8592 1-08-2017, 00:07

И все-таки в чем преимущество русских школ перед казахскими?

Статья «Я сочувствую тем, кто отдает своих детей в русские школы» за авторством директора республиканского центра  Kazbilim Аятжана Ахмета наделала много шума, а сам он был вознесен на пьедестал национально озабоченной частью казахского общества, которая восприняла его аргументацию как  истину в последней инстанции. Но ее, эту аргументацию, легко опровергнуть.

Очевидное и спорное

В чем прав Аятжан Ахмет, так это в том, что вследствие известных демографических процессов казахский язык занимает все более доминирующее положение в различных сферах общественной жизни, и прежде всего в образовательной. Но здесь он не открыл ничего нового, наличие такой тенденции уже давно констатируют многие авторы. Например, об этом еще шесть лет назад в статье «Какая разница, когда Казахстан станет в языковом отношении большой Кызылординской областью?» писал ваш покорный слуга. А  затем продолжил тему в сентябре 2015-го публикацией, в которой приведены примерно те же цифры и факты, которыми оперирует Аятжан Ахмет. Имеется в виду существенное изменение процентного соотношения учащихся казахских и русских школ.  

А вот все остальное в статье директора центра  Kazbilim выглядит, мягко говоря, спорным. Особенно это касается приводимых им статистических данных. Автор прибегает к весьма распространенному, но изначально некорректному методу – он озвучивает только те цифры и факты, которые ему выгодны, и совершенно игнорирует другие, идущие вразрез с его доводами. Это тот самый случай, когда все зависит от того, что и как считать.

Взять итоги ЕНТ-2016, которым Аятжан Ахмет отводит  ключевую роль в своей аргументации. Да, если исходить из количества выпускников, набравших максимум в 125 баллов, то  казахские школы выигрывают с большим преимуществом. Но это менее  двух десятков юношей и девушек, или 0,02 процента от общего числа участников ЕНТ, и только по ним нельзя судить о качестве знаний школьников в целом.

Куда более показательными являются суммарные данные, которые можно найти на официальном сайте Национального центра тестирования (НЦТ). Они сведены в предлагаемую ниже таблицу. Из нее видно, какой процент выпускников казахских и русских школ набрал от 101 до 125 баллов, какой – от 90 до 100 и т.д. Каждой из шести групп, по которым НЦТ распределил участников ЕНТ в зависимости от их результатов, я дал условные названия: «отличники», «ударники», «хорошисты», «середняки», «троечники» и «двоечники».

 

 Количество баллов

101-125

90-100

71-89

60-70

50-59

0-49

 Казахские классы

19,79%

15,94%

32,46%

15,17%

9,16%

7,41%

 Русские классы

19,49%

18,19%

34,69%

15,07%

7,85%

4,71%

 

Казахские школы: больше и «отличников», и «двоечников»

Попробуем «расшифровать» таблицу. Если считать набравших от 101 до 125 баллов («отличников»), то тут  казахские классы имеют минимальное преимущество перед русскими  – 19,79 процента от общего числа участников ЕНТ против 19,49. А вот в двух следующих столбцах  («ударники» и «хорошисты») лучше выглядят уже русские классы – в сумме 52,86 процента против 48,40. И это как раз-таки основная масса участников ЕНТ. А самое главное – таблица показывает, что казахские школы выпускают намного больше «двоечников» (7,41 процента против 4,71), не сумевших набрать хотя бы 50 баллов, и «троечников» (9,16 против 7,85).

Смею предположить, причем небезосновательно, что минимальный перевес в столбце «отличники» казахским классам обеспечили, прежде всего, специализированные учебные заведения – в частности, казахско-турецкие лицеи и школы для одаренных детей. А вот обычные общеобразовательные школы (коих большинство), дающие знания на казахском языке, значительно отстают от них. В то время как среди русских школ столь существенного разрыва нет. 

Есть еще один, возможно, наиболее объективный показатель – средний балл по стране. Так вот, по итогам ЕНТ-2016 у выпускников казахских классов он составил 80,80, а у выпускников русских – 82,45 (разница 1,65 пункта). Годом раньше было соответственно 79,09 и 80,30 (1,21). То есть разрыв даже увеличился, хотя до этого на протяжении нескольких лет он неуклонно сокращался. Иначе говоря, в целом учащиеся русских школ демонстрируют чуть более высокий уровень знаний. Однако этими данными Аятжан Ахмет пренебрег. Полагаю, что сознательно.

