ВТОРНИК, 11 АВГУСТА 2020 ГОДА
15486 2-09-2015, 07:30

Может, хватит плакаться по поводу судьбы казахского языка?


Министр образования и науки Аслан Саринжипов на минувшей неделе объявил об очередной реформе в курируемой им сфере. Помимо всего прочего, она затронет содержание учебной программы общеобразовательной школы, а заодно и такой болезненный для казахстанского общества вопрос, как языковой.

 

Странные приоритеты

"Мы не должны забывать, что приоритетное значение имеет задача овладения государственным языком на высоком уровне", - заявил министр, после чего сообщил: "Дополнительно к предмету "казахская литература" предлагается, чтобы предметы "история Казахстана", "география" изучались на казахском языке во всех школах, вне зависимости от языка преподавания".

Приведет ли это нововведение к тому, что учащиеся русских школ (а именно их, главным образом, и касается инициатива министра) будут лучше знать государственный язык? Возможно. Но, с другой стороны, им станет гораздо труднее осваивать сами школьные предметы, которых коснулась новация. География преподается с пятого класса, то же самое, по словам Саринжипова, теперь будет и с историей Казахстана. В состоянии ли 10-11-летние дети, для которых казахский язык не является родным, вникнуть в тексты учебников, правильно их усвоить? Есть два серьезных основания сомневаться в этом. Первое - низкий уровень преподавания государственного языка в начальных (с первого по четвертый) классах таких школ. Второе - чрезмерное увлечение заменой общепринятых международных слов их казахскими аналогами (в русском языке они в массе своей сохранены), что еще больше усложняет понимание и текстов, и устной речи педагога, объясняющего урок по-казахски. В частности, это коснулось многих географических терминов: регион - аймак, горизонт - кокжиек, рельеф - бедер и т.д. Не говоря уже о названиях городов и стран - Бейжин (Пекин), АКШ (США) и др. В итоге мы рискуем получить "на выходе" юношей и девушек, возможно, прибавивших в знании казахского языка, но плохо разбирающихся в географии и истории Казахстана (кстати, оба эти предмета входят в программу ЕНТ). И если мы сейчас удивляемся дремучести некоторых англичан, уверенных в том, что футбольная команда "Астана" представляет Афгани­стан, то скоро и среди нас может появиться очень много молодых людей, путающих, например, Австрию с Австралией, Швецию - со Швейцарией и полагающих, что "азимут" происходит от слова "Азия"…

Спрашивается, что важнее - знание казахского языка или общий уровень образования казахстанцев? Вопрос в такой плоскости фактически поставил сам глава профильного министерства. Напомню фразу Саринжипова: "приоритетное значение имеет задача овладения государственным языком". Хотя занимаемый им пост обязывает его думать прежде всего о том, чтобы наши дети получили хорошие знания по всем учебным дисциплинам, научились логически мыслить, обрели навыки и стимулы к самостоятельной работе, расширили свой кругозор. Если всего этого не будет, то само по себе знание, пусть даже блестящее, казахского языка ничего не даст ни самим отдельно взятым казахстанцам, ни обществу в целом, и наша страна так и останется на задворках мировой цивилизации.

Впрочем, не только поэтому заявление министра о приоритетах выглядит, мягко говоря, не вполне адекватным. Дело в том, что проблема казахского языка и обучения на нем сегодня не является настолько острой, чтобы ради этого стоило ломать школьные программы, создавать учащимся дополнительные трудности и лишний раз напрягать русскоязычное население страны, которое после нынешней инициативы МОН получило очередной повод для беспокойства относительно будущего своих детей в Казахстане.

 

Что говорит статистика?

Языковой вопрос едва ли не самый дискутируемый в нашей стране. А еще это любимая мозоль тех, кто считает, что только они имеют право называться патриотами Казахстана. Но без конкретных цифр и фактов тот бесконечный "жоктау" о судьбе казахского языка, который мы слышим на протяжении уже многих лет, - не больше чем разговоры в пользу бедных. В общем, чтобы вести предметный разговор, необходима объективная статистика. К сожалению, в полном виде найти ее в открытом доступе не удалось: то ли она не ведется системным образом, то ли предназначена лишь для узкого круга избранных. Но из отрывочных данных, взятых в основном из официальных источников и научных исследований, посвященных состоянию школьного образования в республике, удалось скомпоновать более или менее целостную картину. Вот как она выглядит.

