Почти три столетия казахи и русские жили в едином политическом и экономическом пространстве – в составе сначала Российской империи, а затем Советского Союза. Мы попросили известных отечественных экспертов высказать свое мнение по этому поводу, адресовав им следующие вопросы:
- Что позитивного дало казахам это совместное проживание?
- Какие можно было бы вспомнить негативные моменты?
- Смогло ли казахское общество за годы суверенной истории выработать более или менее объективный взгляд на нашу совместную историю? Или это предстоит сделать будущим поколениям отечественных исследователей?
- Насколько это важно сделать с точки зрения как будущего казахской государственности, так и перспектив наших взаимоотношений с Россией?
Асылбек Бисенбаев, кандидат исторических наук, доцент: Трактовка истории может быть совершенно разной
1. Давайте сделаем несколько уточнений. Казахское ханство образовалось в период продолжавшегося распада великой империи Чингисхана, когда улусы Джучи, Чагатая и других преемников кагана тоже стали распадаться. Московское княжество было подвластной территорией и входило в единое политическое пространство Монгольской империи.
Но ситуация изменилась, и возникла Российская империя, которая поглотила Казахстан после завоевания ею государств Средней Азии. С середины XIX века начался захват Кокандского, Хивинского и Бухарского ханств, а затем Памира и туркменских оазисов. Таким образом, территория Южного Казахстана вошла в состав Российской империи. Надо помнить, что некоторые казахские племена приняли ее подданство и даже помогали в войне против Коканда. В то же время из истории известны многочисленные восстания против господства Российской империи, в том числе под руководством хана Кенесары Касымова.
Непосредственно процесс присоединения начался в 1731 году, с принятия российского подданства ханом Младшего жуза Абулхаиром, и продолжался почти 150 лет. Причем осуществлялся он самыми разными методами — от мирных до военных. Но присоединение стало реальностью только со строительством укрепленных линий и городов. Только после этого Российская империя твердо встала на ноги в казахской степи.
Экономические связи существовали очень давно, поскольку менялись государства, границы, торговые пути, но сама торговля как экономический фактор существовала издавна. Казахстан имел экономические связи с Китаем, Индией, Ираном. А после завоевания Иваном Грозным Казанского и Астраханского ханств - и с Россией.
Трудно рассуждать о позитивном и негативном опыте в их отрыве друг от друга, поскольку процесс колонизации носил противоречивый характер. С вхождением в состав Российской империи казахи не обрели политических прав. Но с другой стороны, у них появилась возможность получать образование в российских учебных заведениях, в том числе и высших. Образовательная система была нацелена на подготовку сотрудников низшего звена колониальной администрации, а также учителей, переводчиков. В то же время казахский язык дискриминировали, а сам процесс обучения в конечном счете был нацелен на русификацию населения.
Казахи лишались собственной земли, и это вынуждало их переходить к оседлости. Безземелье обрекало их на участь батраков у переселенцев или рабочих на местных предприятиях. Усиливалась дифференциация населения.
Немногочисленная образованная часть казахов включилась в политические процессы, особенно после революции 1905 года. Но и в этом случае по большей части в русле российских политических сил. Создание же национальных партий началось только после 1917 года, однако уже через несколько лет они были ликвидированы.
После революции произошло образования КазАССР, а затем и союзной республики. Но они не имели никакой самостоятельности: ни политической, ни экономической. Все вопросы решались вне пределов Казахстана, в том числе выбор местоположения столицы или алфавита. Социалистический эксперимент привел к гибели половины населения, утрате идентичности, сужению системы образования на родном языке. К 60-м годам ХХ века казахский язык фактически перестал функционировать в системе государственного управления и образования. Доля казахов в численности населения республики к середине 1950-х упала до четверти. При этом сформировалась казахская советская интеллигенция, хотя она подвергалась репрессиям и различным запретам.
Поэтому можно сказать, что однозначно позитивных достижений практически не было.