И тем более он не стал обращать внимание на другое очень важное обстоятельство. В ЕНТ-2016 приняли участие 74,05 процента выпускников казахских классов и лишь 59,1 процента – русских. Столь значительную диспропорцию можно объяснить лишь одним: немалая часть последних решила поступать не в отечественные вузы, а в зарубежные, преимущественно российские. В пользу этой версии говорит и то, что наименьший процент участия русскоязычных (не только русских) школьников в ЕНТ  зафиксирован в приграничных с РФ областях: в Костанайской – 51,1, в ВКО – 52,9, в СКО – 54,5, а также в Карагандинской – 53,6. Вспомните, как несколько лет назад Бердыбек Сапарбаев, будучи акимом ВКО, бил тревогу по поводу того, что немалая часть выпускников уезжает в Россию, а затем остается там. Примерно так же обстоят дела и в других регионах северо-востока нашей страны. Причем выбирают вузы РФ далеко не самые слабые школьники. И если бы они участвовали в ЕНТ, то показатели русских классов наверняка оказались бы выше. Возможно даже, что среди них были потенциальные обладатели 125-балльных сертификатов.

Наконец, стоит напомнить то, о чем совсем недавно писала наша газета.Речь шла о результатах тестирования по естественно-научным дисциплинам в рамках международного исследования PISA-2015: они показали, что по уровню знаний 15-летние учащиеся казахских школ на полтора года отстают от своих сверстников из школ с русским языком обучения. Между тем это такие дисциплины, как математика, физика, химия, биология, которые и определяют уровень технического и технологического развития. 

Альтернатива – российские вузы

Но учеба в школе – лишь первый этап в получении образования. Тем более для казахстанцев, которые в массе своей (и в отличие от жителей большинства других стран) привыкли считать, что без вузовского диплома полноценной жизни не может быть в принципе. Давайте именно с этой точки зрения посмотрим на перспективы выпускников казахских и русских школ.

Стипендиальная программа «Болашак» доступна лишь узкому кругу наших молодых соотечественников. К тому же в последние годы она ориентирована больше на будущих магистров и докторов, нежели на бакалавров. Учебу в вузах дальнего зарубежья вне этой программы способны потянуть лишь самые богатые. Да, можно получить образование бесплатно (например, в Германии и ряде других стран), но придется платить за проживание, питание – а это очень дорого. Те же немецкие университеты предупреждают о том, что потребуется, как минимум, 700 евро в месяц, или 30-35 тысяч евро за все время обучения.

В этой ситуации подавляющему большинству выпускников казахских школ остается смотреть только в сторону отечественных вузов. А какое там сейчас качество преподавания, какой там уровень коррупции, мы все прекрасно знаем. Тогда как у юношей и девушек, учившихся в русских классах, есть более предпочтительная альтернатива – поступление в университеты РФ (казахскоязычные тоже имеют такой шанс, но им придется гораздо сложнее). Да, российская система высшего образования, как и наша, сдает свои прежние позиции, но все-таки она не столь безнадежна. Во всяком случае, там еще остались, как минимум, 20-30 вузов, которые держат марку. Причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в городах, расположенных близ границы с Казахстаном.

Ежегодно в нашу республику приезжают делегации из России, чтобы набрать студентов. Они обещают бесплатное обучение, места в общежитиях, стипендии. Понятно, что это не самые лучшие в РФ университеты (наиболее «рейтинговые» не нуждаются в таком способе рекрутирования), но даже они вряд ли уступают большинству казахстанских. Впрочем, не будем на них останавливаться и обратим взор на «топовые» российские вузы – все-таки мы ведем речь о более или менее качественном образовании. А еще будем исходить из того, что придется учиться на коммерческой основе, не получая никаких льгот. При этом нужно иметь в виду, что стоимость жизни в РФ (за исключением двух ее столиц) и в РК вполне сопоставима, а значит, сопоставимы и расходы на питание, проживание и т.д.

