ПЯТНИЦА, 10 ИЮЛЯ 2020 ГОДА
2112 17-02-2016, 06:31

Костанайские вузы проигрывают российским?


В прошлом году 530 выпускников средних школ Костанайской области уехали учиться в зарубежные вузы. Об этом сообщил и. о. руководителя управления образования Костанайской области Камиль Ибрагимов на расширенной коллегии ведомства, которая прошла 15 февраля.

Он добавил, что ежегодно средние общеобразовательные школы Костанайской области оканчивают около 4 000 учеников.

На совещании подвели итоги исполнения госпрограммы развития образования на 2011-2015 годы и обсудили перспективы развития этой сферы на 2016-2019 годы. Перечисляя индикаторы, по которым оценивается качество обучения, Ибрагимов сообщил, что по итогам ЕНТ выпускников костанайских школ в прошлом учебном году регион набрал средний балл 78,79 - это 9 место в стране. В 2014 году Костанайская область занимала 4-ю позицию.

- В этом учебном году состоялось уже четвертое пробное тестирование, в нем приняли участие 84,5% учеников 11 классов, средний балл – 70,89, - сообщил Ибрагимов.

У выпускников средней школы есть выбор: проходить ЕНТ или сдавать традиционные экзамены. Поскольку при поступлении в российские вузы результаты ЕНТ не учитываются, многие школьники, решившие учиться в зарубежных вузах, для оценки своих знаний выбирают экзамены. В результате в тестировании увеличивается доля слабо подготовленных выпускников, что приводит к снижению общего среднего балла ЕНТ по региону.

- Мы проигрываем профориентационную работу, - сделал вывод заместитель акима области Марат Жундубаев. – Российские вузы заходят в наши школы, проводят работу. У нас дети уже в январе знают, куда поступать и на какой факультет. А мы начинаем профориентацию проводить в апреле-мае. Я не за то, чтобы запрещать, но мы должны детям показать, какие здесь условия, какие у нас есть вузы, какие здесь есть льготы, чтобы хорошо учиться, какие перспективы, когда они закончат и останутся работать.

По оценке Жундубаева, на качестве обучения сказывается недостаточное количество учителей, имеющих первую или высшую категории. Их в Костанайской области 42,8% от общего числа преподавателей (в среднем по республике - 50%). За последний год эта доля уменьшилась. Чтобы решить проблему, заместитель акима области предложил отделам образования больше работать с молодыми учителями, особенно в сельских школах. Ведь из 337 молодых специалистов, прибывших в последнее время в село, закрепилось только 40%.

Ректор Костанайского пединститута Куат Баймырзаев сообщил, что с 2016 года для повышения качества обучения в этот вуз будут принимать только тех, кто имеет склонность к учительской профессии. Абитуриенты будут сдавать дополнительный экзамен, включающий психологическое тестирование.

Он также обратил внимание на тот факт, что доля студентов из других регионов Казахстана в пединституте в последние годы выросла с 17% до 33%. Одновременно значительно снизилось число костанайских студентов, поступающих по грантам.

- Это говорит о снижении интереса к педагогическому образованию части выпускников школ области, получивших высокий балл ЕНТ, - сделал вывод ректор КГПИ. - Отрицательную роль играет и отток потенциальных абитуриентов в российские вузы. В 2014 году из 37 000 казахстанцев, обучающихся за рубежом, 26 000 учились в России. Большинство из них получило российское гражданство для трудоустройства.

Баймурзаев отметил, что российские вузы заинтересованы в проведении активной работы по привлечению студентов из Казахстана, так как в соседней стране дает о себе знать демографическая «яма» 90-х годов.

- Мы не должны относиться к этом спокойно, - продолжил он. – Не надо забывать, что Казахстан в течение 11 лет тратил на образование каждого школьника большие деньги, фактически финансируя рынок труда наших соседей. У определенной части общества сложилось искаженное представление о более высоком качестве российского образования, зато широко оповещают население о недостатках в работе педагогических коллективов. Сегодня необходимы через средства массовой информации целевые мероприятия по пропаганде достижений лучших учителей, повышению значимости нелегкого учительского труда и уважения к учителю Казахстана.

Хорошим поводом для изменения общественного мнения об учительстве, по мнению ректора пединститута, может стать празднование юбилея Ибрая Алтынсарина.

ng.kz

 

Комментарии