В 1991-м году, то есть на заре становления независимого Казахстана, в казахских классах общеобразовательных школ страны обучались 1008,1 тысячи детей (32,3 процента от общего количества учащихся), во всех остальных - 2107,9 тысячи (67,7 процента), в том числе в русских - 2027,2 тысячи. Но уже к концу того же десятилетия цифры сравнялись и, мало того, учащихся казах­ских классов стало чуть больше - 1568,9 тысячи против 1527,9 тысячи. Еще через десять лет, к началу учебного года 2010/11, соотношение достигло 1757,7 тысячи (70,9 процента) и 721,4 тысячи (29,1 процента). Тут надо учесть сокращение общего количества школьников (с 3,1 до 2,5 миллиона), вызванное изменением демографической ситуации. Точных данных за последние годы обнаружить не удалось, но, если прежние темпы сохранились (а, скорее всего, так и было), то сегодня пропорция составляет примерно 75 процентов к 25. Словом, за период независимости удельный вес учащихся казахских классов увеличился с 1/3 до 3/4. То есть как минимум три четверти юных граждан страны, по определению, должны очень хорошо владеть государственным языком. А если не владеют, то все претензии к учителям и к системе образования в целом.

Эту тенденцию подтверждает также динамика увеличения количества казахских школ и, напротив, сокращения русских. Последних на заре независимости насчитывалось 2932, на рубеже веков - 2403, а три года назад - 1394. Более чем двукратное уменьшение за двадцать лет.

Еще несколько любопытных и весьма показательных цифр. Вот цитата: "На начало 2012-2013 учебного года наибольшее количество учащихся являлись представителями казахской (1 820 087), русской (340 005) и узбекской (103 138) национальностей". А в классах с казахским языком обучения на тот момент начитывалось порядка 1750 тысяч школьников. Даже если допустить, что среди них были представители других этносов (например, узбеки, уйгуры, небольшая часть русских, корейцев и т.д. - в сумме около 150 тысяч), то, как показывают несложные арифметические подсчеты, примерно 1,6 миллиона казахских детей учились на родном языке. Соответственно лишь 200-250 тысяч, или 10-15 процентов от их общего количества, получали школьное образование на русском. Иначе говоря, 85-90 процентов представителей титульной нации в обозримой перспективе будут свободно говорить на казахском. И тогда проблему, по поводу которой было сломано столько копий (незнание многими казахами родного языка), можно будет считать практически решенной. Что же касается остальных десяти-пятнадцати процентов, а также национальных меньшинств, то это лишь дело времени и демографии.

 

Терпение, только терпение…

По оценкам на начало нынешнего года, казахи составляли 66,01 процента населения страны, а русские (наиболее многочисленная диаспора) - 21,05 процента. Тогда как среди учащихся школ удельный вес представителей этих этносов был равен соответственно 72,8 и 13,6 процента. О чем говорят данные цифры? О том, что русское население Казахстана имеет очевидную тенденцию к старению и сокращению своей численности (учтем также, может, не сильно бросающийся в глаза, но все же сохраняющийся исход русских из нашей республики, причем уезжает в основном молодежь). А казахи - молодая с точки зрения среднего возраста и быстро растущая в количественном плане нация: за последние четверть века она выросла с 8 миллионов до 11,5 миллиона, или почти в полтора раза.

Сегодня казахи являются самым крупным этносом в 14 регионах страны из 16, причем в десяти они составляют более 70 процентов от общей численности населения. Уже есть целые районы, где практически не осталось "инородцев", за исключением отдельных стариков, которым просто некуда уезжать. И процесс постепенного превращения территорий в моноэтнические образования будет продолжаться и дальше.

О том, как подобные демографические тенденции влияют на языковую ситуацию, автор этих строк подробно писал четыре года назад в статье "Какая разница, когда Казахстан в языковом отношении станет большой Кызылординской областью?". Напомню вкратце ее содержание. Прежде многонациональный город Аральск после исхода неказахского населения, вызванного обмелением моря и закрытием связанных с ним производств, уже к началу 1980-х стал превращаться в мононациональный и моноязычный, вследствие чего еще в советские годы Аральский район перевел делопроизводство с русского языка на казахский. Спустя десять лет точно такой же процесс, вызванный уже распадом СССР, начался в целом по Кызылордин­ской области, и сейчас там в казахских классах обучаются 93 процента от общего количества школьников (в поздне­советскую эпоху они составляли лишь около половины), а немалая часть оставшихся русских, корейцев, представителей других этносов хорошо понимает казахскую речь. Причина все та же - изменение языковой среды, ставшее следствием изменения этнического состава населения.