Высшее образование: у нас хуже, но дороже

 Возьмем Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ), тем более что это недалеко от Казахстана. Он стабильно входит в «топ-10» вузов РФ и, конечно, котируется куда выше, чем наш «флагман» КазНУ имени Аль-Фараби. Но при этом обучение в первом обходится намного дешевле. В качестве доказательства приведу уже обнародованные цифры на 2017/18 учебный год:

Стоимость обучения в разрезе специальностей

 

НГУ (Россия)

КазНУ (Казахстан)

 Специальность

В руб.

В долл.

В тенге

В долл.

 Экономика

135.000

2.250

1.069.000

3.280

 Менеджмент

156.000

2.600

961.000

2.950

 Юриспруденция

115.000

1.917

1.069.000

3.280

 Информатика и ВТ

125.000

2.083

885.000

2.715

 Журналистика

125.000

2.083

885.000

2.715

Сибирский федеральный университет (СФУ, Красноярск) входит во вторую десятку рейтинга российских вузов, а стоимость обучения там в среднем почти вдвое ниже, чем в КазНУ: «экономика» - 1.560 долларов против 3.280, «юриспруденция» - 1.907 против 3.280, «журналистика» - 1.355 против 2.715 и т.д. Но кто рискнет сказать, что КазНУ дает более глубокие знания, чем СФУ? Скорее, ситуация обратная.  

В чем наши «ведущие» вузы особенно отстают от лучших российских, так это в подготовке «технарей». КазНИТУ имени Сатпаева (более известный как «политех»), прежде считавшийся главной  в Казахстане кузницей инженерных кадров, к сожалению, не является здесь исключением. При этом в минувшем учебном году на большинстве специальностей стоимость обучения составляла 635.800 тенге, или, если перевести на нынешний курс, 1.950 долларов (в новом наверняка будет больше). А теперь возьмем для сравнения Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ), который в российском рейтинге лучших вузов этого профиля уступает только триумвирату «монстров» - МГТУ (бывшее МВТУ) имени Баумана, МФТИ (физико-технический) и МИФИ (ядерный), а в общем рейтинге занимает высокое 7-е место. Там на большинстве специальностей за год нужно было заплатить от 83.900 до 97.600 рублей, или от 1.400 до 1.630 долларов. То есть меньше, чем в нашем «политехе». Да, кое-кому из студентов ТПУ учеба обошлась дороже – до 2.300 долларов в год, но это в основном те будущие специалисты, о подготовке которых в КазНТУ даже мечтать не смеют. Кстати, до Томска от нас тоже недалеко.

Кто-то скажет, что в Казахстане есть еще КИМЭП и КБТУ. Но в первом стоимость одного кредита теперь составляет 65.960 тенге. Умножьте на 33 (среднегодовое количество кредитов) – и получите на выходе 6.650 долларов. Во втором из названных вузов годичная учеба будет стоить от 3.500 до 5.000 долларов. Если судить по «ценникам», то КИМЭП находится на одном уровне с МГУ имени Ломоносова, а КБТУ – с МГТУ имени Баумана. Но кто в мире знает про наши «элитные» вузы? А  МГУ и МГТУ – это все еще довольно известные и почитаемые бренды.

Словом, в России можно за гораздо меньшие деньги получить куда более качественное образование. И в этом плане выпускники русских школ Казахстана  (для которых русский язык - основной) имеют серьезное преимущество перед теми, кто учился в казахских классах. Тем более что школьники из стран СНГ поступают в вузы  РФ на тех же условиях, что и сами россияне. И даже ЕГЭ (российский аналог ЕНТ) для участия в борьбе за образовательные гранты они могут сдавать, не выезжая из своей страны. 

Вместо заключения

Теперь вспомните заголовок и основной посыл статьи Аятжана Ахмета – и задайтесь вопросом: кто больше нуждается в сочувствии?  

…Патриотизм, развитие казахского языка – все это, конечно, замечательно и необходимо, но любой родитель думает, прежде всего, о будущем своего ребенка. И потому предпочтет для него такую школу, по окончании которой тот будет иметь больше перспектив в плане самореализации, получения высокооплачиваемой работы. Вспомните мотивацию родителей-казахов в советское время, когда они в большинстве случаев отводили своих детей в русские классы, поскольку через них было легче поступить в престижные вузы. А что, нынешние папы и мамы устроены как-то иначе?