2. Негативных моментов достаточно много. Это физическое уничтожение населения — начиная с периода завоевания до декабря 1986 года. Это случаи массового голода времен двух мировых войн, 1921 года, периода насильственного перевода на оседлость и коллективизации, а также 1947 года. Это репрессии, которые советский режим осуществлял в 1920-х – 1950-х. Это закрытие казахских школ и казахских отделений в высших учебных заведениях. Это институт прописки, создававший искусственные препоны урбанизации этноса. Это превращение Казахстана в ядерный полигон (испытания смертоносного оружия осуществлялись не только на территории Семипалатинской области).
Где-то негативное шло параллельно с позитивным. Например, освоение целины стало для современного Казахстана источником поступлений в бюджет за счет продажи твердых сортов пшеницы. Но в то же время были и экологическая катастрофа (выветривание почвы и пыльные бури), и прибытие множества иноязычного населения, среди которых оказалось немало уголовных элементов.
3. Выработка объективного взгляда на историю — процесс сложный. Дело в том, что постоянно меняются само общество, его предпочтения, политическое устройство, информированность и многое-многое другое. То, что сегодня кажется большинству граждан бесспорным, завтра может оказаться отвергнутым тем же большинством. Трактовка любого факта может быть совершенно разной. Например, для нас откочевка Жаныбека и Керея - это начало 550-летней истории Казахского ханства. Но ведь этот шаг одновременно можно трактовать и как сепаратистские действия части элиты ханства Абулхаира. Или как переход из одного подданства в другое, в составМогулистана. Или как внутреннюю борьбу между чингизидами за политическое первенство.
Во времена СССР мы отмечали так называемое 250-летие добровольного присоединения Казахстана к России. По всей республике висели плакаты с такой надписью. И это вполне устраивало общество. Но не всех. Дотошные граждане знали, что хан Младшего жуза Абулхаир принял присягу без согласия многих родовых старшин. А российский посланник Тевкелев, который принимал присягу от казахских правителей, едва не был убит недовольными таким шагом. Кстати, и сам Абулхаир впоследствии не раз нападал на русские крепости и даже говорил о разрыве подданства.
Сегодня отечественные историки пытаются создать серьезные труды об истории Казахстана. Идет поиск новых архивных материалов. Но здесь существует несколько проблем. В трудные 1990-е годы произошел разрыв поколений историков. Отсутствие финансирования, падение уровня жизни привели к оттоку профессиональных кадров из науки, а также к их эмиграции за рубеж. Научные школы не восполнялись, были утрачены навыки и методы самой исследовательской работы.
Например, мне кажется, что молодые историки совершенно не имеют представления о критическом отношении к источникам, компаративистике и многом другом. Современные авторы не знают, что многие вопросы уже были разрешены в книгах корифеев исторической науки, пусть даже с налетом марксисткой методологии. Отсюда рождаются «научные» сенсации, которые не красят нашу историческую науку и не способствуют росту ее престижа.
Еще одна проблема: труды историков издаются малыми тиражами и недоступны даже специалистам. Есть совершенно нелепое решение о том, что книги ученых, в том числе историков, не могут продаваться в книжных магазинах.
Я не помню ни одной крупной дискуссии по вопросам казахской истории за последние два десятилетия. Разве что о событиях 1916 года. Даже в годы диктата КПСС проводились дискуссии по вопросам кочевого общества и собственности, присоединения Казахстана к России, национально-освободительных движений, особенностей построения социализма в национальных республиках. А теперь — зияющая пустота.
4. С точки зрения укрепления государственности развитие исторической науки и ее популяризация жизненно необходимы. Общность людей с древнейших времен создает общие мифы, а с развитием человечества получила развитие и историческая наука. Без общепризнанной истории нет нации. И это важно не только с точки зрения отношений с другими странами — Россией, Китаем, Узбекистаном, Кыргызстаном или Туркменистаном. Это важно, прежде всего, для самой нации, самих граждан, чтобы понять, кто мы и где мы, как следует двигаться вперед…
Нуртай Мустафаев, историк: Ближний сосед лучше дальней родни
1. Скажем так, позитивного было немало. В составе Российской империи, а затем Советского Союза казахи перешли к оседлости, освоили земледелие разной направленности, урбанизировались. Получили развитие промышленность, сельское хозяйство, культура.