Аналогичная тенденция сейчас наблюдается и на всей территории Казахстана. Последними бастионами, где государственный язык пока не одержал окончательную победу, остаются две столицы и отдельные областные центры. Но их население активно подпитывается выходцами из казахской глубинки, где говорят исключительно на родном языке и где, в отличие от городов, сохраняется относительно высокая рождаемость. И сейчас даже в Алматы казахская речь слышна гораздо чаще, чем русская. Помню, лет десять назад, прежде чем обратиться на улице или в общественном транспорте к незнакомому казаху, я сначала раздумывал, на каком языке это сделать, чтобы не поставить его в неудобное положение, а сегодня спокойно спрашиваю по-казахски, поскольку на 90 процентов уверен, что он меня поймет.

С учетом всех вышеназванных обстоятельств прогноз очевиден: лет через десять, от силы двадцать, весь Казахстан будет говорить преимущественно на казахском. Какого, скажем так, качества будет этот язык, насколько конкурентоспособным он окажется - вопрос другой. (Кстати, то же самое касается казахскоязычного контента, который сегодня преобладает на отечественном ТВ, казахского сегмента Интернета, учебников на казахском и т.д.). Но в количественном отношении, то есть в плане широты охвата населения, за язык волноваться уже не стоит.

А потому все нынешние потуги МОН, все стенания националистов по поводу якобы печальной судьбы казахского языка - от лукавого. Это либо попытка заработать политические дивиденды, поспекулировав лишний раз на патриотической тематике, либо извечное стремление создать ажиотаж вокруг надуманной проблемы, выбить под нее деньги и "освоить" их.

В общем, не стоит вмешиваться в естественный ход событий, искусственно форсировать их, тем более если это может создать ненужную напряженность в межэтнических отношениях, чреватую непредсказуемыми последствиями.
 

Комментарии

Author Самет
Редактировать / Удалить/ Цитировать
02-сен-2015, 23:29

Хватить навязывать обществу свою манкуртскую идеологию господин Байхожа. 30-40 лет назад у нас никто не спрашивал "правильно ли мы усвоим предметы на русском". Жизнь заставил и мы за короткий срок всё усвоили как надо. Внедряемые Министерством образования новшества я считаю очень актуальными и своевременными (даже немножко запаздалыми). Так что, все правильно делаете господин Министр.

Author Дәулет
Редактировать / Удалить/ Цитировать
03-сен-2015, 09:50

Мына дағдарыс заманында ақшаны үнемдеу үшін мемлекеттік тілдегі емес балабақшалар мен мектептерге бюджеттен ақша бермеу керек. Олар өз күндерін өздері көруі тиіс. Сонда, жалмауызға да жан керек демекші, олар бюджеттен қаржыландыру үшін қазақша білім беруге көше бастайтын болады. Сөйтіп тұтас мемлекет ұлттық сипатқа ене бастайтын болады.

Author Асхат
Редактировать / Удалить/ Цитировать
03-сен-2015, 11:38

Даулету. А еще надо отключить русскоязычные школы и детсады от света, воды и канализации. А если они не сдадутся, сбросить на них бомбы. У тебя вообще мозги есть? К твоему сведению: родители этих детей тоже платят налоги и имеют полное право на бюджетное финансирование школ и детсадов, в которых эти дети обучаются и воспитываются.

Author Мерген
Редактировать / Удалить/ Цитировать
04-сен-2015, 14:25

Идиотская статья. Бейджин гораздо ближе к языку оригинала чем Пекин, так на китайском это слово произносится как Бейдзин. Я учился в русской школе на севере Республики, потому что единственная казахская школа была на другом конце города и качество обучения там желало лучшего. Вот тогда мои родители отдали приоритет качеству обучения, а теперь я считаю что лучше бы я учился в казахской школе, потому что сейчас страдаю от незнания родной речи. Мои дети ходят в казахскую школу, а до этого ходили в казахский садик и прекрасно выучили родной язык даже при отсутствии языковой среды у себя дома.
Народы России все учат русский язык в школах и это нормально, никто не кричит о выдавливании их из страны. Оставайтесь все народы Казахстана, мы вам рады, но давайте разговаривать на казахском.