Отсюда простой как пять копеек вывод: призывы отдавать детей непременно в казахские школы должны сопровождаться кропотливой работой по повышению качества обучения в этих школах, а также, что не менее важно, в отечественных вузах, колледжах и особенно на их казахских отделениях. (Как именно - это тема отдельного большого разговора). В противном случае они так и останутся призывами, воспринимаемыми как популистские…

Комментарии

Author Мақсат
Редактировать / Удалить/ Цитировать
26-июл-2017, 09:41

Автор қазақ тілінің дамуына сенімі жоқ екен. Болашақ еліміздің бұлыңғыр деп ойлайтыны, өзбек, қырғыз сияқты қазақ сонда ресейге барып жұмыс істейді ма?

Author КАА
Редактировать / Удалить/ Цитировать
26-июл-2017, 10:25

Полностью согласна с тем, что обучающиеся на казахском языке не имеют таких перспектив в плане получения специальности, как обучающиеся на русском языке. Да и в общем и в культурном развитии они будут отставать от русскоязычных т.к. вся мировая художественная и научно-техническая литература на русский язык обязательно переведена, а на казахский нет. Конечно, есть казахи, обучающиеся на казахском языке и знающие русский как родной язык. Таким по жизни будет легче, также как и таким, которые знают еще и английский язык как родной. То есть призывы обучаться только на казахском языке, чтобы хорошо знать казахский язык, равносильны призывам одеть себе шоры на глаза. Лучше заняться качественным образованием учителей казахских школ, воспитателей казахских детских садов, заняться переводом мировой литературы и художественной и научно-технической на казахский язык. Может со временем обучение на казахском языке станет в один ряд с обучением на русском, но пока это неосуществимая задача. Я сама пыталась отдать в казахский садик сначала дочку, старший сын уже отходил в русский садик и учился в русском классе, но увидев, что никакого развития ребенок не получает, промучившись целый год, перевела ее в русский садик, дальше русская школа и институт с магистратурой с отличием. Потом через 22 года пытались внучку отдать в казахский садик, но посетив 1 занятие и два праздника, я учитель-пенсионер ужаснулась и забила тревогу, что моя внучка останется не развитой и необразованной. К моему счастью мои дети прислушались ко мне и отдали внучку в русский садик, теперь она хорошо учится в русской школе, которую закончила моя дочь и старший внук, который с великолепными результатами поступил в Томский политех. Так что на 100% прав автор статьи "И все-таки в чем преимущество русских школ перед казахскими?" Женис Байхожа, что родители выбирают садик или школу из желания лучшего для своего ребенка, а чувства патриотизма в момент такого выбора в лучшем случае дремлют, а иногда вызывают раздражение, т.к. хочется сказать, "А вы сначала научитесь учить и развивать ребенка, тогда я отдам ребенка к вам". Но, как видите, десятилетия проходят, а ничего не меняется. Как 22 года назад отставали, так и до сих пор отстают и никого это не тревожит. Видимо ценности изменились, нынешнее поколение ценит только богатство, деньги, а на образование, культуру им наплевать.

Author Ерко
Редактировать / Удалить/ Цитировать
26-июл-2017, 12:14

Различие в менталите. Многие русскоязычные еще живут с колониальным сознанием, то есть у них ватный/постсоветский менталитет. Отсюда и пренебрежение к изучению других языков, культур, кроме русского.

Один из минусов русских школ в том, что ученики после окончания не знают ни одного слова по-казахски. Поэтому в казахстанской двуязычной среде они останутся вне конкуренции во многих сферах. То есть, они потенциальные эмигранты в Россию.

В отличие от них, выпускники казахских школ знают на достаточном уровне русский язык и склонны к изучению других языков как английский, турецкий и китайский.

Когда казахоязычные ребята предпочитают учиться в западных и других англоязычных странах, русскоязычные шляются по российским университетам, которые, как автор этой статьи отметил, с каждым годом сдает свои прежние позиции. Я бы не сказал, что там учат лучше, чем в казахских вузах.

Author Аноанониманонимним
Редактировать / Удалить/ Цитировать
26-июл-2017, 13:53

В русской школе учителя живут в квартираx отдельно от стариков и имеют двуx детей. Отдельно живущие бабушки помогают учительницам растить их детей и своим внукам в учебе - частые визиты в школы, в курсе всех домашних заданий, кормят обедом. В казахских - приходится ухаживать за многочисленной семьей, живя в частном доме, встречать гостей часто и своих детей тоже больше двух. И там и тут уровень знаний и ума одинаков - но времени готовиться к урокам и сидеть после уроков с детьми отведено по разному. Выбирайте не только школы и язык обучения, а учителя с большой буквы - особенно в начальной школе.