В период нахождения в орбите Российской империи имели место и общие негативные моменты, связанные с тем, что с середины 1860-х в политико-правовом отношении Казахстан стал колонией. Соответственно была дискриминация в политико-правовом и, как следствие, в экономическом плане. Тем не менее, прогресс в различных сферах жизни казахов (пусть и не столь значительный, как в советский период) был очевиден. Во второй половине XIX века появились первые светские (нерелигиозные) казахские школы и газеты. На базе русского образования происходило становление первых казахских просветителей Чокана Валиханова, Абая Кунанбаева, Ибрая Алтынсарина и других. В начале XX века получила развитие местная казахская пресса, формировалась казахская интеллигенция, прежде всего алашская.
Вопреки представлениям современных мифотворцев, алашская интеллигенция была не традиционалистско-мусульманской и антироссийской, а западнической и пророссийской. Движение, а затем партия «Алаш» были близки к российской партии кадетов (Конституционно-демократическая партия, именовавшаяся иногда Партией народной свободы). Ее бессменный лидер Алихан Букейханов относил себя к «западническому направлению» общественного движения казахов, которое «видит будущее киргизской [казахской] степи в сознательном претворении западной культуры – в самом широком смысле этого слова» и «возьмёт за образец... в частности Партию народной свободы».
Депутат II Государственной думы Мухамеджан Тынышпаев в письме от 8 апреля 1907 года заявлял: «Меня почему-то считают левым или даже крайне левым. Мне незачем скрывать своей политической физиономии – я кадет, а не левый … Я везде и всюду искал примирения интересов общественных и киргизских [казахских], и программа кадетов вполне разрешает этот вопрос».
Советский период кардинально отличался от эпохи Российской империи. Со времён так называемой «горбачевской перестройки» либеральная интеллигенция, немало посодействовавшая развалу СССР, ввела в оборот ненаучные, рожденные собственными комплексами субъективно-психологические определения типа «совок», «застой». Между тем, ежегодные темпы экономического роста в 1964-1982-х составляли 10-12%. И именно в тот период были введены в строй тысячи заводов, Союз стал лидером в освоении космоса. Разработки советских ученых в физике, химии, других отраслях науки были самыми передовыми, прорывными в мире. В литературе, кино созданы шедевры, рядом с которыми и близко не стоят достижения современных писателей, кинематографистов, других деятелей культуры России, Казахстана и всех прочих постсоветских стран.
В 1960-1980-х годах казахи, казахстанцы стали одним из наиболее образованных народов в мире. Грамотность составляла 99%, почти половина взрослого населения получила высшее образование. Была создана широкая сеть дошкольных учреждений (яслей, детсадов), школ, открывались и функционировали десятки вузов (институтов, университетов). Развивалось профессионально-техническое образование, которое в постсоветский период было разрушено.
При поддержке России и российских ученых была создана Академия наук Казахстана, объединявшая десятки научно-исследовательских институтов. Основы АН республики были заложены в период Великой Отечественной войны, когда в Казахстан эвакуировали десятки НИИ и тысячи ведущих ученых СССР. После окончания войны многие из них остались жить и работать в Казахстане и внесли весомый вклад в развитие науки.
Все ныне действующие крупные промышленные предприятия независимого Казахстана – «Казахмыс», «Кармет», Соколовско-Сарбайский горно-обогатительный комбинат, металлургические заводы Усть-Каменогорска и другие – были построены в советский период. КазГУград, городок «политеха», учебные корпуса и общежития всех крупных вузов тоже появились в «проклятый» либералами советский период.
Всё, что мы имеем сегодня, овеществленное в заводах, фабриках, зерновых комплексах, театрах, киностудии «Казахфильм», театрах, вузах, поликлиниках, больницах, – по большей части, наследие советской эпохи. Даже остатки нематериальной культуры в виде, скажем, методик преподавания в школах и вузах в противовес отупляющим методикам тестирования вроде ЕНТ – тоже наследие, вернее, остатки советской системы преподавания, дававшей глубокие знания, а не «рефлексы собачки Павлова», когда требуется лишь ткнуть пальцем на клавишу компьютера.