Author Руслан
Редактировать / Удалить/ Цитировать
09-сен-2015, 10:49

Нет будущего без языка и истории язык чуть не уничтожили историю переписали после испустил более 400 ядерных взрывов внаглую крестят перед вылетом уничтожили больше половины населения насаждая свой языке в котором более 50,000 мат- слов у самой России нету будущего это уже все видят и после всего этого вы хотите быть в составе этого гребанного руского мира? Опомнитесь что вы скажите своим внукам пока не поздно переводите на государственный язык

Author Рауан Бағжан
Редактировать / Удалить/ Цитировать
09-сен-2015, 12:51

Қ*тақты жепсің жеңіс байқожа! Сенің есіміңді үлкен әріптерменде жазуға тұрмайды!

Author Айсулу
Редактировать / Удалить/ Цитировать
09-сен-2015, 16:33

Всем школам надо взять пример от школы "Мирас"! Представляете, эта школа в 14-15 учебном году открыла для 2-х учеников казахский класс! Девушка и парень получили аттестат об окончании средней школы на казахском языке! Свои приветственные речи, посвященные преподавателям школы и родителям, они говорили на казахском языке! Вот, это пример, который показывает цивилизованная страна, пример, которому должны последовать наши школы, которые зачастую свое нежелание сваливают на нехватку учителей, классов, денег и т. д. и тому подобное!

А предмет казахский язык - разве это не учебная дисциплина? Зачем тогда русский, английский и др. языки - они-, получается тоже не учебные дисциплины? Люди! Думайте, что говорите! Если по правилам и по человечески, то в каждой стране все школы должны обучать детей на языке своей страны и нечего до сих пор обсуждать эту тему! Это аксиома и - баста!

Author Нұржан
Редактировать / Удалить/ Цитировать
15-сен-2015, 09:04

Красивая, достойная фамилия Байқожа, лучше оставался бы Байхожиевым!!!!!!!

Author kazakh
Редактировать / Удалить/ Цитировать
19-сен-2015, 15:39

Странно, что журналист приводит такие именно данные по так называемой "проблеме казахского языка". Неужели не понятно, что за этой проблемой скрывается проблема казахов в Казахстане.
Сами знаете, кто в Казахстане самый бедный - казах, кого больше среди безработных - казах. Казахи работают на самых низкооплачиваемых сферах экономики и госсектора. Не считая конечно олигархов-казахов, которых можно по пальцам пересчитать. Найдите и покажите мне кого-нибудь из представителей других наций, кто живет до сих пор в вонючих общежитиях. Следовательно бездомные в Казахстане - это тоже казахи. Самые криминальные регионы это те же регионы, где живет больше всех казахов. Кого больше среди воров и коррупционеров? Ответ известен. Кого больше среди директоров школ и поликлиник? Конечно казахи. И они же больше всех вымогают деньги у тех же казахов. Это казахи друг друга топчат, ненавидят, убивают, завидуют, козни строят и сплетничают. Не видели хоть одного из русских или кого-нибудь из других наций, кто бы гордился дружбой с казахом. Сюда конечно не входят те, кто при деньгах и при власти.Не видели хоть одного из русских или кого-нибудь из других наций, кто бы болел за судьбу казаха и наоборот, чтобы казах плакал за русского. При таких обстоятельствах понятно, что казахи невзлюбили приезжих казахов из-за рубежа. Их обзывали, все ненавидели, писали письма Президенту и в итого остановили казахский көш. Тот кто не любит и не уважает своих, никак не может уважать и принять чужого. Между тем Путин и его русские кричат что "своих в обиду не дадим" и из-за русских пошли даже на войну со своими же православными украинцами. Казахи на такое не способны. Они способны только брать и брать, давать не в силах. Что уж говорить, если директора школ вымогают деньги у первоклашек? Кого такой директор вырастит в будущем? Себе подобного. Так будет продолжаться веками. Потому что это наверное в крови у таких. Так что проблема казахского языка - это проблема только казахов.