Author Аноним
Редактировать / Удалить/ Цитировать
26-июл-2017, 15:09

Русолюбы в отчаяний . Замкнулись в своем "руцком" мире и не замечают тенденции демографии. Максимум через 20 лет в русских школах не будет нужды. Что такое 20 лет для истории страны? Или они надеются, что к этому времени Россия снова захватит Казахстан и в казахском языке не будет нужды?556

Author Аноним
Редактировать / Удалить/ Цитировать
26-июл-2017, 18:08

Возможно, в ВУЗ-х РФ качество образования выше, чем у нас. Только проблема в том, вернется ли обратно эти студенты, в числе которых подавляющее большинство представители не казахской национальности?

Author Гептил
Редактировать / Удалить/ Цитировать
26-июл-2017, 20:27

Максимум через 20 лет в русских школах не будет нужды.
=

Вы что думаете? через 20 лет будет выходить на казахском языке, и мы с вами будем писать здесь комменты на казахском языке....)))
Вам нужно проснутся...
Нет НИКАКИХ предпосылок для развития казахского языка в Казахстане, - НЕТ.

Author Ғалым Бақыткерейұлы
Редактировать / Удалить/ Цитировать
26-июл-2017, 21:58

Все знают, что в русских школах нравственное воспитание ужасное. Там школьники приобщаются к матерщине, курению, выпивке и сексу с ранних лет. Плюс к этому там дети впитывают в себе неуважении старших, родителей, и учителей. То, что творится в Российских школах, ужас... И все это Казахстанские дети перенимают через русские школы. Этот фактор в той статье Аятжана Ахмета не учитывался. А это между прочим, самый большой минус русских школ. Для меня нравственное воспитание детей важнее чем качество знаний. Если даже по качестве знаний русские школы не имеет никакого преимущество, то зачем он нужен как таковой? Здесь хвалят Российские ВУЗы, но если дети заканчивают Российские ВУЗ на русском языке, а в Казахстане требуется именно казахский язык, то какое польза от такой высшей образований? Так что, я никому не советую отдавать своих детей в русские школы. Это будет большой ошибкой далеко идущими последствиями.

Author Ғалым Бақыткерейұлы
Редактировать / Удалить/ Цитировать
26-июл-2017, 23:26

Все знают, что в русские школы в плане нравственное воспитание хромает. Там школьники приобщаются к матерщине, курению, выпивке и сексу с ранних лет. Плюс к этому там дети впитывают в себе такое качество, как неуважении к старшим, родителям и учителям. То, что творится в Российских школах, ужас... И весь этот негатив Казахстанские дети перенимают через русские школы. Этот фактор в той статье Аятжана Ахмета не учитывался. А это между прочим, является самым большим минусом русских школ. Для меня нравственное воспитание детей важнее чем качество знаний. Если по критерию качества знаний русские школы ничем не лучше казахских школ, то зачем он нужен нам как таковой? Здесь хвалят Российские ВУЗы, но если дети заканчивают Российские ВУЗ на русском языке, а в Казахстане требуется именно казахский язык, то какое польза от такой высшей образований? Тем более, в ВУЗах России наши дети будут находится в разлагающиеся среде моральной распущенности. Так что, я никому не советую отдавать своих детей в русские школы. Это будет большой ошибкой далеко идущими последствиями.

Author аноним
Редактировать / Удалить/ Цитировать
27-июл-2017, 00:21

Для меня нравственное воспитание детей важнее чем качество знаний.
=

Это не твои ли дети утыкаются в смартфон в автобусе, делая вид, что не видят старших, и не уступая им место.

Author Сәке
Редактировать / Удалить/ Цитировать
27-июл-2017, 02:27

Автор, претендующий на объективность, сознательно или нет, упустил как минимум две вещи. Распределение казахских школ по принципу аул-район-город. И соответствующее распределение русских школ по принципу село-район-город. Казахи сейчас составляют около 70 процентов населения. В сельской местности и того больше. А значит, и львиная доля казахских школ находится там. Вполне возможно, что минимальное отставание по отдельным категориям это отставание казахских аульно-районных школ от русских городских школ.

