Недавно партия "Ак жол" инициировала законопроект "О расширении сферы применения государственного языка". В нем, в частности, предусмотрена следующая норма: "Обязательным условием приема в гражданство Республики Казахстан является сдача экзамена на знание государственного языка, основ Конституции Республики Казахстан, истории, культуры и традиций РК". Мы попросили председателя партии "Ауыл" академика Гани Калиева и депутата мажилиса Загипу Балиеву прокомментировать инициативу "акжоловцев".
- На днях я как раз разговаривал по этому поводу с коллегами из северных регионов, - отвечает Гани Калиев. - Они спрашивают: неужели "Ак жол" додумался до этого и сможет внести такое предложение? Это же абсурд! Отголоски России, наверное. Россияне недавно ввели некоторые языковые ужесточения: там ведь море гастарбайтеров. Но так как рабочая сила им очень нужна, они приняли решение не ограничивать их приток, а обучать русскому языку. Так ведь это совсем другой подход, чем тот, который предлагает "Ак жол". И потом - у нас другая ситуация, у нас есть язык межнационального общения, и все выходцы из СНГ, многие иностранцы его знают.
Что же касается государственного языка, то, как известно, президент страны против крайностей, и предлагать какую-то свою политику - это значит идти против президента, против Конституции. Я тоже не раз на эту тему говорил. Посмотрите, например, на Финляндию - там 6 млн. населения и два государственных языка: финский и шведский. Причем шведов в стране много меньше, чем финнов, но на вопрос, зачем им тогда шведский, финны отвечают, что благодаря этому языку они приобщаются к мировой культуре. В Казахстане эту функцию выполняет русский язык. В Индии английский язык является государственным. И таких примеров великое множество!
Если сегодня ты составил программу по изучению языка, написал закон, учебник, то это еще не значит, что завтра все будут его знать. Даже с нынешним уровнем внимания к казахскому языку на нем заговорят лет через 10-15. И это будет вполне естественно, потому что учить его начинают сегодняшние первоклашки-детсадовцы. И на английском заговорят - всему свое время.
И потом, президент не устает повторять, что никакой дискриминации по языковому признаку быть не должно, и тот, кто не хочет этого понимать, нарушает Конституцию, где записано, что русский язык у нас - язык межнационального общения.
С другой стороны, объявлять русский язык государственным, как предлагают некоторые, наверное, тоже не стоит, поскольку это может вызвать негативные последствия в обществе. И без того достаточно много людей, недовольных тем, что русский язык в Казахстане имеет статус языка межнационального общения. Это, по их мнению, сдерживает развитие казахского. То есть придание русскому языку статуса второго государственного может дать еще один, причем очень мощный, повод для недовольства властью со стороны казахов-националистов. Они ухватятся за это, и мы потом концов не соберем. Так что, думаю, выход из ситуации должен быть такой: русскому языку нужно оставаться языком межнационального общения в широком смысле этого слова и одновременно надо создавать возможности для эффективного освоения казахского языка всеми этносами в стране. И еще. Нельзя силой принуждать людей говорить на казахском языке в стране, где почти половину населения составляют представители других национальностей. Надо помнить, что освоение языка не сиюминутный акт. Руский язык внедрялся не одно десятилетие. Повторюсь: если сейчас мы объявим русский государственным языком, то можем получить межнациональный скандал, крайне обострим ситуацию. Но то же самое произойдет, если мы закроем границу для не знающих язык оралманов - например, из России. Мне даже странно, что с таким "интересным" предложением, идущим вразрез с политикой президента, выступает "Ак жол". Может, здесь ведется какая-то двойная игра? Тогда тем более не надо обострять ситуацию, "подливать масла в огонь" - пусть пока все остается так, как есть.
С точки зрения бывшего министра юстиции, а ныне депутата мажилиса Загипы Балиевой, с предложением "Ак жола" можно было бы согласиться в том смысле, что если человек обдуманно захотел жить в другой стране, то он должен подготовиться к этому.
- Однако в большинстве случаев людей к переселению подталкивают крайние жизненные или экономические ситуации, и они рассчитывают увидеть на своей новой родине терпимое, толерантное отношение к себе, - говорит депутат. - Они и едут-то в Казахстан потому, что знают: здесь мирно живут представители разных национальностей, которых не ущемляют ни по языковому, ни по национальному признаку. Я думаю, что эти люди, получив гражданство, со временем выучат язык, адаптируются к нашим условиям и жизненному укладу.
Языковой вопрос в Казахстане очень чувствительный, хотя, если посмотреть внимательно, одним только казахским мы сегодня уже не обойдемся. Английский - международный, его надо учить, если мы хотим находиться в мировом пространстве, русский - язык межнационального общения. Выехал за пределы страны и на казахском общаться уже не сможешь. Так что три языка - это норма для каждого уважающего себя человека.
Возвращаясь к предложению "акжоловцев"… Если законопроект поступит в парламент, то мы его, конечно, будем рассматривать. Но если по существу, то на изучение казахского языка надо дать время. Сразу требовать его знания нереально. В Швейцарии, одной из наиболее развитых европейских стран, четыре государственных языка. Повторюсь, в жизни нам сегодня необходимы три языка: и казахский, и русский, и английский, но признать все три языка государственными парламент пока не готов. Хотя со временем, не исключаю, такой вопрос может встать.
Мила БОГДАНОВА,
Астана