Author kazakh
Редактировать / Удалить/ Цитировать
19-сен-2015, 15:40

Она решится только тогда, когда казахи научатся уважать и ценить друг друга и себя. она решится когда у казахов вырастет авторитет, который ниже плинтуса. Русские не будут учить язык тех, кого не уважают. Заслужить уважение - долгая история. К тому же казахский не знают только те казахи, кто во власти. А их около 100 тыс только. Им и их чадам казахские школы подавно не нужны. Они говорят на западных языках и на русском, они имеют дома за рубежом, они могут жить везде. Так же как и другие. Русские, если им разонравится Казахстан, уедут в Россию, их зовет Путин, остальные тоже. Те, кто остаются в Казахстане, они обходятся без казахов и казахского языка. У них свои компании, ТООшки и ИПшки, куда никогда они не возьмут казахов и казахоязычных, так как считают невежами и баранами. Так что подумайте, решится ли "проблема" казахского языка. Не понимаю откуда появилась такая проблема? Казахи все знают казахский и никуда не смогут уехать из Казахстана. Никому другому они не нужны. Даже своей власти.

Author Delmarsboow
Редактировать / Удалить/ Цитировать
23-сен-2015, 10:16

В этом что-то есть. Теперь всё понятно, благодарю за помощь в этом вопросе.


Ядерная энергетика Процедуры валидации, Проблема застревания регулирующих стержней.

Author Күлән
Редактировать / Удалить/ Цитировать
29-сен-2015, 07:55

Простите я не читала вашу статью, потому что проблеме не в языке, родной язык я воспринимаю как орган например уши или глаза, отсутствие органа в данном случае родного языка значит "инвалид". Поэтому нужно лечиться значить учит. Всего навсего, ведь люди едут английский учит в Англию немецкий в Германию. А мы у себя на родине сами себе создаем проблемы. Почему, в чём проблема, не понимаю.

Author Никола
Редактировать / Удалить/ Цитировать
30-сен-2015, 01:07

Ура–патриотам. Во–первых, что вы здесь делаете на русскоязычном сайте? Идите на казахскоязычные ресурсы и проливайте слезы, что вы не приобщились к мировому обществу из–за русского языка. Вам ведь не нравится русский язык, но вы все учились на нем в учебных заведениях. Вы надоели со своей дискриминацией. Учите мировые языки, не нравится русский, учите английский. Вам, наверное, заняться больше нечем? Собралась кучка бездельников. Вы как вирус, убивающий своего носителя. Вам и вашим детям казахский язык нужен, чтобы стать бастыками, не на путях работать, а сидеть и указания бестолковые раздавать. Нынешние поколения молодых, в большей своей массе от такого образования, пустые, дикие, бескультурные. Я только в Казахстане видел, чтобы стеклянные бутылки оставляли и били на тротуарах и дорогах.

Author Никола
Редактировать / Удалить/ Цитировать
30-сен-2015, 01:16

так как считают невежами и баранами. Так что подумайте, решится ли "проблема" казахского языка. Не понимаю откуда появилась такая проблема? Казахи все знают казахский и никуда не смогут уехать из Казахстана. [/quote]
Да ты брешешь, как собака. В Россию много живет казахов и уезжают в Россию. А если ты сам себя считаешь бараном, то и окружающие в тебе видят барана.

Author Алмат
Редактировать / Удалить/ Цитировать
01-окт-2015, 09:35

Поддерживаю Министра. Пусть будет так. А обвинять народ за то что она ведет свою политику по своему языку кощунственно. Перекос начался во время СССР, теперь ее надо выравнивать.

Author Maynardpn
Редактировать / Удалить/ Цитировать
19-окт-2015, 16:34

Замечательно, очень полезная штука

---

HomeHotel тут

Author нагызказак
Редактировать / Удалить/ Цитировать
27-ноя-2015, 13:55

Проблема нагызказахов в том, что они кроме владения родным языком ничего не умеют. И это очень обидно. Надежду внушает только то, что в деловой среде все-равно русский побеждает. Придет клиент начинает говорить на казахском, потом все-равно переходим на русский, на котором можно спокойно обсудить все деловые вопросы. А казахский остается языком чиновников и деятелей "культуры". Последние свои доходы получают от государства, которое прикрываясь этими урапатриотами ворует и немного дает им на пропитание. Скоро не будет государств, а значит и проблема языков сойдет на нет.