И второе упущение автора. Кроме России, на планете есть еще 200 стран. И есть много стран, где ВУЗ-ы не хуже, а зачастую намного лучше российских вузов. И десятки тысяч наших выпускников учились и учатся в дальнем зарубежье. Русский язык там НЕ НУЖЕН. Казахский впрочем тоже, но для казахов владение родным языком должно стать нормой. И не просто владение, а быть носителем родного языка. Это нормальное явление для всех стран, кроме Казахстана (ну может еще Белоруссии).

Не вижу смысла, чтобы какая-то многомиллионная нация полностью переходила на чужой язык, отказавшись от родного языка, ради того чтобы несколько тысяч ее представителей могли учиться на этом языке в другой стране.

Author аноним
Редактировать / Удалить/ Цитировать
27-июл-2017, 09:12

чё за фигня...чуть что так сразу про учёбу в РФ приводят русские а ? Что всё лучшее обучение зациклилось только на вузах РФ,дипломы многих которых не признают заграницей ?

Author QAZAQ ELI
Редактировать / Удалить/ Цитировать
27-июл-2017, 09:21

знаю многих казахов окончивших чисто казахскую школу и не зная русского языка или плохо владеющие им,прекрасно продолжили обучение на Западе и получили отличное образование...многие вернулись в РК и трудятся на благо процветания Qазаq Eli,а вот те,кто обучается в вузах РФ ещё не возвращались и зачем нам тогда получать образование на русском,если они потенциональные кадры для РФ ?

Author Аноним
Редактировать / Удалить/ Цитировать
27-июл-2017, 12:04

На предыдущие три коммента. Много ли молодых казахов потянут учебу в дальнем зарубежье (кто учится по "Болашаку" не в счет - их очень мало, и большинство там блатные). Только на питание и проживание ежегодно будет уходить 8-10 тысяч долларов. А в России обучение в вузах стоит намного дешевле, чем у нас, и можно найти более или менее приличные университеты. Плюс с языком обучения вообще не будет никаких проблем - русский в Казахстане знают намного больше людей, чем английский и тем более китайский. Конечно, не все после учебы вернутся в Казахстан, но если предложить хорошие рабочие места, то желающие найдутся. Тем более у многоих здесь остались родные и близкие.

Author Аноним
Редактировать / Удалить/ Цитировать
27-июл-2017, 13:20

"Это не твои ли дети утыкаются в смартфон в автобусе, делая вид, что не видят старших, и не уступая им место". ----
Мой дети учились в казахской школе и воспитаны на казахских традициях, в добавок к этому они религиозны. Но даже в таком случае вы найдете повод придираться к ним, потому что вы настроены на спор.

Author Ғалым Бақыткерейұлы
Редактировать / Удалить/ Цитировать
27-июл-2017, 13:30

При выборе Российских ВУЗ надо учитывать еще один немаловажный фактор. Там русские враждебно настроены инородцам. Поэтому узкоглазые казахи как чурки-азиаты там будет не уютно чувствовать себя.

Author Ғалым Бақыткерейұлы
Редактировать / Удалить/ Цитировать
27-июл-2017, 13:35

Мой предыдущий коммент убрали...

Author Ғалым Бақыткерейұлы
Редактировать / Удалить/ Цитировать
27-июл-2017, 13:40

Неудобные комментарий убирают. Что это может означать...

Author Аноним
Редактировать / Удалить/ Цитировать
27-июл-2017, 15:37

воспитаны на казахских традициях
=
А что такие казахские традиции? О чем вы? О том как пасти скот, как совершать перекочевки...

Author Аноним
Редактировать / Удалить/ Цитировать
27-июл-2017, 15:38

в добавок к этому они религиозны
=
даже парни с бородой не уступают место старшим в автобусе. и даже девушки в платках.

Author Гептил
Редактировать / Удалить/ Цитировать
27-июл-2017, 15:39

Чем больше читаешь комменты нагыз-казахов, тем больше убеждаешься, что они не адекватные...

Author Дамир
Редактировать / Удалить/ Цитировать
27-июл-2017, 22:08

Автор статьи не говорит же, что нужно забыть о казахском языке. Он говорит, что у русско-язычной школы больше шансов, чем у казахоязычной. Закончив русскую школу школьник может как минимум спокойно поступить в РФ. Статья призвана опровергнуть доводы автора другой статьи, который описал лишь те факты, которые выгодны ему.
Я лично закончил русскую школу, учился на программиста в русском отделении. Я сочувствовал казахскому отделению, которое все равно обучали преподаватели с русского потока. Попробуйте найдите книгу на казахском языке о языке Java? Angular? PHP?

