные сайты, это видно по полкам книжных магазинов, по прилавкам газетных киосков, по кассовым сборам фильмов... Да и на САМ вы заходите на русском языке, а не на английском, и тем более на казахском языке. Парадокс казахского национализма в том, что он не приемлет русского языка, но делает это на русском языке.

Author Гептил
Редактировать / Удалить/ Цитировать
02-авг-2017, 20:59

Я был в шоке. Это что - цивилизация или деградация?393
=

Это реальность, а вы живете в своих фантазиях...

Author Гептил
Редактировать / Удалить/ Цитировать
02-авг-2017, 21:01

Худшие враги своего народа - это элита воспитанная колонизаторами !
=

А кем воспитаны вы? Кочевниками-скотоводами и их традициями...

Author Гептил
Редактировать / Удалить/ Цитировать
02-авг-2017, 21:03

Такие люди , лично для меня не люди , просто мусор генетический !
=

Согласен, сослать его на Соловки, на лесоповал...
Вы воспитаны в духе Сталина,Ежова,Берии....)))))
Для вас права и свободы человека, личности, меньшинств, - это пустой звук...

Author Жаке
Редактировать / Удалить/ Цитировать
03-авг-2017, 03:13

Я привел пример деградации жертвы (в магазине) политики русификации казахов. Слабо Аллаху, их становится с каждым днем все меньше и в ближайщем будущем исчезнут навсегда. А типам, подобном дяде Алекс, хотел бы задать вопрос, как бы он отреагировал на случай, когда русский, родившийся в России и живущий среди русских, не знает русского языка? Да он бы его задушил собственными руками, как предатели. Но при этом хочет, чтобы казах оставался "предателем". Только он никак не может понять, что казах не предатель, а всего лишь жертва гнусной политики кремли. Это тяжелая рана для души казаха. Ладно, переживем. Тем более, лечимся ускоренными темпами.

Author Жаке
Редактировать / Удалить/ Цитировать
03-авг-2017, 03:26

Казахский язык для казахов давно под угрозой... мы не в ситуации монголов... т.е. вопрос госязыка в РК таков: это язык будет уличным (да и то не везде), а государственным он еще не стал. Станет ли - тоже вопрос.
Это кто такие мы? Станет ли казахский государственным? Ты откуда? Тролль из раши? Или наш бедолага, который надеется на рашу, приравненную Ирану и Сев. Корею, то есть стремительно вошедшую в стан изгоев? Опомнись, максимум 10 лет, быстро научись казахскому или сам превратишься в изгоя.

Author Жаке
Редактировать / Удалить/ Цитировать
03-авг-2017, 03:37

Это реальность, а вы живете в своих фантазиях...
Реальность будет в 2025 году, когда казахи перейдут на латиницу. Что такое 8 лет в истории страны? Возможно и раньше, учитывая деградацию России. То есть, письменность государственного языка будет на латинице. Что будет с теми, которые за 26 лет не овладели государственным языком даже на кириллице?

Author Жаке
Редактировать / Удалить/ Цитировать
03-авг-2017, 03:50

Худшие враги своего народа - это элита воспитанная колонизаторами !
=

А кем воспитаны вы? Кочевниками-скотоводами и их традициями...
Ну почему такой непонятливый? Тебе же ясно сказано, воспитаны московскими колонизаторами. Иначе как можно объяснить того факта, что казах, родившийся и живущий среди казахов, не знает казахского языка? Ладно, стал жертвой политики русификации. Бывает. Но исправиться никогда не поздно. Нет, он защищает свое ущербное состояние, как автор этой статьи. Потому прав господин Неру: худшие враги своего народа - это элита (или шелуха), воспитанная колонизаторами. Это не только у казахов. Это везде. Но мы станем выше этого везде.

Author Жаке
Редактировать / Удалить/ Цитировать
03-авг-2017, 04:11

На заре суверенности в пылу романтизма какая-то часть русскоязычных граждан взялась было активно изучать казахский.
Уважаемый автор. Почему какая то часть и почему взялась бы? Разве не все граждане, и не просто взяться, а обязаны знать государственный язык? Или по Конституции есть категории граждан, которые не обязаны знать государственного языка? Может быть Вы знаете государство, где не всем обязательно знать государственный язык?
Я имел беседу с яицким казаком, который хвастался, что его предки живут в Казахстане уже 200 лет. Если ты живешь среди казахов 200 лет, если ты закончил 11 классов казахстанской школы, при этом живя среди казахов и не знаешь казахского языка, это что, сверхтупость или презрение к казахскому языку? Я к Вам обращаюсь, автор.

Author Жаке
Редактировать / Удалить/ Цитировать
03-авг-2017, 04:23

Не остаться бы с казахским на мировой обочине.
Читал статью украинского публициста Казанского, где он пишет, что надо брать пример у казахов, как надо бороться с сепаратистами. Они этнических русских за сепаратизм сажают в тюрьму, а казаха Тайчибекова, ратовавшего за присоединение Казахстана к России, вовсе упрятали в дурдом, мол негоже нормальному казаху думать о таком. Я это к тому, что если действительно казах, то твое место в дурдоме.

Author Жаке
Редактировать / Удалить/ Цитировать
03-авг-2017, 04:31

Из ста книг рекомендованных к чтению только пять на русском языке. (Толстой, Достоевский,Чехов, Булгаков).
=
А сколько на казахском?
Из ста книг переведены на русский язык все 100, а сколько переведено на казахский язык?
Зачем русскому произведения китайского, канадского, японского, индонезийского и т.д. писателей. При совке для казаха (и не только) обязательно были произведения русских писателей. Но совок уже давно сгинул. И поверь, нынешнему казаху они вовсе не нужны, разве что филологам по профессиональной необходимости. Для казахов казахских писателей бо468льше чем достаточно.

Author Дядя Алекс
Редактировать / Удалить/ Цитировать
03-авг-2017, 10:10

Ну и о чем беседовать с этими людьми? Казахской литературы вам достаточно - флаг в руки. Потом не удивляйтесь, что у нас нет инновационных производств, нет нормальной экономики, на казахском же этому нормально не выучишься. Ни одного нормального аргумента, только "позор, предатель". Я не согласен. От меня русскоязычного больше пользы, чем от многих нагыз-таксистов из шымкента.

Author Гептил
Редактировать / Удалить/ Цитировать
03-авг-2017, 13:04

Что будет с теми, которые за 26 лет не овладели государственным языком даже на кириллице?
=

Это вы про кого? 60% казахов не умеют читать/писать на казахском языке....)))
С вводом латиницы, это цифра вырастет и достигнет 80%...