2. Негативных моментов не столь много, как иногда декларируют публицисты из числа так называемых «этнических активистов». Связаны они больше с периодом включения Казахстана в орбиту Российской империи, а не с советским периодом. После реформ 1867-1868 и 1886-1891 годов и до 1917-го территория Казахстана окончательно превратилась в колонию. Правовой статус, правовое положение местного населения, с одной стороны, и населения метрополии, с другой, были неодинаковы в плане избирательных прав, избираемости, несения воинской и государственной службы, статуса.
Ко второй половине XIX века сложились две крупнейшие империи – Британская и Российская. В Центральной Азии развернулось геополитическое соперничество, получившее в научной литературе название «Большая игра». Ведь Британия и Россия проводили в отношении населения присоединенных территорий разную политику. Россия, в отличие от Британии, старалась интегрировать политические элиты местного происхождения. Не было откровенного расизма, продажи туземцев в рабство, кровавых завоевательных походов, жесточайшего подавления протестов, как это было с восстанием сипаев в Индии.
Казахские жузы присоединялись к России в форме протектората, что означало сохранение независимости в ведении и обустройстве внутренних дел и передачу внешних функций (дипломатические переговоры, оборона) метрополии. В 1731 году протекторат России приняли правитель Младшего жуза Абулхаир хан и султаны. Позже этому примеру последовал Средний жуз. Причем впоследствии его хан Аблай принял двойной протекторат - и России и Китая, став на деле независимым правителем.
В 1846 году российское подданство приняли султаны Старшего жуза. Однако ранее, в начале XIX века, значительная часть территории этого жуза была захвачена и контролировалась Кокандским и Хивинским ханствами - узбекскими государственными объединениями того времени. В соответствии с условиями протектората Старшего жуза российские войска освободили от кокандцев и хивинцев часть территорий Южного и Западного Казахстана (Мангышлак). Из истории известны осада и сражения при взятии Чимкента и Туркестана. Казахи были на стороне и российских, и кокандских войск. Но следует иметь в виду, что Россия вела военные действия против Коканда и Хивы.
В любом полиэтничном государстве неизбежны противоречия, которые могут перерасти в конфликты. Ряд эксцессов имел место во время восстания 1916 года в Семиречье и во время гражданской войны 1918-1920 годов.
3. Взгляд на историю взаимодействия казахов и русских, Казахстана и России искажался и ранее. Но именно со времён «перестройки» и в постсоветский период получили широкое распространение мифологизация и искажение исторических фактов и процессов.
Например, отдельными публицистами, «этническими активистами» постоянно будируется вопрос о голоде (голодоморе) 1931-1933 годов. Однако никакой намеренной политики, «злого умысла» с целью извести казахов путём содействия голоду со стороны центральных союзных органов управления не было. Во время голода начала 1930-х погибло много населения не только в Казахстане, но и в русских регионах Поволжья, в Украине.
Архивные документы Партархива (ныне Архив президента РК), ЦГА (Центрального госархива) свидетельствуют: инициаторами, рьяными проводниками форсированной коллективизации кочевых хозяйств, повлекшей голод, были местные казахские партийные кадры, бежавшие «впереди паровоза». Многие из них были репрессированы в 1937-1938 годах и со времён «перестройки» почитаются как выдающиеся деятели.
Имеется и множество других примеров искажения истории в угоду политической, националистической конъюнктуре, и их не счесть.
4. Не допускать искажения истории в угоду псевдолиберальной (в отличие от реального либерализма XVIII-XIX веков) и этно- националистической конъюнктуре очень важно. Мы это видим на примере современной Украины.
В таком полиэтничном государстве, как Казахстан, тем более с учетом его геополитического положения, альтернативы многовекторной политике, похоже, нет. Казахстан, как и любая другая страна, должен исходить из своих государственных интересов.
Россия для Казахстана и Казахстан для России – данность, обусловленная географией и историей. У наших стран самая протяженная сухопутная граница в мире – 7 548,1 км.
Не следует забывать известную у китайцев, русских, казахов и практически у большинства других народов поговорку: «Ближний сосед лучше дальней родни». По-казахски это звучит так: «Жақын көршіміз алыс туыстан артық».