Author Ғалым Бақыткерейұлы
Редактировать / Удалить/ Цитировать
29-июл-2017, 13:33

Мы казахи, и страна наша - страна казахов. То, что у нас есть русские школы, это уже невообразимый факт для независимой страны. Это пережиток нашей колониальной прошлой. Какая нормальная страна будет открывать чисто русские школы у себя? Это же во вред наций, и это же вопрос национальный безопасности. Те которые учились в русских школах защищают право русского языка, пренебрегая при этом своим родным языком, Большинство таких казахов плохо владеют казахским, или не хотят разговаривают на казахском. Таким образом они постепенно отходят от своего языка. И они становятся ярыми защитниками интересов России. Это разве нормальное явление для нормальных казахов? Поэтому вообще нужно закрыть русские школы в Казахстане. Потому что это язык соседней страны, и оно в нашей стране является языком русской диаспоры, поэтому русский язык для казахов является иностранным языком как и английский язык. Во всех нормальных странах иностранные языки преподаются в национальных школах как иностранный язык. Если этот русский язык обладал преимуществом во времена Советско-Русской империй, и поневоле навязывался казахам, то эти времена уже прошли. Теперь надо восстановить историческую справедливость, и вернут законное право казахскому языку. Мы казахи, а не русские! У нас есть свой язык. И имеем полное право защищать свои интересы в лице своего языка. Не препятствуйте этому, пожалуйста...

Author Асель
Редактировать / Удалить/ Цитировать
31-июл-2017, 13:14

Галым...
По поводу нравственного воспитания в русских школах, курят, пьют и матерятся... Пфф наверное воспитание все таки закладывается в семье. Училась в русской школе. В русскоязычных классах дети на много раскрепощеннее и свободнее нежели в казахских классах. Зажатость и закомплексованность. Это я сейчас вспоминаю школьные годы. И по учебе русские классы впереди и во всех мероприятиях участвуют и мысли выражают правильнее и грамотнее. А представители казахских классов были скромными, молчаливыми, не общительными. Поддерживаю конечно, что мы должны знать свой родной язык. Но и вместе с ним надо как то развивать образование казахстанское именно на казахском языке. И вообще мы живем в свободной стране. На каком языке удобнее говорить, на таком я и буду говорить, а для меня это русский язык, хотя я и казашка.

Author Аноним
Редактировать / Удалить/ Цитировать
31-июл-2017, 22:19

в общем здесь русские в силу своего Ымперского чванства и шовинисткого "вЯличия" пишут посты чисто пропаГандоновского направления,что-де инородцы-казахи и х культура вместе с языком обречена на вымирание,что-де токо знание русского языка и культуры выведет казахов в люди,как вывела народы и народности Сыбыри,которые поголовно стали иванами,да марьями,потеряв свою национальную идентичность,язык,культуру и развитие своего национального (токо в этнографических музеях оно осталось)...

Author Damir Na
Редактировать / Удалить/ Цитировать
02-авг-2017, 02:28

Казаклар ! не поддавайтесь никаким уловкам о "преимушестве" обучения на русском языке ! Если татары 100-120 лет назад агитировали за обучение или знание руского, то уже спустя 40 лет, в 50-е годы это стало бедой, а сегодня просто катастрофа... Но одна особенность при царях татарская школа был независимым и национальным, а при большевиках и их наследниках диктатура Москвы, учебники, с запретом обучения на родных языках... включая экзамены.... этот язык был и есть инструмент и средство ассимиляции со всеми вытекающими...

Author Дядя Алекс
Редактировать / Удалить/ Цитировать
02-авг-2017, 11:27

Не вижу смысла спорить. Упоротые патриоты, также как и упоротые ватники не обращают внимания на факты. Для своих детей я все решил, русская школа и зарубежный вуз, пусть даже в РФ. Только так у моих детей будет шанс нормально реализоваться. ЕНУ, КазНУ и прочие варианты даже не рассматриваются, тем более на казахском. Каждый день сталкиваюсь с выпускниками, не впечатлен.