Очередной суперпроект по изучению казахского языка был представлен в столице - на сей раз центром "Тілдарын" при Ассамблее народа Казахстана. Его специалисты предлагают соотечественникам освоить базовый уровень знания государственного языка всего за четыре недели. А заодно и "избавиться от комплексов, перебороть языковой барьер".
Первая методика была предложена педагогами и методистами несколько месяцев назад, когда посредством телеигры ученые показывали родителям, как можно самостоятельно обучить детей казахскому языку. Для этого был разработан телепроект под названием "Учимся, играем с Куантаем". Передача получилась живая, веселая. Но и денег на нее было потрачено немало, потому как и кастинг детей проводили, и психологов приглашали, да еще потом целый месяц в рамках телепрограммы казахский язык учили. Все бы неплохо, кроме одного: КПД от этого проекта и вложенных в него средств так и остался неизвестным. Смотрел ли кто эту программу, учился ли по ней, каков результат?
Что же касается нынешней, опять-таки уникальной методики, о которой с придыханием рассказывали разработчики, то о том, насколько она хороша, судить пока не будем. Но и словам верить тоже. А потому хвала и слава московскому лингвисту Дмитрию Петрову, который сам выучил 30 языков, и специалистам центра "Тілдарын" за то, что они не просто пропиарили свой проект, но и предложили поучаствовать в нем "чайникам".
Сам Дмитрий Петров в успехе не сомневается и утверждает, что секрет успеха не в зубрежке слов, а в скорости запоминания. Доказать это полиглот намерен на деле: провести апробацию новой методики в экспериментальной группе, участ¬никами которой станут астанчане с нулевым уровнем знания казах¬ского языка. Курс будет состоять из нескольких разделов: видеоурок, аудиоурок, этнокультурное исследование языка. Продолжительность обучения - четыре недели.
Предлагаемая методика, по словам Дмитрия Петрова, построена на том, что базовым уровнем общения считается набор самых важных для конкретного языка грамматических структур и лексический минимум.
- По статистике, 90 процентов человеческой речи, независимо от языка, уровня образования и возраста говорящего, занимают набор примерно из 300-350 слов и несколько грамматических пластов. Все остальные тысячи и тысячи слов - это оставшиеся 10 процентов. Чтобы овладеть языком в совершенстве, не хватит и человеческой жизни, но чтобы освоить его на базовом, элементарном уровне, много времени не требуется, - пояснил он.
Тем более что каждый русскоговорящий человек, живущий в Казахстане, казахский язык знает, только не каждый об этом подозревает, считает ученый. Эти знания нужно просто упорядочить, а также дополнить имеющийся багаж - "по принципу спирали, расширять и углублять его, исходя из индивидуальных потребностей того, кто этот язык изучает". И придумать мотивацию.
Говорят, что методику Петрова уже оценили известные представители русскоговорящей интеллигенции Алматы, теперь ее "испробуют" астанчане. И если "подопытные кролики" - первые участники экспериментальной группы - через четыре недели и вправду заговорят на казахском, то специалисты центра "Тілдарын" займутся дальнейшим продвижением новой методики в образовательную систему Казахстана.
Мила БОГДАНОВА,
Астана